Компетентностный подход к определению содержания образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 15:43, контрольная работа

Описание

Главной сегодняшней задачей, по выражению одного из крупнейших теоретиков и практиков образования взрослых, американского ученого М. Ноулза, стала «производство компетентных людей, таких людей, которые были бы способны применять свои знания в изменяющихся условиях, и…чья основная компетенция заключалась бы в умении включиться в постоянное самообучение на протяжении всей своей жизни».

Содержание

Введение. 3
Понятие «компетенция»,«компетентность», их соотношение. 4
Этапы исследования компетентности как научной категории применительно к образованию. 6
Компетентностный подход к определению содержания образования. 8
Ключевые компетентности, их классификации. 9
Заключение. 10
Список литературы.

Работа состоит из  1 файл

к.р. по теоретич. педагогики №3.doc

— 72.50 Кб (Скачать документ)


Федеральное агентство по образованию

Нижнетагильская государственная социально-педагогическая академия

Институт психолого-педагогического образования

Кафедра возрастной педагогики

 

 

 

 

 

 

 

 

Компетентностный подход к определению содержания образования

 

Контрольная работа № 1

По дисциплине «Теоретическая педагогика»

 

 

                                                                      Выполнил:          

                                                                                   студентка 312 гр.

                                                                      Агафонова А.А.

 

 

                                                                        Проверил:

                                                                        доцент кафедры ВП

                                                                        Овчинникова Л.Н.

 

                                            Нижний Тагил

 

                                                                      

                                                                                            

                                                                                         

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

Введение.              3

Понятие «компетенция»,«компетентность», их соотношение.              4

Этапы исследования компетентности как научной категории применительно к образованию.              6

Компетентностный подход к определению содержания образования.              8

Ключевые компетентности, их классификации.              9

Заключение.              10

Список литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Существует множество различных мнений о понятиях «компетенции» и «компетентности», о необходимости внедрения их в содержание образования.

Главной сегодняшней  задачей, по выражению одного из крупнейших теоретиков и практиков образования взрослых, американского ученого М. Ноулза, стала «производство компетентных людей, таких людей, которые были бы способны применять свои знания в изменяющихся условиях, и…чья основная компетенция заключалась бы в умении включиться в постоянное самообучение на протяжении всей своей жизни».

Один из авторов компетентностного подхода в английском образовании – Джон Равен считает, что понятие компетентности не содержит каких – либо принципиально новых компонентов, не входящих в объем понятия «умение».

Поэтому все разговоры о компетентности и компетенции ему представляются несколько искусственными, призванными скрыть старые проблемы под новой одеждой.

Попробуем разобраться в этих понятиях и их содержаниях, рассматривая мнение других авторов.

 

 

 

 

 

Понятие «компетенция», «компетентность», их соотношение.

В педагогической литературе часто используются термины «компетенция», «компетентность». Их широкое применение вполне оправдано особенно в связи с необходимостью модернизации содержания образования. Например, в Стратегии модернизации содержания общего образования читаем: «…основными результатами деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе. Речь идет о наборе ключевых компетенций учащихся в интеллектуальной, правовой, информационной и других сферах». Есть специальные статьи, посвященные этому вопросу.

Но посмотрим в Толковый словарь русского языка:

Компетентность-осведомленность, авторитетность.

Компетенция:

1.      Круг вопросов, явлений, в которых данное лицо обладает авторитетностью, познанием, опытом.

2.      Круг полномочий, область подлежащих чьему-нибудь ведению вопросу, явлений.

 

И. Л. Пересторонина указывает на то, что профессиональная компетентность учителя представляет собой совокупность профессионально-педагогических компетенций:

1.      социально – психологическая компетенция, связанная с готовностью к решению профессиональных задач;

2.      коммуникативная и профессионально– коммуникативная компетенции;

3.      общепедагогическая профессиональная компетенция (психолого-педагогическая и методическая);

4.      предметная компетенция в сфере учительской специальности;

5.      профессиональная самореализация.

Под компетенцией понимается совокупность качеств личности, а также знаний, умений и навыков.

Понятие

Объем  понятия

(ключевое слово)

Представление понятия

Проявление понятия

Уровни проявления понятия

Компетенция

Круг полномочий

Нормативно-правовой документ (диплом, приказ и т.д.)

