Космическая педагогика как перспективное направление в педагогике XXI века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 19:19, доклад

Описание

С позиции ведущей идеи начала XXI века – идеи коэволюции – человек рассматривается как открытая целостная система, развитие его многовариантно. Перспективной образовательной целью в XXI веке становится развитие полноценной и разносторонней индивидуальности, одной из основополагающих целей образовательных программ – формирование глобального миропонимания, а ценностными основами образования являются духовность и гражданственность. Последнее предполагает осознание себя не только гражданином своей страны, но и гражданином Мира, проявляющим высокие моральные качества и гуманистические идеалы, ценности и нормы. Только поняв свою гражданскую ответственность за судьбу планеты и всего человечества, человек сможет разобраться в причинах существующих проблем и найти их оптимальное решение.

Работа состоит из  1 файл

КОСМИЧЕСКАЯ ПЕДАГОГИКА КАК ПЕРСПЕКТИВНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В ПЕДАГОГИКЕ XXI ВЕКА.doc

— 73.00 Кб (Скачать документ)

     КОСМИЧЕСКАЯ  ПЕДАГОГИКА КАК ПЕРСПЕКТИВНОЕ  НАПРАВЛЕНИЕ В ПЕДАГОГИКЕ  XXI ВЕКА  

      С позиции ведущей идеи начала XXI века – идеи коэволюции –  человек рассматривается как  открытая целостная система, развитие  его многовариантно. Перспективной  образовательной целью в XXI веке становится развитие полноценной и разносторонней индивидуальности, одной из основополагающих целей образовательных программ – формирование глобального миропонимания, а ценностными основами образования являются духовность и гражданственность. Последнее предполагает осознание себя не только гражданином своей страны, но и гражданином Мира, проявляющим высокие моральные качества и гуманистические идеалы, ценности и нормы. Только поняв свою гражданскую ответственность за судьбу планеты и всего человечества, человек сможет разобраться в причинах существующих проблем и найти их оптимальное решение.

      Сейчас многие специалисты (А.  Н. Гавриченков, Н. А. Максимова,  И. М. Пушкина, И. А. Феодулова  и др.) приходят к выводу, что  большинство глобальных проблем связано с человеческой личностью, с неправильным восприятием себя в окружающем мире. Поэтому человек должен изучать Космос, чтобы понять себя, свою роль в его развитии, свои истоки. Об этом так писал В.И.Вернадский: "Это самое глубокое проявление самосознания, когда мыслящий человек пытается определить свое место не только на нашей планете, но и в Космосе" [3, с. 50].

      В настоящее время широко публикуются  недоступные ещё недавно по  идеологическим соображениям материалы  и источники. Для широкой общественности открываются целые направления и научные дисциплины. На мой взгляд, одним из таких перспективных направлений является космическая педагогика.

      Своими корнями космическая педагогика  уходит в мощное и самобытное  философское течение, которое сформировалось в России во второй половине XIX века и получило позднее название "русский космизм".

      Русский космизм есть учение  о неразрывном единстве человека  и Космоса, о космической природе  человека и его безграничных  возможностях в освоении Космоса. Крупнейшими представителями русского космизма были такие философы и ученые, как Д. Л. Андреев, В.И. Вернадский, К.Н. Вентцель, Е.И. и Н.К. Рерихи, В.С. Соловьев, Н.Ф. Федоров, К.Э. Циолковский, А.Л. Чижевский, П.А. Флоренский и другие. Русские космисты поставили целый ряд глобальных вопросов: о месте и роли человека в Космосе, о смысле человеческого бытия, о его целях и путях их достижения, о взаимосвязи макрокосмоса и микрокосмоса, об ответственности разума за сотворённое Богом и преобразуемое человеком.

      Первый опыт использования идей  Всеединства в педагогической  практике сделал Н.Ф. Федоров.  Его идея творческого преобразования  мира на основе синтезированного  знания науки, религии и философии,  а самое главное - идея человека  нравственного, стремящегося к Богочеловечности и способного понять свою роль и место во Вселенной нашли определенное отражение в отечественной педагогике конца Х I Х века.

      В 20-е годы ХХ века к этой  же теме обращается, будучи уже  зрелым ученым и педагогом,  К.Э. Циолковский. Хотя основатель космонавтики не ставил перед собой задачи создать законченную воспитательную систему, в его проектах космического будущего человечества содержится программа воспитания человека, основанная на «космической этике» или «научных основах нравственности». Он считал важнейшей ценностью способность человека к нравственному саморазвитию и преобразованию самого себя, поскольку он так же "безграничен в своем развитии, как и Вселенная". По сути, Константин Эдуардович определил те ценности, которые должны лечь в основу воспитания "человека космического".

