Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2011 в 15:27, реферат
На протяжении нескольких лет современная школа нуждалась в коренных
качественных изменениях в отношении обучения и воспитания. В последние годы
произошли большие перемены в жизни современной школы: изменяются учебные
планы; разрабатываются и успешно вводятся в обучение альтернативные программы
и учебники; появились частные школы, лицеи, гимназии, колледжи; изучается
опыт зарубежных школ.
Введение.......................................................................3
Глава 1 Теория организации учебно-воспитательного
процесса в обучении............................................................7
1.1 Развивающее обучение в начальной школе
и формы сотрудничества в ней...................................................7
1.2 Коллективная форма организации
учебно-воспитательного процесса в начальной школе................
Таким образом, анализ
различных определений
Л.М. Фридман пишет
об этом так: «Весьма часто фронтальную
форму организации учебной
Х.Й. Лийметс так же отмечает,
что коллективная работа существенно
отличается от фронтальной, что можно
говорить о ней как о самостоятельной
форме [17, с. 15].
В дипломной работе
принята точка зрения последних
авторов, согласно которой фронтальная
и коллективная формы деятельности
учащихся - это различные самостоятельные
способы организации. Они имеют
некоторые общие признаки, но в
целом они различны. То есть от учителя
и учащихся требуются различные
умения по организации каждой из указанных
форм учебной деятельности на уроке.
2.2 Признаки коллективной
формы учебной деятельности на
уроках математики
По мнению Р.А. Утеевой
[29] коллективной формой учебной деятельности
учащихся на уроке называется такой способ
организации учебной деятельности класса,
если:
1) пред всеми учащимися
одновременно поставлена цель, как
общая цель для всех;
2) учащиеся выполняют
одинаковые задания;
3) в основе формы
лежит коллективная
4) учащимся оказывается
первый вид помощи со стороны
учителя и взаимопомощь со
стороны друг друга;
5) руководство по
выполнению задания
6) подводятся итоги
деятельности учащихся класса, как
общий достигнутый результат
всех учащихся.
Рассмотрим подробнее
каждый признак.
1 признак означает,
что перед всеми учащимися
ставится общая цель. Эта цель
должна обязательно
Ярким примером такой
общей цели на уроках математики может
служить доказательство теоремы, которое
проводят сами ученики, или самостоятельное
выявление каких-либо свойств.
2 признак показывает,
что содержание задания
Задания при коллективной
форме должны удовлетворять ряду
требований:
1) задание должно
обладать достаточной степенью
проблемности;
2) задание должно
позволить учащимся сделать
3) задание должно
предусматривать применение
4) основу заданий
должны составлять поисковые
и проблемные задачи;
5) для выполнения
таких заданий необходимо
Исходя из выше указанных
требований к заданиям при организации
коллективной формы деятельности, можно
заключить, что она способствует
приобретению учащимися опыта поисковой
деятельности, формирует их творческие
способности, что особенно важно
и необходимо при изучении такой
науки, как математика.
3 признак является
определяющим признаком
4 признак характеризует
некоторые отличия
5 признак показывает,
что при коллективной форме
учебной деятельности
6 признак подчеркивает,
что при коллективной форме
следует подводить итоги
В свою очередь В.К.
Дьяченко выделяет следующие признаки
коллективной работы [9]:
1) наличие у всех
ее участников единой цели;
2) разделение труда,
функций и обязанностей, привлечение
участников работы к контролю,
учету, управлению;
3) налаженное сотрудничество
и товарищеская взаимопомощь;
4) осознанный общественно-
5) культивируется
забота всех о каждом, и каждого
обо всех;
6) достигается равенство
объективных условий для
Сущность коллективной
формы учебной деятельности учащихся
на уроке математики, по мнению Р.А.
Утеевой [30], заключается в том, что учитель
дает всему классу общее задание, удовлетворяющее
определенным требованиям. Общая цель
достигается путем вовлечения учащихся
в обсуждение задания, выдвижения ими
гипотезы и проверки ее на конкретных
примерах или обобщение ранее приобретенных
знаний.
2.3 План организации
коллективной формы учебной
Коллективные виды
работы делают уроки математики более
интересным, живым, воспитывают у
учащихся сознательное отношение к
учебному труду, активизируют мыслительную
деятельность, дают возможность многократно
повторять материал, помогают учителю
объяснять и постоянно
Р.А. Утеева предлагает
следующий план организации коллективной
деятельности:
1. Постановка перед
учащимися задания для
2. Первичное обсуждение
задания, инструктаж учителя.
3. Организация коллективной
деятельности учащихся класса
по выполнению задания (
4. Объединение полученных
результатов, формирование
5. Оценка учителем
выполнения задания.
6. Применение полученных
результатов к решению других
задач [29].
Регулярное использование на уроках математики и геометрии коллективной формы учебной деятельности в тех случаях, когда это, возможно, способствует творческому овладению знаниями, повышает интерес учащихся к изучаемой теме, их активность и самостоятельность, форми