Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2012 в 05:28, контрольная работа
Содержание образования. Методы. Стили.
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по
педагогике
Выполнила: курсантка «Менеджмент
в образовании»
2011 г
КОНТРОЛЬНЫЕ
ВОПРОСЫ
Предметом педагогики является исследование сущности развития и формирования мышления и личностных свойств человека и разработка на этой основе теории и методики обучения и воспитания как специально организованного учебно-воспитательного процесса.
К числу самостоятельных педагогических дисциплин относятся: общая педагогика, психопедагогика, история педагогики, преддошкольная и дошкольная педагогика, школьная педагогика, дефектология: сурдо-, тифло, и олигофренопедагогики, педагогика высшей школы, частные методики преподавания различных предметов в учебных заведениях.
- Педагогическое наблюдение.
- Исследовательская беседа.
- Изучение
школьной документации и
4. Опишите метод педагогического наблюдения.
Метод педагогического наблюдения применяется в ходе любого педагогического исследования. Изучение ребенка и молодого человека, участвующего в учебно-воспитательном процессе, требует от исследователя высокой наблюдательности, умения накапливать и фиксировать фактический материал, относящийся к учебной и воспитательной работе.
Например,
в процессе проведения урока учитель
наблюдает, что при изложении
им учебного материала одни ученики
проявляют активность, задают вопросы,
стремясь как можно глубже понять предмет,
а другие — пассивны, невнимательны. Учитель
при этом может сделать вывод о том, что
активные дети более внимательны, а пассивные
— менее. Таким образом, усвоение учебного
материала зависит от таких качеств учеников,
как внимательность. Однако опытный учитель
обязательно примет во внимание и влияние
такого фактора, как методика обучения,
стиль его преподавания и др. Поэтому меры
по повышению внимательности учащихся
будут иметь три основных направленности:
совершенствование методики преподавания,
совершенствование стиля педагогической
деятельности учителя и развитие психического
процесса внимания у учащихся.
5. Опишите метод педагогического эксперимента и сформулируйте его основные развития с методом педагогического наблюдения.
Педагогический
эксперимент — это метод проверки и практического
подтверждения заранее разработанных
теоретических предположений и гипотез
в условиях специально организованной
педагогической деятельности учителя
и учащихся.
6. Приемы общения (перечислить).
Педагог постоянно сталкивается с самыми разными проблемами межличностного общения. Отсутствие культуры педагогического общения или ее низкий уровень нередко приводят к возникновению конфликтных ситуаций, напряженности в отношениях между учителем и учеником или целым классом.
Успешное разрешение конфликтов зависит от общей психологической грамотности и уровня педагогической культуры учителя. Основными моральными нормами, на которых основываются взаимоотношения учителя с учениками, являются: уважение достоинства каждого из своих воспитанников, доверие и внимательное отношение к их внутреннему миру, душевная чуткость и доброжелательность.
Психологически
грамотное восприятие учителем ученика
поможет установить взаимопонимание
и эффективное взаимодействие. Эту
возможность во многом обеспечивают педагогу
сформированные персептивные умения,
т.е. умение правильно оценивать по выражению
лица, жестам, речи, действиям детей их
эмоциональное состояние. Существуют
два взаимосвязанных вида социальной
перцепции: собственно перцептивный (восприятие
и слушание ребенка или другого человека)
и эмпатийный (особая чувствительность
к ребенку, сопереживание и сочувствие
другому).
7. Виды и стили взаимодействия педагога и ребенка (перечислить).
В педагогической науке выделяют два вида взаимодействия педагога и ребенка: субъектно-объектное и субъектно-субъектное.
Характер
взаимодействия педагога и ребенка
обусловливает стиль
А.К. Маркова дифференцируют демократический, авторитарный и либеральный стили педагогической деятельности и описывает их следующим образом. При демократическом стиле педагогической деятельности ребенок рассматривается как равноправный партнер в общении и познавательной деятельности. Педагог привлекает детей к принятию решений, учитывает их мнения, поощряет самостоятельность суждений, учитывает не только успеваемость, но и личностные качества. Методами воздействия являются побуждение к действию, совет, просьба. Для педагогов демократического стиля взаимодействия характерны большая профессиональная устойчивость, удовлетворенность своей профессией. При авторитарном стиле ребенок рассматривается как объект педагогического воздействия, а не равноправный партнер. Педагог единолично принимает решения, устанавливает жесткий контроль за выполнением предъявляемых им требований, использует свои права без учета ситуации и мнения ребенка, не обосновывает свои действия перед ним. Вследствие этого дети теряют активность или осуществляют ее только при ведущей роли воспитателя, обнаруживают низкую самооценку, агрессивность. Главными методами воздействия такого стиля являются приказ, поучение. Для педагога характерны низкая удовлетворенность профессией и профессиональная неустойчивость. При либеральный стиле педагог уходит от принятия решений, передавая инициативу детям, коллегам. Организацию и контроль деятельности детей осуществляет без системы, проявляет нерешительность, колебания.
