Конфликтные педагогические ситуации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 13:49, контрольная работа

Описание

Составьте банк конфликтных педагогических ситуаций. Это могут быть ситуации «реальные» из вашей профессиональной или собственной школьной жизни, или придуманные. Ситуации должны представлять разных участников конфликта: учитель — ученик, ученик — ученик, учитель — родитель, учитель — администрация школы (общее количество ситуаций от 8-ми до 12-ти).

Работа состоит из  1 файл

Крнфликтные ситуации.doc

— 78.00 Кб (Скачать документ)

      Профессиональная  деятельность неизбежно сопровождается изменениями в структуре личности специалиста, когда, с одной стороны, происходит усиление и интенсивное развитие качеств, которые способствуют успешному осуществлению деятельности, а с другой стороны, изменение, подавление и даже разрушение структур, не участвующих в этом процессе. Если эти профессиональные изменения расцениваются как негативные, т.е. нарушающие целостность личности, снижающие ее адаптивность и устойчивость, то их следует рассматривать как профессиональные деформации. Эти особенности могут все более глубоко включаться в структуру личности, иерархизируя ее, напоминая изменения, происходящие в личности при акцентуациях.

      У представителей педагогической профессии  деформированность личности может  осуществляться на четырех уровнях:

  1. общепедагогические деформации, характеризующие сходные изменения у всех лиц, занимающихся ПД. Наличие этих деформаций делает учителей, преподающих разные предметы, работающих в разных учебных заведениях, с разным темпераментом и характером, похожими друг на друга. Эти инвариантные особенности обусловлены спецификой пространства, в котором существует личность учителя-профессионала – здесь происходит сближение субъекта деятельности со средствами этой деятельности. Кроме того, ПД имеет свой, особенный объект воздействия, который, в отличие от большинства других профессий, обладает существенной активностью. В ходе взаимодействия с субъектом, учитель, используя свою личность, как инструмент влияния на него, прибегает к более простым и действенным приемам, в совокупности известным как авторитарный стиль деятельности. В результате в его личности появляются устойчивыми такие свойства как назидательность, завышенная самооценка, излишняя самоуверенность, догматичность взглядов, консервативность и пр.
  2. Типологические деформации вызваны слиянием личностных особенностей с соответствующими структурами функционального строения ПД в целостные поведенческие комплексы.

     Как было показано выше, в педагогической профессии существует четыре таких  типологических комплекса: коммуникатор, организатор, интеллигент, предметник. Особенности каждого из них могут со временем проявиться в структуре личности, которая претерпевает изменения, происходящие при акцентуациях:

    Т. Коммуникатор:

    • излишняя общительность;
    • говорливость;
    • сокращение дистанции с партнером;
    • обращение к партнеру как к существу неопытному («сюсюканье»);
    • стремление затронуть при общении интимные темы.

    Т. Организатор:

    • гиперактивность;
    • стремление научить других жить «как правильно»;
    • стремление подчинить себе окружающих, командуя, организовывая их деятельность, независимо от содержания.

    Т. Интеллигент:

    • склонность к излишнему философствованию, мудрствованию;
    • «морализаторство»;
    • чрезмерно выраженная склонность к самоанализу, сопровождающемуся уходом в себя, пассивным созерцанием окружающего мира и размышлениями о его несовершенстве.

    Т. Предметник:

    • стремление внести элемент «научности» в любые, даже бытовые ситуации;
    • неадекватное использование наукообразных способов поведения и оценивание других людей исключительно через призму их знаний преподаваемого таким учителем предмета.
  1. Специфические (предметные) деформации обусловлены спецификой преподаваемого предмета. Даже по внешнему виду легко определить, какой предмет преподает данный учитель: рисование или физкультуру, математику или пение. Учителя – герои юмористических рассказов и фильмов чаще всего имеют именно этот тип деформации.
  1. Индивидуальные деформации определяются изменениями, которые происходят со структурами личности и внешне не связаны с процессом ПД, когда параллельно становлению профессионально важных для учителя качеств происходит развитие качеств, не имеющих на первый взгляд, отношения к педагогической профессии. Подобный феномен может быть объяснен тем, что личностное развитие осуществляется не только под влиянием тех действий, приемов, операций, которые выполняет учитель, а прежде всего обусловлены его личной направленностью.
 

     Очевидно, что учителя, в силу своих личностных особенностей, оказываются наиболее приспособленными для реализации одних  профессиональных функций, в то время  как реализация других функций оказывается  им просто недоступной. Так, «интеллигент», без особого труда способен обеспечить выполнение в своей профессиональной деятельности гностической, воспитательной, информационной, пропагандистской, развивающей, исследовательской функции, а также функции самосовершенствования. «Предметник» лучше реализует конструктивную, методическую, обучающую, ориентировочную функции; «организатор» - исполнительную, мобилизационную, организаторскую; «коммуникатор» - лишь коммуникативную функцию. Отметим, речь идет не об абсолютном, а только об относительном преимуществе, т.е. и «коммуникатор» может выполнять организаторскую работу, но у него это отнимет больше сил и времени, чем у «организатора». 

 

      3.  Представьте себя членом аттестационной комиссии. Вам предстоит посетить и оценить открытый урок учителя. Разработайте СВОЮ систему критериев, по которым вы будете оценивать урок. Попробуйте по этим критериям оценить себя, свой воображаемый или реальный урок. Ответьте также на вопрос: что необходимо вам доработать, чтобы по разработанным вами критериям получить «высшую категорию». 

     Этапы оценивания: 

     Первый  этап:

     1 – каковы первые впечатления;

     2 – какая общая оценка урока;

     3 – какое настроение (хорошее, среднее, плохое, очень плохое);

     4 – доволен (недоволен) собой;

     5 – все ли задуманное выполнено, или многое не успели;

     6 – доволен ли своими учениками, или они недостаточно  отнеслись к учению;

     7 – какова дисциплина на уроке. 

     Второй  этап:

     1 – достигнуты ли на уроке поставленные задачи;

     2 – оптимально ли протекал учебный процесс;

     3 – целенаправленно ли осуществлялось обучение, воспитание и развитие учеников;

     4 – формировался ли познавательный интерес учащихся;

     5 – достигнута ли взаимосвязь в формировании знаний, умений, навыков учащихся;

     6 – соблюдались ли на уроке требования научной организации труда (экономия времени, четкость организации рабочего места учителя и учащихся, рациональность приемов деятельности учащихся);

     7 – как работали учащиеся на уроке: активность, работоспособность, мера из занятости, внимание, отношение к делу, ответственность, самостоятельность);

     8 – удалось ли установить контакт с учащимися, благоприятен ли психологический микроклимат, не было ли безразличных учащихся;

     9 – довольны ли своим поведением, стилем и методами проведения урока;

     10 – что надо срочно исправить, изменить, дополнить на следующем уроке.

Информация о работе Конфликтные педагогические ситуации