Логопедическая работа в условиях семейного воспитания детей с ДЦП

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 19:58, реферат

Описание

Тесное взаимодействие с родителями и всем окружением ребенка является залогом эффективности коррекционно-педагогической работы. В силу огромной роли семьи в процессах становления личности ребенка необходима такая организация среды (быта, досуга, воспитания), которая могла бы максимальным образом стимулировать это развитие, сглаживать негативное влияние заболевания на психическое состояние ребенка. Родители — важнейшие участники педагогической работы, организуемой с ребенком

Содержание

Введение_________________________________________________________2
Клиническая характеристика детей с церебральным параличом.
Причины ДЦП___________________________________________________3-4
Логопедическая работа в условиях семейного воспитания детей с ДЦП___5-6
Предупреждение и коррекция нарушений речевого развития у детей с церебральным параличом_________________________________________7-12
Заключение______________________________________________________13
Список литературы______________________________________________________14

Работа состоит из  1 файл

реферат не ред.docx

— 40.40 Кб (Скачать документ)

Полезно делать активные упражнения для губ: сближают их вместе, растягивают в  сторону, побуждают ребенка тянуться губами к соске или соску матери. Эти упражнения служат подготовительным этапом для развития лепета.

На  четвертом этапе продолжают массаж и артикуляционную гимнастику; наряду с упражнением для губ имитируют движение языка, жевание, подражательную звуковую активность. Формируют интонационное общение ребенка со взрослым, подражательную деятельность, артикуляционные уклады, а также начальное ситуационное понимание обращенной речи, пассивный и пассивно-активный словарь, побуждающую к действию функцию речи. Стимулируют лепет с помощью игр-перекличек. Для развития понимания и подражания движениям используют игры: «ладушки», «до свидания», «дай ручку» и др. При этом взрослый, произнося слова, вначале сам выполняет необходимые действия, затем сопровождает их действиями ребенка (берет его ладошки и хлопает), а далее побуждает его к самостоятельному выполнению движений.

Следует постоянно разговаривать с малышом, не следует заниматься с ним молча. Не следует пытаться заставлять его  повторять отдельные слова —  дайте ему возможность слушать  мелодию и ритм обычной речи, его  родной язык. Если малыш издал звук, повторите его. Немного подождите  и повторите вновь. Постепенно ребенок научится воспринимать ваш ответ и будет улыбаться, услышав его. Так он начнет играть звуками. Позже он начнет специально подражать им, так у него постепенно начнет развиваться лепет. Даже если у малыша из-за церебрального паралича имеются нарушения в речевом аппарате, ему важно понимать речь; естественный разговор ему понятнее отдельных, специально повторяемых слов.

Взрослый  показывает и рассказывает, что нужно делать. Таким путем у ребенка накапливаются речевые впечатления и развивается способность подражать речи окружающих. Не следует принуждать к речи и торопить с ответом детей, находящихся на начальных этапах речевого развития. Поощряя любые звуковые реакции, взрослые не должны повторять за ребенком аморфные слова, например, «ми-мишка», «мо-молоко» и т. п. Ребенок должен слышать только правильное произношение слова и предложения.

Логопедические занятия нельзя начинать с постановки звуков.

Необходимо, создав определенную артикуляционную базу (массаж, артикуляционная гимнастика и другие упражнения), стимулировать общение ребенка при помощи доступных ему звуковых сочетаний, аморфных слов — корней и слов — предложений. Поскольку период лепета у детей с церебральными параличами часто рудиментарен или отсутствует вовсе, для индукции звукоподражаний полезно использовать лепетные звуки и так называемую вокальную игру, которую целесообразно сопровождать определенным музыкальным ритмом. Это способствует мышечному расслаблению и координации дыхания, фонации и артикуляции.

На начальном  этапе речевого развития особо важное значение имеет логопедическая работа, так как в первые годы жизни она дает наибольший эффект. Прежде всего ребенка учат умению манипулировать с предметами и игрушками, а затем играть, поскольку овладение действиями стимулирует и предваряет усвоение слов. Рекомендации по методике и приемам обучения каждого ребенка логопед и воспитатель должны получать у врача или методиста лечебной гимнастики, которые знают двигательные особенности ребенка. Перед проведением игровых занятий ребенку делают массаж, артикуляционную и дыхательную гимнастику, затем активизируют внимание, восприятие ребенка и произнесение доступных ему звуков, звукосочетаний или простых слов.

