Контрольная работа "Педагогика"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 18:23, курсовая работа

Описание

Содержание учебного процесса как система может иметь различную внутреннюю структуру. Структура содержания – это компоненты содержания и связи между ними. Компонентами здесь являются идеи, законы, принципы, положения, знания, элементы знаний. Между собой они могут соединяться различными способами. Наиболее распространенными являются линейная, концентрическая, спиральная и смешанная структуры изложения содержания.

Работа состоит из  1 файл

Контрольная работа по курсу.doc

— 166.00 Кб (Скачать документ)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Образовательные технологии

Здоровьесберегающие технологии

 в образовательном учреждении

 

 

1.Доминирующая цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения- обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период  обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни. Основной показатель, отличающей здоровьесберегающие образовательные технологии – регулярная экспресс- диагностика состояния учащихся  и отслеживание основных параметров развития организма в динамике (начало- конец учебного года), что позволяет сделать соответствующие выводы  о состоянии здоровья учащихся.

2.Основные теоретические  идеи  и положения, на основе  которых разработана технология.

  • Национальная доктрина образования в РФ. Утверждена Постановлением Правительства РФ от  4 октября 2000г. №751.
  • Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года . Одобрена распоряжением Правительства  РФ от 29 декабря 2001г. №1756-р.
  • Закон РФ «Об образовании» от 10 июля 1992г. №3266-1.
  • Положение об общероссийской системе мониторинга состояния физического здоровья населения, физического развития детей, подросток и молодежи. Утверждено постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2001г. №916.
  • Базисный учебный план  общеобразовательных учреждений РФ. Утвержден приказом Минобразования России от 9 февраля 1998г. №322.
  • Обязательный минимум содержания начального общего образования. Утвержден приказом Минобразования России от 19 мая 1998г. №1235.
  • Временные требования к обязательному минимуму содержания   среднего (полного) общего образования. Утвержден приказом Минобразования России от 30 июня 1999г.№56.
  • Междисциплинарная программа «Здоровье» для средних общеобразовательных учреждений.
  • Примерное положение о Центре содействия укреплению здоровья обучающихся, воспитанников ОУ. Утверждено приказом Минобразования России от 15 мая 2000г. №1418.

3.Основополагающие технологии, на которых строится авторская  технология. Авторских технологии нет. 

4. Содержание технологии: особенности состава, структуры и предъявления учащимся. Здоровье сберегающие образовательные технологии– системно организованная совокупность программ, приемов, методов организации образовательного процесса, не наносящего ущерба здоровью детей; качественная характеристика педагогических технологий по критерию их воздействия на здоровье учащихся и педагогов; технологическая основа здоровье сберегающей педагогики. Цель здоровье сберегающей технологии: обеспечить дошкольнику высокий уровень реального здоровья, вооружив его необходимым багажом знаний, умений, навыков, необходимых для ведения здорового образа жизни, и воспитав у него культуру здоровья. Решению этой цели подчинены многие задачи, которые решает педагог в процессе своей деятельности. Педагоги в детских садах учат детей культуре здоровья, как ухаживать за своим телом, то есть осознанному отношению к своему здоровью, безопасному поведению. Задачи здоровье сберегающей технологии:  1. объединить усилия сотрудников и родителей для эффективной организации физкультурно-оздоровительной работы, в том числе и профилактике нарушений плоскостопия и осанки. 2. обучить детей безопасному поведению в условиях чрезвычайных ситуаций в природе и мегаполисе. 
3. осуществить преемственность между дошкольным образовательным учреждением и школой средствами физкультурно-оздоровительной работы. Все здоровье сберегающие технологии можно разделить на 4 группы:

 

  • Технологии сохранения и стимулирования здоровья.
  • динамические паузы (комплексы физ. минуток, которые могут включать дыхательную, пальчиковую, артикуляционную гимнастику, гимнастику для глаз и т.д.)
  • подвижные и спортивные игры
  • контрастная дорожка, тренажеры
  • Технологии обучения здоровому образу жизни.
  • утренняя гимнастика
  • физкультурные занятия
  • бассейн
  • точечный массаж
  • спортивные развлечения, праздники
  • День здоровья
  • СМИ (ситуативные малые игры – ролевая подражательная имитационная игра)
  • Технологии музыкального воздействия.
  • музыкотерапия
  • сказкотерапия
  • библиотерапия  

5. Характер взаимодействия учителя и учащихся в процессе обучения.  В педагогической практике общеприняты типичные стили воздействия педагога на учащихся. Насколько они приемлемы для педагогики здоровьесбережения в условиях информатизации учебно- познавательного процесса?

