Конфликт поколений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 23:49, реферат

Описание

Конфликт поколений: стабильность и изменчивость.
Жизненный цикл каждого человека характеризуется многогранной изменчивостью. Он включает в себя такие фазы жизни, как: детство, отрочество, зрелый возраст и старость. На разных этапах жизни человек исполняет различные общественные роли - ребенок, ученик, работник, родитель, дед.
Детство, отрочество и юность- это периоды ученичества, усвоения норм и ценностей данного общества.
Период зрелости, когда нормы и ценности усвоены максимально полно в соответствии с индивидуальными возможностями.
В период старости происходит отставание индивида от процесса изменения социальных структур (они меняются гораздо быстрее, чем стареющий индивид способен к ним приспосабливаться). Выделение различных возрастных этапов имеет социокультурную историю. Не все из принятой в современной возрастной стратификации этапы появляются одновременно, их набор в разные периоды истории не равнозначен и не идентичен.
Конфликт поколений проявляется как на уровне общества, в социальных институтах, так и на уровне семьи.
Сначала выделим общие между поколениями проблемы (как разрыв, который приводит к усилению конфликтогенности в обществе), доминирующие во всех странах:
- преемственность и передача культурных ценностей от поколения к поколению;
- приобщение к семейным ценностям и к общественно-значимым (образование, здоровый образ жизни);
- передача собственности по наследованию;
- степень зависимости и ответственности между поколениями;
- государственная политика по отношению к разным поколениям;
- соотношение традиций и социальных инноваций в обществе.
Современные исследования показывают, что одними из главных факторов в конфликте поколений являются следующие:
- понижение социального статуса пожилых людей;
- изменение характера труда в индустриальном обществе, в результате ускорения темпов научно-технического прогресса;
- обесценивание молодежью накопленного опыта старших поколений;
- распространение негласной государственной политики отстранения от работы пожилых людей, достигших пенсионного возраста.

Работа состоит из  1 файл

Конфликт поколений.doc

— 50.50 Кб (Скачать документ)

Конфликт поколений: стабильность и изменчивость.  

Жизненный цикл каждого человека характеризуется  многогранной изменчивостью. Он включает в себя такие фазы жизни, как: детство, отрочество, зрелый возраст и старость. На разных этапах жизни человек исполняет различные общественные роли - ребенок, ученик, работник, родитель, дед.

Детство, отрочество и юность- это периоды ученичества, усвоения норм и ценностей данного  общества.

Период зрелости, когда нормы и ценности усвоены  максимально полно в соответствии с индивидуальными возможностями.

В период старости происходит отставание индивида от процесса изменения социальных структур (они  меняются гораздо быстрее, чем стареющий  индивид способен к ним приспосабливаться). Выделение различных возрастных этапов имеет социокультурную историю. Не все из принятой в современной возрастной стратификации этапы появляются одновременно, их набор в разные периоды истории не равнозначен и не идентичен.  

Конфликт поколений  проявляется как на уровне общества, в социальных институтах, так и на уровне семьи.

Сначала выделим  общие между поколениями проблемы (как разрыв, который приводит к  усилению конфликтогенности в обществе), доминирующие во всех странах:

- преемственность  и передача культурных ценностей  от поколения к поколению;

- приобщение  к семейным ценностям и к  общественно-значимым (образование,  здоровый образ жизни);

- передача собственности  по наследованию;

- степень зависимости  и ответственности между поколениями; 

- государственная  политика по отношению к разным  поколениям;

- соотношение  традиций и социальных инноваций  в обществе.  

Современные исследования показывают, что одними из главных  факторов в конфликте поколений  являются следующие:

- понижение социального  статуса пожилых людей; 

- изменение характера  труда в индустриальном обществе, в результате ускорения темпов научно-технического прогресса;

- обесценивание  молодежью накопленного опыта  старших поколений; 

- распространение  негласной государственной политики  отстранения от работы пожилых  людей, достигших пенсионного возраста.  

Эти тенденции  способствуют обесцениванию старости в глазах молодого поколения и  усилению геронтофобной (страх перед  возрастом) установки в массовом сознании.  

Принадлежность  к одному поколению еще не означает равенство возраста.

Наиболее полно раскрывает понятие «поколение» И.С. Кон. Он выделяет несколько значений данного понятия:

- степень происхождения  от общего предка (генеалогическое  поколение);

- сверстников,  т. е. людей, родившихся приблизительно  в одно и то же время. 

- современников, т.е. одновременно живущих людей разного возраста.

- отрезок времени  от рождения родителей до рождения  их детей. 

Итак, поколение  это понятие, обозначающее разные аспекты  родственной и возрастной структур исторического развития общества.

