Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 19:19, доклад
С позиции ведущей идеи начала XXI века – идеи коэволюции – человек рассматривается как открытая целостная система, развитие его многовариантно. Перспективной образовательной целью в XXI веке становится развитие полноценной и разносторонней индивидуальности, одной из основополагающих целей образовательных программ – формирование глобального миропонимания, а ценностными основами образования являются духовность и гражданственность. Последнее предполагает осознание себя не только гражданином своей страны, но и гражданином Мира, проявляющим высокие моральные качества и гуманистические идеалы, ценности и нормы. Только поняв свою гражданскую ответственность за судьбу планеты и всего человечества, человек сможет разобраться в причинах существующих проблем и найти их оптимальное решение.
КОСМИЧЕСКАЯ
ПЕДАГОГИКА КАК ПЕРСПЕКТИВНОЕ
НАПРАВЛЕНИЕ В ПЕДАГОГИКЕ XXI ВЕКА
С позиции ведущей идеи начала
XXI века – идеи коэволюции –
человек рассматривается как
открытая целостная система,
Сейчас многие специалисты (А.
Н. Гавриченков, Н. А.
В настоящее время широко
Своими корнями космическая
Русский космизм есть учение
о неразрывном единстве
Первый опыт использования
В 20-е годы ХХ века к этой же теме обращается, будучи уже зрелым ученым и педагогом, К.Э. Циолковский. Хотя основатель космонавтики не ставил перед собой задачи создать законченную воспитательную систему, в его проектах космического будущего человечества содержится программа воспитания человека, основанная на «космической этике» или «научных основах нравственности». Он считал важнейшей ценностью способность человека к нравственному саморазвитию и преобразованию самого себя, поскольку он так же "безграничен в своем развитии, как и Вселенная". По сути, Константин Эдуардович определил те ценности, которые должны лечь в основу воспитания "человека космического".
Идеи космического воспитания
получили целостное развитие
в наследии Константина
Проблему космического
Космическая педагогика К.Н.
Педагог одним из первых
Обоснованность идеи
Для того чтобы воспитать у ребенка сознание общности своей жизни с жизнью космоса, необходимо прежде развить в его сознании три идеи: идею личности, идею общества, в конечном пределе охватывающую все человечество, и идею Космоса. Другими словами ребенок должен дорасти до сознания, что он представляет собой творческую личность, что он является членом определенного творческого общества, охватывающего человечество, и что вместе с человечеством он составляет часть творческого Космоса.
К.Н.Вентцель был убеждён, что человек, обладающий космическим сознанием, воспитанный на принципах космической педагогики, не может не быть нравственным. "Невозможно совершить злое, порочное, преступное тому, - пишет Вентцель, - кто слился всецело и безраздельно с творческим Космосом, кто преодолел свою отдельность и обособленность, кто не противополагает себя Творческому Космосу, Человечеству и составляющим его людям, а рассматривает себя как составляющее с ним одно целое. У такого человека исчезли всякие поводы и мотивы для совершения зла".[2, с. 166]. Ведущая идея космического воспитания заключается в изменении личностных качеств через развитие космического сознания. Человек, обладающий космическим сознанием, способен, по мнению педагога, адекватно оценить современные проблемы и жизненные ситуации. Для этого, в первую очередь, необходимо интенсивно развивать у ребенка такие аспекты сознания, как аксиологический (выработка нравственных установок), онтологический (формирование представлений об окружающем Мире) и рефлексивный (осознание себя и своего места в Мире).
Космическое сознание – это
глобальная эволюционная идея, на
которую должна
Наступило время, когда идея коэволюции, так ярко представленная в творчестве основоположника космической педагогики К.Н.Вентцеля, должна стать ключевым стержнем и пронизывать собою содержание всех основных государственных документов в сфере модернизации российского образования. А отсюда эта идея должна явиться основополагающей при создании новых образовательных и воспитательных программ в целях формирования у подрастающего поколения целостной картины Мира на базе Универсальных Космических Законов Бытия.
На мой взгляд, идеи космической
педагогики актуальны в
Таким образом, проблема
Сотрудник Лиги Штогрина Е.Н.
ЛИТЕРАТУРА
1. Вентцель: Антология гуманной педагогики. М.: ИДША, 1999. - 250 с.
