Контрольная работа по "Психологии и педагогике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 08:55, контрольная работа

Описание

Человеческая психика, согласно Фрейду, включает в себя три области – системы психического: сознательное, бессознательное и предсознательное, которые находятся между собою в состоянии непрерывного взаимодействия. Для первых двух систем характерна постоянная напряженная борьба, определяющая функционирование всей психической жизни человека. Результатом этой борьбы выступает каждый душевный акт и человеческий поступок.

Содержание

1. Проанализируйте особенности психологической структуры личности в психоанализе З. Фрейда и действие механизмов психологической защиты………………………………………………………………………………………………..…………………………………………………….3
2. Охарактеризуйте роль «коллективного бессознательного» в аналитической психологии К. Юнга……………………………………………………………………….8
3. Укажите, о каком механизме психологической защите идет речь в определении: «эта разновидность вытеснения состоит в том, что личность ориентирует свои действия и поведение на достижение другой цели, взамен той, которая была поставлена первоначально, но оказалась недостижимой. При этом замещение цели приносит личности реальное удовлетворение». Приведите пример проявления этого феномена в деловом общении…………………………………………………………………10

Работа состоит из  1 файл

психология.doc

— 87.00 Кб (Скачать документ)

Архетипы столь  близки инстинктам, что можно предположить, что они являются бессознательными образами самих инстинктов или «образцами инстинктивного поведения». Являясь регулятором психической жизни, архетипы выступают как априорные формы психической деятельности людей и возникают спонтанно.

Юнг отмечает, что  архетипов ровно столько, сколько есть типичных жизненных ситуаций. Бесконечное повторение отчеканило этот опыт на нашей психической конституции - не в форме заполненных содержанием образов, но прежде всего как форм без содержания, представляющих только возможность определенного типа восприятия и типа действия.

По мнению Юнга, активизация архетипа происходит, когда  возникает ситуация, соответствующая  данному архетипу. Тогда, подобно  инстинктивному влечению, архетип вопреки  всякому разуму и воле прокладывает себе путь. При этом конкретная форма архетипа реализуется символическим путем через архетипический образ в психике индивида.

Архетипические  образы обнаруживают себя через определенные символы в сновидениях, в фантазиях  художественного и научного творчества, в иллюзиях и состояниях транса при расстройствах психики.

Следует отметить, что Юнг связывает архетипические образы со спонтанным, непроизвольным проявлением нравственных эмоций, к  примеру, такого эмоционально – ценностного  феномена, как совесть. В своей статье «Совесть с психологической точки зрения» Юнг отмечает, что моральная оценка какого-либо действия индивида не всегда может быть им осознана. Она может  функционировать бея всякого участия сознания на уровне символического образа, вызванного определенным архетипом. При этом могут отсутствовать так называемые «муки совести», но сам возникающий символический образ может указывать на возможную нечистоту или аморальность какого-либо действия или поступка.

Юнг приводит в  связи с этим примером с бизнесменом, которому была предложена очень выгодная и внешне серьезная и честная сделка, казавшаяся  ему вполне приемлемой. Увидев следующей ночью во сне свои руки, по плечи покрытые грязью, бизнесмен почувствовал неуверенность и обратился к Юнгу за советом. Очень неохотно вняв совету Юнга прекратить сделку, бизнесмен вскоре убедился, что в противном случае он бы понес колоссальные убытки. В данной ситуации, проявившейся в бессознательном, символический образ обратил внимание на возможную нечистоту сделки.

На этом примере  Юнг показывает автономность проявления акта совести в бессознательном и делает вывод, что моральная реакция как архетипический  образ изначально присуща психике индивида.  Моральный же закон есть более позднее, закрепленное в традициях следствие морального поведения.

Различие между  совестью и нравственным кодексом становится еще очевиднее, когда происходит столкновение долга и совести. Здесь  Юнг ставит под сомнение истинность кантовского категорического императива, согласно которому следование долгу  придает поступку нравственный характер. Истинная и подлинная совесть,  по мнению Юнга, может возвышаться над моральным кодексом и не подчиняться его решениям.

В большинстве  же индивидуальных случаев совесть  проявляется как моральная реакция  на действительное или замышляемое отклонение от нравственного закона. А поскольку эта моральная реакция в лучшем случае лишь частично осознана, то при всей своей моральности она не сможет претендовать на этическое значение. Это значение совесть приобретает тогда, когда она рефлексивна, то есть включена в сознательное обсуждение.

Коллективное  бессознательное неразрывно связано  с личностным бессознательным и  вместе с ним и другими системами  психики образует единую психическую  структуру личности.

Возникающие в  психической структуре комплексы Юнга связывает с определенной направленностью психики личности, ее доминирующими установками. В качестве таких установок он выделяет интроверсию и экстраверсию, которые «характеризуют  предрасположенное реагирование психики индивида и тем самым определяют не только образ действия и вид субъективного опыта, но и характер бессознательной компенсации».

