Личность педагога, как главного элемента в жизни каждого малыша

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 18:18, курсовая работа

Описание

Цель данной курсовой работы является – рассмотреть личность педагога, как главного элемента в жизни каждого малыша.
Для рассмотрения данной цели ставятся следующие задачи:
- рассмотреть роль педагога в век информационного общества;
- выяснить, что такое профессиональная компетентность педагога;
- узнать, какие личностные качества помогают стать педагогом с большой буквы.

Работа состоит из  1 файл

Воспитатель детского сада 2003.doc

— 357.00 Кб (Скачать документ)

ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание.

Оглавление

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Проблема выбора перед  студентами педагогических колледжей  и ВУЗов была всегда. Куда пойти  работать? Кто-то решался и шел  работать воспитателем или учителем, затем уходил с этой работы, кто-то оставался и работал всю жизнь в этой удивительной профессии – педагог или воспитатель дошкольного учреждения. Воспитатель становится для ребенка первым учителеим, человеком который вместе с малышом открывает для него целый мир. Будущее ребенка, развитие его наклонностей и способностей во многом определяются талантом и любовью педагога к своим воспитанникам. Каждый, кто связал свою жизнь с детским садом, должен проявлять максимум терпения, внимания и заботы для того, чтобы маленькие дети росли с открытым сердцем и светлой душой. Каждый малыш индивидуален и требует особого подхода. Необходимо знать много секретов педагогического мастерства и использовать их в своей деятельности.

Цель данной курсовой работы является – рассмотреть личность педагога, как главного элемента в жизни каждого малыша.

Для рассмотрения данной цели ставятся следующие задачи:

- рассмотреть роль  педагога в век информационного  общества;

- выяснить, что такое  профессиональная компетентность  педагога;

- узнать, какие личностные  качества помогают стать педагогом с большой буквы.

Предмет для рассмотрения в данной курсовой работе – это  педагоги со стажем, которые легко  делятся своим опытом и рассказыают  о нем.

Методы, которые используются в работе – это теоретическая  часть ( глава 1) и практическое применение( глава 2) и в приложении – статья из газеты, про одного из воспитателей Тверской области.

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.

Основной вопрос, который  рассматривается в данной главе  – это роль педагога в век информационного  общества.

1 часть Педагог и век информационного общества.

Когда писалась данная курсовая работа, то невольно вспомнилась одна женщина, у которой трое детей. Недавно  она устроила младшую дочь в садик, комментируя только этому педагогу я могу доверить своего третьего ребенка. Почему же? Казалось столько времени прошло, а в садике ничего не изменилось. На самом деле это неправда. Данный воспитатель – это один из самых уникальных людей, это педагог с большой буквы. На занятиях у нее в группе дети получают не только новую информацию, они закрепляют ее через игру и другие формы занятий. Планы работы не повторяются из года в год, они полны много интересных находок и новых методических материалов. Современные детки требуют от воспитателей постоянных перемен. Развитие общества, иновации в образовании требуют от педагогов нового подхода к достижению поставленных целей в обучении учащихся.

Модернизация кругом: компьютеры, планшеты, интерактивные  доски и прочее, стало работать сложнее, но в тоже время и интереснее. Трудно, так как мы живем в век высоких технологий, в век информационного общества. Интереснее, потому что все это необходимо узнать и научится применять.

Каждый день появляются сообщения о каких-то новинка, которые  якобы приносят в наш век максимум комфорта.  Эта компьютаризация захватывает все новые и новые сферы, в том числе и образование.

От умения педагога ориентироваться  в этом множестве инноваций зависит его работа в любом педагогическом процессе. Если педагог не умеет или хуже того, не хочет узнавать новинки и ими пользоваться, то такой педагог не заслуживает работы в детском учреждении. Не секрет, что новинки есть и в детских садах, а не только в школе, поэтому важно ими пользоваться . Иногда дети в возрасте 5-6 лет свободно владеют компьютером, поэтому им будет легко понять, как работать с интерактивной доской, как рисовать в специализиррованных программах. Поэтому важно педагогу уметь работать с таким видом деятельности. Воспитателя никто не просит каждый день работать с компьютером, но хотя бы раз в неделю необходимо это делать. Как считают некоторые ученые, например, В.М.Нестеренко, информационные умения начинают постепенно отодвигать на задний план традиционные «трудовые навыки», что в свою очередь требует с самого начала обучения будущего педагога в ВУЗах и колледжах стремится к выработке навыков ориентации в новой информационной среде.

