Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 23:49, реферат
Конфликт поколений: стабильность и изменчивость.
Жизненный цикл каждого человека характеризуется многогранной изменчивостью. Он включает в себя такие фазы жизни, как: детство, отрочество, зрелый возраст и старость. На разных этапах жизни человек исполняет различные общественные роли - ребенок, ученик, работник, родитель, дед.
Детство, отрочество и юность- это периоды ученичества, усвоения норм и ценностей данного общества.
Период зрелости, когда нормы и ценности усвоены максимально полно в соответствии с индивидуальными возможностями.
В период старости происходит отставание индивида от процесса изменения социальных структур (они меняются гораздо быстрее, чем стареющий индивид способен к ним приспосабливаться). Выделение различных возрастных этапов имеет социокультурную историю. Не все из принятой в современной возрастной стратификации этапы появляются одновременно, их набор в разные периоды истории не равнозначен и не идентичен.
Конфликт поколений проявляется как на уровне общества, в социальных институтах, так и на уровне семьи.
Сначала выделим общие между поколениями проблемы (как разрыв, который приводит к усилению конфликтогенности в обществе), доминирующие во всех странах:
- преемственность и передача культурных ценностей от поколения к поколению;
- приобщение к семейным ценностям и к общественно-значимым (образование, здоровый образ жизни);
- передача собственности по наследованию;
- степень зависимости и ответственности между поколениями;
- государственная политика по отношению к разным поколениям;
- соотношение традиций и социальных инноваций в обществе.
Современные исследования показывают, что одними из главных факторов в конфликте поколений являются следующие:
- понижение социального статуса пожилых людей;
- изменение характера труда в индустриальном обществе, в результате ускорения темпов научно-технического прогресса;
- обесценивание молодежью накопленного опыта старших поколений;
- распространение негласной государственной политики отстранения от работы пожилых людей, достигших пенсионного возраста.
Общество оценивается
по тому, как оно относится к
старикам, детям и инвалидам, а
также по тому в каких формах происходит
конфликтное столкновение между поколениями.
Если общество идет по цивилизованному
пути, то тогда оно вынуждено создавать
социальную систему поддержания стариков
- пенсии, дома престарелых и т.д., говорить
о воспитании милосердия. Именно в конфликте
поколений обнаруживаются новые ниши,
где необходимо специализированное воспитательное
воздействие, предупреждающее разрушительные
конфликты, порождающее новые ценностно-смысловые
и деятельностные ниши взаимодействия
поколений.
Вывод:
Научиться понимать другого, и, прежде, всего старшее поколение, - это важнейшая социальная проблема. Трансляция нравственных образцов, без понимания их сути и смысла - бессмысленное занятие. Говоря о степени возможного влияния старшего поколения на молодежь, необходимо подчеркнуть важность таких факторов, как мера доверия молодежи к старшему поколению, так и мера доверия к молодежи.
Отношение общества к старикам - показатель его цивилизованности. На обществе лежит ответственность за социальное, физическое и материальное состояние его пожилых членов. Конфликт поколений может быть рассмотрен как благо, в случае осознания того, что именно в этом стихийном и вечном конфликте старшее и младшее поколение смогут обнаружить и осознать личностный уровень достигнутой культуры и степень цивилизованности общества. Внуки смогут увидеть как достойно и с почестями уходят из жизни старики (их дедушки и бабушки) и как достойно и уважительно провожают их дети (родители внуков). Ибо это «живая передача знаний» из уст в уста и это конструктивная функция конфликта поколений, эту функцию не может взять на себя государство, так как только сами люди формируют и передают культурные образцы, сформированные в вечном конфликте отцов и детей. Конфликт поколений не должен пугать или настораживать мыслящего человека. Вечный конфликт поколений может быть рассмотрен конструктивно с точки зрения развития гуманных отношений до вершины любви, нравственности, заботы и ценности каждого возраста. В конфликте поколений нет смысла искать виновного, гораздо важнее формировать ОТВЕТСТВЕННОСТЬ каждого человека за свое будущее, за будущее своих детей и за будущее всего человечества.