      Идеи космического воспитания  получили целостное развитие  в наследии Константина Николаевича  Вентцеля (1857-1947). Он создает новое,  прогностично-перспективное направление  – космическую педагогику, в которой сливаются воедино индивидуальное, социальное и космическое воспитание. Анализ философской, психолого-педагогической литературы показал, что основными предпосылками возникновения космической педагогики К.Н.Вентцеля явились: философия русского космизма, интенсивное развитие отечественной науки и техники, социокультурная среда к.XIX-н.XX вв., в которой работал педагог.

      Проблему космического воспитания  К.Н.Вентцель ставит в центр  своей педагогической философии.  В одной из своих статей педагог пишет: "Вопрос о космическом воспитании имеет необыкновенно важное значение и в жизни отдельной индивидуальной личности, и в жизни общества, я бы сказал даже, что, от разрешения которого зависит всё будущее человечества, с правильной постановки которого необходимо начинать сейчас, а не откладывать в долгий ящик. Откроем двери настежь и займёмся ею вплотную..." [1, с. 19].

      Космическая педагогика К.Н.Вентцеля  есть интегративное учение, базирующееся  на идеях: единства, взаимосвязи,  целостности и коэволюции человека, человечества, природы и Космоса (основные идеи философии русского космизма); воспитания нравственной, свободной, независимой, самобытной личности (центральная идея теории свободного воспитания); раскрытия и развития творческих сил ребенка (главная идея теории развития личности); космического воспитания (ведущая идея космической педагогики). Космическая педагогика К.Н.Вентцеля построена на принципах антропокосмизма, культуросообразности, свободы и ненасилия, гармонии и выступает как научно-педагогическое явление.

      Педагог одним из первых попытался  ответить на вопрос: каким должен  стать человек, чтобы иметь  право и возможность преобразовывать  мир таким образом, чтобы последствия  действий и разума его не  обернулись против него самого и планеты Земля? По мнению основателя космической педагогики - это человек, обладающий космическим сознанием.

      Обоснованность идеи космического  воспитания К.Н.Вентцель объяснял  тем, что ребенок есть не  только часть семьи, народа, человечества, но и часть целого, которое мы называем Космосом или Вселенной. Человек понимался им как свободная личность, "ареной творчества" для которого является он сам, человечество и Космос. Космос, по мнению К.Н.Вентцеля, есть "известное упорядоченное единство", "целостное единство вселенской жизни". Исходя из этого, педагогом формулировалась цель космического воспитания - развитие космического сознания, основанного на чувстве единения и общности человека с человечеством, природой, Космосом.

      Для того чтобы воспитать у ребенка сознание общности своей жизни с жизнью космоса, необходимо прежде развить в его сознании три идеи: идею личности, идею общества, в конечном пределе охватывающую все человечество, и идею Космоса. Другими словами ребенок должен дорасти до сознания, что он представляет собой творческую личность, что он является членом определенного творческого общества, охватывающего человечество, и что вместе с человечеством он составляет часть творческого Космоса.

      К.Н.Вентцель был убеждён, что  человек, обладающий космическим сознанием, воспитанный на принципах космической педагогики, не может не быть нравственным. "Невозможно совершить злое, порочное, преступное тому, - пишет Вентцель, - кто слился всецело и безраздельно с творческим Космосом, кто преодолел свою отдельность и обособленность, кто не противополагает себя Творческому Космосу, Человечеству и составляющим его людям, а рассматривает себя как составляющее с ним одно целое. У такого человека исчезли всякие поводы и мотивы для совершения зла".[2, с. 166].      Ведущая идея космического воспитания заключается в изменении личностных качеств через развитие космического сознания. Человек, обладающий космическим сознанием, способен, по мнению педагога, адекватно оценить современные проблемы и жизненные ситуации. Для этого, в первую очередь, необходимо интенсивно развивать у ребенка такие аспекты сознания, как аксиологический (выработка нравственных установок), онтологический (формирование представлений об окружающем Мире) и рефлексивный (осознание себя и своего места в Мире).

      Космическое сознание – это  глобальная эволюционная идея, на  которую должна ориентироваться  новая модель воспитания и  образования XXI века.

      Наступило время, когда идея  коэволюции, так ярко представленная  в творчестве основоположника космической педагогики К.Н.Вентцеля, должна стать ключевым стержнем и пронизывать собою содержание всех основных государственных документов в сфере модернизации российского образования. А отсюда эта идея должна явиться основополагающей при создании новых образовательных и воспитательных программ в целях формирования у подрастающего поколения целостной картины Мира на базе Универсальных Космических Законов Бытия.

      На мой взгляд, идеи космической  педагогики актуальны в современной  общественно-педагогической практике России, т.к. ориентируют образовательный процесс на духовно-научное освоение окружающего Мира, на подготовку учащихся к решению глобальных проблем, на воспитание духовно-нравственных качеств (чести, долга, самоотверженности, ответственности, достоинства и др.), которые лежат в основе эволюции человека.

      Таким образом, проблема космического  воспитания становится одной  из ключевых в мировой педагогике, а формирование космического  сознания человека является ныне  первоочередным условием раскрытия творчества духа в народе и его благосостояния. Космическая педагогика – это педагогика настоящего и будущего, это педагогика XXI века.  

