Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 18:23, курсовая работа
Содержание учебного процесса как система может иметь различную внутреннюю структуру. Структура содержания – это компоненты содержания и связи между ними. Компонентами здесь являются идеи, законы, принципы, положения, знания, элементы знаний. Между собой они могут соединяться различными способами. Наиболее распространенными являются линейная, концентрическая, спиральная и смешанная структуры изложения содержания.
Данная таксономия (от гр. taxis — «расположение в порядке» + nomos — «закон») целей обучения была разработана в США Б. Блюмом. По его мнению, эти уровни представляют собой зависимую иерархию. Первый уровень означает умение узнавать факты, структуры и т.п. на основе распознавания. Второй уровень, понимание, «позволяет осуществлять воспроизведение материала, не гарантируя применение его в решении других задач». Третий уровень уже связан с деятельностью, обеспечивающей решение определенного класса задач. Все остальные уровни предполагают усвоение деятельности, лежащей в основе решения продуктивных (творческих) задач . Они могут быть реализованы в комплексном контроле на монодисциплинарном или полидисциплинарном экзамене, например, на итоговом междисциплинарном экзамене по профилю специальности, на защите дипломной работы, проекта или на промежуточном экзамене.
Н. Ф. Талызина различает три вида контроля в учебном процессе: «предварительный, текущий, итоговый». Предварительный (поэтапный ) контроль необходим для получения сведений об исходном уровне познавательной деятельности студентов, а также перед изучением отдельных тем дисциплины. Результаты контроля должны использоваться для адаптации учебного процесса к особенностям данного контингента студентов.Текущий контроль предназначен для управления усвоением знаний и умений, итоговый — для подведения итогов и определения качества сформированности комплексных умений.
Общим для педагогики вопросом является, как контролировать?
По средствам педагогической
коммуникации контроль можно рассматривать
с точки зрения:
1) способов: традиционный или нетрадиционный
(программированный контроль, тест);
2) характера: субъективный, объективный;
3) использования ТСО: безмашинный, машинный;
4) формы: устный, письменный;
5) времени: предварительный, начальный,
исходный, текущий, поэтапный, итоговый,
пообъектный;
6) массовости (по охвату студентов): индивидуальный,
фронтальный, индивидуально-групповой;
7) контролирующего лица: преподаватель,
студент-напарник (взаимоконтроль), студент
сам (самоконтроль);
8) дидактического материала:
♦ контроль без дидактического
материала (сочинение, устный опрос, диспут-общение
и т.п.);
♦ с дидактическим материалом (раздаточный
материал, тесты, билеты, контролирующие
программы и т. п.);
♦ на основе знакомого, проработанного и усвоенного
материала;
♦ на основе нового материала, сходного
по форме и содержанию с усвоенным ранее
материалом.
Система проверки знаний и умений студентов — органическая часть учебного процесса, и ее функции выходят далеко за пределы собственно контроля. Наряду с контролирующей контроль выполняет обучающую, управляющую, воспитывающую и развивающую функции.
Целью контролирующей функции является установление обратной связи (внешней: студент — преподаватель и внутренней: студент — студент), а также учет результатов контроля. Обучающий контроль дается с профилактико-предупредительной целью, а также с целью управления обучением, формирования навыков и умений, их корректировки и совершенствования, систематизации знаний.
Воспитывающая функция контроля означает максимальный учет личности студента, создание ему условий для формирования личностных качеств, например, дисциплинированности, трудолюбия и т.д. Развивающий контроль предназначен для развития памяти, внимания, логического мышления, интереса к предмету, творчества, мотива познавательной деятельности и т.д.
Контроль в учебном
процессе может выполнять и
Основными принципами контроля являются: профессиональная направленность, валидность, надежность, системность и систематичность.
Профессиональная
Валидность контроля (от лат. слова validus — «крепкий, здоровый») обеспечивается, с одной стороны, его адекватностью целям обучения, с другой стороны, по возможности большим количеством контрольных заданий. Под адекватностью контроля понимается его содержательная сторона, т. е. контролировать следует то, чему обучали студентов, и то, что намечено проконтролировать. К сожалению, бывает нарушение этого принципа. Например, преподаватель обучал студентов узнаванию и распознанию какой-либо формулы, а в контрольной работе дает задание на применение этой формулы для расчета чего-либо.
