Коллективная форма организации начального развивающего обучения на уроках русского языка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2011 в 15:27, реферат

Описание

На протяжении нескольких лет современная школа нуждалась в коренных

качественных изменениях в отношении обучения и воспитания. В последние годы

произошли большие перемены в жизни современной школы: изменяются учебные

планы; разрабатываются и успешно вводятся в обучение альтернативные программы

и учебники; появились частные школы, лицеи, гимназии, колледжи; изучается

опыт зарубежных школ.

Содержание

Введение.......................................................................3

Глава 1 Теория организации учебно-воспитательного

процесса в обучении............................................................7

1.1 Развивающее обучение в начальной школе

и формы сотрудничества в ней...................................................7

1.2 Коллективная форма организации

учебно-воспитательного процесса в начальной школе................

Работа состоит из  1 файл

Дипломная работа.docx

— 45.06 Кб (Скачать документ)

4.   осознанный  общественно-общественно полезный  характер всех и каждого

ученика в отдельности  задается деятельностью;

5.   культивируется  забота всех о каждом и каждого обо всех;

6.   достигается  равенство объективных условий  для каждого.

Рассмотрим несколько  приемов организации коллективной работы.

Простейшим случаем  коллективных учебных занятий могут  служить взаимные

диктанты учащихся, если каждый по очереди работает с  разными партнерами и

выполняет функции  то обучению (диктующего и проверяющего), то обучаемого.

Взаимные диктанты в парах постоянного и сменного состава можно проводить

начиная с 1 класса (используя, например, разрезную азбуку).

Следующий прием  организации коллективной работы –  смена заданий в четверках.

Для этого объединяются четверо ребят, сидящие за двумя  соседними партами, они

поворачиваются лицом  друг к другу. Обмен карточками-заданиями  происходит

следующим образом:

по горизонтали:

по диагонали:

по вертикали:

Возможная смена  заданий такова:

выполнят задания  в парах постоянного состава, а затем меняются друг с другом.

«Ручеек». В ручейке  идет общение ребят внутри одного ряда, где работают 10

учащихся. Для этой работы учитель заготавливает к  уроку карточки по числу

учащихся в ряду. Содержание карточек отличается друг от друга. Для ребят

второго и третьего ряда составляются аналогичные карточки. Итак, у учителя 3

комплекта карточек, по 10 штук в каждом. Маршрут движения учащихся по ручейку

[рис.1]:

     1 позиция 2 позиция 3 позиция 

      Рис.1  
 
 
 

На уроке русского языка работа в динамических парах  проводится с диктантами.

Сначала заготавливаются  разные тексты диктантов по изучаемой  теме. Каждый

ученик получает один из текстов, отличный от всех. Все  учащиеся работают в

парах сменного состава в следующем порядке:

1.   один из  работающих в паре читает по  предложениям текст, другой пишет;

2.   затем другой  ученик (тот, который перед этим  писал) читает, а первый,

прежде диктовавший, пишет;

3.   потом каждый  берет тетрадь своего соседа  и без заглядывания в карточку

проверяет написанный им диктант;

4.   открывают  карточки и по карточкам проверяют  второй раз (уже вместе);

5.   допустивший  ошибки под контролем диктовавшего делает устный разбор своих

ошибок;

6.   каждый в  своей тетради записывает разбор  своих ошибок.

7.   снова берут  тетради друг друга, еще раз  все просматривают и ставят  свои

подписи: «Проверил  Иванов», «Проверила Петрова».

После того, как задания  выполнены, друг у друга проверены, пара распадается.

Освободившиеся ученики  образуют новые пары. Учащиеся в  выборе партнера для

совместной работы свободно перемещаются по классу, образуя  новые

диалогические сочетания  обучают друг друга по своим карточкам-заданиям.

Рассмотренные выше приемы форм коллективной работы применяются  на отдельных

этапах урока. Но на уроках обобщения и закрепления той или иной темы мы

рекомендуем проводить  коллективные учебные занятия, используя  различные

коллективные формы  организации на протяжении всего  урока.

При организации  коллективных занятий важно учитывать  ряд специфических

особенностей:

1.   каждый участник  занятий попеременно выступает  в своеобразной роли то

«ученика», то «учителя».

2.   ближайшая  цель каждого участника занятий  и «ученика» и «учителя» –  учить

всему тому, что он знает или изучает сам.

3.   деятельность  каждого участника занятий имеет  отчетливо общественно

полезную краску, так как он не только учится, но и  постоянно отучает других.

4.   основной  принцип работы–все по очереди  учат каждого и каждый всех.

5.   каждый отвечает  не только за свои знания, но  также за знания и успехи

товарищей по учебной  работе.

6.   полное совпадение  и единство коллективных и личных, индивидуальных

интересов: чем лучше  и больше я обучаю других, тем  больше и лучше знаю сам.

До настоящего времени  проблема коллективного обучения остается актуальной:

существует множество  «за» и «против». Однако следует  признать, что обучение в

группах постоянного состава и обучение в группах сменного состава,

взаимосвязано друг с другом, так как в обеих  формах происходит общее развитие

личности ребенка, учащиеся сотрудничают друг с другом, самостоятельно ставят

задачи, планируют  действия, отыскивают новые, объективные  способы в различных

вариантах. Для организации работы в паре сменного состава необходимо иметь

навыки организации  работы в паре постоянного состава.

