Контрольная работа по "Психологии и педагогике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 08:55, контрольная работа

Описание

Человеческая психика, согласно Фрейду, включает в себя три области – системы психического: сознательное, бессознательное и предсознательное, которые находятся между собою в состоянии непрерывного взаимодействия. Для первых двух систем характерна постоянная напряженная борьба, определяющая функционирование всей психической жизни человека. Результатом этой борьбы выступает каждый душевный акт и человеческий поступок.

Содержание

1. Проанализируйте особенности психологической структуры личности в психоанализе З. Фрейда и действие механизмов психологической защиты………………………………………………………………………………………………..…………………………………………………….3
2. Охарактеризуйте роль «коллективного бессознательного» в аналитической психологии К. Юнга……………………………………………………………………….8
3. Укажите, о каком механизме психологической защите идет речь в определении: «эта разновидность вытеснения состоит в том, что личность ориентирует свои действия и поведение на достижение другой цели, взамен той, которая была поставлена первоначально, но оказалась недостижимой. При этом замещение цели приносит личности реальное удовлетворение». Приведите пример проявления этого феномена в деловом общении…………………………………………………………………10

Работа состоит из  1 файл

психология.doc

— 87.00 Кб (Скачать документ)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО  ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  ИНСТИТУТ

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по  дисциплине «Психология и педагогика»

 

Вариант № 8

 

 

 

                                                             Исполнитель: Тернавская В.М.

Факультет: Учетно-статистический

                         Специальность:  Бизнес - информатика

                                                              № зачетной  книжки      100.13/120238                                                  

                                                              Руководитель:  Ожигова Л.Н.

 

 

 

 

 

Содержание

  1. Проанализируйте особенности психологической структуры личности в психоанализе З. Фрейда и действие механизмов психологической защиты………………………………………………………………………………………………..…………………………………………………….3
  2. Охарактеризуйте роль «коллективного бессознательного» в аналитической психологии К. Юнга……………………………………………………………………….8
  3. Укажите, о каком механизме психологической защите идет речь в определении: «эта разновидность вытеснения состоит в том, что личность ориентирует свои действия и поведение на достижение другой цели, взамен той, которая была поставлена первоначально, но оказалась недостижимой. При этом замещение цели приносит личности реальное удовлетворение». Приведите пример проявления этого феномена в деловом общении…………………………………………………………………10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

          

  1. Проанализируйте особенности психологической структуры личности в психоанализе З. Фрейда и действие механизмов психологической защиты.

Модель психической  структуры личности сложилось в  психоанализе З. Фрейда не сразу, а в  процессе длительной психотерапевтической практики.

Человеческая  психика, согласно Фрейду, включает в  себя три области – системы  психического: сознательное, бессознательное  и предсознательное, которые находятся  между собою в состоянии непрерывного взаимодействия. Для первых двух систем характерна постоянная напряженная борьба, определяющая функционирование всей психической жизни человека. Результатом этой борьбы выступает каждый душевный акт и человеческий поступок.

Необходимой и  крайне важной составной частью психической  структуры является система бессознательного. Именно она, по утверждению Фрейда, служит источником всех психических сил и энергий личности. Это система получила обозначение Оно.

Фрейд делает замечание, что «психическое» и «сознательное» - понятия не идентичные. Их нельзя отождествлять, так как в психике человека наличествуют очень интенсивные скрытые представления, присутствие которых человек не замечает и не осознает, но они проявляются в оговорках, ошибках памяти и речи, забывании имен и т.д.

Для практики делового общения это замечание Фрейда представляется очень существенным. Затянувшиеся паузы перед некоторыми словами, оговорки, обмолвки делового партнера могут свидетельствовать о некоторой неискренности его речевых суждений, о скрытых и неосознанных его стремлениях.

Характеризуя бессознательное как «закономерную неизбежную фазу процессов, которые проявляет наша психическая деятельность», Фрейд выделяет такие его важнейшие особенности, как:

  1. оно – несловесное;
  2. «оно никогда не умирает»», не теряет своей динамической силы и энергии;
  3. ему закрыт прямой доступ в сознательное;
  4. по динамике своего образования бессознательное есть вытесненное, формирующееся на протяжении всей жизни человека без всякого участия сознания;
  5. законы его функционирования отличаются от законов сознательной деятельности; бессознательное «как бы не обращает внимание» на смену дня и ночи, рождения и смерти, живет «все-временно», - сразу прошлым, настоящим и будущем.

