Конкретные приемы улучшения (эффективного) усвоения новых знаний

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2012 в 20:01, реферат

Описание

Стадии восприятия:
1) Невосприятие: "В одно ухо влетело, в другое – вылетело";
2) Агрессивное восприятие, отрицание: "Это невозможно";
3) Нейтральное восприятие: "Угу, ладно, согласен";
4) Пренебрежение: "И чо? Ну и?".

Работа состоит из  1 файл

Лекции КБиЭУЗ.doc

— 101.00 Кб (Скачать документ)

В любой отрасли знаний необходимо и достаточно освоить базовый объем, после этого знания и умения становятся абсолютно полными.

Так, выучив таблицу сложения до 20, я сумею складывать любые числа. Выучив таблицу умножения до 100, я сумею перемножать любые числа. Выучив алфавит, я, в отличие от японцев, сумею читать любые тексты. Выучив стандарты Г.С. Альтшуллера,  я быстро смогу делать изобретения. Т.о. неразрешимые прежде задачи полного познания сводятся к легкой задаче отыскания алфавита, таблицы умножения и т.д.

 

 

Три стадии отношения к новому знанию

 

Первая стадия – игнорирование  нового знания.

Любая новая информация, новое умение игнорируется нашими мозгами и руками. Чаще всего моя реакция имеет  вид: "мне это не надо, мне это не пригодится, я это и так знаю и умею". Как правило, при повторе этой информации или этого же навыка типичная реакция "Я это вижу в первый раз".

Причина в том, что в мозгу есть определенная система знаний и любое новое знание либо умение представляется ей (системе) чем-то вроде пятого колеса.

Что делать?

1) Конспектировать (речь лектора, телеведущего-аналитика, диктора информационного блока);

2) повторять (просмотр фильма  нужное количество раз). Если долго мучится – что-нибудь получится.

 

Вторая стадия - негативное агрессивное восприятие.

Новую информацию, навыки, понятые мной, я начинаю активно встраивать в имеющуюся систему знаний и умений. Как это сделать – непонятно, отсюда – раздражение.

Если я пытаюсь "выбросить" ненужные мне автозапчасти сильно б/у  или забыть аналогичные (уже ненужные) знания, умения, то осуществить данную процедуру трудно. Столь же трудно переучиться со старого знания на новое, с устаревших навыков на более рациональные.

Агрессия может быть слабой (письмо ученому соседу), она может быть и в жесткой форме (инквизиция). Большинство действительно полезных деловых советов воспринимаются агрессивно, например мужем, женой, родителями, детьми.

Часть конфликтов между супругами  имеют гносеологическую природу, т.е. причины таких конфликтов – в  особенностях познания.

 

Аутоагрессия – это негативное отрицательное отношения к собственным мыслям: "Какую чепуху я придумал?", "Это все мои фантазии", "Эту информацию я никогда не запомню, не сдам зачет", "Я никогда не стану по настоящему коммуникабельным человеком", "Как дела? – Так себе". Женщина: "Я никогда не смогу забыть гвоздь", мужчина: "Я никогда не научусь варить суп (рожать?)". Иначе говоря, абсолютно неизбежное агрессивное отношение к себе на второй стадии самостоятельного восприятия знания.

Важно не "застревать" на этой стадии, а за счет повторов пройти её побыстрее.

Если аутоагрессия быстро "проскакивается", то любые знания, любой интеллектуальный и практический навык усваивается  гораздо быстрее, а любая тяжелая  работа, любая нудная повторяющаяся  операция превращается в сверхлегкую.

Если эта фаза присутствует постоянно, то жизнь превращается в постоянное самокопание, нерешительность и неспособность принимать важные решения, постоянный перебор возможностей вместо реального дела. Сама же жизнь, интеллектуальная и практическая деятельность превращается в мучение.

Рассчитывать на супер-результаты можно и нужно, но верить в них  на 100% не стоит. Тем не менее без  аутоагресии жить становится гораздо проще, счастливее, а здоровье – более крепким (Луиза Хей). Перед началом курсовой неизбежно боишься её начинать. Боязнь соперника перед единоборством, боязнь публичного выступления.

 

Третья стадия – нейтральное  отношение.

"Никакое" отношение к новому знанию неизбежно сменяется по мере повторения усвоения агрессивным, но после дальнейшего усвоения агрессивное отношение сменяется нормальным или нейтральным. Проще говоря, знание встраивается в имеющуюся систему.

Примечание: если объем имеющегося знания мал, то встроить в него новые  знания легче и быстрее. Чем больше объем знаний, тем труднее встроить в него новое, поэтому, чем старше человек, тем он больше знает, тем он консервативнее, нетерпимее к новому знанию, труднее обучается при прежнем количество повторов.

Спасение – в увеличении количества повторов, после чего досьижение нейтрального отношения к знанию неизбежно.

Примечание: т.н. "склероз" (в юности – "опять забыл") это удлиненная первая стадия, способ преодоления – увеличение повторов.

 

 

Четыре стадии усвоения

 

Первая стадия: знания – знакомства;

Вторая стадия: знания – копии;

Третья стадия: знания - умение;

Четвертая стадия: знания – трансформация;

 

Первая стадия.