Валидность контроля всегда должна быть связана как с предметными знаниями, так и с теми видами познавательной деятельности, в системе которой эти знания должны функционировать, т. е. если изучается орфографическое правило, то изучается и его применение, тогда правомерен и контроль его применения.
Кроме того, валидность контроля зависит от количества контролируемых заданий. «Известно, что в экзаменационные билеты включаются всего два-три вопроса, которые, естественно, на могут охватить всего содержания предмета. В силу этого экзамен нередко не отражает истинных достижений учащихся» . Именно поэтому на Западе используются письменные тесты, включающие десятки заданий и позволяющие сделать контроль достаточно валидным.
«Используя увеличение числа заданий как путь повышения валидности контроля, нельзя забывать, что цель будет достигнута только тогда, когда эти задания будут полней охватывать не только содержание предметных знаний, но и систему предусмотренных видов познавательной деятельности». С этой целью можно использовать междисциплинарный итоговый экзамен. Он обеспечивает синтезированный контроль, который «позволяет судить об усвоении всей системы знаний и соответствующих им видов деятельности, предусмотренные целями обучения»
Надежность контроля — это устойчивость результатов, получаемых при повторном контроле, а также близких результатов при его проведении разными преподавателями.
Валидность и надежность контроля — очень близкие друг к другу принципы. Если контроль имеет достаточную валидность, то он будет и надежным. Однако не всякий надежный контроль может быть валидным. Если контроль не охватывает всего объема знаний, он не может быть валидным.
И, наконец, последний принцип
контроля, который по своей значимости
занимает ведущее место, — это
его системность и
Главное — продумать всю систему контроля от начала до конца с учетом его цели, содержания, средств педагогической коммуникации, роли студента и своей роли, функций и принципов, видов контроля. Никогда нельзя применять контроль наспех или, чтобы «подловить, подхлестнуть, поймать» студентов. Такой контроль малоэффективен и неэтичен. Студенты должны знать содержание (что будут контролировать), средства (как будет осуществляться контроль), сроки и длительность контроля.
8.Тестовые формы контроля.
Тестовый контроль является новым методом проверки результатов обучения. Его первые образцы появились в начале XX в. и стали популярными во многих странах. Наибольшую популярность тестовый контроль получил в США, где во многие высшие учебные заведения можно поступить только после сдачи тестов. В России этот вид контроля знаний появился недавно. В настоящее время в нашей стране проводится эксперимент по введению единого государственного экзамена (ЕГЭ), который представлен в тестовом виде. По результатам такого экзамена учащиеся средних учебных заведений могут сдать выпускные экзамены, а также поступить в любой вуз страны, в котором результаты тестирования считаются действительными.
Сам по себе тест представляет собой набор стандартных заданий по определенному материалу, который устанавливает степень усвоения его учащимися.
Есть несколько вариантов
Выделяют четыре типа тестов.
1. Тесты, помогающие проверить умения учащихся решать новые проблемы на основании изученного материала.
2. Тесты, позволяющие выполнять мыслительные операции, основанные на ранее полученных знаниях.
3. Тесты, проверяющие знания тех сведений, которые необходимо запомнить и воспроизвести.
4. Тесты, позволяющие давать учащемуся критическую оценку изученного, на основе которой проверяющий определяет владение учащегося знаниями.
Для обработки результатов теста разработано несколько методик, но самой распространенной является та, при которой каждому ответу присваивается определенный бал. К обработке результатов тестов применяются два подхода: ориентированный на норму и ориентированный на критерий.
При первом подходе результаты теста сравниваются со средним результатом по какой-либо группе.
Суть второго подхода состоит в том, что индивидуальные результаты сопоставляются с заранее приготовленным критерием. Большое внимание уделяется разработке таких критериев, так как она требует анализа учебного материала и определяет, что и в каком объеме должны знать учащиеся после прохождения определенного курса.
При составлении тестов необходимо придерживаться следующих требований:
1) тест должен быть объективен, т. е. его результаты зависят только от знаний ученика;
2) тест должен быть валиден, т. е. проверять только те знания, умения и навыки, которые хочет проверить разработчик тестов;
3) тест должен быть надежен, т. е. он должен в разных условиях показывать одинаковые результаты.
Учителя могут сами разрабатывать тесты для проведения промежуточного контроля знаний, но при проведении тестов, заменяющих контрольные работы или экзамен учитель получает готовые задания заранее.