 Сотрудник  Лиги Штогрина Е.Н. 

 ЛИТЕРАТУРА 

1. Вентцель: Антология  гуманной педагогики. М.: ИДША, 1999. - 250 с.

2. Вентцель, К.Н.  Заметки о космическом воспитании // Вентцель, К.Н. Свободное воспитание: Сборник избранных трудов. М. 1993. - 364 с. 

3. Вернадский, В.И.  Начало и вечность жизни [Текст]/ В.И.Вернадский. – М.: Советская Россия, 1989.- 235 с 

КОСМИЧЕСКАЯ ПЕДАГОГИКА КОНСТАНТИНА ВЕНТЦЕЛЯ    

 Творчество  К. Н. Вентцеля (1857-1947) явило собой  уникальный пример синтеза двух  великих идей, получивших распространение  в мировой и отечественной  культуре в конце XIX — начале XX веков, и вновь с новой силой возродившихся в последние десятилетия.

Выдающийся мыслитель  и педагог, наследие которого несомненно еще будет по достоинству оценено  потомками, Вентцель был одним из наиболее ярких и талантливых  теоретиков свободного воспитания Двигаясь от личности ребенка, от требования создать максимально благоприятные условия для его свободного творческого индивидуального развития, Вентцель пришел к идее космического воспитания. Он понимал личность как неотъемлемую часть всеобъемлющего целостного Космоса, исходил из нерасторжимости и органического единства Человека, Человечества и Вселенной. Вентцель стал в один ряд с теми русскими мыслителями — В. И. Вернадским, В. В. Докучаевым, Н. Ф. Федоровым, К. Э. Циолковским, А. А. Чижевским, — в концепциях которых человек рассматривался как существо, неотделимое от Природы, активно и непосредственно участвующее в жизни Космоса.

Первый шаг  к разработке идей космической педагогики Вентцель сделал в конце 10-х —  начале 20-х годов, что нашло свое отражение в его главном, к сожалению, до сих пор не опубликованном труде «Религия Творческой Жизни» (1923 г.). Не понимая и не принимая насилия одних личностей над другими, Вентцель пришел к выводу о необходимости создания новой религии, которую он называл Религией Живого Творческого Развивающегося Бога — Единой Целостной Жизни и Вселенной. Трактуя новую философию религии как творческое жизнепонимание, жизнечувствование и жизнеустремление духовно освобожденного человека, которое допускает бесконечное разно­образие индивидуальных форм своего выражения, он подчеркивал, что это религия отрицает какой бы то ни был догматизм. По замыслу Вентцеля, она должна была строиться на цельном, едином, гармоническом сознании свободной творческой личности, расширяющемся во все стороны, достигающем наибольшего своего выражения и глубины. Эта религия не требовала установления какой-либо церкви как особой формы общественного соединения лиц, исповедующих ее. Она должна была носить антицерковный характер, потому что церковь и все, что по духу похоже на нее, по мнению мыслителя-гуманиста, есть не что иное, как вид организованного духовного насилия над человеческими душами, в связи с этим он развивал идеи Культа Единой Целостной Вселенной с происходящей в ней творческой эволюцией жизни, Культа Единого Творческого Человечества или Истории, ведущих к прогрессивному осуществлению высших истин и общечеловеческих идеалов. Почему у Вентцеля, культ должен был сделаться тем оформлением, в котором получит свое символическое выражение новое творческое жизнепонимание. Формулирую психолого-педагогические нюансы новой религии он утверждал, что в Культе творческой личности важную роль будет играть культ ребенка, потому что Ребенок является тем, через что жизнь человечества постоянно сохраняет характер свежести и молодости. В Культе Ребенка Вентцель видит ту субстанцию, которая не дает человечеству стариться, придает её существованию характер длящейся и никогда не кончающейся весны. Вместе с том, постоянно подчеркивал, что эти формы." Культа не будут иметь ничего общего с культами старых религий, они будут служить только самым чистым, естественным и свободным сиянием любви, уверения и благоговения, которое вызывает у нас Вселенная и Ребенок как нежный росток той личности, из которой должно вырасти Творческой Личность при заботливом уходе и надлежащем воспитании».

 Вэнтцель  был одновременно и прозорливым и в достаточной степени наивным человеком. Он совершенно отчетливо представлял, что происходит в стране после Октябрьской революции. Так, он писал в неопубликованной статье «Религия и нравственность»: « История последнего времени явила ном в сфере политической деятельности образ людей, одержимых манией спасения людей для земного царства и для достижения этой цели, подобно фанатикам религиозной веры не останавливающихся ни перед чем, перед совершением даже ужасных преступлений, которые только загипнотизированным людям могут казаться не преступлениями, а геройскими поступками» (Научный архив РАО, ф. 23, оп. , ед. хр. М, л. ).

Информация о работе Космическая педагогика как перспективное направление в педагогике XXI века