Личностно-ориентированные технологии обучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 18:34, лекция

Описание

Основным принципом разработки личностно-ориентированной системы обучения является признание индивидуальности ученика, создание необходимых и достаточных условий для его развития.
Чтобы индивидуально работать с каждым учеником, учитывая его психологические особенности, необходимо по-иному строить образовательный процесс.

Работа состоит из  1 файл

технологии личностно-ориентированного обучения.doc

— 68.00 Кб (Скачать документ)
 

     ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ  ТЕХНОЛОГИИ

     Основным  принципом разработки личностно-ориентированной  системы обучения является признание индивидуальности ученика, создание необходимых и достаточных условий для его развития.

     Чтобы индивидуально работать с каждым учеником, учитывая его психологические особенности, необходимо по-иному строить образовательный процесс.

     Технологизация  личностно-ориентированного образовательного процесса предполагает специальное конструирование учебного текста, дидактического материала, методических рекомендаций к его использованию, типов учебного диалога, форм контроля за личностным развитием ученика в ходе овладения знаниями.

     Основные  требования в разработке дидактического обеспечения  личностно-ориентированного процесса:

     - учебный материал (характер его предъявления) должен обеспечивать выявление содержания субъективного опыта ученика, включая опыт его предшествующего обучения;

     - изложение знаний в учебнике (учителем) должно быть направлено не  только на расширение их объёма, структурирование, интегрирование, обобщение предметного содержания, но и на преобразование личного опыта каждого ученика;

     - в ходе обучения необходимо  постоянное согласование опыта  ученика с научным содержанием задаваемых знаний;

     - активное стимулирование ученика  к самоценной образовательной деятельности должно обеспечить ему возможность самообразования, саморазвития, самовыражения в ходе овладения знаниями;

     - учебный материал должен быть  организован таким образом, чтобы  ученик имел возможность выбора  при выполнении заданий, решений, задач;

     - необходимо стимулировать учащихся  к самостоятельному выбору и  использованию наиболее значимых для них способов проработки учебного материала;

     - при введении знаний о приёмах  выполнения учебных действий  необходимо выделять общелогические и специфические предметные приёмы учебной работы с учётом их функций в личностном развитии;

     - необходимо обеспечивать контроль  и оценку не только результата, но и главным образом процесса учения, т.е. тех трансформаций, которые осуществляет ученик, усваивая учебный материал;

     - образовательный процесс должен  обеспечивать построение, реализацию, рефлексию, оценку учения как  субъектной деятельности. Для этого  необходимо выделение единиц  учения, их описание, использование учителем на уроке, в индивидуальной работе (различные формы коррекции).

     Каждому ребёнку для развития и самореализации нужна образовательная среда, включающая:

     - организацию и использование  учебного материала разного содержания, вида и формы;

     - предоставление ученику свободы  выбора способов выполнения учебных заданий;

     - использование нетрадиционных форм  групповых  и индивидуальных  занятий в целях активизации творчества детей;

     - создание условий для творчества  в самостоятельной и коллективной  деятельности;

     - постоянное внимание педагога  к анализу и оценке индивидуальных способов учебной работы, побуждающих ученика к осознанию им не только результата, но и процесса своей работы;

     - особую подготовку учителя к  систематическому осуществлению  такой работы на уроке, в  ходе организации индивидуальных занятий;

     - разработку и использование индивидуальных  программ обучения, моделирующих  исследовательское (поисковое) мышление;

     - организацию занятий в малых  группах на основе диалога,  имитационно-ролевых игр, тренингов  учебного общения;

     - конструирование предметного знания для реализации метода исследовательских проектов по выбору самих учащихся.

     Учитель систематически наблюдает за самореализацией  каждого ученика и постепенно создаёт его «познавательный портрет», включающий описание особенностей мотивационно-потребностной, эмоциональной и операциональной стороны учебной деятельности. Задача учителя при этом резко меняется. Он должен организовать разнообразную среду, где каждый ученик самореализовался бы в соответствии с индивидуальными познавательскими возможностями. Образовательный процесс обязательно должен быть не только информационным, сколько развивающим. Создав условия, учитель фиксирует индивидуальное поведение ученика, накапливает своеобразный банк данных, из чего складывается познавательный портрет учащегося, изучение и описание «познавательного профиля» ученика (своеобразный тип мышления, склонность к определённым предметам).

     Урок  – основной элемент образовательного процесса, но в системе личностно-ориентированного обучения меняется его функция, форма организации. Урок выявляет опыт ученика по отношению к излагаемому учителем содержанию. Нередко учитель и ученик по-разному воспринимают одно и то же содержание. Необходимо их согласовать, т.е. своеобразное «окультуривание» субъективного опыта ученика. 

     Основные  требования к личностно-ориентированному уроку.

     Цель: создание условий для проявления познавательной активности учеников.

     Средства  достижения этой цели:

     - использование разнообразных форм  и методов учебной деятельности, позволяющих раскрывать субъективный опыт учащихся;

     - создание атмосферы заинтересованности  каждого ученика в работе класса;

     - стимулирование учащихся к высказываниям,  использованию различных способов  выполнения заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ;

     - оценка деятельности ученика не только по конечному результату (правильно - неправильно), но и по процессу его достижения;

     - поощрение стремления ученика  находить свой способ работы (решения  задачи): анализировать способы работы  других учеников в ходе урока,  выбирать и осваивать наиболее рациональные;

     - создание педагогических ситуаций  общения на уроке, позволяющих  каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы, создание обстановки для естественного самовыражения ученика.

