Контрольная работа по "Организация совметсной работы логопеда и воспитателя"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2011 в 17:07, контрольная работа

Описание

1 вопрос- Сформулируйте определение понятия «ЛОГОПЕД»
2 вопрос- Как Вы думаете, какие дисциплины обязательно должны преподаваться в ВУЗе будущему логопеду?
3 вопрос- Как Вы думаете, что должен знать и уметь логопед, чтобы считаться действительно хорошим специалистом
4 вопрос- Перечислите, какими личностными качествами должен, по Вашему мнению, обладать логопед

Работа состоит из  1 файл

Организация совместной работы логопеда.doc

— 64.00 Кб (Скачать документ)

Федеральное агенство по образованию Педагогического  институт Саратовского государственного университета имени Н.Г Чернышевского  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО КУРСУ «ОРГАНИЗАЦИЯ СОВМЕСТНОЙ РАБОТЫ ЛОГОПЕДА( 2,3 модуль) 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Студентки: 1 курса, 124 группы, логопедия (ускор)

Михайловой Екатерины  Викторовны

Проверил: Кощеева  Ольга Валерьевна 
 
 
 
 
 
 
 

      Саратов 2011 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                      2 модуль    

1 вопрос-  Сформулируйте определение понятия «ЛОГОПЕД»  

Логопед - врач или педагог? Мы глубоко заблуждаетесь, если думаете, что единственная задача логопеда - научить правильно произносить звуки. Грамотная речь, богатый словарный запас, умение ясно выражать свои мысли - все это "предметная область" специалиста. И потребность в логопедах из года в год только возрастает.

 

Логопед — это  специалист по исправлению дефектов речи. С помощью специально подобранных  упражнений он учит говорить красиво, четко проговаривая буквы. Логопед  показывает правильное положение языка и губ при произношении звуков, задает читать на дом тексты и скороговорки, бдительно следит за успехами подопечного. 
 

2 вопрос-   Как Вы думаете, какие дисциплины обязательно должны преподаваться в ВУЗе будущему логопеду? 

Будущие логопеды изучают медицинские дисциплины: основы нейрофизиологии, невропатологии, психопатологии, физиологию органов слуха, речи и зрения, основы генетики. Вторая группа предметов – общепедагогическая: психология, педагогика, психолингвистика и т. д. Но основное внимание в процессе обучения уделяется, конечно, специальным предметам, то есть непосредственно логопедии. Студентам рассказывают о развитии речи, методах диагностики речевых нарушений, особенностях воспитания детей с речевыми патологиями. Один из важнейших предметов – логопедические технологии, где учат формировать правильную речь. Обязательно знакомство с олигофренопедагогикой (работой с умственно отсталыми детьми) и сурдопедагогикой (со слабослышащими детьми). Кстати, русский язык и литература для логопедов относятся к профильным предметам, поэтому изучаются они совсем не формально. 

3 вопрос- Как Вы думаете, что должен знать и уметь логопед, чтобы считаться действительно хорошим специалистом?  

Основная работа – с детьми, имеющими речевые  нарушения. Задача – научить ребенка свободно выражать свои мысли развернутой и грамматически правильной фразой, хорошо  произносить звуки, пересказывать, читать. На занятиях расширить словарный запас детей, развить фонематическое восприятие, а также память, внимание. Если эти задачи будут выполнены, к моменту обучения в школе стартовые возможности такого ребенка приближаются к возможностям ребенка с нормальным речевым развитием, а иногда и  превышают их.

   В процессе  работы выстраивать отношения  с родителями, стараться повернуть  их лицом к проблемам детей. Родители бывают разные. Но если удается подключить их к коррекционному процессу, результат достигается быстрее. Логопеду надо быть хорошим психологом, чтобы установить контакт и с ребенком, и со взрослым, поддерживать у маленького подопечного интерес к занятиям, вовремя похвалить или проявить строгость. Помимо профессиональных навыков логопеду необходимы определенные личностные качества: любовь к детям, спокойствие и терпение, коммуникабельность и артистичность. И, конечно, у самого логопеда не должно быть речевых проблем, – это даже не обсуждается. 

4 вопрос- Перечислите, какими личностными качествами должен, по Вашему мнению, обладать логопед (в порядке значимости):  

Помимо профессиональных навыков логопеду необходимы определенные личностные качества: любовь к детям, спокойствие и терпение, коммуникабельность и артистичность.  

Логопеду  надо быть хорошим психологом, чтобы  установить контакт и с ребенком, и с взрослым, поддерживать у маленького подопечного интерес к занятиям, вовремя похвалить или проявить строгость. 
 

5 вопрос- Чем привлекла Вас профессия логопеда?  

Заинтересовала  профессия логопеда – мне всегда нравилось общаться с детьми. Работа логопеда творческая и требует интеллектуального совершенствования. Заниматься с детьми очень интересно: они – живой,пластичный материал. Это позволяет видеть результаты своего труда, что не может не радовать. Дополнительные плюсы профессии – удобный график, большой летний отпуск, возможность подработать в случае необходимости. 

6 вопрос- В каком учреждении Вы бы хотели работать? (Система здравоохранения / образования)   

Я пока еще не думала в каком учреждении я предпочла  бы работать, но думаю, что наверное в детском саду,т.к очень люблю  детей, и интересно с ними общаться!!!!хотя и понимаю, что требует очень много усилий, терпения,и знаний!!!!!! 

Ребенок - это  маленький росток,

Который любим, холим и лелеем.

 Ребенок - это маленький цветок,

Мы всей душой  его согреем. 
 
