Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2012 в 20:01, реферат
Стадии восприятия:
1) Невосприятие: "В одно ухо влетело, в другое – вылетело";
2) Агрессивное восприятие, отрицание: "Это невозможно";
3) Нейтральное восприятие: "Угу, ладно, согласен";
4) Пренебрежение: "И чо? Ну и?".
Как быстро и эффективно усвоить знания
преподаватель: Обухов В.Е.
Конкретные приемы улучшения (эффективного) усвоения новых знаний
Стадии восприятия:
1) Невосприятие: "В одно ухо влетело, в другое – вылетело";
2) Агрессивное восприятие, отрицание: "Это невозможно";
3) Нейтральное восприятие: "Угу, ладно, согласен";
4) Пренебрежение: "И чо? Ну и?".
Глубина усвоения:
1) прочел;
2) могу ответить;
3) прочел, усвоил, могу ответить;
4) прочел, усвоил, могу ответить, могу расширить кругозор.
Большинство литературы по теме предмета (КБиЭУЗ) рассчитано либо на человека советского строя образца 1980-х, либо на человека американского строя образца середины 1950-х. Иначе говоря, эта литература применима лишь частично. Дело в том, что упорядоченный коллективистский советский строй сменился на современный индивидуалистский хаотичный. Американский же сравнительно упорядоченный строй стал еще более хаотичным.
Требуются предельно конкретные приемы запоминания дел на сегодня, неделю, месяц, запоминания маршрутов, новой бытовой, учебной и служебной информации.
Запоминание предстоящих дел – раздел мобильного телефона "напоминания", если список дел обширный, то ссылка на черновики сообщений (там - полный текст).
Ежедневник и еженедельник, предпочтительно использовать такой, где вся неделя на одном листе или развороте. Недостаток именно ежедневников - не видно дел на некоторый период (неделю) вперед, путаница с числами и днями недели.
А. Лакейн в своей книге говорит о необходимости выделять самые важные дела (материал к семинару на завтра, срочно выплатить кредит) и прочие дела. В российских условиях надо говорить о наиболее важном деле и прочих делах: из трех важных дел о втором и третьем можно забыть.
Очень часто у индивидуалистов (живут по принципу "делаю что хочу, что приятно") выполняется не то что им действительно нужно, а то, что им приятно.
Ассоциативные методы запоминания
Закон Парето, открыт в начале 20 века.
"За первую единицу времени работа делается на "хорошо", за оставшиеся четыре единицы времени работа доводится до конечного уровня". Например: статья была написана за 2 дня, оставшиеся 8 дней она в неё будут вноситься поправки, она будет редактироваться и "шлифоваться" и станет лучше на четверть.
Формулировка 20/80: "За 20% времени делается 80% работы, за оставшиеся 80% времени - доделываются оставшиеся 20% работы". Бытовой пример: если подмести улицу в первый раз, то будет сметено 80% мусора, если подмести во второй – 80% от оставшихся 20%, т.е. всего 96% и т.д.
В любом тексте на естественном языке (статья, глава из книги, отрывок) примерно 20% объема - полезная информация, остальные 80% занимают переходы сюжетных линий, описания природы, связки, ненужные подробности и проч.
Применение закона Парето позволяет достичь хороших (!) результатов за минимально время. На графике это выглядит так.
Существует три категории
1) Бездельники;
2) Обычные люди;
3) Трудоголики.
Бездельники как
массовое явление возможны только в
цивилизационном обществе. Отличительная
черта бездельника
Трудоголики (работоголики) стремятся сделать свою работу на "отлично", иначе говоря, в части своих занятий (профессиональных, хобби, служебных), как правило, второстепенных для других людей, достигают великолепных результатов. Но на 4/5 всех дел у них не хватает времени и возможности. Поэтому трудоголики имеют массу проблем в быту, семейной жизни и сфере общения. Как правило, в конце жизни понимают что "жизнь потрачена впустую".
Трудоголик – часто встречающийся тип крайне выгодной государству, хозяину, фирме, корпорации формы дармовой рабочей силы. Для большинства людей идеалом не является, хотя в разговоре им, как правило, восхищаются.
