Контрольная работа по "Детской литературе. Сказки В.М. Гаршина для детей"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 23:43, контрольная работа

Описание

Гаршин Всеволод Михайлович - выдающийся русский прозаик. Современники называли его «Гамлетом наших дней», «центральной личностью» поколения 80-х годов – эпохи «безвременья и реакции» (1, с.219).
Родился 2 февраля 1855 г. в имении Приятная Долина Екатеринославской губернии (ныне Донецкая область, Украина) в дворянской офицерской семье. Один дед был помещик, другой – морской офицер. Отец – офицер кирасирского полка. С самых ранних лет сцены военной жизни запечатлелись в сознании мальчика (6, с. 7).

Содержание

Содержание
1. Всеволод Гаршин. Жизнь и творчество……………………………………. 3
2. Сказка как жанр литературы (общая характеристика)………………….. 4
3. «Сказка о жабе и розе»……………………………………………………... 6
4. «Лягушка-путешественница»……………………………………………… .8
5. Заключение…………………………………………………………………. 10
6. Список литературы………………………………………………………… 12

Работа состоит из  1 файл

Контрольная работа.docx

— 50.92 Кб (Скачать документ)

Контрольная работа

по  детской литературе

Сказки  В.М. Гаршина для  детей 
 

Содержание 
 

1. Всеволод  Гаршин. Жизнь и творчество……………………………………. 3

2. Сказка  как жанр литературы (общая характеристика)…………………..  4

3. «Сказка  о жабе и розе»……………………………………………………... 6

4. «Лягушка-путешественница»……………………………………………… .8

5. Заключение…………………………………………………………………. 10

6. Список  литературы………………………………………………………… 12 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Всеволод  Гаршин . Жизнь и творчество

     Гаршин  Всеволод Михайлович - выдающийся русский  прозаик. Современники называли его «Гамлетом наших дней», «центральной личностью» поколения 80-х годов – эпохи «безвременья и реакции» (1, с.219).

     Родился 2 февраля 1855 г. в имении Приятная Долина Екатеринославской губернии (ныне Донецкая область, Украина) в дворянской офицерской семье. Один дед был помещик, другой – морской офицер. Отец – офицер кирасирского полка. С самых ранних лет сцены военной жизни запечатлелись в сознании мальчика (6, с. 7).

     Пятилетним  ребенком Гаршин пережил семейную драму, сказавшуюся на его здоровье и  в значительной степени повлиявшую на мироощущение и характер. Его  мать влюбилась в воспитателя  старших детей П.В. Завадского, организатора тайного политического общества, и бросила семью. Отец пожаловался  в полицию, Завадского арестовали и  сослали в Петрозаводск. Мать переехала  в Петербург, чтобы навещать ссыльного. Ребенок стал предметом острого  раздора между родителями. До 1864 года он жил с отцом, затем мать забрала его в Петербург и отдала в гимназию. «С четвертого класса я начал принимать участие в гимназической литературе…» «Вечерняя газета выходила еженедельно. Сколько помню, фельетоны мои…пользовались успехом. Тогда же я под влиянием «Илиады» сочинил поэму(гекзаметром) в несколько сот стихов, в которой отзывался наш гимназический быт» (4, с.4).

     В 1874 году Гаршин поступил в Горный институт. Но литература и искусство интересовали его больше, чем наука. Он начинает печатать, пишет очерки и искусствоведческие статьи. В 1877 году Россия объявила войну  Турции; Гаршин в первый же день записывается добровольцем в действующую армию. В одном из первых своих сражений он увлек полк в атаку и был  ранен в ногу. Рана оказалась неопасной, но в дальнейших военных действиях  Гаршин участия уже не принимал. Произведенный в офицеры, он вскоре вышел в отставку, недолго пробыл вольнослушателем филологического  факультета Петербургского университета, а затем всецело отдался литературной деятельности. Гаршин быстро приобрел известность, особенной популярностью  пользовались рассказы, в которых  отразились его военные впечатления, - «Четыре дня», «Трус», «Из воспоминаний рядового Иванова». В начале 80-х годов обострился психический недуг писателя (это была наследственная болезнь, и проявлялась она, когда Гаршин был еще подростком); обострение во многом было вызвано казнью революционера Молодецкого, за которого Гаршин пытался вступиться перед властями. Около двух лет он провел в харьковской психиатрической лечебнице. В 1883 писатель женится на Н.М. Золотиловой, слушательнице женских медицинских курсов. В эти годы, которые Гаршин считал самыми счастливыми в своей жизни, создан лучший его рассказ – «Красный цветок».