Логопед показывает ребенку игрушки, выполняет определенные действия, сопровождая их словами и предложениями. Далее активизируют собственную игровую деятельность ребенка и речевую активность.

Детей обучают различным умениям и целесообразным действиям: надевать и снимать кольца с пирамиды, строить дома из кубиков, раскладывать предметы по цвету.

Малыш должен видеть только те предметы, которые  нужны для занятия в данный момент. Это поможет ему сосредоточиться и лучше справиться заданием.

Для развития слухового внимания следует проводить специальные игры: «Угадай, чей это голос?», «Откуда слышится звук?» Ребенка учат сосредоточивать свой взгляд на издающих те или иные звуки игрушках. Одновременно с взрослым он учится произносить звуки, слова, изменять голос по высоте и тембру, регулировать громкость голоса и темп речи.

В дошкольном возрасте стимуляция речевого развития направлена карасширение словаря и развитие грамматического строяречи. Ежедневно ребенка знакомят с новыми предметами, их словесными обозначениями, полученные представления закрепляют в процессе игровой деятельности. Занятия по развитию речи следует проводить поэтапно. В их основе лежит постепенное обучение составлению предложений. С ребенком постоянно разговаривают о том, что он видит и слышит в данный момент. Если он произносит слова неправильно, его не следует перебивать и поправлять. Взрослый повторяет эти слова несколько раз правильно и таким образом побуждает его к подражанию. Полезны специальные игры — занятия, во время которых взрослый просит ребенка называть предметы, действия и изображения на картинках. При всех этих занятиях необходима максимальная наглядность и совместная предметно-практическая и игровая деятельность матери и ребенка. Ребенка необходимо научить способам сенсорного обследования предметов, обязательно подключая дефектный двигатель-но-кинестетический анализатор, т. е. ощупывание предметов и узнавание их на ощупь, особенно более поврежденной рукой. Одновременно вводите новые слова, обозначающие качества предметов. Для их освоения ребенка следует научить сравнивать предметы, противоположные по свойствам, например, тяжелый с легким, твердый с мягким, холодный с теплым и т. п.

Качества и свойства предметов только тогда приобретут для ребенка определенную значимость, когда они будут включены в практическую деятельность и игру. Для игры следует подобрать предметы, в которых вычленяемые качества представлены наиболее ярко. Постоянно ребенка следует обучать операциям сравнения.

Занимаясь стимуляцией развития ребенка, психическое и речевое развитие не следует ускорять искусственно. Сказки, которые вычитаете малышу, и задания, которые ему даются, должны соответствовать его индивидуальным и возрастным возможностям. В противном случае могут возникнуть различные отклонения, прежде всего в виде заикания.

Если  появились настораживающие признаки задержки речевого развития, а в более старшем возрасте ускоренный темп речи, нарушения речевого дыхания, — необходимо проконсультироваться со специалистами.[2] 
 
 

Заключение

Делая выводы, мы можес сказать, что родители — важнейшие участники педагогической работы, организуемой с ребенком. Они должны создать благоприятные условия для развития детей.

Коррекция нарушений речевого развития у детей с церебральным параличом начинается в доречевой период и делится на 4 этапа.

На первом этапе  стимулируют сосательный, хоботковый и поисковый рефлексы.

На втором этапе  от стимуляции врожденных рефлексов переходят к формированию потребности в общении со взрослым, зрительной фиксации и прослеживанию за движущимся предметом, активизируют начальные голосовые реакции, делают массаж лица, артикуляционную и дыхательную гимнастику.

На третьем  этапе у ребенка развивают зрительное и слуховое восприятие; стимулируют гуление, а также продолжают делать массаж, артикуляционную и дыхательную гимнастику.

На четвертом этапе продолжают массаж и артикуляционную гимнастику; наряду с упражнением для губ имитируют движение языка, жевание, подражательную звуковую активность. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы 

  1. Астахов В.А. Детский церебральный паралич: понятие, этиология, симптомы // Здоровье – 2000 - №3 – С.14-15
  2. Мастюкова Е. М., Московкина А. Г. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. В.И.Сели¬верстова. — М.:Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — 408 с.

Информация о работе Логопедическая работа в условиях семейного воспитания детей с ДЦП