Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 19:19, доклад
С позиции ведущей идеи начала XXI века – идеи коэволюции – человек рассматривается как открытая целостная система, развитие его многовариантно. Перспективной образовательной целью в XXI веке становится развитие полноценной и разносторонней индивидуальности, одной из основополагающих целей образовательных программ – формирование глобального миропонимания, а ценностными основами образования являются духовность и гражданственность. Последнее предполагает осознание себя не только гражданином своей страны, но и гражданином Мира, проявляющим высокие моральные качества и гуманистические идеалы, ценности и нормы. Только поняв свою гражданскую ответственность за судьбу планеты и всего человечества, человек сможет разобраться в причинах существующих проблем и найти их оптимальное решение.
И, вместе с тем, Вентцель зимой 1922 г. начал читать курс лекций по Религии Творческой Жизни в Воронежском университете. Разумеется, долго этого «безобразия» терпеть не могли. Последовали доносы и в партийном официозе «Воронежская коммуна» в начале февраля 1922 г. было опубликовано выступление «коммуниста-атеиста тов. Божко-Божинскси ».. который говорил о том, что Вентцель «находится в резком противоречии с революционной практикой. Само собой разумеется, — продолжал он, — мы не должны принять его теорию, а отбросить как негодную, вредную и реакционную утопию, не способную помочь организации наших сил, которая направлена на то, чтобы переделать мир. Теория Вентцеля содействует контрреволюции, она организует ее силы. Она собирает силы в интересах буржуазии и направлена на распыление сил пролетариата. Это убаюкивающие сказки для взрослых людей, которые не успевают шагать вместе с историей и безнадежно от нее отстают. Скажите, что это такое, как не бредни. Как не вера предков, которая давно должна быть сдана в архив. Поскольку Вентцель убежден в правильности и осуществимости своей теории и вместе с тем искренне желает свободы всему человечеству, мы ему посоветовали бы отправиться дня ее проповеди на «на другой берег» в лагерь буржуазии».
Хотя намек звучал довольно прозрачно, 65-летний философ не уехал за границу, а вернулся обратно в Москву где сумел переиздать несколько своих ранних дореволюционных книг. С 1924 г. Вентцель прекратил все попытки открытых публикаций и целиком отдайся научной работе «в стол».
Во второй половине 20-х и в З0-о годы в обстановке, все более усиливающегося тоталитаризма Вентцель пишет ряд работ — «Проблемы космического воспитания» (1925 г.), «Философия творческой воли» (1937 г.), «Лучи света на пути творчества» (1937 г.) и др., — в которых развивает теорию нового направления в воспитании — космическую педагогику.
Вентцель был убежден, что поскольку человек представляет часть вселенной, космоса постольку совершенно правомерным является вопрос о воспитании человека в качестве члена Космоса как гражданина Вселенной. Он пришел к выводу, что должно осуществляться специальное космическое воспитание и должна существовать специальной отрасль антропологии — космическая педагогика в рамках которой проблема воспитания трактуется с совершенно особой точки зрения. Космическая педагогика имеет свои специфичные цели и требует особых приемов и методов для их достижения. По его мнению, новую культуру можно строить только на космическом базисе. При этом он подчеркивал примат социальной педагогики над индивидуальной, а космической — над социальной, поскольку космос по мнению педагога-философа, это целое, а человеческое общество — его часть. Вентцель трактовал космос кок целостное единство вселенской жизни. Составными частями в космосе являются человеческие индивиды. По его замыслу, высшей задачей космического воспитания является развитие в ребенке космического самосознания, то есть сознания самого себя как нераздельной части космоса, поэтому цель космического воспитания состоит в том, чтобы довести до осознания общность своей жизни с жизнью космической, до понимания того, что он представляет единое, нераздельное целое со всем космосом. Эта субстанция развивается в определенном направлении, и творческая личность принимает участие в процессе развития космической жизни. Основой космического воспитания Вентцель считал естественное единство жизни воспитываемой личности с жизнью всего беспредельного космоса. В связи с этим важнейшей задачей ставилось довести до сознания воспитанника единство своей личной жизни, с жизнью социума, с жизнью всего космоса. Реализация этой задачи означала бы сделать для ребенка возможным поставить себе в качестве важнейшей нравственной цели утверждение, расширение и углубление своей личности. Перед педагогами ставилась задача обеспечить полное и совершенное слияние воспитанника с творческим космосом и наиболее полное его участие в возвышении космоса на все более и более высокой ступени развития.
Говоря о воспитании свободной творческой личности как гражданина Космоса, Вентцель исключительное значение уделял нравственному воспитанию ребенка. При этом он последовательно проводил
мысль о том, что сущность нравственного воспитание должна состоять не в привитии подрастающему поколению неких этических идеалов, выработанных вне его, а в создании условий для накопления личного положительного опыта, для самостоятельного формирования нравственных максим и императивов, которые должны как бы «произрастать» изнутри каждого ребенка. Сходных взглядов Ветцель проезживался и относительно религиозного воспитания. Он был убежден что ни одна религия, никакие религиозные воззрения в принципе не могут извне навязываться ребенку, что религиозные, убеждения могут и должны формироваться исключительно на основе личного опыта.
