Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 18:19, контрольная работа
1. Педагогика как наука (отрасли педагогики с пояснениями, источники развития педагогики);
2. История развития педагогики
1. Педагогика как наука (отрасли педагогики с пояснениями, источники развития педагогики);
Педаго́гика (др.-греч. παιδαγω
1. Предметом педагогики как области научного познания является особая функция общества - воспитание. Поэтому педагогику можно назвать наукой о воспитании.
2. Объектом исследования в педагогике является "человек, развивающийся в результате воспитательных отношений"
3. Педагогика - это наука о воспитательных отношениях. Воспитательные отношения возникают "в процессе взаимосвязи воспитания, образования и обучения с самовоспитанием, самообразованием и самообучением".
Еще педагогику можно определить как науку о том, как воспитывать человека, как помочь ему стать духовно богатым и творчески активным.
4. Педагогика изучает следующие проблемы:
• изучение сущности и закономерностей развития и формирования личности и их влияния на воспитание;
• определение целей восприятия;
• разработка содержания воспитания;
• исследование и разработка методов воспитания.
5. Основные категории педагогики:
• воспитание;
• развитие;
• образование;
• обучение.
Воспитание - социальное, целенаправленное создание условий для усвоения новым поколением общественно-исторического опыта. Целью воспитания является подготовка нового поколения к общественной жизни и производительному труду.
Развитие - это объективный процесс изменения духовных и физических
сил человека.
Образование - это система внешних условий, специально организуемая
обществом для развития человека.
Обучение - процесс передачи знаний от педагога ученику.
Система педагогических наук (отрасли и разделы)
Развиваясь, любая наука обогащает свою теорию, наполняется новым содержанием и осуществляет внутри себя научную дифференциацию важнейших исследовательских направлений. Этот процесс коснулся и педагогики. В настоящее время понятием «педагогика» обозначается целая система педагогических наук.
1. Общая педагогика – это базовая научная дисциплина, исследующая основные закономерности воспитания, разрабатывающая общие основы учебно-воспитательного процесса в воспитательных учреждениях всех типов. В нее включены следующие разделы:
1) введение в педагогическую деятельность (изучает сущность профессиональной педагогической деятельности, ее проблемы, задачи, характерные особенности);
2) общие основы педагогики (изучает категориальный аппарат педагогики, педагогические законы и основные, не зависящие от возраста и иных особенностей обучаемых, педагогические закономерности, правила и принципы);
3) теория воспитания (изучает специально организуемый процесс воспитания в целом и по направлениям воспитательной работы);
4) дидактика (исследует закономерности образования и обучения, главным образом преподавания и освоения знаний, формирования умений и навыков, а также воспитательные возможности различных видов учебных занятий безотносительно к отдельной дисциплине);
5) теория управления образовательными системами (изучает проблематику общей организации учебных заведений и их систем);
6) методология педагогики (изучает методы, методику и технику педагогического исследования);
7) философия и история образования (изучает развитие педагогических идей и развитие воспитания, образования, обучения в различные исторические эпохи).
2. Возрастная педагогика изучает особенности воспитания человека на различных возрастных этапах. В зависимости от возрастной характеристики различают:
1) перинатальную педагогику (раздел возрастной педагогики, находящийся на пути своего становления и развития, изучающий закономерности обучения и воспитания детей до их рождения);
2) ясельную педагогику (изучает закономерности и условия воспитания детей младенческого возраста);
3) дошкольную педагогику (рассматривает закономерности развития, формирования личности детей дошкольного возраста. К отраслям дошкольной педагогики относятся дидактика дошкольного образования, теория и методика воспитания дошкольников, международные стандарты предшкольного развития ребенка, теория и практика профессиональной подготовки специалистов по дошкольному воспитанию и образованию);
4) педагогику средней школы (разрабатывает теоретические и практические основы, принципы, методы, формы и средства обучения и воспитания детей школьного возраста. Педагогика школы имеет в своем составе: педагогику младшего школьного возраста, педагогику среднего школьного возраста, педагогику старшего школьного возраста);
5) педагогику профессионально-
6) педагогику среднего специального образования (разрабатывает теорию и практику профессиональной подготовки кадров на границе среднего и высшего уровней специального образования);
7) педагогика высшей школы (изучает закономерности образования, воспитания и развития будущих специалистов высшей квалификации);
8) андрогогика (разрабатывает теоретические и практические основы образования, развития и воспитания взрослых людей);
9) педагогика третьего возраста (разрабатывает систему образования, развития, воспитания людей пенсионного возраста).