     У писателя Всеволода Михайловича Гаршина есть несколько сказок. «Attalea princeps», «То, чего не было»,  «Сказание о гордом Аггее», где тема о зле и несправедливости выражена в грустном юморе.

     Наибольшую  популярность среди читателей младшего школьного возраста имеют «Сказка  о жабе и розе» (1884), сказка «Лягушка-путешественница» (1887), это последнее произведение писателя (7, с.17).

       Очень скоро наступает очередная тяжелая депрессия. 24 марта 1888 г. во время одного из припадков Всеволод Михайлович Гаршин кончает с собой - он бросается в лестничный пролет. Похоронен писатель в Петербурге 

     Сказка  как жанр литературы

     (общая  характеристика)

           Сказка – «вид устных повествований с фантастическим вымыслом, формы которого исторически  складывались в первоначальной связи  с мифологией и в художественно  преображенном виде сделались неотделимым  свойством этой фольклорной прозы» (5, с. 173).

    Она учит человека жить, вселяет в него оптимизм, утверждает веру в торжество  добра и справедливости.  За фантастичностью  сказочной фабулы и вымысла скрываются реальные человеческие отношения. Фантастические идеалы придают сказкам художественную убедительность и усиливают их эмоциональное  воздействие на слушателей.

    В сказках каждого народа общечеловеческие темы и идеи получают своеобразное воплощение. В русских народных сказках  раскрыты определенные социальные отношения, показаны быт народа, его домашняя жизнь, его нравственные понятия, русский  взгляд на вещи, русский ум, передана специфика русского языка – все  то, что делает сказку национально-самобытной и неповторимой.

    Сказка  – понятие обобщающее. Наличие  определенных жанровых признаков позволяет  отнести то или иное устное прозаическое произведение к сказкам.

    Принадлежность  к эпическому роду выдвигает такой  ее признак, как повествовательность  сюжета.

    Сказка  обязательно занимательна, необычна, с отчетливо выраженной идеей  торжества добра над злом, жизни  над смертью. Все события в  ней доведены до конца, незавершенность  и незаконченность не свойственны  сказочному сюжету.

    Основным  жанровым признаком сказки является ее назначение, то, что связывает  сказку «с потребностями коллектива». Дидактизм пронизывает всю сказочную  структуру, достигая особого эффекта  резким противопоставлением положительного и отрицательного. Всегда торжествует нравственная и социальная правда – вот дидактический вывод, который сказка наглядно иллюстрирует (2).

    Важнейший признак сказки – особая форма  ее построения, особая поэтика. Повествовательность  и сюжетность, установка на вымысел и назидательность, особая форма повествования – эти признаки встречаются в различных жанрах эпического цикла.

    Известно, что сказки бывают авторские и  народные. По сложившейся в литературоведении  традиции последние делятся на три  группы: сказки о животных, волшебные  сказки и бытовые.

    Народные  сказки послужили основой для  многих литературных сказок. Наиболее четко влияние проступает в композиции, в построении произведения (хотя авторская  сказка сюжетно более свободна).

     Сказки  Всеволода Гаршина всегда немного грустные, они напоминают печальные поэтические истории Андерсена, его «манеру преображать картины реальной жизни фантазией, обходясь без волшебных чудес» (1, с.220). На уроках литературного чтения в начальной школе изучаются сказки: «Лягушка-путешественница» и «Сказка о жабе и розе». Гаршинские сказки по жанровым особенностям ближе к философским притчам, они дают пищу для размышлений. По композиции они схожи с народной сказкой (есть зачин, начинающийся словами: «Жили…», и концовка). 

     «Сказка о жабе и розе»

     «Сказка о жабе и розе» написана  в 1884 году. Сказка написана под влиянием многих впечатлений – от смерти С.Я. Надсона, домашнего концерта А.Г. Рубинштейна. Всеволод Михайлович был в гостях у своего друга - поэта Я.Полонского. Музыку исполнял композитор А.Рубинштейн.  Напротив музыканта расположился какой-то весьма несимпатичный, неприятного вида старик. Контраст музыканта, творившего прекрасную музыку, и неприятного человека  был так велик, что у Гаршина родился образ противостояния розы и жабы. Под звуки музыки Рубинштейна у него складывалась в голове его маленькая трогательная сказка о жабе и розе. Писатель хотел поделиться со всеми тем, как он понимает красивое и безобразное, доброе и злое.

