Коллективная форма организации начального развивающего обучения на уроках русского языка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2011 в 15:27, реферат

Описание

На протяжении нескольких лет современная школа нуждалась в коренных

качественных изменениях в отношении обучения и воспитания. В последние годы

произошли большие перемены в жизни современной школы: изменяются учебные

планы; разрабатываются и успешно вводятся в обучение альтернативные программы

и учебники; появились частные школы, лицеи, гимназии, колледжи; изучается

опыт зарубежных школ.

Содержание

Введение.......................................................................3

Глава 1 Теория организации учебно-воспитательного

процесса в обучении............................................................7

1.1 Развивающее обучение в начальной школе

и формы сотрудничества в ней...................................................7

1.2 Коллективная форма организации

учебно-воспитательного процесса в начальной школе................

Работа состоит из  1 файл

Дипломная работа.docx

— 45.06 Кб (Скачать документ)

Таким образом, анализ различных определений коллективной формы позволяет судить об общих  чертах и различиях, содержащихся в  ее трактовке. Все исследователи  едины во мнении, что для нее  характерны наличие общей цели, общение  между участниками в процессе работы, большая степень самостоятельности  школьников по сравнению с фронтальной  формой. Однако в вопросе соотношения коллективной формы с фронтальной и групповой формами имеются существенные расхождения. Так, например, А.А. Бударный, М.А. Данилов, И.Т. Огородников, В.Ф. Харьковская [30] отождествляют коллективную форму с определенным видом фронтальной. Другие, например М.Д. Виноградова, Л.М. Фридман [6, 31], рассматривают групповую работу как вид коллективной. М.Н. Скаткин считает необходимым разграничить эти формы . Он пишет, что фронтальная форма деятельности - не коллективная, так как «есть общая цель, но нет соединения усилий для ее достижений» [28, с. 61]. Такого же мнения придерживается и Р.А. Хабиб [32]. Некоторые исследователи, например Т.М. Николаева [23], рассматривает кроме фронтальной и коллективной форм деятельности еще и понятие совместной формы деятельности, понимая под ней - одновременную организацию работы учащихся по выполнению задания без взаимодействия, без объединения индивидуальных усилий. При этом автор считает, что фронтальная форма учебной деятельности включает в себя как виды коллективную и совместную формы. Однако, понятие «совместной формы деятельности» по сути является еще одним синонимом понятия «фронтальной формы». И, наконец, ряд исследователей, такие как Х.Й. Лийметс, Л.М. Фридман [17, 31], рассматривают коллективную и фронтальную формы как два самостоятельных, различных способа организации деятельности учащихся класса на уроке.  

Л.М. Фридман пишет  об этом так: «Весьма часто фронтальную  форму организации учебной деятельности отождествляют с коллективной. Между тем это не правомерно...» [31, с. 116]. 

Х.Й. Лийметс так же отмечает, что коллективная работа существенно отличается от фронтальной, что можно говорить о ней как о самостоятельной форме [17, с. 15]. 

В дипломной работе принята точка зрения последних  авторов, согласно которой фронтальная  и коллективная формы деятельности учащихся - это различные самостоятельные  способы организации. Они имеют  некоторые общие признаки, но в  целом они различны. То есть от учителя  и учащихся требуются различные  умения по организации каждой из указанных  форм учебной деятельности на уроке.  

2.2 Признаки коллективной  формы учебной деятельности на  уроках математики 

По мнению Р.А. Утеевой [29] коллективной формой учебной деятельности учащихся на уроке называется такой способ организации учебной деятельности класса, если: 

1) пред всеми учащимися  одновременно поставлена цель, как  общая цель для всех; 

2) учащиеся выполняют  одинаковые задания; 

3) в основе формы  лежит коллективная деятельность  учащихся класса, реализующая отношение  «действия учителя - действия  класса - действия ученика»; 

4) учащимся оказывается  первый вид помощи со стороны  учителя и взаимопомощь со  стороны друг друга; 

5) руководство по  выполнению задания осуществляет  учитель и частично сами учащиеся; 

6) подводятся итоги  деятельности учащихся класса, как  общий достигнутый результат  всех учащихся. 

Рассмотрим подробнее  каждый признак. 

1 признак означает, что перед всеми учащимися  ставится общая цель. Эта цель  должна обязательно предполагать  самостоятельное нахождение учащимися  новых знаний (фактов, правил, свойств  и т. п.) или осуществление переноса  имеющихся знаний в новые условия.  

Ярким примером такой  общей цели на уроках математики может  служить доказательство теоремы, которое  проводят сами ученики, или самостоятельное  выявление каких-либо свойств.  

2 признак показывает, что содержание задания одинаково  для всех учащихся (хотя иногда  общее задание может распадаться  на ряд мелких частных задач). 