Занимаемая должность

Категория

Компетентность

Способность

Знания, навыки, умения, способы деятельности и т.д.

В деятельности

Уровни компетентности

Соотношение понятий представлено в таблице (1):

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Этапы исследования компетентности как научной категории применительно к образованию.

   

Достижение профессиональной успешности связано с обеспечением необходимого уровня профессиональной компетентности. В модели обучения С. А. Дружилов выделяет четыре стадии, характеризующие процесс профессионального обучения, начиная от стадии первоначального знакомства с новым материалом, заканчивая стадией сформированной профессиональной компетентности:

1.      Бессознательная некомпетентность – у человека нет необходимых знаний, умений, навыков, и он не знает об их отсутствии или вообще о возможных требованиях к таковым для успешной деятельности. Эта стадия характеризуется следующей профессиональной самооценкой: «Я не знаю, что я не знаю». Когда человек осознает недостаток знаний, умений, навыков, необходимых для данной деятельности, он переходит на вторую стадию;

2.      Сознательная некомпетентность – человек осознает, что ему не хватает профессиональных знаний, умений, навыков. Здесь возможны два исхода:

а) конструктивный, т.е. осознание субъектом своей профессиональной некомпетентности и способствует повышению его мотивации на приобретение недостающих профессиональных знаний, умений, навыков.

б) деструктивный, т.е. появление у субъекта чувства неуверенности в своих силах, психологического дискомфорта, повышенной тревожности и др. Рефлексия: «Я знаю, что я не знаю».

3.      Сознательная компетентность – человек знает, что входит в структуру и составляет содержание его профессиональных знаний, умений, навыков и может их эффективно применять. Рефлексия: «Я знаю, что я знаю».

4.      Бессознательная компетентность – профессиональные навыки полностью интегрированы, встроены в поведение; профессионализм является частью личности. Эта компетентность характеризует уровень мастерства. Однако именно при этой стадии велика опасность профессиональной деформации

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Компетентностный подход к определению содержания образования.

Г. Г. Скоробогатова, доцент МИОО, Москва, рассуждая о компетентности и компетенции, считает, что образование в своей качественной характеристике – это не только процесс или система, но еще и результат присвоения личностью ценностей, которые рождаются в процессе компетентностного подхода. Сам результат присвоения знаний школьниками и будет определять их компетентность.

Образовательная компетентность реальна, относится к личности, существует «здесь и сейчас». С ней могут происходить аффективные трансформации, она имеет эмоциональную окраску.

Состав образовательной компетенции конкретизируется в том числе на уровне учебных предметов. В «Обязательном минимуме содержаниея образовательных программ», а также в «Требованиях к уровню подготовки выпускников» для каждой ступени обучения и каждого предмета определяются ее элементы.

Образовательная компетентность является следствием личностно- ориентированного обучения, поскольку относится к личности учащегося и формируется только в процессе выполнения им определенного комплекса действий.

Из вышесказанного можно заключить, что компетентностный подход к определению содержания образования  вполне разумен и оправдан.

 

 

 

 

Ключевые компетентности, их классификации.

 

Модифицируя понятия «компетенция» и «компетентность» в педагогическом контексте, можно построить специальную терминологическую конструкцию: « образовательная компетенция»- уровень развития личности учащегося, связанный с качественным освоением содержания образования, ключевая часть которой проходит через все образовательные области и призваны объединить их в единое, целостное содержание.

Аналогично строим термин «образовательная компетентность»-способность учащегося осуществлять сложные культуросообразные виды деятельности. Видим, что образовательная компетентность- это уже сложившееся личностное качество. Ключевая часть относится к общепредметному содержанию образования и составляет его главную составляющую.

Основной компетентностью, которая формируется к концу основной школы, является способность к созданию собственного продукта, выполненного и представленного с ориентацией на восприятие другим человеком. Такое понимание компетенции может быть конкретизировано как:

      Социальная компетентность – способность действовать в социуме с учетом позиций других людей;

      Коммуникативная компетентность – способность вступать в коммуникацию, с целью быть понятым.

      Предметная компетентность – способность анализировать и действовать с позиции отдельных областей человеческой культуры.

Информация о работе Компетентностный подход к определению содержания образования