  • Императивный (авторитарный) стиль. Условно такой подход можно назвать подходом «твёрдой руки». Поскольку этот стиль представляет собой требование неукоснительного подчинения, его называют жёстким' стилем. Императивный стиль руководства говорит о твёрдой воле педагога, но не несёт ученику любви и спокойной уверенности в хорошем отношении своего учителя к нему самому. Подобный стиль общения взрослого с ребёнком в своём крайнем выражении является антипедагогическим и поэтому недопустим в практике педагогики здоровьесбережения.
  • Либерально-попустительский стиль. Этот стиль представляет собой терпимость, слабость, снисходительность. Такой невмешательский подход можно назвать подходом «руки прочь».
  • Демократический стиль. Демократический стиль ставит учителя и учеников в позицию дружественного взаимопонимания. Этот стиль вызывает у детей положительные эмоции, уверенность в себе, даёт понимание ценности сотрудничества в совместной деятельности. Этот стиль объединяет детей: постепенно у них появляется чувство «мы», ощущение сопричастности к общему делу. Демократический стиль руководства говорит о высоком профессионализме учителя, этот стиль требует от учителя большого душевного напряжения, но именно он является самым продуктивным условием развития личности ребёнка. Именно в условиях демократического стиля руководства возможно эффективное осуществление идей педагогики здоровьесбережения.        

6. Тип управления познавательной  деятельностью учащихся. - Динамические паузы, которые проводятся воспитателем во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия.  При помощи правильного дыхания можно избежать гайморита, астмы, неврозов, избавиться от головной боли, насморка, простуды, расстройства пищеварения и сна и быстро восстановить работоспособность после умственного и физического утомления. Для полноценного дыхания необходимо соблюдать следующие правила: дышать надо только через нос равномерно и ритмично; стараться максимально наполнять легкие воздухом при вдохе и делать максимально глубокий выдох; при появлении малейшего дискомфорта занятия дыхательной гимнастикой прекратить. -Заниматься дыхательной гимнастикой нужно в хорошо проветренном помещении, в спокойной обстановке. Освоение комплекса проводить постепенно, прибавляя по одному упражнению через каждую неделю. -Систематическое использование физкультминуток приводит к улучшению психоэмоционального состояния, к изменению отношения к себе и своему здоровью. Можно предложить провести физ. минутки кому-нибудь из детей. 
-Подвижные и спортивные игры. Проводят воспитатели, руководитель физического воспитания. Как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате – малоподвижные игры. -Релаксацию. Проводят воспитатели, руководитель физического воспитания, психолог в любом подходящем помещении. Для всех возрастных групп. Можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов), звуки природы.  -Гимнастика пальчиковая. Проводится с младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно воспитателем или логопедом. Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любое удобное время, а так же во время занятий.  -Гимнастика для глаз. Ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время и во время занятий, чтобы снять зрительную нагрузку у детей.  -Гимнастика дыхательная. В различных формах физкультурно-оздоровительной работы, на физ. минутках во время занятий и после сна: во время гимнастики.  -Гимнастика бодрящая. Ежедневно после дневного сна, 5-10 мин. Форма проведения различна: упражнения на кроватках, обширное умывание; ходьба по ребристым дощечкам. Проводит воспитатель.  -Гимнастика корригирующая и ортопедическая. В различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Проводят воспитатели, руководитель физического воспитания.  -Физкультурные занятия. Проводятся в хорошо проветренном помещение 2-3 раза в неделю, в спортивном зале. Младший возраст- 15-20 мин., средний возраст - 20-25 мин., старший возраст - 25-30 мин. Проводят воспитатели, руководитель физического воспитания. -Проблемно-игровые ситуации. Проводится в свободное время, можно во второй половине дня. Время строго не фиксировано, в зависимости от задач, поставленных педагогом. Занятие может быть организовано не заметно для детей, посредством включения педагога в процесс игровой деятельности. Возможность целенаправленного формирования основ психической саморегуляции у детей 5-летнего возраста достигается через подвижные, сюжетно-ролевые игры, физкультминутки.