Готовясь к профессионально-педагогической деятельности в новом тысячилетии, необходимо опираться на мировой  опыт  развития образования, учитывая при этом свои национальные особенности. Сегодня практически все страны мира испытывают потребность в выработке новой образовательной системы, основу которой составляет идея непрерывности. Образование и развитие систем непрерывного( пожизненного) образования вызывают заметные изменения в педагогической профессии. Число специалистов, вовлеченных в процесс обучения и воспитания детей, молодежи и взрослых непрерывно растет. При этом наблюдается не только бурный количественный рост, но и усиление разнообразия в педагогической профессии. В настоящее время получили нетрадиционные формы и виды образования1: экстернат, семейное образование, очно-заочные формы обучения и др., что диктует спрос на образовательные услуги и порождает новые педагогические специальности.

2 часть Профессиональная компетентность воспитателя

Профессиональная компетентность воспитателя – это главное  и необходимое условие повышения  качества педагогического процесса. Известно, что деятельность воспитателей садиков многогранна и требует  определенных знаний и умений, а  также определенных качеств. В данной части рассматривается все, что связано с понятием «профессиоальная компетентность».

Итак, что же такое профессиональная компетентность воспитателя ДОУ. Во-первых, это способность к эффективному выполнению профессиональной деятельности, определяемой требованиям должности, азирующей на фундаментальном научном образовании и эмоционально-ценностном отношении к педагогической деятельности2. Она предполагает владение профессионально значимыми установками и личностными качествами, теоретическим знаниями, профессиональными умениями и навыками.

Новый социальный заказ, обращенный к непрерывному педагогическому  образованию, выражается в виде требований к квалификации педагогов, способных  к самостоятельному развитию в инновациях в сфере образования детей дошкольного возраста.

Для качественного формирования компетентности3 воспитателя необходимы базовые знания, умения, способности, которые будут совершенствоваться в процессе самообразования.

Воспитатель должен быть компетентным в вопросах организации и содержания деятельности по следующим направлениям:4

- воспитательно-образовательной;

- учебно-методической;

- социально-педагогической.

Первое направление  предполагает следующие критерии компетентности: осуществление целостного педагогического процесса; создание развивающей среды; обеспечение охраны жизни и здоровья детей. Данные критерии подкрепляются следующими показателями компетентности педагога: знание целей, задач, содержания, принципов, форм, методов и средств обучения и воспитания дошкольников, умения результативно формировать знания, умения и навыки в соответствии с образовательной программой; умение руководить основными видами деятельности дошкольников; умение взаимодействовать с дошкольниками.

Второе направление  - учебно-методическая деятельность предполагает следующие критерии компетентности: знание образовательной программы и методики развития разных видов деятельности детей; умение проектировать, планировать и осуществлять целостный педагогический процесс; владение технологиями исследования, педагогического мониторинга, воспитания и обучения детей.

Третье направление  – социально-педагогическая деятельность воспитателя предполагает следующие  критерии компетентности: консультативная  помощь родителям; создание условий  для социализации детей; защита интересов и прав детей. Данные критерии подкрепляются следующими показателями:

Знание основных документов о правах ребенка и обязанностях взрослых по отношению к детям;

- умение вести разъяснительную  педагогическую работу с родителями, специалистами ДОУ.  

Профессиональная  характеристика педагога5. Итак, учитель в ходе своей профессиональной деятельности выполняет две основные функции: обучающую и воспитывающую. Реализация этих функций требует от современного педагога следующих личностных параметров:

-потребности  и способности к активной и  разносторонней профессиональной и социально-культурной деятельности;

- тактичности, чувства эмпатии, терпеливости и терпимости в отношениях с детьми и взрослыми, готовности принимать и поддерживать их, а если нужно, то и защищать;

- понимания своеобразия и относительной автономности саморазвития личности;

- умения обеспечить внутригрупповое и межгрупповое общение, 
предотвращать конфликты в детском и взрослом сообществах;

- знания особенностей психического развития, особенно детей с проблемами, и стремления вместе с ними целенаправленно создавать условия, необходимые для их саморазвития;

- способности к собственному саморазвитию и самовоспитанию.

Гуманный  педагог должен опираться на возможности  ученика, его потенциал, а не на авторитет своей власти и принуждение. Ее главная задача - выявить, раскрыть и развить все ценное в человеке, а не сформировать привычку к послушанию.

Педагог, как и любой  другой руководитель, должен хорошо знать и представлять деятельность учащихся, которой он управляет. Таким образом, педагогическая профессия требует двойной подготовки - человековедческой и специальной.