Если учитель сам составляет тест, то он должен придерживаться следующих правил:
1) задания тестов не должны требовать больших затрат времени на их выполнение;
2) задания тестов должны быть изложены в краткой и логичной форме;
3) значение заданий тестов должно быть однозначным, чтобы ученик мог правильно истолковать содержание;
4) тесты должны позволять получать количественную оценку результатов их выполнения.
9. Общие принципы разработки современных диагностических средств.
10. Педагогический мониторинг и прогнозирование.
Мониторинг (лат. monitor – тот, кто напоминает, предупреждает; англ. monitoring – осуществление контроля, слежения) – комплекс динамических наблюдений, аналитической оценки прогноза состояния целостной системы. Это новое, современное средство контроля с целью диагностики, контроля позволяет по-другому взглянуть на весь учебно-воспитательный процесс. Педагогический мониторинг – это система сбора, обработки и хранения информации о функционировании педагогической системы, обеспечивающая непрерывное отслеживание ее состояния, современную корректировку и прогнозирование развития. Педагогический мониторинг как динамичная система результативности и прогнозирования деятельности ученика и учителя имеет цель: повысить контролирующую и оценочную деятельность: а) учителя – анализ своего труда, его результатов и эффективности; б) обучающихся – развивать объективный взгляд на собственную деятельность и ее результаты, воспитывать самостоятельность и ответственность, формировать самоконтроль и самооценку.
Мониторинговые исследования: – помогают каждому участнику образовательного процесса осмыслить собственную деятельность; – определить, насколько рациональны педагогические и дидактические средства, используемые в процессе обучения; – насколько они соответствуют целям образовательного процесса и возрастным особенностям обучающихся. И если определять цели и задачи мониторинга для всего педагогического коллектива, то прежде всего, надо учитывать его особенности. Цели:– отслеживание качества образовательных услуг, оказываемых школой в динамике; – определение эффективности управления качеством обучения. Задачи: – непрерывно наблюдать за состоянием учебно-воспитательного процесса и получать оперативную информацию о нем; – своевременно выявлять изменения, происходящие в учебно-воспитательном процессе, и факторы, вызывающие их; – предупреждать негативные тенденции в образовательном процессе –осуществлять краткосрочное прогнозирование развития образовательного процесса; – оценивать эффективность методического обеспечения образовательного процесса.Для успешного внедрения педагогического мониторинга обязательно соблюдение трех этапов: подготовительного, практического и аналитического. 1) Этапы мониторинга.
На первом этапе (подготовительном) определяется
цель, объект, направление исследования,
разрабатывается единый инструментарий
сбора информации, критерии и их показатели,
сроки представления информации и ответственных. Второй этап основной (практический).
Включает методы сбора и систематизации
информации: наблюдения, анализ документов,
посещение уроков, контрольные срезы,
анкетирования, тестирование самооценка
и т.д. В ходе практического этапа отрабатывается
технология мониторинговых исследований,
сбор информации и еесвертывания
на различном уровне: Учитель, классный
руководитель, руководитель МО, заместитель
директора, директор МОУ. Третий этап – аналитический. Информация
обрабатывается, анализируется, вырабатываются
рекомендации, принимаются управленческие
решения. Своевременность, точность, структурированность,
синтез – это те требования, без которых
мониторинг эффективным быть не может.
Мониторинг осуществляется в следующих формах: 1. Постоянный (непрерывный) мониторинг
осуществляется непрерывно после постановки
задач, определения технологии сбора и
обработки материалов диагностики. 2. Периодический мониторинг осуществляется
периодически по мере возникновения потребностей
в соответствующих данных. Его можно осуществлять
в двух формах: – календарного мониторинга,
который возобновляется при наступлении
отчетного календарного срока; – этапный
мониторинг, который осуществляется для
решения календарной задачи. Для того
чтобы создать целостную систему мониторинга
учебно-воспитательного процесса, позволяющую
не только оценить работу ученика и учителя,
но и целенаправленно планировать деятельность
коллектива в школе создано Положение
о мониторинге, где определены цели, задачи,
объекты мониторинга, направления, этапы,
методы сбора и обработки информации. 2) Объект мониторинга. Объектом мониторинга
является класс, учитель, учащийся, а также
отдельные направления образовательного
процесса. Внутришкольный мониторинг явля