В качестве важнейших  структурных элементов бессознательного он выделяет ошибочные действия, сновидения, влечения.

Ошибочные действия, к которым Фрейд относит оговорки, обмолвки, описки, ошибки, забывание, затеривание, запрятывание, являются психическими актами. Они возникают в результате интерференции двух различных намерений.

Сновидения  представляют собой психические реакции на действующие во сне раздражители. Они являются устранением нарушающих сон психических раздражителей путем галлюцинаторного удовлетворения.

Впервые в психологии Фрейд обстоятельно показывает, что  сновидения являются не соматическим, а психическим феноменом.

Особое внимание Фрейд уделяет влечениям. Именно они составляют основной фонд бессознательного. Представляя собой психические  элементы внутренних раздражений организма, имеющих соматический характер, влечения подразделяются на две группы:

- влечения «Я»,  цель которых – самосохранение  индивида;

- сексуальные  влечения, цель которых – продолжение  рода; они рождаются вместе с телом человека и ведут никогда не угасающую жизнь в его психике.

 На основе влечений, и в особенности инфантильных влечений сексуального характера, происходит формирование комплекса Эпида, учение Фрейда о котором – одно из важнейших в психоанализе. Фрейд считает,  что во всех жизненных ситуациях личность заимствует свою психическую энергию от этого первого, вытесненного в бессознательное, комплекса Эдипа.

Разработанная Фрейдом типология влечений в  процессе психотерапевтической практики подверглась им существенной корректировке. Он вел новое деление влечений и предложил более расширенное  толкование содержания бессознательного. При этом он исходил из того, что психическая жизнь человека представляет собой непрерывную борьбу между Эросом и Танатосом. Эрос обеспечивает стремление психики человека к жизни, к ее  сохранению во что бы то ни стало, или в форме сексуальной – продолжение рода, - или в виде целостности организма. Весь физиологический процесс созидания, пока организм жив, обеспечивается этим стремлением психики, то есть Эросом.

Танатос, напротив, пытается вернуть организм человека в безжизненное состояние, к мертвой, неорганической материи. Но пока человеческий организм жив, преобладает Эрос.

Теперь и  само бессознательное как система  психической структуры обогащается  в психоанализе Фрейда качественно  новыми моментами. Оно представляется не чем-то низшим, темным, аморальным в социально-психологическом смысле, а таким, которое способно нести сознательное и даже творческое начало.

Таким образом, Фрейд подходит к обоснованию  второй области психической структуры  личности – «Идеал – Я», или «Сверх – Я», которое становится продуктивным источником психической силы и энергии для взаимодействия с реальностью, и прежде всего с явлениями моральной и культурной жизни.

Важнейшим является и то, что система «Сверх –  Я» формируется под влиянием социальной среды и запретов. Принимая на себя функции нравственного сознания, она оценивает все поступки и душевные акты личности с точки зрения «добра» и «зла».

К проявлениям  «Сверх – Я» можно отнести «внезапное пробуждение совести» у человека. Природа человека, по утверждению  Фрейда, - как в отношении добра, так и в отношении зла далеко превосходит то, что он сам предполагает о себе.

Образование «Сверх – Я» Фрейд связывает с особым психическим механизмом – идентификацией. В жизни человека идентификация  возникает довольно часто, особенно когда ему необходимо перейти от овладения каким – либо лицом к отождествлению себя с ним.

Третьим пластом  психической структуры личности Фрейд называет предсознательное «Я». Оно находится между «Сверх –  Я» и «Оно», связывая их как посредник. Здесь психические переживания подвергаются как бы двойной цензуре.

Принцип наслаждения, который господствовал в бессознательном, теряет свое значение. Рядом с ним  начинает действовать новый принцип  психической жизни – принцип  реальности. Он оценивает уместность и возможность выполнения того или иного действия, мотивируемого потребностями «Оно».

Пройдя цензуру, которая лежит на границе бессознательного  и «Сверх – Я», психические элементы получают вербальное оформление и только после этого могут перейти  в сознание. Не прошедшие испытание «принципом реальности» психические элементы вытесняются вновь в систему бессознательного. Таким образом, все, что находится в сознании или может войти в него, строго процензуровано.