У экстраверта  психическая энергия почти вся  направлена в сторону объекта, поэтому  он больше ориентирован на то, что происходит вне его. он не только легко вступает в общение, но и может соотносить свои личностные суждения с мнениями других.

Для интроверта характерно некоторое негативное отношение  к объекту. Он больше ориентирован на свои собственные ощущения и оценку объекта, чем на сам объект как  таковой. Психическая энергия интроверта направлена вовнутрь, она рефлексивна.

Экстраверт  активен, деятелен, его волевой импульс  направлен на делового партнера. Он даже склонен идти на риск, но зависимость  от внешних условий, объективных  факторов деловой ситуации всегда ограничивает его возможности.

Интроверт старается  отгородиться от обилия информации, исходящей  от партнера, и в своих решениях и поступках ориентируется на собственные установки.

  1. Укажите, о каком механизме психологической защите идет речь в определении: «эта разновидность вытеснения состоит в том, что личность ориентирует свои действия и поведение на достижение другой цели, взамен той, которая была поставлена первоначально, но оказалась недостижимой. При этом замещение цели приносит личности реальное удовлетворение». Приведите пример проявления этого феномена в деловом общении.

Сублимация — защитный механизм психики, представляющий собой способ снятия внутреннего напряжения с помощью перенаправления энергии на достижение социально приемлемых целей, творчество. Впервые описан Фрейдом.

З. Фрейд, в соответствии с концепциями своей теории, описывал сублимацию как отклонение энергии  биологических, в первую очередь  сексуальных влечений от их прямой цели и перенаправление ее к социально приемлемым целям. Рассматривалась им как исключительно «хорошая» защита, способствующая конструктивной деятельности и снятию внутреннего напряжения индивида. Подобная оценка сублимации сохраняется в любой терапии, направленной не на «зачистку» личности от её внутренних конфликтов, а на поиск социально адаптивного их разрешения (в частности в психоанализе).

На данный момент сублимация обычно понимается шире —  как перенаправление неприемлемых импульсов вообще, независимо от их природы. Сублимация принимает самые  различные формы. Например: садистические желания можно сублимировать, занимаясь хирургией. Механизм сублимации трансформирует нежелательные, травмирующие и негативные переживания в различные виды конструктивной и востребованной деятельности

Сублимация рассматривалась как отвлечение инстинктивных влечений от своих первоначальных целей и объектов в сторону социально более значимых. Тем самым предполагалось наличие в структуре психики постоянно действующего вытеснения Изначально Фрейд полагал, что все поведение проистекает из либидинозных влечений и усиливается ими, при этом цель либидинозного влечения нередко противоречит требованиям, предъявляемым индивиду культурой и социумом. Подобные гипотетические построения представляют собой попытку обосновать существование социально значимых, внешне несексуальных и неконфликтных видов деятельности - художественного творчества, труда, познания и тпВ основу первого определения сублимации положены следующие два момента:1) аналогия с химическим процессом и2) поэтическая метафора гордости, величия, возвышенности, противоположных низменному или ничтожному Таким образом, социально ценное поведение отражает 'очищенный' и более 'сублимированный' вариант изначально 'низменного' влечения Фрейд изначально рассматривал сублимацию как превращение инстинктивного влечения, позднее - как функцию Я, как особую форму защиты. В своей первой формулировке это понятие вызвало огромную критику.  Определение основывалось на ценностном суждении о социальной желательности данного поведения, сомнительном подходе к дефиниции психического процесса.

 

 

Пример сублимации.

Два деловых  партнера заключают договор о  поставки и распространение продукции  на международный рынок. Данный вид  деятельности они хотели осуществить  в пяти странах, но в связи с  увеличением таможенных пошлин, они запускают продукцию в трех странах.

 

 

 

 

 

 

 

 

                                       Литература.

Ярошевский  М.Г. Психология в ХХ столетии. М.: Политиздат, 1974.

История психологии. ХХ век. – М.: Академический проект, Екатеринбург. Деловая книга, 2002.

Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высших педагогических заведений. В 2-х кн.- М.: Просвещение-Владос, 1994.

Петровский  А.В., Ярошевский М.Г. Психология: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений.- М.: Академия, 1998.

Психологический словарь (Под ред. Зинченко В.П.,  Мещерякова Б.Г. - М.: Педагогика-Пресс, 1999.

 Психология. Учебник для экономических вузов  (Под общ. ред. В.        Н.Дружинина. – СПб.: Питер, 2000.

Ждан  А.Н. История психологии: Учебник. - М.: Изд-во МГУ, 1990.

Гриншпун  И.Б. Введение в психологию.- М.: Международная педагогическая академия, 1994.

Островский  Э.В., Чернышова Л.И. Психология и педагогика: Учебное пособие / Под ред. Э.В.Островского.- М.: Вузовский учебник, 2005.

 

Краснодар 2013


Информация о работе Контрольная работа по "Психологии и педагогике"