 

8 вопрос- Приведите примеры реализации 2-3 общедидактических и специфических принципов работы с детьми с нарушениями речи. 

Дидактическими  принципами отечественной  педагогики являются следующие: 

  воспитывающий  характер обучения;

  всестороннее развитие личности учащихся

  сознательность и активность учащихся

  учет возрастных особенностей и доступность материала; 

 Онтогенетический  принцип. Разработка методики  коррекционно-логопедического воздействия  ведется с учетом последовательности  появления форм и функций речи, а также видов деятельности  ребенка в онтогенезе. 

В процессе компенсации нарушенных речевых и неречевых функций, перестройки деятельности функциональных систем используется принцип обходного пути, т. е. формирования новой функциональной системы в обход пострадавшего звена. 

 Принцип опоры  на сохранное звено психической функции, на сохранные анализаторы, на их взаимодействие (принцип обходного пути). В основе этого принципа лежит учение о функциональных системах. Формирование высших психических функций в онтогенезе представляет собой сложный процесс создания функциональных систем. Первоначально функция полирецепторна, она осуществляется многими системами, с участием различных анализаторов. Так, например, процесс звукоразличения вначале осуществляется с участием зрительной, кинестетической, слуховой афферентации. Позднее ведущую роль приобретает слуховая афферентация. Поэтому при недоразвитии слуховой дифференциации фонем формирование функциональной системы необходимо проводить с опорой на зрительные, кинестетические афферентации. В тех случаях, когда первичным является нарушение произносительной дифференциации фонем, формирование функции звукоразличения осуществляется с опорой на зрительный, слуховой анализаторы. 
 
 
 

                                 3 модуль 

1 вопрос- Какие необходимые пособия и оборудование логопедического кабинета Вы можете назвать? 

Индивидуальные, групповые логопедические занятия  проводятся в специальном помещении - логопедическом кабинете. Размещение и площадь кабинета должны соответствовать  инструкции о проектировании специальных  дошкольных учреждений (согласно Положению о детских садах для детей с недостатками развития). Финансирование логопедических кабинетов осуществляется областными (городскими и районными) отделами народного образования по смете того детского сада, где функционирует логопедическая группа. 

Логопедический  кабинет должен быть достаточно оснащен  учебными дидактическими материалами. 

В логопедическом кабинете необходимо иметь: шкаф для пособий и литературы, столы и стулья для проведения занятий. Число столов должно быть не менее 4-х, не считая большого стола логопеда, а количество стульев - не менее 6-10. Кроме этого, в логопедическом кабинете должна быть навесная доска, на которой можно расположить картинки, написать буквы, дать схематическое изображение предмета. 

Необходимым в оборудовании логопедического кабинета является зеркало: одно - настенное, размером 70 х 100см.- для групповой работы по постановке звуков (у настенного зеркала должна быть штора). И маленькие индивидуальные зеркала размером 9 х 12см. - для индивидуальной работы (не менее 10шт).

Перечень логопедических пособий

Подробное выявление  недостатков речи позволяет обеспечить не только большую эффективность логопедических занятий, но и выбрать правильное направление коррекционного воздействия.

Психолого-педагогическое обследование дошкольников с речевой  патологией, исправление дефектов речи осуществляются на материале, доступном  возрасту и индивидуальным особенностям детей с учетом программного материала детского сада. 

Логопед пользуется играми, имеющимися в методическом кабинете детского сада, и дополнительно  оформляет дидактический материал, необходимый ему и воспитателям на разных этапах работы с ребенком 

Логопедический  инструментарий:

шпатели логопедические

зонды логопедические, массажные

вата, бинт, спирт

настенное зеркало  для логопедических занятии (50х100) 1 шт. 

Пособия для обследования: 

• интеллекта

• речи

• слуха. 

Пособия для коррекционной логопедической работы: 

• по связной  речи (наборы сюжетных картинок и серии  сюжетных картинок для составления  рассказов разной сложности, тексты для пересказа, тексты для составления  рассказов с использованием фланелеграфа);

• по грамматическому  строю

• по лексическому запасу (папки по лексическим темам);

• по звукопроизношению

• по фонематическому  восприятию. 

Пособия для обследования интеллекта, дидактические  игры для развития памяти, внимания, мыслительной деятельности: 

1. Лото с шариками.

2. Пирамидки из 4-8 колец, «почтовые» ящики.

3. Кубики разного  цвета и размера, счетный материал  в пределах 10 (палочки, грибочки  и т.д.)

4. Разрезные  картинки разной конфигурации  и наборы картинок на выделение  четвертого лишнего.

5. Набор матрешек, полных кубиков, геометрических форм и предметов.

6. Лото « живое  – неживое», «бывает – не бывает»  (сюжеты с элементами фантастики).

7. Игра «Сравни  и отличи» (наборы картинок  типа: самолет – птица, кукла  – девочка).

8. Наборы карточек  на обобщающие темы и набор  карточек с видовыми и родовыми понятиями.

9. Наборы предметов,  отличающиеся одним или несколькими  признаками (цвет, форма, величина).

10. Набор загадок  в форме описания предметов,  набор загадок с пропущенным  словом.

11. Набор сюжетных  картинок, отличающихся одним или несколькими персонажами, набор картонок – слов омонимов.

12. Слова для  составления шарад и ребусов.

13. Слова для  запоминания слов с помощью  картинки или другого слова,  стихотворения с перепутанными  словами. 

Картотеки: 

-пальчиковых  гимнастик,

-логоритмических игр,

-дыхательных  гимнастик. 

Информация о работе Контрольная работа по "Организация совметсной работы логопеда и воспитателя"