Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 15:43, контрольная работа
Главной сегодняшней задачей, по выражению одного из крупнейших теоретиков и практиков образования взрослых, американского ученого М. Ноулза, стала «производство компетентных людей, таких людей, которые были бы способны применять свои знания в изменяющихся условиях, и…чья основная компетенция заключалась бы в умении включиться в постоянное самообучение на протяжении всей своей жизни».
Введение. 3
Понятие «компетенция»,«компетентность», их соотношение. 4
Этапы исследования компетентности как научной категории применительно к образованию. 6
Компетентностный подход к определению содержания образования. 8
Ключевые компетентности, их классификации. 9
Заключение. 10
Список литературы.
Федеральное агентство по образованию
Нижнетагильская государственная социально-педагогическая академия
Институт психолого-педагогического образования
Кафедра возрастной педагогики
Компетентностный подход к определению содержания образования
Контрольная работа № 1
По дисциплине «Теоретическая педагогика»
Содержание
Введение. 3
Понятие «компетенция»,«компетентность»
Этапы исследования компетентности как научной категории применительно к образованию. 6
Компетентностный подход к определению содержания образования. 8
Ключевые компетентности, их классификации. 9
Заключение. 10
Список литературы.
Существует множество различных мнений о понятиях «компетенции» и «компетентности», о необходимости внедрения их в содержание образования.
Главной сегодняшней задачей, по выражению одного из крупнейших теоретиков и практиков образования взрослых, американского ученого М. Ноулза, стала «производство компетентных людей, таких людей, которые были бы способны применять свои знания в изменяющихся условиях, и…чья основная компетенция заключалась бы в умении включиться в постоянное самообучение на протяжении всей своей жизни».
Один из авторов компетентностного подхода в английском образовании – Джон Равен считает, что понятие компетентности не содержит каких – либо принципиально новых компонентов, не входящих в объем понятия «умение».
Поэтому все разговоры о компетентности и компетенции ему представляются несколько искусственными, призванными скрыть старые проблемы под новой одеждой.
Попробуем разобраться в этих понятиях и их содержаниях, рассматривая мнение других авторов.
В педагогической литературе часто используются термины «компетенция», «компетентность». Их широкое применение вполне оправдано особенно в связи с необходимостью модернизации содержания образования. Например, в Стратегии модернизации содержания общего образования читаем: «…основными результатами деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе. Речь идет о наборе ключевых компетенций учащихся в интеллектуальной, правовой, информационной и других сферах». Есть специальные статьи, посвященные этому вопросу.
Но посмотрим в Толковый словарь русского языка:
Компетентность-
Компетенция:
1. Круг вопросов, явлений, в которых данное лицо обладает авторитетностью, познанием, опытом.
2. Круг полномочий, область подлежащих чьему-нибудь ведению вопросу, явлений.
И. Л. Пересторонина указывает на то, что профессиональная компетентность учителя представляет собой совокупность профессионально-педагогических компетенций:
1. социально – психологическая компетенция, связанная с готовностью к решению профессиональных задач;
2. коммуникативная и профессионально– коммуникативная компетенции;
3. общепедагогическая профессиональная компетенция (психолого-педагогическая и методическая);
4. предметная компетенция в сфере учительской специальности;
5. профессиональная самореализация.
Под компетенцией понимается совокупность качеств личности, а также знаний, умений и навыков.
Понятие | Объем понятия (ключевое слово) | Представление понятия | Проявление понятия | Уровни проявления понятия |
Компетенция | Круг полномочий | Нормативно-правовой документ (диплом, приказ и т.д.) | Занимаемая должность | Категория |
Компетентность | Способность | Знания, навыки, умения, способы деятельности и т.д. | В деятельности | Уровни компетентности |
Соотношение понятий представлено в таблице (1):
Достижение профессиональной успешности связано с обеспечением необходимого уровня профессиональной компетентности. В модели обучения С. А. Дружилов выделяет четыре стадии, характеризующие процесс профессионального обучения, начиная от стадии первоначального знакомства с новым материалом, заканчивая стадией сформированной профессиональной компетентности:
1. Бессознательная некомпетентность – у человека нет необходимых знаний, умений, навыков, и он не знает об их отсутствии или вообще о возможных требованиях к таковым для успешной деятельности. Эта стадия характеризуется следующей профессиональной самооценкой: «Я не знаю, что я не знаю». Когда человек осознает недостаток знаний, умений, навыков, необходимых для данной деятельности, он переходит на вторую стадию;
2. Сознательная некомпетентность – человек осознает, что ему не хватает профессиональных знаний, умений, навыков. Здесь возможны два исхода:
а) конструктивный, т.е. осознание субъектом своей профессиональной некомпетентности и способствует повышению его мотивации на приобретение недостающих профессиональных знаний, умений, навыков.
б) деструктивный, т.е. появление у субъекта чувства неуверенности в своих силах, психологического дискомфорта, повышенной тревожности и др. Рефлексия: «Я знаю, что я не знаю».
3. Сознательная компетентность – человек знает, что входит в структуру и составляет содержание его профессиональных знаний, умений, навыков и может их эффективно применять. Рефлексия: «Я знаю, что я знаю».
4. Бессознательная компетентность – профессиональные навыки полностью интегрированы, встроены в поведение; профессионализм является частью личности. Эта компетентность характеризует уровень мастерства. Однако именно при этой стадии велика опасность профессиональной деформации
Г. Г. Скоробогатова, доцент МИОО, Москва, рассуждая о компетентности и компетенции, считает, что образование в своей качественной характеристике – это не только процесс или система, но еще и результат присвоения личностью ценностей, которые рождаются в процессе компетентностного подхода. Сам результат присвоения знаний школьниками и будет определять их компетентность.
Образовательная компетентность реальна, относится к личности, существует «здесь и сейчас». С ней могут происходить аффективные трансформации, она имеет эмоциональную окраску.
Состав образовательной компетенции конкретизируется в том числе на уровне учебных предметов. В «Обязательном минимуме содержаниея образовательных программ», а также в «Требованиях к уровню подготовки выпускников» для каждой ступени обучения и каждого предмета определяются ее элементы.
Образовательная компетентность является следствием личностно- ориентированного обучения, поскольку относится к личности учащегося и формируется только в процессе выполнения им определенного комплекса действий.
Из вышесказанного можно заключить, что компетентностный подход к определению содержания образования вполне разумен и оправдан.
Модифицируя понятия «компетенция» и «компетентность» в педагогическом контексте, можно построить специальную терминологическую конструкцию: « образовательная компетенция»- уровень развития личности учащегося, связанный с качественным освоением содержания образования, ключевая часть которой проходит через все образовательные области и призваны объединить их в единое, целостное содержание.
Аналогично строим термин «образовательная компетентность»-способность учащегося осуществлять сложные культуросообразные виды деятельности. Видим, что образовательная компетентность- это уже сложившееся личностное качество. Ключевая часть относится к общепредметному содержанию образования и составляет его главную составляющую.
Основной компетентностью, которая формируется к концу основной школы, является способность к созданию собственного продукта, выполненного и представленного с ориентацией на восприятие другим человеком. Такое понимание компетенции может быть конкретизировано как:
Социальная компетентность – способность действовать в социуме с учетом позиций других людей;
Коммуникативная компетентность – способность вступать в коммуникацию, с целью быть понятым.
Предметная компетентность – способность анализировать и действовать с позиции отдельных областей человеческой культуры.
Информация о работе Компетентностный подход к определению содержания образования