Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2011 в 15:27, реферат
На протяжении нескольких лет современная школа нуждалась в коренных
качественных изменениях в отношении обучения и воспитания. В последние годы
произошли большие перемены в жизни современной школы: изменяются учебные
планы; разрабатываются и успешно вводятся в обучение альтернативные программы
и учебники; появились частные школы, лицеи, гимназии, колледжи; изучается
опыт зарубежных школ.
Введение.......................................................................3
Глава 1 Теория организации учебно-воспитательного
процесса в обучении............................................................7
1.1 Развивающее обучение в начальной школе
и формы сотрудничества в ней...................................................7
1.2 Коллективная форма организации
учебно-воспитательного процесса в начальной школе................
4. осознанный
общественно-общественно
ученика в отдельности задается деятельностью;
5. культивируется забота всех о каждом и каждого обо всех;
6. достигается равенство объективных условий для каждого.
Рассмотрим несколько
приемов организации
Простейшим случаем коллективных учебных занятий могут служить взаимные
диктанты учащихся, если каждый по очереди работает с разными партнерами и
выполняет функции то обучению (диктующего и проверяющего), то обучаемого.
Взаимные диктанты в парах постоянного и сменного состава можно проводить
начиная с 1 класса (используя, например, разрезную азбуку).
Следующий прием организации коллективной работы – смена заданий в четверках.
Для этого объединяются четверо ребят, сидящие за двумя соседними партами, они
поворачиваются лицом друг к другу. Обмен карточками-заданиями происходит
следующим образом:
по горизонтали:
по диагонали:
по вертикали:
Возможная смена заданий такова:
выполнят задания в парах постоянного состава, а затем меняются друг с другом.
«Ручеек». В ручейке идет общение ребят внутри одного ряда, где работают 10
учащихся. Для этой работы учитель заготавливает к уроку карточки по числу
учащихся в ряду. Содержание карточек отличается друг от друга. Для ребят
второго и третьего ряда составляются аналогичные карточки. Итак, у учителя 3
комплекта карточек, по 10 штук в каждом. Маршрут движения учащихся по ручейку
[рис.1]:
1 позиция 2
позиция 3 позиция
Рис.1
На уроке русского языка работа в динамических парах проводится с диктантами.
Сначала заготавливаются разные тексты диктантов по изучаемой теме. Каждый
ученик получает один из текстов, отличный от всех. Все учащиеся работают в
парах сменного состава в следующем порядке:
1. один из
работающих в паре читает по
предложениям текст, другой
2. затем другой ученик (тот, который перед этим писал) читает, а первый,
прежде диктовавший, пишет;
3. потом каждый берет тетрадь своего соседа и без заглядывания в карточку
проверяет написанный им диктант;
4. открывают
карточки и по карточкам
5. допустивший
ошибки под контролем
ошибок;
6. каждый в
своей тетради записывает
7. снова берут тетради друг друга, еще раз все просматривают и ставят свои
подписи: «Проверил Иванов», «Проверила Петрова».
После того, как задания выполнены, друг у друга проверены, пара распадается.
Освободившиеся ученики образуют новые пары. Учащиеся в выборе партнера для
совместной работы свободно перемещаются по классу, образуя новые
диалогические сочетания обучают друг друга по своим карточкам-заданиям.
Рассмотренные выше приемы форм коллективной работы применяются на отдельных
этапах урока. Но на уроках обобщения и закрепления той или иной темы мы
рекомендуем проводить коллективные учебные занятия, используя различные
коллективные формы организации на протяжении всего урока.
При организации коллективных занятий важно учитывать ряд специфических
особенностей:
1. каждый участник занятий попеременно выступает в своеобразной роли то
«ученика», то «учителя».
2. ближайшая
цель каждого участника
всему тому, что он знает или изучает сам.
3. деятельность
каждого участника занятий
полезную краску, так как он не только учится, но и постоянно отучает других.
4. основной принцип работы–все по очереди учат каждого и каждый всех.
5. каждый отвечает не только за свои знания, но также за знания и успехи
товарищей по учебной работе.
6. полное совпадение и единство коллективных и личных, индивидуальных
интересов: чем лучше и больше я обучаю других, тем больше и лучше знаю сам.
До настоящего времени проблема коллективного обучения остается актуальной:
существует множество «за» и «против». Однако следует признать, что обучение в
группах постоянного состава и обучение в группах сменного состава,
взаимосвязано друг с другом, так как в обеих формах происходит общее развитие
личности ребенка, учащиеся сотрудничают друг с другом, самостоятельно ставят
задачи, планируют действия, отыскивают новые, объективные способы в различных
вариантах. Для организации работы в паре сменного состава необходимо иметь
навыки организации работы в паре постоянного состава.
Существенным фактором развития в учебной деятельности младших школьников
является взаимодействия самих детей. Однако учебное сотрудничество в
современной школе часто отодвигается на второй план. В результате реализуется
лишь часть возможностей развития ребенка.