Бессознательное ( «Оно» ) может взаимодействовать  одновременное с двумя системами – «Сверх – Я» и «Я» - и его самостоятельное проникновение в сознание исключено. Сами же эти две системы представлены в сознании незначительно, в виде выступающих небольших вершин, так как большая часть процессов в психической структуре личности протекает на предсознательном и бессознательном уровнях.

Между тремя  системами психической структуры  хорошо просматриваются зоны конфликтов, которые способны дестабилизировать  личность, если «Я» будет не способно восстановить между ними равновесие.

Реалистическое разрешение конфликтов возможно лишь при довольно сильном «Я», которое может не только определить требования «Оно», но и преодолеть давление со стороны  «Сверх – Я». Но это идеальный  случай. Чаще конфликтные зоны в  психической структуре приводят к фрустрациям «Оно», то есть к таким психическим состояниям, которые сопровождаются отрицательными эмоциями и переживаниями. Фрустрации побуждают «Я» снимать напряжение с помощью разного рода»выпускных клапанов», к которым можно отнести и разработанные Фрейдом и его дочерью Анной механизмы психологической защиты. Это подавление, отвергание, вытеснение, сублимация, реактивное обучение, проекция и рационализация.

Сублимация как разновидность  вытеснения состоит в том, что  личность ориентирует свои действия и поведение на достижение другой цели, взамен той, которая была поставлена первоначально, но оказалась недостижимой. При этом замещение цели приносит личности реальное удовлетворение. В деловом общении такое замещение целей встречается довольно часто в диалоговой и согласительной фазах. Поэтому в диалоговой фазе желательно избегать категоричных суждений и выделить сначала пункты несогласия партнера, пытаясь понять их.

Проекция, состоящая в  наделении других людей собственными чувствами, не приемлемыми с точки зрения «Сверх – Я», может найти проявление в контактной фазе делового общения. Доброжелательность, улыбка, небольшой наклон головы в сторону партнера нейтрализуют возможные негативные эмоции партнера, побуждая его к общению.

Такой механизм психологической защиты, как рационализация, встречается довольно часто в диалоговой фазе делового общения. Здесь важна не только психологическая направленность на партнера, но умение слушать и убеждать его. Используя приемы нерефлексивного и рефлексивного слушания, можно частично ослабить психическое противодействие партнера определенной тактикой перефразирования и аргументации.

Вытеснение – действие, посредством которого субъект старается устранить или удержать в бессознательном представлении, связанные с влечениями. Вытеснение возникает в тех случаях, когда удовлетворение влечения само по себе приятно, но может стать неприятным при учете других требований. Вытеснение особенно наглядно выступает при истерии, но играет важную роль и при других душевных расстройствах, равно как и в нормальной психике. Можно считать, что это универсальный психический процесс, лежащий в основе становления бессознательного как отдельной области психики.

Подавление - ограничение инстинктивных или подсознательных устремлений, особенно если они противоречат сознанию или требованиям общества. В некоторых случаях это способствует нормальной социальной адаптации человека, однако избыточные проявления подавления могут значительно ограничить жизнь человека.

  1. Охарактеризуйте роль «коллективного бессознательного» в аналитической психологии К. Юнга.

Гипотеза Юнга о коллективном бессознательном, ставшая  качественно новым моментом в  трактовке психической структуры  личности, обусловила и своеобразие  его подхода к пониманию соотношения  и взаимосвязи элементов и  систем психики индивида.

Наиболее обстоятельное обоснование этому феномену психики было дано Юнгом в статье «Понятие коллективного бессознательного». В ней он кратко определил содержание и психологическое значение коллективного бессознательного.

Характеризуя  его как такую психическую  систему, которая имеет «коллективную, универсальную и безличную природу, идентичную у всех индивидов» Юнг выделяет следующие его особенности:

    1. своим  существованием коллективное бессознательное обязано                     исключительно наследственности;
    2. оно не основано на личном опыте и не развивается индивидуально;
    3. его содержание в основном представлено архетипами – буквально предшествующими формами, которые лишь вторичным образом становятся осознаваемыми.

Информация о работе Контрольная работа по "Психологии и педагогике"