     Произведение  являет собой пример синтеза искусств на основе литературы: притча о жизни  и смерти рассказана в сюжетах  нескольких импрессионистских картин, поражающих своей отчетливой визуальностью, и в переплетении музыкальных  мотивов. «Это скорее поэма в прозе» (1, с. 223). Угроза безобразной смерти розы в пасти жабы, не знающей  другого применения красоты, отменена ценой иной смерти: роза срезана  прежде увядания для умирающего мальчика, чтобы утешить его в последний  миг. Смысл жизни самого прекрасного  существа – быть утешительницей для страждущего.

     Автор приготовил розе печальную, но прекрасную судьбу. Она приносит последнюю радость умирающему мальчику. «Когда роза начала вянуть, её положили в старую толстую книгу и высушили, а потом через много лет подарили мне. Потому-то я и знаю всю эту историю», – пишет В.М. Гаршин (4).

     В данном произведении представлены две  сюжетные линии, которые в начале сказки развиваются параллельно, а  затем пересекаются.

     В первом сюжете главным героем является мальчик Вася («мальчик лет семи, с большими глазами и большой  головой на худеньком теле», «он  был такой слабый, тихий и кроткий…» (4; 220)), он тяжело болен. Вася очень любил бывать в саду, где рос розовый куст. Там он  сидел на скамейке, читал «о робинзонах, и диких странах, и морских разбойниках», любил наблюдать за муравьями, жуками, пауками, однажды даже « познакомился с ежиком».

     Во  второй сюжетной линии главными героями  являются роза и жаба. Эти герои «жили» в цветнике, где любил бывать Вася. Роза распустилась в хорошее майское утро, роса на ее лепестках оставила несколько капель. Роза точно плакала (4). Она разливала вокруг себя «тонкий и свежий запах», который был «ее словами, слезами и молитвой». В саду роза была «самым красивым созданием», она наблюдала за бабочками и пчелами, слушала пение соловья и чувствовала себя счастливой.

     Старая  жирная жаба сидела между корнями  куста. Она чувствовала запах  розы и беспокоилась. Однажды она  увидела цветок своими «злыми и безобразными глазами», он ей понравился. Свои чувства  жаба выразила словами: «Я тебя слопаю», чем напугала цветок (4). …Однажды жабе почти удалось схватить розу, но на помощь пришла сестра Васи (мальчик попросил ее принести цветок, понюхал его и замолчал навсегда).

     Роза  чувствовала, что «ее срезали  недаром». Девушка поцеловала розу, слезинка упала с ее щеки на цветок, и это было «лучшим происшествием  в жизни розы». Она была счастлива, что прожила свою жизнь не зря, что  доставила радость несчастному  мальчику.

     Добрые  поступки, дела никогда не забываются, они остаются в памяти других людей  на долгие годы. Это не просто сказка о жабе и розе, как заявлено в  заголовке, а о жизни и нравственных ценностях. Конфликт красоты и безобразия, добра и зла разрешается нетрадиционно. Автор утверждает, что и в смерти, в самом ее акте, — залог бессмертия или забвения. Роза "приносится в жертву", и это делает ее еще прекрасней и дарует ей бессмертие в памяти человеческой.

     Данное  произведение изучается в 4 классе (комплект «Школа России»). На уроках нужно проводить работу по анализу сюжетных линий сказки, составлению характеристики героев с опорой на текст; одним из заданий может быть творческий пересказ от лица розы; иллюстрирование. 
 

     «Лягушка-путешественница»

     Сказка  «Лягушка-путешественница» написана в 1887 году. Это классическое произведение в чтении детей, в том числе старших дошкольников и младших школьников. Она была известна писателю по сборнику старинных индийских сказок и по басне знаменитого французского баснописца Лафонтена. Но в этих произведениях вместо лягушки в путешествие отправляется черепаха, вместо уток её несут лебеди и, выпустив прутик, она падает и разбивается насмерть.

     В «Лягушке-путешественнице» нет такого жестокого конца, автор был добрее к своей героине.  Сказка рассказывает об удивительном происшествии, которое случилось с одной лягушкой, она изобрела необыкновенный способ передвижения и летела на юг, но не добралась до прекрасного края, потому что была слишком хвастлива. Ей очень хотелось все рассказать, какая она необыкновенно умная. А тот, кто считает себя самым умным, да еще любит об этом всем «болтать», обязательно будет наказан за хвастовство.

Информация о работе Контрольная работа по "Детской литературе. Сказки В.М. Гаршина для детей"