Конфликтные педагогические ситуации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 13:49, контрольная работа

Описание

Составьте банк конфликтных педагогических ситуаций. Это могут быть ситуации «реальные» из вашей профессиональной или собственной школьной жизни, или придуманные. Ситуации должны представлять разных участников конфликта: учитель — ученик, ученик — ученик, учитель — родитель, учитель — администрация школы (общее количество ситуаций от 8-ми до 12-ти).

Работа состоит из  1 файл

Крнфликтные ситуации.doc

— 78.00 Кб (Скачать документ)

Конфликтные педагогические ситуации 
 

     1. Составьте банк конфликтных педагогических ситуаций. Это могут быть ситуации «реальные» из вашей профессиональной или собственной школьной жизни, или придуманные. Ситуации должны представлять разных участников конфликта: учитель — ученик, ученик — ученик, учитель — родитель, учитель — администрация школы (общее количество ситуаций от 8-ми до 12-ти). 

     1. Учитель – Ученик.

     А) Ученик 7-го класса Иван получил тройку за контрольную по математике. В то же время ученик этого же класса, друг Ивана, Николай получил за эту же контрольную четверку, причем количество ошибок у двух друзей было одинаковым.

     Иван  подошел к учителю, Ольге Ивановне, и долго, настоятельно и невежливо просил, пересмотреть свою оценку за контрольную. В результате возник конфликт. В лице Ольги Ивановны, Иван предстал невежественным, наглым ребенком. В течении 2-х последующих лет учительница дотошно проверяла все контрольные Ивана и искала в них ошибки. Иван, бывший отличник (но с низкой культурой общения) скатился в «середнячки» а потом и в двоечники.

     Б) Ученица 9-го класса Аня надевает в школу большие яркие серьги, чем вызывает недовольство классного руководителя Галины Алексеевны. Галина Алексеевна при всем классе просит Аню больше не надевать подобные украшения, называя их неуместными и дешевыми. Аня молчит, но продолжает носить серьги в школу. Конфликт. Учительница начинает воздействовать на поведение девочки, придираясь к каждому выполненному Аней заданию, снижая ей оценки по предмету. 

     2. Учитель – Учитель.

     А) У учителя по биологии Анны Петровны был конфликт с учеником Василием. Коллега Анны Петровны Николай Николаевич симпатизировал Василию и не понимал негативного отношения к нему.

     На  нескольких педагогических советах  Николай Николаевич открыто указывал на ошибки Анны Петровны, придирался к ее внешнему виду.

     Б) Саша, ученик 8-го класса хорошо справлялся с задания ми по истории и отвечал на уроках. Учитель Вячеслав Викторович  на педсовете особо отметил его умение отвечать устно и работать с картой, а учитель математики Наталья Николаевна возразила, что устно он отвечать не умеет совсем и даже заикается. Разгорелся конфликт, который закончился тем, что учительница математики перестала спрашивать его на уроках. К концу первого полугодия   Саши  по математики почти не было оценок, потому что учительница заявила, чтобы он отвечал на истории, а она его «коре» ответы слушать не хочет.  

     3. Учитель – Родитель.

     А) Первоклассница Юля очень шумно ведет себя на переменах. Учительница вместо того, чтобы сделать замечание, решила показать наглядно, как выглядит Юля, и тоже закричала во весь голос. Юля пришла домой. Пожаловалась родителям и отказалась ходить в школу. Из-за того, что на нее там кричат. Родители встали на сторону дочери, не стали разговаривать с одноклассниками, во всем обвинив учительницу, настаивая на переводе Юли в другой класс. 

     4. Учитель – Администрация школы.

     А) Учителя студенты-заочники вернулись в очередной раз с сессии и были встречены негодованием директора школы по поводу их отсутствия. Директор недоволен тем, что нужно искать им замену на время учебного отпуска. Не в силах ничего сделать по закону, директор замучил учителей внеплановыми проверками и открытыми уроками.

     Б) Две девочки написали конкурсные работы по географии и физике. Работы были высоко оценены, и девочек, вместе с их руководителями, пригласили на конференцию в Москву. Директор школы, будучи преподавателем литературы, и тоже имея подопечных, была обижена и отказала в содействии поехать, предложив использовать родительские и спонсорские деньги. В итоге возник конфликт между учителями и директором.

 

      2. Найдите в литературе (любой, какая Вам доступна) классификацию стилей педагогической деятельности, напишите эту классификацию в контрольной,  отметьте автора классификации. Опишите индивидуальный стиль деятельности    Вашего классного руководителя или другого учителя с опорой на эту классификацию.  