Поколенческий подход в социологии предполагает анализ сосуществования трех жизненных измерений в социальной ситуации: поколения молодых, поколения зрелых людей и поколения пожилых. Существование трех различных времен представляет собой движение вперед, развитие. В противном случае, история бы остановилась, исчезла бы возможность радикальных перемен.

Попытка избежать этих крайностей сподвигла философов  на обоснование «этики дискурса», т. е. учение о нравственности, содержащее проблемы коммуникации, которое ориентирует представителей разных поколений не на раздоры и деградацию, а на единство, ответственность, согласие, на коммуникацию. Речь идет о сотрудничестве, а не о помощи старшим, либо обучении младших.

Поколение - это  временная категория, в связи  с этим, смена поколений - это поток, который идет в истории, обеспечивая передачу социальной информации, культуры, накопленного опыта от одного поколения к другому.

Артур Шопенгауер в «Афоризмах житейской мудрости», формулирует одну из ключевых идей. Суть ее заключается в отрицании существования возрастной периферии, ибо каждый возраст входит в ядро жизни, имеет свои прагматические ценности, объединяющие положительные и отрицательные моменты. Философ фокусирует внимание именно на позитивных моментах в старости, человек более умело оберегает себя от несчастий, он способен наслаждаться настоящим, находя радость даже в мелочах, благодаря жизненному опыту человек учится смотреть просто на вещи и принимать их за то, что они есть на самом деле, экономно обращается со временем. Старый человек уравновешен, рассудителен, проницателен, освобожден от волнений юности. Старость в современной смысловой направленности обозначает определенный этап индивидуальной жизни, равноценный в соотношении с другими этапами, значительной длительности.

История свидетельствует  о существовании проблемы борьбы за власть между старыми и молодыми, принадлежащими к господствующему  классу. Старые владели опытом, знанием, памятью, а молодые обладали силой, здоровьем и хорошими адаптационными способностями. Так в традиционных обществах место каждого человека было определено с момента рождения, а также были определены и неизменяемы способы взаимосвязи поколений и передачи опыта. Иная картина наблюдается в современном динамичном обществе, которое постоянно ставит перед каждым новым поколением новые проблемы и задачи самоутверждения и выбора путей своего развития. В таком обществе опыт предыдущих поколений не может полностью отвечать задачам настоящего и будущего. Меняются механизмы трансляции опыта, в результате формируется «образ» каждого поколения.

В разные исторические периоды отношение к старости было неодинаково. Это обусловлено  разной ролью правового начала, разной степенью развития институтов демократии, спецификой культурных традиций.Особо  остро конфликт поколений проявляется в 20-е годы ХХ века. Молодое поколение отвергает ценностные идеалы прошлого и противопоставляет ей свою картину мира.

Для любого общества на всех этапах развития характерно так  называемое противоречие «отцов и детей». Его смело можно отнести к вечным. В современной культуре присутствует, ярко выраженный слой инноваций, которые постоянно взламывают и перестраивают культурную традицию, затрудняя тем самым процессы социализации и адаптации человека к постоянно меняющимся условиям и требованиям жизни. Усложнение социокультурной реальности сопровождается ломкой традиций и норм.  Представление о возрасте и отношение к возрасту, оказывали непосредственное влияние на всю общественную жизнь государства и на жизнь каждой семьи.  

Очень важным представляется рассмотреть межпоколенные взаимоотношения в семье, которая важна как для молодого поколения, так и для поколения пожилых людей. Семья является основным элементом в системе взаимоотношений между поколениями. Семья в течении всей жизни человека является для него первой и последней опорой - «стартовой площадкой» на раннем этапе жизни и «последним прибежищем» в позднем возрасте.  

Семья выполняет  ряд важнейших социальных функций  таких как:

- воспитательная (социализация молодого поколения),

- функция духовного общения,

- социально-статусная  (предоставляет определенный социальный  статус членам семьи),

- досуговая (взаимообогащение  интересов),

- эмоциональная  (получение психологической защиты, эмоциональной поддержки).