Г.С. Альтшуллер, "Таблица умножения для совершения открытий".
Приемы выполнения работы на "хорошо", как правило, просты. Например, перечень стандартов изобретательства включает более 50 приемов, которые позволяют "быстро и хорошо": начертить чертеж с помощью копирки, выучить основные пункты ответа на экзамене, изложить основное в деловом разговоре, пояснить основные моменты работы и др.
Соотношение стиля индивидуального познания и общественной ситуации
Ранее рассмотренный закон Парето не абсолютен, из него есть исключения. С ними можно считаться или нет.
"Стадо овец и пастух".
Доминирует коллективизм под руководством опытного лидера. Задача обучаемого – точно выполнить указания обучающего. Любые попытки обучающегося усовершенствовать работу учителя похожи на введение в алфавит буквы "ты" вместо "я".
"Дружная семья".
Обучающиеся и обучаемые становятся партнерами (отцы и дети, преподаватель и студентка J, руководитель решает задачи с подчиненными). КПД на этом этапе существенно выше чем на предыдущем.
"Яркие личности".
Рано или поздно общая серость и одинаковость сменяется этапом ярких личностей, причем отличий становится больше чем общего. Несколько ярких личностей, стремясь как лучше, становятся каждая предельно яркой и предельной сильно разваливающей коллектив. КПД совместной деятельности падает.
"Пауки в банке".
Сотрудничество, сменяется вырожденной конкуренцией. В итоге – развал семьи, коллектива, социального строя. На этом этапе характерно наказание невиновных и награждение непричастных.
Конфликт между познающими (членами научного коллектива, учениками и основателями школы) почти полностью парализует научную деятельность. Чтобы хоть что-то сохранить надо "разбежаться".
Четыре этапа на индивидуальном пути познания
Первый этап.
Вначале я похож на ученика под руководством учителя. И учитель, и ученики сидят во мне. Например, я знаю теорему, правило алгоритм решения. Далее мне надо научить себя же применять это правило, теорему, алгоритм и т.д. А главное – самому следить за собственной дисциплиной.
Я охотно выполняю указания внутреннего учителя, но он плохо следит за моей дисциплиной. Чтобы её улучшить надо наметить четкий по-стадийный план с примерным лимитом времени. Например, при решении японских кроссвордом надо построить план решения картинок, обычный кроссворд – отгадываются наиболее легкие слова.
Мою память как ученика можно употребить маленькой ОЗУ, т.е. многозадачный вариант у меня означает резкое падение КПД выполнения всякой текущей задачи. В режиме "супер-много-задачности" – полное зависание.
При первых признаках падения
Второй этап.
На этой стадии каждый представляет собой и учителя ученика. Например, я знаю ботанику и физику. Сведения из ботаники применяю при изучении физики и наоборот.
Допустим я физик. При изучении конкретной области физики я применяю аналогии из аналогии из другой области физики. Наконец, я нечаянно сделал что-то гораздо быстрее, чем раньше. Я мгновенно это подмечаю и использую постоянно.
Как видно, классическое образование (много разных предметов) позволяет продуктивнее мыслить, усваивать знания придумывать что-то новое значительно быстрее. Именно поэтому человек с университетским образованием легко усваивает любую сферу деятельности. Однако каждый из предметов при этом надо изучать не час и не два.
Как правило, в пределах одной отрасли знания именно аналогии позволяют достичь высоких результатов практически не задумываясь, будь то решение теоретической задачи или поведение в полузнакомой обстановке.
Наконец, случайные удачные находки в познании можно сразу же использовать, а можно и не заметить. Если замечать – познание идет быстрее.
Третий этап.
В сходе самообразования, саморазвития я достигаю этапа как бы раздвоения, растроения и т.д. Например, на улице я – прохожий, а аудитории – студент и т.д. В ходе познания я хороший математик, умелый собеседник и т.д.
Я часто вступаю во внутренний диалог с самим собой. Женщины более идеологичны чем мужчины и поэтому способны получать гораздо более весомые результаты в познании.