     Стиль деятельности – устойчивая система  способов, приемов, проявляющаяся в  разных условиях ее существования. Он обусловливается спецификой самой деятельности и индивидуально-психологическими особенностями ее субъекта.

     Е.А. Климов так определяет индивидуальный стиль деятельности в узком смысле: «Это обусловленная типологическими  особенностями, устойчивая система  способов, которая складывается у человека, стремящегося к наилучшему осуществлению данной деятельности…индивидуально-своеобразная система психологических средств, к которым сознательно или стихийно прибегает человек в целях наилучшего уравновешивания своей (типологически обусловленной) индивидуальности с предметными внешними условиями деятельности».

      Стили педагогической деятельности (СПД) прежде всего дифференцируются на три общих: авторитарный, либерально-попустительский  и демократический. Данная типология, предложенная К. Левиным, может быть использована не только к деятельности, но и к общению, и к поведению. Приведем характеристику этих стилей в описании А.Н. Лутошкина:

  1. Авторитарный стиль («разящие стрелы»). Учитель исключительно единолично определяет направление и характер деятельности класса; указывает, кто с кем должен сидеть, работать, пресекает всякую инициативу учащихся; учащиеся живут в мире догадок. Основные  формы взаимодействия – приказ, указание, инструкция, выговор. Даже редкая благодарность звучит как команда. Учитель лаконичен, преобладает «сухой»,  неэмоциональный тон, нетерпения к возражениям. Поощрения и похвала используются крайне редко. Обнаружив ошибку, такой учитель высмеивает виновного, чаще всего наказывая его и не объясняя, как ее можно исправить. В его отсутствие работа класса замедляется, а то и прекращается вовсе.
  2. Либеральный стиль («плывущий плот») – анархичный, попустительский. Учитель старается не вмешиваться в жизнь детского коллектива, выполняя лишь функцию равнодушного «урокодателя». Он не проявляет активности, вопросы рассматривает формально, легко подчиняется другим, подчас противоречивым влияниям. Фактически учитель самоустраняется от ответственности за происходящее в классе. Об авторитете тут не может быть и речи.
  3. Демократический стиль («возвращающийся бумеранг»). Проявляется в опоре учителя на мнение детского коллектива. Учитель старается довести цель деятельности до сознания каждого школьника, включает всех в активную деятельность. Каждый ученик поощряется, что способствует росту уверенности в себе у учеников; развивается ответственность, самостоятельность, толерантность, коммуникативная культура, умение сотрудничать. Основные способы общения у такого учителя – просьба, совет, информация.

     Более детализированная по характеру включенности в деятельность педагога общения типология стилей ПД предложена В.А. Кан-Каликом. Он выделяет следующие стили общения:

  • общение на основе увлеченности совместной творческой деятельностью;
  • общение на основе дружеского расположения;
  • общение – дистанцию;
  • общение – устрашения;
  • общение – заигрывание.

     Наиболее  полное собственно деятельностное представление  о стилях ПД предложено А.К. Марковой, А.Я. Никоновой. Ниже приводится полное описание предложенных ими стилей ПД:

     В основу различения стиля в труде  учителя были положены следующие основания:

    • содержательные характеристики стиля (преимущественная ориентация учителя на процесс или результат своего труда, развертывание учителем ориентировочного или контрольно-оценочного этапов в своем труде);
    • динамические характеристики стиля (гибкость, устойчивость, переключаемость);
    • результативность (уровень знаний и навыков школьников, а также интерес учеников к предмету).
 

     На  основе этих характеристик и были выделены стили ПД:

  1. Эмоционально-импровизированный стиль (ЭИС). Учителя отмечает ориентация преимущественно на процесс обучения. Объяснение нового материала такой учитель строит логично, интересно, однако в процессе объяснения у него часто отсутствует обратная связь с учениками. Во время опроса учитель с ЭИС обращается к большому числу учеников, в основном сильных, интересных ему; спрашивает их в быстром темпе, задает неформальные вопросы, но мало дает им говорить, не дожидается, пока они сформулируют ответ самостоятельно. Для такого учителя характерно недостаточно адекватное планирование образовательного процесса: для обработки на уроке он выбирает наиболее интересный учебный материал; менее же интересный, хотя и важный, оставляет учащимся для самостоятельной проработки. В деятельности учителя с ЭИС недостаточно представлено закрепление и повторение учебного материала, контроль знаний учащихся. Учителя с ЭИС отличает высокая оперативность, использование большого арсенала разнообразных методов обучения. Он часто практикует коллективные обсуждения, стимулирует спонтанные высказывания учащихся. Для учителя с ЭИС характерна интуитивность, выражающаяся в частом неумении проанализировать особенности и результативность своей деятельности на уроке.
  2. Эмоционально-методичный стиль (ЭМС). Для учителя характерны ориентация на процесс и результаты обучения, адекватное планирование образовательного процесса, высокая оперативность, некоторое преобладание интуитивности над рефлексивностью. Такой учитель на уроке поэтапно отрабатывает весь учебный материал, внимательно следит за уровнем знаний всех учащихся, в его деятельности постоянно представлены закрепление и повторение учебного материала, контроль знаний учащихся. Отличает высокая оперативность, вариативность в выборе методов обучения, на уроке практикуются коллективные обсуждения. В отличие от учителя с ЭИС, учитель с ЭМС на уроке стремится активизировать детей не внешней развлекательностью, а прочно заинтересовать особенностями самого предмета.
  3. Рассуждающе-импровизированный стиль (РИС). Для учителя с РИС характерны ориентация на процесс и результаты обучения, адекватное планирование образовательного процесса. По сравнению с учителями эмоциональных стилей, учитель с РИС проявляет меньшую избирательность и изобретательность в подборе и варьировании методов обучения, не всегда способен обеспечить высокий темп работы, реже практикует коллективные обсуждения, относительное время спонтанной речи его учащихся на уроке меньше, чем у учителей с эмоциональным стилем. Учитель с РИС меньше говорит сам, особенно во время опроса, предпочитая воздействовать на учащихся косвенным путем (подсказки, уточнения и т.п.), давая возможность отвечающим детально оформить свой ответ.
  4. Рассуждающе-методичный стиль (РМС). Учитель ориентируется преимущественно на результаты обучения, адекватно планирует учебный процесс; проявляет консервативность в использовании средств и форм ПД. Его характеризуют высокий уровень методичности: систематичность закрепления, повторения учебного материала, контроля знаний учащихся. Это сочетается с малым, стандартным набором методов обучения, предпочтением репродуктивной деятельности учащихся, редким проведением коллективных обсуждений. В процессе опроса учитель с РМС обращается к небольшому количеству учеников, давая каждому много времени на ответ, особое внимание уделяя слабым ученикам. Для учителя с РМС характерна в целом рефлексивность.
 

     Е.И. Рогов предлагает типологию стилей ПД в соответствии с видами профессиональной  направленности личности учителя. Он выделяет структуру личности учителя типов:

    – «Предметник»;

    – «Организатор»;

    – «Интеллигент»;

    – «Коммуникатор».

      Для «Предметника» характерны наблюдательность, профессиональная компетентность, стремление к творчеству в рамках преподаваемого предмета.

      Структуру личности типа «Организатор» составляют такие качества как требовательность, организованность, сильная воля, энергичность.

      Структуру личности типа «Коммуникатор» составляют такие качества как общительность, доброта, внешняя привлекательность, высокая нравственность.

      Тип «Интеллигент» характеризуется  высоким интеллектом, общей культурой и высокой нравственностью.

     Из  указанных типов учителей каждый имеет свои способы, механизмы и  каналы передачи воспитательных воздействий:

      Учитель-коммуникатор, отличающийся экстравертированностью, низкой конфликтностью, доброжелательностью, способностью к эмпатии, любовью к детям, реализует свои воспитательные воздействия через поиск механизмов совместимости с учеником, через нахождение точек соприкосновения в личной жизни и, естественно, что данные воздействия окажут наибольшие изменения именно в этом «бытовом» поведении ученика.

      Для учителя-предметника, рационалиста, твердо уверенного в необходимости знаний по его предмету в жизни, более  характерно воспитание ученика средствами его предмета, путем изменения  его восприятия научной картины мира, привлечения к работе в кружке и т.п.

      Учитель-организатор, нередко являющийся авторитетом  не только у ребят, но и во всем педагогическом коллективе, преимущественно транслирует  свои личностные особенности в ходе проведения различных внеклассных мероприятий, и поэтому результат его воздействий скорее всего обнаруживается в сфере делового сотрудничества, коллективной заинтересованности, дисциплины.

      Учитель-интеллигент (просветитель) отличается принципиальностью, соблюдением моральных норм, реализует себя посредством высокоинтеллектуальной просветительской деятельности. Он несет ученикам нравственность, духовность, ощущение свободы. 

Информация о работе Конфликтные педагогические ситуации