Компьютер в учебно-воспитательном процессе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 06:42, реферат

Описание

Персональный компьютер - универсальное обучающее средство, которое может быть с успехом использовано на самых различных по содержанию и организации учебных и внеучебных занятиях. При этом он вписывается в рамки традиционного обучения с широким использованием всего арсенала средств обучения. ПК может способствовать активному включению учащегося в учебный процесс, поддерживать интерес, способствовать пониманию и запоминанию учебного материала

Работа состоит из  1 файл

Компьютер в учебно.docx

— 24.39 Кб (Скачать документ)

Компьютер в учебно-воспитательном процессе. 

Персональный компьютер - универсальное обучающее средство, которое может быть с успехом  использовано на самых различных  по содержанию и организации учебных  и внеучебных занятиях. При этом он вписывается в рамки традиционного обучения с широким использованием всего арсенала средств обучения. ПК может способствовать активному включению учащегося в учебный процесс, поддерживать интерес, способствовать пониманию и запоминанию учебного материала.

Если компьютер  используется только как средство учебной  деятельности, то его функции мало чем отличаются от тех, которые он выполняет в рамках других видов  деятельности. Возможности применения значительны: от справочной системы  до средства моделирования некоторых  ситуаций.

Выполнение функции  обучения - наиболее существенная характеристика применения компьютера в обучении. Задачи применения компьютера в обучении:

1) обеспечение обратной  связи в процессе обучения;

2) обеспечение индивидуализации  учебного процесса;

3) повышение наглядности  учебного процесса;

4) поиск информации  из различных источников;

5) моделирование  изучаемых процессов или явлений; 

6) организация коллективной  и групповой работы.

По целям и задачам  обучающие компьютерные программы  делятся на иллюстрирующие, консультирующие, программы-тренажеры, программы обучающего контроля, операционные среды. Одни из них предназначены для закрепления  знаний и умений, другие ориентированы  на усвоение новых понятий. Есть обучающие  программы, которые позволяют учащимся стать непосредственными участниками  открытий, композиторами или художниками.

Большими возможностями  обладают программы, которые реализуют  принципы проблемного обучения. В  трудовом и профессиональном обучении особенно полезны программы, моделирующие и анализирующие конкретные ситуации, так как они способствуют формированию умения принимать решения в различных  обстоятельствах, отрабатывают умение совместно действовать, подчинять  свои интересы общим целям. Игра позволяет  выйти за рамки определенного  учебного предмета, побуждая учащихся к приобретению знаний в смежных  областях и практической деятельности.

Нередко в одной  программе соединяются несколько  режимов (обучение, тренировка, контроль). Работая в режиме обучения, программа  выводит на экран дисплея учебную  информацию, задает вопрос на её понимание. Если ответ неверен, машина или подсказывает, как найти правильный ответ, или  дает ответ и задает новый вопрос. В режиме тренажера выводятся  только тексты вопросов, при ошибочном  ответе идет комментарий; результаты ответов  не запоминаются, время их обдумывания  не ограничивается. В режиме контроля варианты заданий подбираются компьютером, время обдумывания ограничивается, результаты ответов фиксируются, при  ошибке дается правильный ответ и  комментарий. По окончании выводится  список тем, по которым была допущена ошибка и которые стоит повторить, ставится отметка.

Таким образом, компьютер  в учебном процессе выполняет  несколько функций: служит средством  общения, создания проблемных ситуаций, партнером, инструментом, источником информации, контролирует действия ученика и  предоставляет ему новые познавательные возможности.

Способы использования  компьютера в качестве средства обучения различны: это и работа всем классом  и группами, и индивидуальная работа. Перечисленные способы обусловлены  не только наличием или нехваткой  достаточного количества аппаратных средств, но и дидактическими целями. Так, если в классе имеется только компьютер  учителя или если учитель ставит перед собой задачу организации  коллективной работы по поиску решения  задач, постановки проблему и т. д., он организует работу класса на основе учительского компьютера. Такой подход в ряде случаев оказывается даже более  продуктивным, чем индивидуальная работа учащихся с компьютером.