Существенным фактором развития в учебной деятельности младших школьников

является взаимодействия самих детей. Однако учебное сотрудничество  в

современной школе  часто отодвигается на второй план. В результате реализуется

лишь часть возможностей развития ребенка.

Поэтому рекомендуется  использовать коллективную форму организации  учебно-

воспитательного процесса, так как она строится на сотрудничестве и

взаимопомощи, обеспечивает участие в учебном процессе учащихся, хорошо

раскрывает их индивидуальные особенности,  обеспечивает развитие

индивидуальных свойств  личности.

                            Выводы по Главе 1.                           

«Обучение ребенка  должно вести за собой его развитие – только в этом случае,

его можно признать хорошим» (Выгодский Л.С.)

Развитие детей  в системе развивающего обучения понимается не как развитие

отдельных сторон –  внимания, памяти, воображения и  тому подобное, а как общее

развитие личности.

Развивающее обучение – целостная педагогическая система. Основные

характеристики развивающего обучения: содержание, методы, тип учебной

активности учащихся, особенности взаимодействия между  участниками учебного

процесса и характер взаимоотношений между ними, форма  организации учебного

процесса и развертывающийся в ней коммуникации – взаимосвязаны и обусловлены

целями развивающего обучения.

Ведущими концепциями  развивающего обучения являются концепция  развивающего

обучения, разработанная лабораторией под руководством академика Л.В. Занкова

и концепция развивающего обучения, разработанная коллективом  московских

психологов под  руководством Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова. В предложенных

ими концепциях предлагается кардинально изменить содержание школьного

образования, основу которого должна составлять система  научных понятий,

предметом совместной работы учителя и ученика является учебная деятельность

ученика.

Системы Л.В. Занкова, В.В. Давыдова и Д.Б. Эльконина отмечаются верой в

каждого ребенка, в  его силы они разработаны с  учетом индивидуальных

особенностей каждого  ребенка (складом ума и характера, уровнем развития).

Изменение в содержании, методах школьного обучения требуют  изменения и форм

организации учебно-воспитательного  процесса. В связи с этим возникает

необходимость в  учебном сотрудничестве, где участвуют  обе стороны: и учитель,

и дети. Существуют три  формы учебного сотрудничества:

                   1.     Учебное сотрудничество  со взрослыми;                  

2.     Учебное  сотрудничество со сверстниками;

3.     Учебное  сотрудничество с самим собой.

Требованиям развивающего обучения: приучить детей к самостоятельности

суждений, сформировать умение спорить, отстаивать свое мнение, задавать

вопросы, быть инициативным в получении новых знаний –  отвечает учебное

сотрудничество со сверстниками.

Учебное сотрудничество является основой для развития коллективной формы

организации учебно-воспитательного  процесса, которая выступает как  ведущая

форма организации  в развивающем обучении.

Коллективная форма  организации включает в себя работу в парах сменного

состава, в группах  и в динамических парах.

Использование коллективной формы организации на уроках дает возможность

продвигаться каждому  ученику в индивидуальном темпе, способствует проявлению

и развитию способностей каждого ребенка. Все это еще  раз подтверждает тесную

взаимосвязь развивающего обучения с коллективной формой организации  учебно-

воспитательного процесса.

§ 2. Коллективная форма  организации учебного процесса 
 

2.1 Определение коллективной  формы организации учебной деятельности 

Для того чтобы составить  более полное представление о  сущности коллективной формы деятельности учащихся на уроке, проанализируем несколько  определений, встречающихся в литературе. 

В.К. Дьяченко дает в  своей книге [8] следующее определение. 

Коллективное обучение - это только такое обучение, при  котором коллектив обучает каждого  своего члена, и каждый член коллектива активно участвует в обучении своих товарищей по совместной учебной работе.  

Таким образом, коллективная форма организации учебной работы - это обучение обучающих и обучаемых  в динамических парах, или парах  сменного состава. 

А.В. Золотова считает, что коллективные виды работы делают урок более интересным, живым, воспитывают  у учащихся сознательное отношение  к учебному труду, активизируют мыслительную деятельность, дают возможность многократно  повторять материал, помогают учителю  объяснять и постоянно контролировать знания, умения и навыки у ребят  всего класса при минимальной  затрате времени учителя [11]. 

По мнению Г.А. Цукермана в качестве подготовительной работы на уроках чаще всего имеет место сочетание общеклассной и индивидуальной формы работы [33]. Но на практике можно наблюдать, что не все активно участвуют в общеклассной (фронтальной) работе, так же как и не все могут индивидуально справиться с тем заданием, которое учитель предлагает для самостоятельной работы, так как всем дается одинаковое задание. Таким образом, учитель не может учесть уровень подготовленности и индивидуальные особенности каждого ученика. Такая работа может быть осуществлена с помощью дифференцированных заданий. Применяя на уроке дифференцированные задания, учитель тем самым выводит класс на коллективную форму обучения. 

Ряд исследователей (М.Д. Виноградова, И.Б. Первин) в качестве основной особенности коллективной работы выделяют общую цель деятельности учащихся [6]. 

Большинство авторов (М.Д. Виноградова, Х.Й. Лийметс, Л.М. Фридман, Р.А. Хабиб [6, 17, 31, 32]) выделяют также признак коллективной формы - взаимодействие учащихся друг с другом, их общение в ходе выполнения задания и частичный контроль за деятельностью учащихся самими учащимися. 

Информация о работе Коллективная форма организации начального развивающего обучения на уроках русского языка