     Критерии эффективности проведения личностно-ориентированного урока:

     - наличие у читателя учебного  плана проведения урока в зависимости  от готовности класса;

     - использование проблемных творческих  заданий;

     - применение знаний, позволяющих  ученику самому выбирать тип, вид и форму материала (словесную, графическую, условно-символическую);

     - создание положительного эмоционального  настроя на работу всех учеников  в ходе урока;

     - обсуждение с детьми в конце  урока не только того, что «мы  узнали» (чем овладели), но и  того, что понравилось (не понравилось) и почему, что бы хотелось выполнить ещё раз, а сделать по-другому;

     - стимулирование учеников к выбору  и самостоятельному использованию  разных способов выполнения заданий;

     - оценка (поощрение) при опросе  на уроке не только правильного ответа ученика, но и  анализ того, как ученик рассуждал, какой способ использовал, почему и в чём ошибался;

     -отметка,  выставляемая ученику в конце  урока, должна аргументироваться  по ряду параметров: правильность, самостоятельность, оригинальность;

     - при задании на дом называется  не только тема и объём задания,  но подробно разъясняется, как следует рационально организовать свою учебную работу при выполнении домашнего задания.

Памятка

     Деятельность  учителя на уроке  с личностно-ориентированной  направленностью

     1. Создание положительного эмоционального  настроя на работу всех учеников  в ходе урока.

     2. Сообщение в начале урока не  только темы, но и организации  учебной деятельности в ходе  урока.

     3. Применение знаний, позволяющих  ученику самому выбирать тип, вид и форму материала (словесную, графическую, условно-символическую).

     4. Использование проблемных творческих  заданий.

     5. Стимулирование учеников к выбору  и самостоятельному использованию  различных способов выполнения заданий.

     6. Оценка (поощрение) при опросе на уроке не только правильного ответа ученика, но и анализ того, как ученик рассуждал, какой способ использовал, почему ошибся и в чём.

     7. Обсуждение с детьми в конце урока не только того, что «мы узнали» (чем овладели), но и того, что понравилось (не понравилось) и почему, что бы хотелось выполнить еще раз, а что сделать по-другому.

     8. Отметка, выставляемая ученику  в конце урока, должна аргументироваться  по ряду параметров: правильности, самостоятельности, оригинальности.

     9. При задании на дом называется не только тема и объем задания, но и подробно разъясняется, как следует рационально организовать свою учебную работу при выполнении домашнего задания.

     Приемы  организации учебной  работы в целях  развития индивидуальной личности.

     Виды  заданий для развития индивидуальной личности.

     1. Задание на создание возможностей  самопознания (позиции учителя в  обращении к школьникам в этом  случае может быть выражена  фразой «Узнай себя!»):

  • содержательное самооценивание, анализ и самооценка школьниками содержания проверенной работы (например, по заданному учителем плану, схеме, алгоритму проверить выполненную работу, сделать вывод о том, что получилось, а что не получилось, где ошибки);
  • анализ и самооценка использованного способа работы над содержанием (рациональности способа решения и оформления задач, образности, личностности плана сочинения, последовательности действий в лабораторной работе и пр.);
  • оценка школьником себя как субъекта учебной деятельности по заданным характеристикам деятельности («умею ли я ставить учебные цели, планировать свою работу, организовывать и корректировать свои учебные действия, организовывать и оценивать результаты»);
  • анализ и оценка характера своего участия в учебной работе (степень активности, роль, позиция во взаимодействии с другими участниками работы, инициативности, учебной изобретательности и пр.);
  • включение в урок или домашнее задание диагностических средств на самоизучение своих познавательных процессов и особенностей: внимания, мышления, памяти и т.д. (Одним из ходов в решении этой методической задачи может быть мотивирование ребят на диагностику своих познавательных особенностей как средства для выбора способа, плана выполнения дальнейшего учебного задания);
  • «Зеркальные задания» - обнаружение своих личностных или учебных характеристик в персонаже, задаваемом учебным содержанием (богаче всего для этого конечно, литература), или внесенными в урок диагностическими моделями (например, описательные портреты различных типов учеников с предложение прикинуть на себя).

     2. Задание на создание возможностей для самоопределения (обращение к школьнику – «Выбирай себя!»):

  • аргументированный выбор различного учебного содержания (источников, факультативов, спецкурсов и т.д.);
  • выбор заданий качественной различной направленности (креативности, теоретичности-практичности, аналитической синтезирующей направленности и т. п);
  • задания, предполагающие выбор уровня учебной работы, в частности, ориентации на тот или иной учебный балл;
  • задания с аргументированным выбором способа учебной работы, в частности, характера учебного взаимодействия с одноклассниками и учителем (как и с кем делать учебные задания);
  • выбор форм отчетности учебной работы (письменный – устный отчет, досрочный, в намеченный сроки, с опозданием);
  • выбор режима учебной работы (интенсивное, в краткий срок, освоение темы, распределенный режим – «работа порциями» и пр.);
  • задание на самоопределение, когда от школьника требуется выбор нравственной, научной, эстетической, а может быть, и идеологической позиции в рамках представленного учебного материала;
  • задание на определение самим школьником зоны своего ближайшего развития.

Информация о работе Личностно-ориентированные технологии обучения