Мужчины более монологичны. Их мышление скорее похоже на доказательство теоремы, чем на диалог, но и у них, особенно у писателей и драматургов, часто в мозгу присутствуют сразу нескольких ярких личностей.
Практически проще всего записать мысль на бумаге, обдумать её, записать прямо противоположную и тоже обдумать. Можно исходную мысль довести до абсурда.
Четвертый этап.
Характеризуется развитием внутреннего мышления. В идеале человек на третьей стадии развития подобен Газманову (отдельно стихи, отдельно музыка, отдельно исполнение – не впечатляют, а вот вместе..). Чаще этого достичь не удается т.к. сочетание хорошей музыки, текста и исполнения в совокупности выглядит бледно (большинство современных исполнителей собственной песни).
В личной интеллектуальной работе надо стремиться к гармоническому союзу своих же отдельных компонентов.
Внешние факторы улучшения усвоения знаний
Прежде всего, это учет реальных циклов активности мозга.
Дневной цикл.
Отдых полноценнее, если в спальне очень плотные шторы и тихо, а спальное место не чревато падениями. Снять нарастающую усталость можно одиночным глубоким вдохом, расслаблением (подремать между парами, в библиотеке). Однако это полумеры.
Первый пик активности приходится на первую половину дня, поэтому занятия лучше проводить первую смену. Работать надо утром, КПД работы после обеда значительно ниже утреннего.
Считается, что люди делятся на жаворонков и (просыпаются рано, работают много и очень продуктивно) и сов (просыпаются поздно, пьют крепкие чай и кофе, плохо и мало работают, плохо усваивают знания). Процент сов ничтожен на этапе прогресса и преобладает на этапе регресса общества. Загнивающая цивилизация делает все для увеличения процента сов потому что это позволяет саморазрушиться быстрее.
Ранее пробуждение (зимой в пятом часу) позволяет использовать главный пик активности, которое очень продуктивно.
Недельный цикл активности.
Максимальная активность – в середине недели, минимальная – в конце. Организм восстанавливается полностью только при 6-часовом рабочем дне как у медиков, педагогов, шахтеров.
В понедельник продуктивность невелика, причина – в выходном, когда организм отдыхает от непосильной работы и стирает трудовые навыки.
В научной (и студенческой) работе в принципе можно соблюсти такую длительность трудового дня, при которой организм за ночь восстанавливается. В стандартном случае в конце недели нужно делать второстепенные дела, а в середине недели – главные дела.
Отдых должен представлять собой альтернативную нагрузку: не на голову, а на мышцы.
Лунно-месячный цикл.
В полнолуние наблюдается прилив максимальной высоты, в т.ч. прилив крови к голове, что стимулирует яркую эмоциональную и более хорошую работу у сов. У жаворонков наибольшая активность мозга – в новолуние, когда Луна около Солнца.
Годовой цикл.
Минимальная производительность наблюдается перед отпуском и сразу после отпуска (каникулы).
Итак, можно использовать фазы циклов
рационально. Можно также снизить
интенсивность и
Две основных теории познания
Привычная теория познания выглядит так: объем знаний бесконечен, возможности человека ограничены. Поэтому человек может учиться всю жизнь, но никогда не будет знать всего. Как говорится, "Век живи, век учись – дураком помрешь!"
Эта теория познания христианская по духу и призвана подчеркнуть всемогущество Бога и ничтожность человека. Она пессимистична и невольно ориентирует на признание каждым своей теоретической и практической неполноценности. Ситуация как в спорте, даже если я сегодня поставил рекорд, то скоро кто-то обставит меня.
Таким образом, привычная теория познания стимулирует не улучшение и ускорение усвоения знаний, а замедление темпов и уменьшение глубины усвоения.
Теория познания А.А. Зиновьева
Он в конце прошлого тысячелетия открыл быстрый легкий и простой способ достижения, получения и усвоения полного и исчерпывающего знания.
Информация о работе Конкретные приемы улучшения (эффективного) усвоения новых знаний