Компьютер в учебно-воспитательном процессе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 06:42, реферат

Описание

Персональный компьютер - универсальное обучающее средство, которое может быть с успехом использовано на самых различных по содержанию и организации учебных и внеучебных занятиях. При этом он вписывается в рамки традиционного обучения с широким использованием всего арсенала средств обучения. ПК может способствовать активному включению учащегося в учебный процесс, поддерживать интерес, способствовать пониманию и запоминанию учебного материала

Работа состоит из  1 файл

Компьютер в учебно.docx

— 24.39 Кб (Скачать документ)

5. Досуговый - все виды использования компьютера, связанные с личными интересами (увлечения и развлечения, ведение личного архива и т. п.). Досуговое использование компьютеров охватывает разнообразные виды внеклассной и внешкольной работы учащихся: проведение самостоятельной исследовательской работы, ведение личного архива, компьютерные игры и т. п. Следует отметить, что большинство компьютерных игр развивает лишь механические навыки работы с компьютером и почти не оказывает воздействия на развитие умственных способностей учащихся или познавательного интереса к определенному учебному предмету. Существует и класс развивающих компьютерных игр, применение которых значительно повышает мотивацию и познавательную активность учащихся. В таких играх доминирующим является познавательный мотив, а не демонстративность и зрелищность, характерные для развлекательных игр.  

6. Учительский - применение  компьютера в деятельности учителя,  включая организацию, поддержку  и контроль учебного процесса, а также различные виды учебно-методической  и организационно-методической деятельности, т.е. использование компьютера  для подготовки необходимых учебных  материалов (поурочное планирование, методические разработки, индивидуальные  задания, контрольные работы и  т.д.), для ведения личного архива  учителя и т. д.  

7. Организационный - использование компьютера для управления школой и другими учебными заведениями, для обеспечения работы учреждений управления народным образованием разного уровня.  

8. Педвузовский - все виды применения информационных технологий в педагогических институтах, ориентированные на подготовку учителя, способного работать с ними в образовательных учреждениях.  

К перечисленным  видам применения информационных технологий можно добавить и использование  компьютера для проведения психолого-педагогических исследований, разного рода тестирований и обработки их результатов, практическое использование компьютерных методик  профотбора, выявление аномалий развития и т. д.  

В процессе внедрения  современных информационных технологий в учебно-воспитательный процесс  информация, прежде всего учебная, становится объектом технологической обработки  с использованием компьютера и передачи с помощью средств коммуникации.  

Внедрение информационных технологий предполагает наличие в  образовательных учреждениях:  

- современных компьютеров  и средств коммуникации как  технических средств обучения;  

- системного и  прикладного программного обеспечения;  

- методических разработок  по применению новых информационных  технологий в учебно-воспитательном  процессе.  

При компьютеризации  образования возникает ряд сложных  проблем, требующих своего изучения и решения.  

1. Учет мотивационного  фактора. Одним учащимся интереснее  сам компьютер и области его  применения, другие стремятся использовать  его в творческой деятельности - рисовать, сочинять музыку, писать  сочинения, эссе, статьи. Третьих,  имеющих прагматическую направленность, увлекает работа с издательскими  системами, средствами анимации  и видеомонтажа, электронной почтой  и т. д.  

2. Учет индивидуального  фактора. Разработка программ  с учетом не только степени  обученности и обучаемости школьника, но и лево- правополушарного доминирования.  

3. Учет этнического  фактора. Разработка компьютерных  курсов на родных языках, культурологических  курсов по национальной культуре, игр на основе национальных  мотивов.  

4. Создание компьютерных  баз данных по направлениям: «Ученик», «Успеваемость», «Здоровье», «Семья», «Трудные подростки» и пр. для организации педагогического менеджмента (управления) и другие аспекты..  

Компьютеризация обучения дает возможность создавать методические основы альтернативных форм учебного процесса, реализовывать дифференциацию обучения. Компьютерная техника уже  сейчас начинает активно влиять на процесс соединения образования  с самообразованием.  

Любая обучающая  система на базе ЭВМ и программное  обеспечение к ней должны базироваться на основополагающих принципах, именуемых  в специальной литературе «три "и"»: инициатива, индивидуализация, интерактивность.  

Под инициативой  предполагается предоставление обучаемому возможности прерывать и возобновлять курс в любом месте, задавать вопросы, просить о помощи, возвращаться назад для повторения, не ограничивать инициативу при составлении ответов и т.д.  

Индивидуализация  означает создание учебно-программного обеспечения, ориентированного на индивидуальные особенности и стиль учебной  деятельности конкретного обучаемого (или категорию обучаемых).  

Интерактивность подразумевает  взаимный обмен информацией в  режиме диалога как между обучаемым и системой в целом, так и между отдельными частями системы.  

Информационные технологии (информационно-коммуникативные технологии) в системе образования позволяют:

сделать обучение более  эффективным, вовлекая все виды чувственного восприятия ученика с помощью  мультимедийных функций компьютерных устройств;

обучать детей всех категорий: от одаренных до детей  с проблемами в умственном и физическом развитии и детей-инвалидов с  заболеваниями различной степени  тяжести;

обучать всех равноценно, независимо от места проживания. 

Информация о работе Компьютер в учебно-воспитательном процессе