Каждый из этих стилей, выявляя отношение к партнеру взаимодействия, определяет его характер: от подчинения, следования – к партнерству и до отсутствия направленного воздействия. Существенно, что каждый из этих стилей предполагает доминирование либо монологической, либо диалогической форм общения.
8. Педагогическое мастерство – это самоорганизующаяся система в структуре личности, где системообразующим фактором выступает гуманистическая направленность, позволяющая целесообразно, с требованиями общества, выстроить педагогический процесс.
9. Основными компонентами профессиональной компетентности являются: социально-правовая компетентность – знания и умения в области взаимодействия с общественными институтами и людьми, а также владение приемами профессионального общения и поведения;
персональная
компетентность – способность к
постоянному профессиональному
росту и повышению
специальная компетентность – подготовленность к самостоятельному выполнению конкретных видов деятельности, умение решать типовые профессиональные задачи и оценивать результаты своего труда, способность самостоятельно приобретать новые знания и умения по специальности;
аутокомпетентность
– адекватное представление о
своих социально-
экстремальная компетентность – способность действовать во внезапно усложнившихся условиях, при авариях, нарушениях технологических процессов.
10. К профессионально важным качествам педагога относятся:
В.Д. Шадриков под профессионально важными качествами понимает индивидуальные качества субъекта деятельности, влияющие на эффективность деятельности и успешность ее усвоения. К профессионально важным качествам он относит также и способности. От сформированности профессионально важных качеств личности педагога зависит и продуктивность педагогической деятельности.
Важным профессионально-педагогическим качеством является логическое мышление. Логическое мышление отражает сформированность логических приемов мышления как совокупности действий, направленных на выполнение операций анализа, синтеза, классификации понятий, нахождение логических отношений.
Доминантными
качествами в профессионально-
В профессиограмму педагога входит и такое качество, как педагогический артистизм, которое выражается в способности воплощать мысли и переживания в образе, поведении, слове, богатстве личностных проявлений педагога. Изучение деятельности артистичных педагогов показало, что им, как правило, свойственны принятие себя как личности, склонность осознавать себя носителями позитивных, социально делаемых характеристик, уверенность в себе и значимости своего дела, высокая степень совпадения личных и профессиональных интересов, желание постоянно совершенствоваться, высокий уровень направленности на деятельность.
аутокомпетентность
– адекватное представление о
своих социально-
экстремальная компетентность – способность действовать во внезапно усложнившихся условиях, при авариях, нарушениях технологических процессов.
11.Методы педагогического воздействия на личность.
Для должного функционирования педагогического процесса нужно, как минимум, пять групп методов воздействия на личность:
В теории и практике педагогического процесса употребляется и такое понятие как прием. Прием выступает как элементарное звено педагогического процесса, как практический акт реализации того или иного метода в различных педагогических ситуациях. Беседа, диспут, разъяснение - это примеры приемов убеждения. Одобрение, похвала, благодарность - приемы поощрения.
Метод
воздействия на личность - это система
педагогических приемов, позволяющих
решать те или иные педагогические
задачи.
12. Основные признаки педагогической технологии.
Признаками педагогической технологии
являются: цели (во имя чего необходимо
учителю ее применять); наличие диагностических
средств; закономерности структурирования
взаимодействия учителя и учащихся, позволяющие
проектировать (программировать) педагогический
процесс; система средств и условий, гарантирующих
достижение педагогических целей; средства
анализа процесса и результатов деятельности
учителя и учащихся. В связи с этим неотъемлемыми
свойствами педагогической технологии
являются ее целостность, оптимальность,
результативность, применимость в реальных
условиях школы.
СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
Информация о работе Контрольные вопросы по педагогике с ответами