Новые знания, как правило, воспринимаются и понимаются (прочел "Ночной дозор" – все понятно, посмотрел "Убить  Билла", прочел уебник – все понятно, прошел незнакомым маршрутом – все  ясно). Однако при пересказе сюжета, учебника, повторном прохождении маршрута возникает проблема: "Я же все учил, все понял, но не могу воспроизвести!"

Это нормально, мало кто способен спеть  только что услышанную песню, прочитать  впервые услышанное стихотворение, пересказать сюжет нового фильма.

Примечание: почему-то считается, что  рассказать однажды услышанное стихотворение  трудно, а пересказать сюжет книги  – просто. Это иллюзия. Почему-то считается, что спеть новую песню  – просто, запомнить имя нового собеседника – тоже просто, но мало кто помнит, куда он повесил пальто в гостях или куда (в какую сторону) тянуть (толкать) ручку двери.

 

Вторая стадия.

После определенного числа повторения нового знания, лекции, приказа человек  способен воспроизвести полученные знания (таблица умножения, стихотворение школьной программы, новая песня, материал лекции и т.д.). На этом этапе новые знания усваиваются прочно, но не более.

 

Третья стадия.

Если я повторяю знания еще несколько  раз, то внезапно обнаружу, что умею применять таблицу умножения, т.е. умножать столбиком многозначные числа, решать задачи по математике, водить других прежде незнакомым мне маршрутом.

Примечание: некоторые предметы ВУЗа легче других – это иллюзия. Если я знаю теорию решения систем линейных уравнений, тоя могу решить любую систему. Если я знаю не все, то решения систем уравнений будут трудной задачей. Если на  этот предмет выделено больше часов, то, скорее всего, он будет для меня легким.

Примечание: большинство житейских занятий связанных с познанием делим так же на необоснованно легкие и тяжелые, хотя в принципе они делятся на хорошо усвоенные знания и плохо усвоенные.

Примечание: всякая попытка делить людей, детей, дедушек, коллег на обычных  и бестолковых связана с непониманием того, что конкретному "бестолковому" надо что-то повторить еще и еще, до достижения не просто понимания, но уверенного знания, позволяющего решать теоретические и практические задачи.

Для большинства перечисленных  трех стадий вполне достаточно.

 

Четвертая стадия.

Если я знаю что-то, например ПДД, и умею их применять, то рано или поздно по мере применения становлюсь способным к выработке новых знаний (осенило, приснился вещий сон).

Иначе говоря, я придумываю новый  способ решения задачи, новую формулу, новый способ решения технического противоречия, обнаружить его впервые, сделать научное открытие, а также придумать новый фасон или стиль одежды, новый стиль её ношений.

Т.о. после третьей стадии, после  прекрасного освоения массива знаний и прекрасного применения можно  что-то придумать, изобрести, открыть. Например:

1) обнаружение недокументированных  возможностей программ компьютера;

2) новые приемы решения стандартных  задач; 

3) отдельные повороты вопреки  ПДД; 

4) человек "занятые руки" или  "умница" – люди, которые быстро  придумывают новые навыки и  соответственно новые знания.

 

Итак, путь от знаний-знакомств до знаний-трансформаций позволяет начать новый цикл. Новые знания и умения, по сути, являются знаниями-знакомствами, (которые легко забыть самому), поэтому поэты и писатели записывают новые сюжеты и строки на клочках бумаги, художники рисуют на салфетках и т.д.

Словом, новую мысль надо непременно зафиксировать, иначе гарантированно забудешь даже о её существовании. Тоже и о практических навыках, способах решения задач и т.д.

 

Интуиция

 

Как правило, под интуицией понимают мгновенное внелогическое решение  примеров, задачи, проблемы, при том без усилий. Считается что интуиция это дар, наподобие цвета глаз, с которым можно работать, если он есть. Считается сто развивать интуицию невозможно, но это не так. Далее перечислены способы развития интуиции.

 

"Утро вечера мудренее"

Вечером перед сном надо "загрузить" себя проблемой, задачей и этой проблемой уснуть. Решение может придти ночью, его надо записать, чтобы не забыть, либо утром, либо в виде т.н. вещего сна (фактически это высоковероятные прогноз развития событий).

 

"Приготовление супа"

Днем целесообразнее загрузит в  свой "котелок" проблему и отложить её решение на фиксированное врем. Через это время подспудно сформируется приемлемое решение.

 

"Подключение эмоций"

Зрительных, например созерцания Фудзиямы, сада камней, горящего огня, текущей  воды и т.д. В наших условиях проще всего фиксировать броские объекты по пути следования, либо во время прогулки фиксировать детали движения идущих навстречу. Во всех этих случаях хаотически разбросанное внимание становится концентрированным. Первичная хаотическая работа мысленного аппарата упорядочивается.

Звуковые эмоции, прежде всего это приятная и ненавязчивая мелодичная музыка. Настройка на предсказуемую последовательность звукового ряда упорядочивает работ головного мозга, а значит и интуиции.

Аналогично и  с другими органами чувств. К синтетическим способам можно отнести просмотр фотографий с тщательно подготовленным сюжетом (глаз не отвести от голой бабы J ), исполнение песен и стихов и др.

 

Мистический подход к интуиции, по сути, блокируете её развитие, реалистический же позволяет активировать, использовать и развивать интуицию.




Информация о работе Конкретные приемы улучшения (эффективного) усвоения новых знаний