Педагогические специальности  и направления. Высшие учебные заведения и педагогические училища готовят будущих учителей по различным педагогическим специальностям (учитель математики, учитель физики, учитель химии и т.д.). Кроме этого в рамках каждой специальности вуз (педучилище) может открывать несколько специализаций. Например, педагогические специальности объединены в профессиональную группу «Образование». Основанием разделения педагогических специальностей являются различные предметные области знаний (например, математика, химия, экономика, биология и др.).

Второе основание  для разделения на специальности - это возрастные периоды развития личности, отличающиеся в том числе выраженной спецификой взаимодействия педагога с ребенком.

Третьим основанием для разделения на специальности  педагогического профиля служат нарушения в развитии детей (нарушения слуха, зрения, умственная неполноценность, девиантное поведение и др.).

В настоящее  время государственным стандартом профессионального образования предусмотрена 41 специальность высшего и 16 специальностей среднего педагогического образования; число квалификаций в связи с тем, что имеются еще и специализации, значительно больше.

Профессиональный  статус учителя

В настоящее  время требуются новые теоретико-методологические основания для того, чтобы системно осмыслить личность и деятельность педагога XXI в., объективно оценить его место в российском обществе на рубеже тысячелетий, а также выявить степень его готовности к дальнейшему реформированию системы образования.

Первым шагом на этом пути может быть интеграция социологических  и психолого-педагогических методов  изучения педагогов как специфической социально-профессиональной группы.

Одни социологи6 характеризуют педагогов как «социально-профессиональный отряд специалистов, большинство которых составляют женщины с высшим образованием. Оба названных обстоятельства (пол и образование) наряду со спецификой характера педагогического труда определяют социальный облик и основные черты образа жизни педагогической интеллигенции». Другие определяют учительство как «особую, социально значимую группу интеллигенции, осуществляющую духовно-практическую деятельность по формированию личности». Оба подхода подчеркивают социальную и психолого-педагогическую значимость педагогической деятельности, что должно определять высокий общественный престиж и соответствующий профессиональный статус учительского труда. Эта мысль выделена в «Рекомендации о положении учителей», принятой в Париже в 1966 г. специальной межправительственной конференцией о статусе учителей: «Положение учителей должно соответствовать потребностям в образовании, определяемым его целями и задачами. Следует признать, что для полного достижения этих целей и задач чрезвычайно важно, чтобы учителя имели соответствующий статус и чтобы их профессия была окружена общественным уважением, которого она заслуживает».<...>

Возрастной состав учительства является значимой информацией при определении тенденций и перспектив функционирования и развития системы российского образования на рубеже тысячелетий. И хотя нет прямых статистических данных о возрастном составе педагогов, большинство авторов на основании анализа их распределения по стажевым группам делают вывод о старении учителей. Рассмотрим ситуацию на примере Тульской области: в 1996 г. число учителей со стажем работы до 2 лет — 6,8 %; от 2 до 5 лет — 9,8 %; от 5 до 10 лет — 17,3 %; от 10 до 20 лет — 30,2 %; свыше 20 лет —35,9%. Среди 16 285 педагогов 2881, т.е. 17,7 %, — пенсионеры, из них 2166 (75,2%) — в городе и 715 — в сельской местности. К 1999 г. возрастная динамика принципиально не изменилась.

Факт старения педагогических кадров порождает ряд  проблем, анализ и решение которых будет способствовать как повышению эффективности обучения и воспитания подрастающего поколения, так и улучшению социальной, профессиональной и личной жизнедеятельности учительства. Старение учителей влияет, прежде всего, на их профессиональную мобильность, что отражается на рынке труда в области образования. <...>

Увеличение  доли педагогов, имеющих стаж работы свыше 15 лет, порождает проблему приоритетов в профессиональной деятельности в связи со старением его психолого-педагогических и предметно-методических знаний. Учителя, входящие в данную возрастную группу, получили профессиональное образование в условиях идеологизированного тоталитарного государства. Это обстоятельство, как свидетельствует анализ практики и результатов специальных исследований, создает социально-психологические установки к неприятию многих инноваций в учебно-воспитательном процессе. В связи с этим усиливается значимость системы повышения квалификации в ознакомлении педагогов с современными отечественными и зарубежными психолого-педагогическими теориями и концепциями, имеющими гуманистическую направленность. Это необходимо для формирования у педагогов таких профессионально-этических установок, которые позволят готовить учащихся к самореализации в семейной, профессиональной и гражданской жизнедеятельности на основе самопознания и формирования личной ответственности за свою судьбу.

Информация о работе Личность педагога, как главного элемента в жизни каждого малыша