В педагогическом процессе выбор способа использования  компьютера находится в прямой зависимости  от дидактической задачи.

Основные аспекты, которыми надо руководствоваться при  анализе обучающей компьютерной программы и ее применении:

психологический - как  повлияет данная программа на мотивацию  учения, на отношение к предмету, повысит или снизит интерес к  нему, не возникнет ли у учащихся неверие в свои силы из-за трудных, непонятно сформулированных или  нетрадиционных требований, предъявляемых  машиной;  

педагогический - насколько программа отвечает общей направленности школьного курса и способствует выработке у учащихся правильных представлений об окружающем мире;

методический - способствует ли программа лучшему усвоению материала, оправдан ли выбор предлагаемых ученику  заданий, правильно ли методически  подается материал;

организационный - рационально ли спланированы уроки с применением компьютера и новых информационных технологий, достаточно ли ученикам предоставляется машинного времени для выполнения самостоятельных работ.

Компьютеры в обучении следует использовать только тогда, когда они обеспечивают получение  знаний, которые невозможно или достаточно сложно получить при бескомпьютерных технологиях. Но очень важно обучение строить таким образом, чтобы ученик понимал, что задачу решает он, а не машина, что только он несет ответственность за последствия принятого решения. Обучающиеся теряют интерес к работе, если в конце урока уничтожаются плоды их труда, поэтому необходимо использовать выполненную ими работу на уроках при создании программных продуктов или разработке методических материалов.

Наиболее ценными  в учебном процессе оказываются  программные средства без однозначной  логики действий, жестких предписаний, средства, предоставляющие ученику  свободу выбора того или иного  способа изучения материала, рационального  уровня сложности, самостоятельного определения  формы помощи при возникновении  затруднений.

Из всех видов  компьютерной техники, применяемых  до настоящего времени, только компьютер  решает такие проблемы, как:

а) адаптивность учебного материала (в зависимости от индивидуальных особенностей учащихся);

б) многотерминальность (одновременная работа группы пользователей);

в) интерактивность (взаимодействие компьютерной техники  и учащегося, имитирующее в известной  степени естественное общение);

г) подконтрольность индивидуальной работы учащихся во внеаудиторное  время.

Компьютер реализует  обучение в диалоговом режиме. Компьютеризованные учебные материалы (учебные компьютерные программы) способны полнее и глубже адаптироваться к индивидуальным особенностям учащихся.

Это обусловлено  спецификой компьютера, которая состоит  в следующем:

1. Значительный объем  памяти современных компьютеров,  что позволяет хранить и оперативно  использовать большие массивы  учебной информации (формулировки  заданий, тексты, упражнения, примеры  и образцы, справочную, корректирующую  и консультирующую информацию, разнообразные  ремарки - реакции на те или иные действия учащегося).

2. Высокое быстродействие  компьютера (сотни тысяч операций  в секунду). Это позволяет значительно  повысить реактивность данного  вида компьютерной техники. В  среднем скорость реакции ЭВМ  на запрос или ответ учащегося  составляет 1-3 секунды. 

3. Способность анализировать  ответы и запросы учащихся.

4. Диалоговый режим  связи учебного материала (компьютерной  программы) с обучаемым, который ведется, имитируя некоторые функции преподавателя. Только компьютер способен осуществить столь разнообразную по форме и содержанию связь с обучаемым (информативную, справочную, консультирующую, результативную, вербальную, невербальную - графика, цвет, звуковая сигнализация).

5. Наличие обратной  связи, т.е. возможность осуществления  коррекции самим обучаемым с  опорой на консультирующую информацию. Консультирующая информация выбирается  из памяти компьютера либо  самим учащимся, либо на основе  автоматической диагностики ошибок, допускаемых учащимся в ходе  работы. Способ предъявления подобного  рода информации зависит от  типа учебной компьютерной программы. 

6. Адаптивность. Компьютеризованный  урок проходит с учетом индивидуальных  особенностей учащихся. Проработка (изучение, тренировка, повторение и  контроль) одного и того же  материала может осуществляться  с различной степенью глубины  и полноты, в индивидуальном  темпе, в индивидуальной (часто  выбираемой самим учащимся) последовательности.