В настоящее  время происходят сильные изменения в экономической жизни страны, старшее поколение полностью отдает себя работе, пытаясь выжить в наше нелегкое время. В связи с этим встает такая важная проблема, как снижение воспитательной функции семьи. Конечно, хорошо, когда детьми занимаются бабушки и дедушки. Помощь, оказываемая старшими молодым членам семьи весьма многообразна. Чаще всего она выражается в уходе за малолетними внуками и правнуками. Значение этой помощи трудно переоценить. Здесь и преимущество индивидуального обучения, и ценность тесного общения с ребенком в первые годы жизни, и большая гарантия предохранения его от заболеваний, столь частых в детских дошкольных учреждениях. Но при совместном проживании молодого и старшего поколения часто возникает не понимание друг друга. Причинами отсутствия взаимопонимания становятся объективная разница, связанная с новыми социальными условиями, разногласия во взглядах на жизнь, не совпадение ценностей и психологические особенности пожилых и молодых людей. Молодое поколение разотождествляется с дедами и как носителями идей прошлого, и как авторитетами в семье, ориентирами в жизни. Это ведет к напряжению в институте семьи, с которым себя все-таки отождествляет подавляющее большинство старшего поколения. Можно лишь пожелать, чтобы в каждой семье «конфликт поколений» решался на основе чудесного сплава любви к детям и уважении к старости. Но, к сожалению, это часто бывает совсем не так. Существуют сведения о домашнем насилии над пожилыми людьми в разных формах: физическом, эмоциональном и экономическом. Вместо неудовлетворенной потребности общения, заботы, старшее поколение испытывает унижение достоинства, потерю уважения и как результат стремление оградиться от конфликтных взаимоотношений со своим потомством и в большинстве случаев пожилые люди и их дети стремятся жить раздельно друг от друга.

Таким образом, старость можно рассматривать как  стабильный и устойчивый элемент  в жизни поколения, как основное звено механизма преемственности  общественных отношений, культуры, морали, опыта. Отношение младших к пожилым людям, можно считать одним из показателей уровня культуры общества. Стереотипные утверждения и мнения, касающиеся старости, являются показателем, отражающим господствуюшую в данную эпоху и в определенном культурном кругу концепцию человека. Наша эпоха несет в себе культ молодости. Ценность человека определяет умение быстро и эффективно действовать, легко приспосабливаться к новым технологиям и инновациям. Культ темпа новизны не благоприятствует старым людям. И старость сама по себе приобретает негативные черты. Старые люди не поспевают за темпом современной жизни, которая изменчива и несет множество рисков. Старики не имеют сил, чтобы выполнять различного рода обязанности и роли, которые выдвигает жизнь, они тонут в хаосе информации. Поэтому молодое поколение должно осознавать, что оно, как изменяющийся элемент в обществе, нуждается в стабильной компоненте, в котором также нуждаются, прежде всего, их дети, семья и общество, в котором каждый человек пройдет по разным возрастным группам и придет к старости.  

Конструктивная  функция конфликта поколений.

Конфликт поколений  является универсальной темой человеческой истории. Он основывается на изначальных  чертах человеческой природы и является, может быть, даже более важной движущей силой истории, чем классовая борьба, отмечают некоторые исследователи.

Многие психоаналитики полагают, что в основе конфликта  поколений лежит извечное соперничество  между отцом и сыном (Эдипов комплекс), матери и дочери (комплекс Электры). Юноша не просто соперничает с отцом, но и отвергает его как образец, отказывается от своего социокультурного наследства.  

Каковы же причины  обострения противоречий между поколениями?

В 60-е годы наметились два полюса в оценке межпоколенных  различий: "великий разрыв" и "ничего нового". Разговор пока шел в основном о конфликтах, и их причинах в отношениях поколений, но исходным в данный момент, является преемственность в развитии рода человеческого. Во-первых, молодые, хотят они этого или нет, всегда будут опираться на традиции и опыт прошлых поколений.

Во-вторых, межпоколенные  отношения, трансмиссия культуры всегда включают в себя встречные информационно-деятельные потоки как от родителей к детям, так и от детей к родителям. Встреча поколений может быть более или менее радостной. На сегодня в условиях информатизации общества молодежная интерпретация культурного наследия приобретает большое значение.

В-третьих, признавая  значение обеих выше названных тенденций, нужно опасаться преувеличения  темпов культурного обновления. Глубинные слои культуры, традиции, формы быта, семьи, складывающиеся тысячелетиями, устаревают медленнее, чем инновации в сфере техники, науки, информатики. Таким образом, сутью межпоколенных отношений не может быть ни "абсолютное обновление", ни "абсолютный разрыв" - и то и другое означало бы социальную катастрофу. Задачей является гармонизация отношений поколений в их преемственности. Однако, отказ от наследства, неблагодарность, потребительское отношение детей к родителям, эгоцентризм, неспособность к диалогу - эти крайние проявления обособленности нового поколения могут нанести удар по самим основам цивилизации. Структура обращений молодежи за помощью в критических ситуациях показывает стремление молодежи к самостоятельному решению проблем собственными силами. Но часто такое отношение носит чисто потребительский, угрожающий характер, что надолго прерывает коммуникацию между поколениями.  

Информация о работе Конфликт поколений