2. Вентцель, К.Н.
Заметки о космическом
3. Вернадский, В.И.
Начало и вечность жизни [
КОСМИЧЕСКАЯ ПЕДАГОГИКА
КОНСТАНТИНА ВЕНТЦЕЛЯ
Творчество
К. Н. Вентцеля (1857-1947) явило собой
уникальный пример синтеза
Выдающийся мыслитель и педагог, наследие которого несомненно еще будет по достоинству оценено потомками, Вентцель был одним из наиболее ярких и талантливых теоретиков свободного воспитания Двигаясь от личности ребенка, от требования создать максимально благоприятные условия для его свободного творческого индивидуального развития, Вентцель пришел к идее космического воспитания. Он понимал личность как неотъемлемую часть всеобъемлющего целостного Космоса, исходил из нерасторжимости и органического единства Человека, Человечества и Вселенной. Вентцель стал в один ряд с теми русскими мыслителями — В. И. Вернадским, В. В. Докучаевым, Н. Ф. Федоровым, К. Э. Циолковским, А. А. Чижевским, — в концепциях которых человек рассматривался как существо, неотделимое от Природы, активно и непосредственно участвующее в жизни Космоса.
Первый шаг к разработке идей космической педагогики Вентцель сделал в конце 10-х — начале 20-х годов, что нашло свое отражение в его главном, к сожалению, до сих пор не опубликованном труде «Религия Творческой Жизни» (1923 г.). Не понимая и не принимая насилия одних личностей над другими, Вентцель пришел к выводу о необходимости создания новой религии, которую он называл Религией Живого Творческого Развивающегося Бога — Единой Целостной Жизни и Вселенной. Трактуя новую философию религии как творческое жизнепонимание, жизнечувствование и жизнеустремление духовно освобожденного человека, которое допускает бесконечное разнообразие индивидуальных форм своего выражения, он подчеркивал, что это религия отрицает какой бы то ни был догматизм. По замыслу Вентцеля, она должна была строиться на цельном, едином, гармоническом сознании свободной творческой личности, расширяющемся во все стороны, достигающем наибольшего своего выражения и глубины. Эта религия не требовала установления какой-либо церкви как особой формы общественного соединения лиц, исповедующих ее. Она должна была носить антицерковный характер, потому что церковь и все, что по духу похоже на нее, по мнению мыслителя-гуманиста, есть не что иное, как вид организованного духовного насилия над человеческими душами, в связи с этим он развивал идеи Культа Единой Целостной Вселенной с происходящей в ней творческой эволюцией жизни, Культа Единого Творческого Человечества или Истории, ведущих к прогрессивному осуществлению высших истин и общечеловеческих идеалов. Почему у Вентцеля, культ должен был сделаться тем оформлением, в котором получит свое символическое выражение новое творческое жизнепонимание. Формулирую психолого-педагогические нюансы новой религии он утверждал, что в Культе творческой личности важную роль будет играть культ ребенка, потому что Ребенок является тем, через что жизнь человечества постоянно сохраняет характер свежести и молодости. В Культе Ребенка Вентцель видит ту субстанцию, которая не дает человечеству стариться, придает её существованию характер длящейся и никогда не кончающейся весны. Вместе с том, постоянно подчеркивал, что эти формы." Культа не будут иметь ничего общего с культами старых религий, они будут служить только самым чистым, естественным и свободным сиянием любви, уверения и благоговения, которое вызывает у нас Вселенная и Ребенок как нежный росток той личности, из которой должно вырасти Творческой Личность при заботливом уходе и надлежащем воспитании».
Вэнтцель был одновременно и прозорливым и в достаточной степени наивным человеком. Он совершенно отчетливо представлял, что происходит в стране после Октябрьской революции. Так, он писал в неопубликованной статье «Религия и нравственность»: « История последнего времени явила ном в сфере политической деятельности образ людей, одержимых манией спасения людей для земного царства и для достижения этой цели, подобно фанатикам религиозной веры не останавливающихся ни перед чем, перед совершением даже ужасных преступлений, которые только загипнотизированным людям могут казаться не преступлениями, а геройскими поступками» (Научный архив РАО, ф. 23, оп. , ед. хр. М, л. ).
Информация о работе Космическая педагогика как перспективное направление в педагогике XXI века