Задания при коллективной форме должны удовлетворять ряду требований:  

1) задание должно  обладать достаточной степенью  проблемности; 

2) задание должно  позволить учащимся сделать какое-либо  обобщение; 

3) задание должно  предусматривать применение полученных  результатов к решению других  задач; 

4) основу заданий  должны составлять поисковые  и проблемные задачи; 

5) для выполнения  таких заданий необходимо использовать  на уроке самостоятельные работы  эвристического и творческого  типов. 

Исходя из выше указанных  требований к заданиям при организации  коллективной формы деятельности, можно  заключить, что она способствует приобретению учащимися опыта поисковой  деятельности, формирует их творческие способности, что особенно важно  и необходимо при изучении такой  науки, как математика.  

3 признак является  определяющим признаком коллективной  формы как способа организации  коллективной деятельности учащихся  класса. В основе формы лежит  «активное сотрудничество школьников  в главном для них труде  - учении». 

4 признак характеризует  некоторые отличия коллективной  формы деятельности от фронтальной. При коллективной форме помимо одинаковой помощи со стороны учителя всем учащимся, оказывается взаимопомощь со стороны самих учащихся. Помощь учителя заключается в чёткой постановке перед классом общей для них цели; побуждении учащихся к коллективным действиям, коллективному выполнению задания; подборе соответствующих дополнительных заданий и вопросов, направляющих учебную деятельность учащихся к достижению целей. Взаимопомощь учащихся включает в себя обсуждение задания с рядом сидящими товарищами. Догадка одного ученика, найденный им ответ или подход к решению задачи, подтверждается примерами, пояснениями других.  

5 признак показывает, что при коллективной форме  учебной деятельности возрастает  степень самостоятельности учащихся, по сравнению с фронтальной  формой. Учитель при руководстве  процессом выполнения задания  задает им цель, т.е. указывает  конечный результат, к которому  они должны прийти, ставит перед  ними определенную проблему (создает  проблемную ситуацию), но не указывает  пути и средств достижения  цели. Учащимся предстоит самим  определить способ решения задачи  или «открыть теорему». 

6 признак подчеркивает, что при коллективной форме  следует подводить итоги деятельности  всего класса, как общий достигнутый  результат. Чаще всего учитель  высказывает суждения типа: «Какие  вы сегодня молодцы, сами открыли  теорему (правило, свойство и  т. п.)» или «Ваш класс сделал  сегодня открытие, которое имеет  важное значение в математике. Впервые это открытие было сделано в таком-то году, тем то (далее может следовать краткая историческая справка)». 

В свою очередь В.К. Дьяченко выделяет следующие признаки коллективной работы [9]: 

1) наличие у всех  ее участников единой цели; 

2) разделение труда,  функций и обязанностей, привлечение  участников работы к контролю, учету, управлению; 

3) налаженное сотрудничество  и товарищеская взаимопомощь; 

4) осознанный общественно-полезный  характер всех и каждого ученика  в отдельности задается деятельностью; 

5) культивируется  забота всех о каждом, и каждого  обо всех; 

6) достигается равенство  объективных условий для каждого. 

Сущность коллективной формы учебной деятельности учащихся на уроке математики, по мнению Р.А. Утеевой [30], заключается в том, что учитель дает всему классу общее задание, удовлетворяющее определенным требованиям. Общая цель достигается путем вовлечения учащихся в обсуждение задания, выдвижения ими гипотезы и проверки ее на конкретных примерах или обобщение ранее приобретенных знаний. 

2.3 План организации  коллективной формы учебной деятельности  на уроках математики 

Коллективные виды работы делают уроки математики более  интересным, живым, воспитывают у  учащихся сознательное отношение к  учебному труду, активизируют мыслительную деятельность, дают возможность многократно  повторять материал, помогают учителю  объяснять и постоянно контролировать знания, умения и навыки у ребят  всего класса при минимальной  затрате своего времени [11]. 

Р.А. Утеева предлагает следующий план организации коллективной деятельности: 

1. Постановка перед  учащимися задания для самостоятельного  коллективного выполнения. 

2. Первичное обсуждение  задания, инструктаж учителя. 

3. Организация коллективной  деятельности учащихся класса  по выполнению задания (взаимодействие  учащихся друг с другом), составление  учащимися плана решения задач  под наблюдением учителя. 

4. Объединение полученных  результатов, формирование учащимися  нового знания как общего результата  деятельности всех. 

5. Оценка учителем  выполнения задания. Подведение  окончательных итогов. 

6. Применение полученных  результатов к решению других  задач [29]. 

Регулярное использование  на уроках математики и геометрии  коллективной формы учебной деятельности в тех случаях, когда это, возможно, способствует творческому овладению  знаниями, повышает интерес учащихся к изучаемой теме, их активность и самостоятельность, форми

Информация о работе Коллективная форма организации начального развивающего обучения на уроках русского языка