Поэтому рекомендуется использовать коллективную форму организации учебно-
воспитательного процесса, так как она строится на сотрудничестве и
взаимопомощи, обеспечивает участие в учебном процессе учащихся, хорошо
раскрывает их индивидуальные особенности, обеспечивает развитие
индивидуальных свойств личности.
Выводы по Главе 1.
«Обучение ребенка должно вести за собой его развитие – только в этом случае,
его можно признать хорошим» (Выгодский Л.С.)
Развитие детей в системе развивающего обучения понимается не как развитие
отдельных сторон – внимания, памяти, воображения и тому подобное, а как общее
развитие личности.
Развивающее обучение – целостная педагогическая система. Основные
характеристики развивающего обучения: содержание, методы, тип учебной
активности учащихся, особенности взаимодействия между участниками учебного
процесса и характер взаимоотношений между ними, форма организации учебного
процесса и развертывающийся в ней коммуникации – взаимосвязаны и обусловлены
целями развивающего обучения.
Ведущими концепциями развивающего обучения являются концепция развивающего
обучения, разработанная лабораторией под руководством академика Л.В. Занкова
и концепция развивающего обучения, разработанная коллективом московских
психологов под руководством Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова. В предложенных
ими концепциях предлагается кардинально изменить содержание школьного
образования, основу которого должна составлять система научных понятий,
предметом совместной работы учителя и ученика является учебная деятельность
ученика.
Системы Л.В. Занкова, В.В. Давыдова и Д.Б. Эльконина отмечаются верой в
каждого ребенка, в его силы они разработаны с учетом индивидуальных
особенностей каждого ребенка (складом ума и характера, уровнем развития).
Изменение в содержании, методах школьного обучения требуют изменения и форм
организации учебно-воспитательного процесса. В связи с этим возникает
необходимость в учебном сотрудничестве, где участвуют обе стороны: и учитель,
и дети. Существуют три формы учебного сотрудничества:
1. Учебное сотрудничество со взрослыми;
2. Учебное
сотрудничество со
3. Учебное сотрудничество с самим собой.
Требованиям развивающего обучения: приучить детей к самостоятельности
суждений, сформировать умение спорить, отстаивать свое мнение, задавать
вопросы, быть инициативным в получении новых знаний – отвечает учебное
сотрудничество со сверстниками.
Учебное сотрудничество является основой для развития коллективной формы
организации учебно-воспитательного процесса, которая выступает как ведущая
форма организации в развивающем обучении.
Коллективная форма организации включает в себя работу в парах сменного
состава, в группах и в динамических парах.
Использование коллективной формы организации на уроках дает возможность
продвигаться каждому ученику в индивидуальном темпе, способствует проявлению
и развитию способностей каждого ребенка. Все это еще раз подтверждает тесную
взаимосвязь развивающего обучения с коллективной формой организации учебно-
воспитательного процесса.
§ 2. Коллективная форма
организации учебного процесса
2.1 Определение коллективной
формы организации учебной
Для того чтобы составить
более полное представление о
сущности коллективной формы деятельности
учащихся на уроке, проанализируем несколько
определений, встречающихся в литературе.
В.К. Дьяченко дает в
своей книге [8] следующее определение.
Коллективное обучение
- это только такое обучение, при
котором коллектив обучает
Таким образом, коллективная
форма организации учебной
А.В. Золотова считает,
что коллективные виды работы делают
урок более интересным, живым, воспитывают
у учащихся сознательное отношение
к учебному труду, активизируют мыслительную
деятельность, дают возможность многократно
повторять материал, помогают учителю
объяснять и постоянно
По мнению Г.А. Цукермана
в качестве подготовительной работы на
уроках чаще всего имеет место сочетание
общеклассной и индивидуальной формы
работы [33]. Но на практике можно наблюдать,
что не все активно участвуют в общеклассной
(фронтальной) работе, так же как и не все
могут индивидуально справиться с тем
заданием, которое учитель предлагает
для самостоятельной работы, так как всем
дается одинаковое задание. Таким образом,
учитель не может учесть уровень подготовленности
и индивидуальные особенности каждого
ученика. Такая работа может быть осуществлена
с помощью дифференцированных заданий.
Применяя на уроке дифференцированные
задания, учитель тем самым выводит класс
на коллективную форму обучения.
Ряд исследователей
(М.Д. Виноградова, И.Б. Первин) в качестве
основной особенности коллективной работы
выделяют общую цель деятельности учащихся
[6].
Большинство авторов
(М.Д. Виноградова, Х.Й. Лийметс, Л.М. Фридман,
Р.А. Хабиб [6, 17, 31, 32]) выделяют также признак
коллективной формы - взаимодействие учащихся
друг с другом, их общение в ходе выполнения
задания и частичный контроль за деятельностью
учащихся самими учащимися.