7. Возможность в  автоматическом режиме проводить  многофакторный сбор и анализ  статистической информации о  работе класса, получаемой в процессе  компьютеризованного занятия, без  нарушения естественности протекания  урока. При этом компьютер способен  фиксировать достаточно большое  количество параметров:  

- время, затраченное  учащимися на работу со всей  программой, группой заданий или  с каким-либо конкретным заданием  или упражнением; 

- количество верных/неверных  ответов и их систематизация;

- количество обращений  к справочной информации, а также  характер наиболее часто запрашиваемой  помощи теми или иными группами  обучаемых; 

- количество попыток  при выполнении заданий. 

Эти данные помогают учащемуся внести коррективы в свою учебную деятельность, а преподавателю - выработать индивидуальный подход как  к отдельному обучаемому, так и  к группе в целом. 
 

Общие основы использования  компьютера в образовании 

Компьютеризация образования  является велением времени, и вопрос: вводить или не вводить компьютер  в образовательные учреждения - давно  решен положительно. Появились такие  понятия, как компьютерная грамотность, информационная культура, которые предполагают, что компьютер станет повседневным техническим средством на работе, дома, в процессе обучения.  

Под компьютерной грамотностью понимается умение находить и воспринимать информацию применяя компьютерные технологии, создавать объекты и устанавливать связи в гиперсреде, включающей в себя все типы и носители информации, конструировать объекты и действия в реальном мире и его моделях с помощью компьютера (Институт новых технологий образования). Компьютерная грамотность является элементом информационной культуры личности, предполагающей способность человека осознать и освоить информационную картину мира как систему символов и знаков, прямых и обратных информационных связей и свободно ориентироваться в информационном обществе, адаптироваться к нему. Для этого человеку необходимо овладеть сводом правил поведения в таком обществе, способами общения с системами телекоммуникаций, локальными и глобальными информационно-вычислительными сетями.  

Компьютеризация обучения позволит уменьшить разрыв между  тем, что дает своим выпускникам  школа, и требованиями, которые к  ним предъявляются современным  обществом. Тем более уже сейчас показателем высокого профессионализма современного учителя считается  компьютерная компетентность, а не просто компьютерная грамотность.  

Компьютер в сфере  образования выступает в разных функциях:  

а) как предмет  изучения;  

б) как средство в  учебно-воспитательном процессе;  

в) как компонент  системы педагогического управления;  

г) как компонент  управления образовательными учреждениями;  

д) как средство научно-педагогической деятельности.  

В связи со столь  разнообразными функциями компьютера и информационных технологий в образовательной  сфере академик А. П. Ершов предложил  следующую классификацию видов  их применения:  

1. Учебный - использование компьютера как средства обучения на материале конкретного учебного предмета с применением педагогических программных средств специального назначения. Есть программы типа «тренажер», «опросник», программы, позволяющие обучать новому и одновременно контролировать его усвоение.  

2. Орудийный - компьютерная поддержка универсальных видов деятельности: письма, рисования, вычислений, поиска информации, коммуникации и др. Для компьютерной поддержки этих видов деятельности разработаны специальные программные средства: текстовые, графические и музыкальные редакторы, электронные таблицы, базы данных и др. Благодаря своей универсальности они могут быть использованы в учебном процессе по любому учебному предмету.  

3. Профессиональный и профориентационный - применение компьютеров для углубленного изучения информатики и профессиональной ориентации в разного рода профессиях. Профориентационное применение компьютеров в учебном процессе предполагает использование программных средств для решения прикладных задач из соответствующей предметной области.  

4. Дефектологический - компьютерная поддержка обучения детей с дефектами и недостатками развития. Для эффективного дефектологического использования компьютера необходима разработка целого ряда специальных аппаратных и программных средств (например, специальных клавиатур, анализаторов и синтезаторов речи, устройств печати шрифта Брайля и т. п.), а также соответствующего программного обеспечения.  

Информация о работе Компьютер в учебно-воспитательном процессе