3. Специальная педагогика разрабатывает теоретические основы, принципы, методы, формы и средства воспитания и образования людей с отклонениями в физическом и психическом развитии. Специальная педагогика имеет и другие названия: дефектология, коррекционная педагогика. В ее состав входят следующие разделы:
1) сурдопедагогика (изучает теоретические и практические основы воспитания и образования глухонемых и глухих детей и взрослых. Состоит из ряда научных дисциплин: теории сурдопедагогики, истории сурдопедагогики, методики обучения произношению и чтению с губ, с лица, акупедии и т. д.);
2) тифлопедагогика (изучает теоретические и практические основы воспитания и образования слепых и слабовидящих людей. В ее задачи входят: разработка всестороннего развития слепых и слабовидящих детей, преодоления у них полной или частичной утраты зрения, вооружение общеобразовательными знаниями, умениями и навыками, подготовка к участию в общественной жизни и практической трудовой деятельности);
3) олигофренопедагогика (
4) логопедия (изучает вопросы воспитания и образования людей с расстройствами речи, исследует проявления и природу недостатков речи, причины и механизмы отклонений в развитии речи, разрабатывает принципы и методы их преодоления).
4. Профессиональная педагогика изучает закономерности, осуществляет теоретическое обоснование, разрабатывает принципы, технологии воспитания и образования человека, ориентированного на конкретную профессиональную сферу деятельности. В зависимости от профессиональной области выделяют следующие ее разделы:
1) производственная педагогика (изучает закономерности обучения работающих, переориентацию их на новые средства производства, повышение их квалификации, переучивание на новые профессии. Необходимость разработок в данной области педагогического знания предопределяется объективными законами развития как материального, так и духовного производства. Наука обеспечивает теоретическими обоснованиями и разработкой дидактических средств сеть институтов, центров, курсов переподготовки кадров, повышения их квалификации);
2) военная педагогика (выявляет закономерности, осуществляет теоретическое обоснование, разрабатывает принципы, методы, формы обучения и воспитания военнослужащих всех рангов в военных учебных заведениях и частях вооруженных сил, где осваиваются воинские специальности. Элементы военной педагогики встречаются в общеобразовательных школах и в системе вузовского образования);
3) медицинская педагогика (выявляет закономерности, разрабатывает принципы, методы, формы обучения и воспитания медицинского персонала в учреждениях здравоохранения).
Выделяют также такие разделы профессиональной педагогики, как инженерная и спортивная пе
5. Социальная педагогика изучает закономерности социального воспитания и социального обучения детей в процессе их социализации, содержит теоретические и прикладные разработки в области внешкольного воспитания и образования детей и взрослых.
6. Лечебная педагогика разрабатывает систему образовательно-воспитательной деятельности педагогов с ослабленными и больными школьниками. Представляет собой интегрированную медико-педагогическую науку.
7. Гендерная педагогика исследует совокупность подходов, направленных на то, чтобы помочь детям комфортно чувствовать себя в школе и успешно решать проблемы социализации, важной составной частью которых является самоидентификация ребенка как мальчика или девочки. Цель гендерной педагогики – коррекция воздействия гендерных стереотипов в пользу проявления и развития личных склонностей индивида.
8. Этнопедагогика исследует закономерности и особенности народного, этнического воспитания, пользуется методами и источниками педагогики, но вместе с тем для нее актуально применение этнографических, этнолингвистических, археологических, этнопсихологических и социологических методов. Цель этнопедагогики – учет образовательных интересов представителей отдельных этнических групп, которые в процессе интеграции в многонациональное государство столкнулись с опасностью утраты родного языка, самобытной народной культуры, этнического самосознания.
9. Семейная педагогика разрабатывает закономерности воспитания и образования детей в семье.
10. Сравнительная педагогика исследует закономерности функционирования и развития образовательных и воспитательных систем в различных странах путем сопоставления и нахождения сходств и отличий.
11. Исправительно-трудовая педагогика содержит теоретические обоснования и разработки практики перевоспитания лиц, находящихся в заключении. Другое название исправительно-трудовой педагогики – пенитенциарная педагогика, или педагогика пенитенциарных учреждений. Существуют детская и взрослая отрасли данной науки.
12. Методики преподавания различных дисциплин содержат специфические частные закономерности обучения конкретным дисциплинам, накапливают технологический инструментарий.
Источниками развития педагогики являются:
1) многовековой практический опыт воспитания, закрепленный в образе жизни, традициях, обычаях людей, народной педагогике;
2) философские, обществоведческие, педагогические и психологические труды;
3) текущая мировая и отечественная практика воспитания;
4) данные специально организованных педагогических исследований;
5) опыт педагогов-новаторов, предлагающих оригинальные идеи и системы воспитания в современных быстро изменяющихся условиях.
Практика воспитания своими корнями уходит в глубинные пласты человеческой цивилизации. Воспитание появилось вместе с первыми людьми, но наука о нем сформировалась значительно позже, когда уже существовали такие науки, как геометрия, астрономия и многие другие.
Первопричина возникновения всех научных отраслей – потребности жизни. Наступило время, когда воспитание стало играть в жизни людей важную роль. Обнаружилось, что общество развивается быстрее или медленнее в зависимости от того, как в нем поставлено воспитание подрастающих поколений. Появилась необходимость обобщать опыт воспитания, создавать специальные учебно-воспитательные учреждения для подготовки молодых людей к жизни. В наиболее развитых государствах Древнего мира – Китае, Индии, Египте, Греции – были предприняты попытки обобщения опыта воспитания, вычленения его теоретических начал.
Колыбелью европейских систем воспитания стала древнегреческая философия. Виднейший ее представитель Демокрит (460–