Контрольная работа по "Детской литературе. Сказки В.М. Гаршина для детей"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 23:43, контрольная работа

Описание

Гаршин Всеволод Михайлович - выдающийся русский прозаик. Современники называли его «Гамлетом наших дней», «центральной личностью» поколения 80-х годов – эпохи «безвременья и реакции» (1, с.219).
Родился 2 февраля 1855 г. в имении Приятная Долина Екатеринославской губернии (ныне Донецкая область, Украина) в дворянской офицерской семье. Один дед был помещик, другой – морской офицер. Отец – офицер кирасирского полка. С самых ранних лет сцены военной жизни запечатлелись в сознании мальчика (6, с. 7).

Содержание

Содержание
1. Всеволод Гаршин. Жизнь и творчество……………………………………. 3
2. Сказка как жанр литературы (общая характеристика)………………….. 4
3. «Сказка о жабе и розе»……………………………………………………... 6
4. «Лягушка-путешественница»……………………………………………… .8
5. Заключение…………………………………………………………………. 10
6. Список литературы………………………………………………………… 12

Работа состоит из  1 файл

Контрольная работа.docx

— 50.92 Кб (Скачать документ)

     Эта поучительная история написана живо, весело, с юмором, что маленькие  слушатели и читатели навсегда запоминают лягушку-хвастунишку. Это единственная веселая сказка Гаршина, хотя и в ней комизм сочетается с драматизмом. Автор использовал прием незаметного «погружения» читателя из мира реального в мир сказочно-условный (что характерно и для Андерсена). Благодаря чему в историю лягушкиного полета можно поверить, «принять его за редкий курьез природы» (1, с. 224). В дальнейшем панорама показана глазами лягушки, вынужденной висеть в неудобной позе. Не сказочные люди с земли дивятся тому, как утки несут лягушку. Эти детали способствуют еще большей убедительности сказочного повествования.

     В романтической сказке Гаршина конфликт лежит в противопоставлении высокой  мечты и пошлой самовлюбленности, мешающей одним оторваться от земли, а другим, даже оторвавшись от болота, употребить изобретательность своего ума на перелет на... другое болото. Нет ничего драматичного или даже трагического  в судьбе лягушки. Гениальные изобретения служат пошлой жизни. Хвастливость, самовлюбленность — несчастье человека, но автор не негодует, он уверяет, что черты эти истребляются смехом, иронией, а отнюдь не строгим порицанием, морализаторством.

     «Лягушку-путешественницу» можно отнести к сказкам о  животных. Композиция: зачин («Жила-была на свете лягушка-квакушка»); концовка («Но утки уж никогда не вернулись…»). Как и в сказке народной, есть троекратный повтор («Смотрите, смотрите! - кричали в одной деревне… Смотрите, смотрите! - кричали в другой деревне… Смотрите, смотрите! - кричали в третьей деревне…»).

       В данном произведении представлена  одна сюжетная линия. Главная  героиня сказки – лягушка,  которая жила на болоте, «ловила  комаров да мошку». Однажды она  услышала разговор уток (они собирались  на юг) и попросила их взять  ее собой, сказав, что придумает,  как это сделать. Лягушка отправляется  в путешествие с утками, по  дороге они слышат, как люди  удивляются: «…Утки лягушку несут!».  Ей захотелось рассказать, что  это она придумала новый способ  путешествия. Крикнула и «полетела  вверх тормашками» (3)… Лягушка  оказалась сообразительной, смелой, при этом хвастливой, что помешало  ей завершить путешествие. Хвастовство  само себя наказывает.

     Текст можно разделить на шесть частей: лягушка наслаждается теплым дождиком, она встречается с утками и  вступает с ними в разговор, отправляется в путешествие, удивление людей, результат самовосхваления, хвастливые рассказы путешественницы.

     Данное произведение изучается в 3 классе (комплект «Школа России»). На уроке можно проводить следующую работу: давать характеристику героям; анализируя сюжет, составлять план; пересказ по плану; пересказ от имени лягушки; создание своего варианта сюжета; иллюстрирование. 

     Заключение

     Всеволода Гаршина нельзя назвать великим  сказочником, но те сказки, что он написал, занимают важное место в творчестве писателя и литературе в целом. Они содержат те же проблемы, что и его рассказы: аллегорически передана борьба добра и зла, красоты природы и человеческого сердца, подлинно высокие духом и «болотные» жители, играющие в подвиг. Сказки Гаршина всегда немного грустные, они напоминают печальные поэтические истории Андерсена, его манеру преображать картины реальной жизни фантазией, обходясь без волшебных чудес. По жанровым особенностям они ближе к философским притчам, дают пищу для размышлений. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Список  литературы

     1. Арзамасцева И.Н., Николаева С.А. Детская литература/И.Н. Арзамасцева, С.А. Николаева. – М.: Академия, 2009. – 576 с.

    2. Бибко Н.С. Сказка приходит на урок//Начальная школа, 1996, №9, с.31

    3. Гаршин В.М. Лягушка-путешественница.  – М.: Советская Россия, 1989

    4. Гаршин В.М. Рассказы / Сост., предисл., и примеч. М.С. Горячкиной.– М.: Детская литература, 1983. – 240 с.

    5. Литература: Справочные материалы/С.В.  Тураев, Л.И. Тимофеев и др. –  М.: Просвещение, 1989. – 335 с.

    6. Порудоминский В.И. Всеволод Гаршин//Гаршин В.М. Сочинения: Рассказы. Очерки. Статьи. Письма/Сост. В.И. Порудоминский. – М.: Советская Россия, 1984. – с.3

    7. Тишурина О.Н. Писатели в начальной школе. Вып. 2/О.Н. Тишурина.– М.: Дрофа, 2010. – 63 с. 
 
 

        
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Контрольная работа по "Детской литературе. Сказки В.М. Гаршина для детей"