Идеи космизма сформировались и стали популярны в эту эпоху, когда великие цивилизации Запада и Востока во многом исчерпали себя и вступили в полосу кризиса, когда апокалипсис XX века разразился первой мировой войной, когда небывало обострились классовые и национально колониальные противоречия, вылившиеся в волну социальных революций и освободительных движений. Это было время, когда лучшие умы человечества поставили в повестку дня вопросы о необходимости синтеза многообразных форм культурной жизни. Так люди различных народов и цивилизаций должны думать о создании единого духовного пространства. Человечеству необходимо осознать себя в масштабе Космоса. Именно в этом направлении развивает свей идеи один из наиболее интересных и оригинальных мыслителей той эпохи создатель антропософии и всемирно известной вальдорфской педагогики Рудольф Штейнер. Вальдорфская педагогика, опирается на антропософию, провозгласила своей целью воспитание человека новой телесностью, душевностью и духовностью. Она явило собой своеобразный эзотерический вариант модели свободного воспитания. Вальдорфская педагогика в качестве своего глазного принципа провозгласила свободу, стремясь к совести ученика, который сам и является главным источником для формирования ноли, содержания и способов образования, к свободному самоопределению. При этом и ребенок, и его развитие, и педагогическое руководство этим процессом воспринимались в контексте многообразных конкретных метаморфоз (трансформаций) различных жизненных и духовно-душевных сил, социальных и природных процессов, рассматриваемых в космическом единстве. Все эго лишь подтверждает тот факт, что Вентцель развивал свои идеи, двигаясь в русле поиска мировой педагогической мысли.
Вентцель в явной форме органически и последовательно соединил идею воспитания свободной творческой личности с идеей космического воспитания, заложив основы космической педагогики. Этот идеал он пронес до конца своей долгой и трудной жизни, возвращаясь к нему в своем творчестве.
А действительность так отличалась от его мечты! В 1936 г. он записал в своем дневнике: «Уж слишком меня удручает окружающая действительность, являющая собой не жизнь, а какие-то сумерки жизни, это всеобщее идолопоклонство, всеобщее затмение умов, эта стадность, раболепие и беспредельная, развившаяся широким потоком ложь и лицемерие. На наших глазах разыгрывается какой-то фарс, чтобы ослепить, поразить, вызвать изумление, и даже умные люди это не замечают и принимают его за что-то серьезное»
Последний всплеск надежды что-то изменить в окружающей его общественной жизни 80-летний мечтатель пережил в связи с публикацией проекта Конституции 1936 г. Он пишет письмо в редакцию «Известий», в котором предлагает построить систему образования в духе идеи автономии и свободы, организации самоуправления школы на всех ее ступенях во избежание всякого давления на нее государственных структур. Чрезвычайно актуальными в то время, конечно же, были и предложения Вентцеля, связанные с предоставлением «права свободной критики высших законодательных и правительственных учреждений и лиц», не опасаясь быть объявленными врагами народа, и также соображения о целесообразности безусловной отмены смертной казни и замены тюрем и мест заключения преступников такими учреждениям, которые задавались бы целью не столько мстить и карать, сколько перевоспитывать. Необходима, — утверждал он, — амнистия всем политическим преступникам, находящимся в настоящее время в местах заключений и ссылке» (Научный архив РАО, ф. 23, оп. 1, ед. хр. 1 б, л. 32-34). Только чудом можно объяснить, что после такого письма Вентцель остался на свободе.
Как крик души, как попытка ответить на вопрос, каким же образом преодолеть окружающий его ужас, звучат слова Вентцеля, записанные им в страшном 1937 г.: «Человек, обладающий Космическим Сознанием необходимо будет нравственным Невозможно совершить злое, порочное, преступное тому, кто слился всецело и безраздельно с творческим Космосом, кто преодолел свою отдельность и обособленность, кто не противополагает больше себя Творческому Космосу, Человечеству и составляющим его людям, а рассматривает себя как составляющего с ним одно целое. У такого человека исчезли всякие поводы и мотивы для совершения зла» (Научный архив РАО, ф. 22 оп. 1..д. 16, л. 9].
Каким же утопичным может показаться это утверждение!
Однако продуктивность идей космического воспитания быть может неожиданно для многих сегодня обнаружится не только в рамках интенсивно развивающейся вальдорфской педагогики. Эти идеи и в нашей стране приобретают в современных условиях новое звучание обогащаются находят все больше сторонников.
Вот, например строки из недавно опубликованной статьи Т. Строгановой «Идеи космизма в воспитании»: «Воспитание космического сознания человека является ныне в период обострения экологической, термоядерной, демографической, производственной и других глобальных проблем современности, первоочередным условием выживаемости человечества требующим своего безотлагательного решения прежде всего в нашей стране» (Магистр. 1991. Сентябрь. - с 50). Очень интересной и перспективной представляется позиция педагога и философа руководителя ВНИК «Образование Беларуси» М. Гусаковского. 0н последовательно стремится синтезировать идеи «гуманистической педагогики» американского психолога К. Роджерса и концепцию воспитания «самореализующейся личности» немецкого философа-экзистенциалиста О. Больнова, которые, по сути, являются современными попытками модификации многих ключевых идей свободного воспитания конца XIX — начала XX веков, в том числе и развиваемые Вентцелем. Вместе с тем М. Гусаковский настаивает на необходимости воспитания человека, обладающего планетарным сознанием. По его мнению, в нашем динамично меняющимся мире самоидентификаций личности возможна только через слияние человека и с нацией, и с человечеством и со вселенной, и только токая личность сможет обрести и сохранить свою «самость», самоопределиться и реализовать себя.
Сегодня, на пороге XXI века проблема космического воспитания становится одной из ключевых проблем отечественной и мировой педагогики. Научное наследие К. Н. Вентцеля может и должно помочь в ее решении, в ее дальнейшей разработке в контексте гуманистических педагогических традиций свободного воспитания.
Информация о работе Космическая педагогика как перспективное направление в педагогике XXI века