Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 18:34, лекция
Основным принципом разработки личностно-ориентированной системы обучения является признание индивидуальности ученика, создание необходимых и достаточных условий для его развития.
Чтобы индивидуально работать с каждым учеником, учитывая его психологические особенности, необходимо по-иному строить образовательный процесс.
ЛИЧНОСТНО-
Основным принципом разработки личностно-ориентированной системы обучения является признание индивидуальности ученика, создание необходимых и достаточных условий для его развития.
Чтобы индивидуально работать с каждым учеником, учитывая его психологические особенности, необходимо по-иному строить образовательный процесс.
Технологизация личностно-ориентированного образовательного процесса предполагает специальное конструирование учебного текста, дидактического материала, методических рекомендаций к его использованию, типов учебного диалога, форм контроля за личностным развитием ученика в ходе овладения знаниями.
Основные требования в разработке дидактического обеспечения личностно-ориентированного процесса:
- учебный материал (характер его предъявления) должен обеспечивать выявление содержания субъективного опыта ученика, включая опыт его предшествующего обучения;
- изложение знаний в учебнике (учителем) должно быть направлено не только на расширение их объёма, структурирование, интегрирование, обобщение предметного содержания, но и на преобразование личного опыта каждого ученика;
- в ходе обучения необходимо постоянное согласование опыта ученика с научным содержанием задаваемых знаний;
-
активное стимулирование
-
учебный материал должен быть
организован таким образом,
-
необходимо стимулировать
- при введении знаний о приёмах выполнения учебных действий необходимо выделять общелогические и специфические предметные приёмы учебной работы с учётом их функций в личностном развитии;
-
необходимо обеспечивать
-
образовательный процесс
Каждому ребёнку для развития и самореализации нужна образовательная среда, включающая:
-
организацию и использование
учебного материала разного
-
предоставление ученику
-
использование нетрадиционных
-
создание условий для
- постоянное внимание педагога к анализу и оценке индивидуальных способов учебной работы, побуждающих ученика к осознанию им не только результата, но и процесса своей работы;
-
особую подготовку учителя к
систематическому
-
разработку и использование
-
организацию занятий в малых
группах на основе диалога,
имитационно-ролевых игр,
- конструирование предметного знания для реализации метода исследовательских проектов по выбору самих учащихся.
Учитель систематически наблюдает за самореализацией каждого ученика и постепенно создаёт его «познавательный портрет», включающий описание особенностей мотивационно-потребностной, эмоциональной и операциональной стороны учебной деятельности. Задача учителя при этом резко меняется. Он должен организовать разнообразную среду, где каждый ученик самореализовался бы в соответствии с индивидуальными познавательскими возможностями. Образовательный процесс обязательно должен быть не только информационным, сколько развивающим. Создав условия, учитель фиксирует индивидуальное поведение ученика, накапливает своеобразный банк данных, из чего складывается познавательный портрет учащегося, изучение и описание «познавательного профиля» ученика (своеобразный тип мышления, склонность к определённым предметам).
Урок
– основной элемент образовательного
процесса, но в системе личностно-
Основные требования к личностно-ориентированному уроку.
Цель: создание условий для проявления познавательной активности учеников.
Средства достижения этой цели:
-
использование разнообразных
-
создание атмосферы
-
стимулирование учащихся к
- оценка деятельности ученика не только по конечному результату (правильно - неправильно), но и по процессу его достижения;
- поощрение стремления ученика находить свой способ работы (решения задачи): анализировать способы работы других учеников в ходе урока, выбирать и осваивать наиболее рациональные;
-
создание педагогических
Критерии эффективности проведения личностно-ориентированного урока:
-
наличие у читателя учебного
плана проведения урока в
-
использование проблемных
- применение знаний, позволяющих ученику самому выбирать тип, вид и форму материала (словесную, графическую, условно-символическую);
-
создание положительного
- обсуждение с детьми в конце урока не только того, что «мы узнали» (чем овладели), но и того, что понравилось (не понравилось) и почему, что бы хотелось выполнить ещё раз, а сделать по-другому;
-
стимулирование учеников к
- оценка (поощрение) при опросе на уроке не только правильного ответа ученика, но и анализ того, как ученик рассуждал, какой способ использовал, почему и в чём ошибался;
-отметка,
выставляемая ученику в конце
урока, должна
-
при задании на дом называется
не только тема и объём
1.
Создание положительного
2. Сообщение в начале урока не только темы, но и организации учебной деятельности в ходе урока.
3. Применение знаний, позволяющих ученику самому выбирать тип, вид и форму материала (словесную, графическую, условно-символическую).
4.
Использование проблемных
5.
Стимулирование учеников к
6. Оценка (поощрение) при опросе на уроке не только правильного ответа ученика, но и анализ того, как ученик рассуждал, какой способ использовал, почему ошибся и в чём.
7. Обсуждение с детьми в конце урока не только того, что «мы узнали» (чем овладели), но и того, что понравилось (не понравилось) и почему, что бы хотелось выполнить еще раз, а что сделать по-другому.
8.
Отметка, выставляемая ученику
в конце урока, должна
9. При задании на дом называется не только тема и объем задания, но и подробно разъясняется, как следует рационально организовать свою учебную работу при выполнении домашнего задания.
Приемы организации учебной работы в целях развития индивидуальной личности.
Виды заданий для развития индивидуальной личности.
1.
Задание на создание
2. Задание на создание возможностей для самоопределения (обращение к школьнику – «Выбирай себя!»):
Информация о работе Личностно-ориентированные технологии обучения