7. Доминирующие формы, методы и средства обучения. В процессе обучения в соответствии с идеями здоровьесберегающих образовательных технологий ставится задача сформировать у школьника необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Весь процесс  обучения в условиях здоровьесберегающей  педагогики включает в себя три этапа, которые отличаются друг от друга  как частными задачами, так и особенностями методики.

1. Этап начального ознакомления с основными понятиями и представлениями.

Цель – сформировать у ученика основы здорового образа жизни и добиться выполнения элементарных правил здоровьесбережения.

Основные задачи:

1. Сформировать  смысловое представление об элементарных  правилах здоровьесбережения.

2. Создать элементарные  представления о основных понятиях  здорового образа жизни.

3. Добиться выполнения  элементарных правил здоровьесбережения (на уровне первоначального умения).

4. Предупредить  непонимание основных понятий  здорового образа жизни.

Решение этих задач  осуществляется поочередно. Представления  об элементарных правилах здоровьесбережения формируются в результате объяснения педагогом, восприятия показываемых движений комплексов физкультминуток, просмотра наглядных пособий, анализа собственных мышечных и других ощущений, возникающих при первыхпопытках выполнения комплексов, наблюдений за действиями других учащихся. Все это создает ориентировочную основу, без которой невозможно освоение правил здоровьесбережения.

2. Этап углубленного  изучения.

Цель – сформировать полноценное понимание основ  здорового образа жизни.

Основные задачи:

1. Уточнить представление  об элементарных правилах здоровьесбережения.

2. Добиться сознательного выполнения элементарных правил здоровьесбережения.

3. Формирование  практически необходимых знаний, умений, навыков, рациональных приемов  мышления и деятельности.

Данные задачи могут решаться одновременно. Эффективность  обучения на этом этапе во многом зависит от правильного и оптимального подбора методов, приемов и средств обучения. Используя методы активного обучения, необходимо в комплексе с ним широко применять наглядность, направленную на создание ощущений здорового образа жизни. Метод словестного воздействия меняет свои формы, ведущими становятся анализ и разбор правил здоровье сбережения, беседа, дискуссия.

На этом этапе  широко используется комплекс разнообразных  средств (средства двигательной направленности; оздоровительные силы природы; гигиенические факторы).

Эффективность использования различных средств  достигается при четком соблюдении следующих моментов: а) цели и задачи использования конкретного средства на конкретном занятии; б) структурная  взаимосвязь данного средства и  метода с основным содержанием занятия; в) контроль и самоконтроль выполнения правил здоровье сбережения.

3. Этап закрепления  знаний, умений и навыков по  здоровьесбережению и дальнейшего  их совершенствования.

Цель – умение перевести в навык, обладающий возможностью его целевого использования.

Основные задачи:

1. Добиться стабильности  и автоматизма выполнения правил  здоровьесбережения.

2. Добиться выполнения  правил здоровьесбережения в  соответствии с требованиями  их практического использования.

3. Обеспечить  вариативное использование правил здорового образа жизни в зависимости от конкретных практических обстоятельств.

Эти задачи могут  решаться как одновременно, так и  последовательно, так как они  взаимосвязаны.

На этом этапе  увеличивается количество повторений использования основных понятий и представлений о здоровом образе жизни в обычных и новых, непривычных условиях, что позволяет вырабатывать гибкий навык применения имеющихся знаний в различных условиях.

В целях совершенствования  знаний, умений и навыков по здоровье сбережению используют различные методы и приемы: практический метод, познавательная игра, ситуационный метод, игровой метод, соревновательный метод, активные методы обучения, воспитательные, просветительские и образовательные программы. Педагог выбирает средства в соответствии с конкретными условиями работы. Это могут быть элементарные движения во время занятия; физические упражнения; физкультминутки и подвижные перемены; «минутки покоя», различные виды гимнастики (оздоровительная, пальчиковая, корригирующая, дыхательная, для профилактики простудных заболеваний, для бодрости); лечебная физкультура; подвижные игры; специально организованная двигательная активность ребенка(занятия оздоровительной физкультурой, своевременное развитие основ двигательных навыков); массаж; самомассаж; психогимнастика, тренинги, так и элементы фитотерапии, ароматерапии, витаминотерапия, фитобары в стенах школы, кабинет физиотерапии, оздоровительные тренинги для педагогов и учащихся, различные реабилитационные мероприятия; массовые оздоровительные мероприятия, спортивно-оздоровительные праздники, тематические праздники здоровья и др.

Информация о работе Контрольная работа "Педагогика"