Менеджмент в работе учителя начальных классов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2011 в 10:08, реферат

Описание

Система образовательного менеджмента состоит из управленческих циклов, различных по времени, объектам и целям, но все они – в соответствии и с требованиями современной системы образования, и с требованиями логики управленческого процесса – должны быть направлены не только на обеспечение функционирования данной системы, но и на перевод её в новое качественное состояние

Содержание

1.Введение
2.Внутришкольный менеджмент
3.Понятие «педагогический менеджмент»
4.Принципы педагогического менеджмента
5.Функции педагогического менеджмента

Работа состоит из  1 файл

прокудин.doc

— 77.00 Кб (Скачать документ)

С позиций  педагогического менеджмента, Ю.А. Конаржевским выделены следующие управленческие принципы:

Принцип уважения и доверия к человеку выступает как основополагающий принцип управленца и педагогического коллектива, отраженный в убеждениях каждого педагога, мотивирующих его поведение, и насквозь пронизывающий жизнедеятельность педагогического коллектива и всей школы.

Требования  этого принципа:

уважайте  личное достоинство человека, признавайте  за человеком соответствующие права и возможности;

уважайте  человека в себе и уважайте человека в других; берегите человека в себе потому, что в других также присутствует человек;

предоставляйте  личности когда это возможно, свободу  выбора;

доверяйте человеку; его потенциальные возможности  неисчерпаемы;

создавайте  атмосферу доверия на основе взаимоуважения;

уважайте  человека, но проявляйте к нему достаточно высокую требовательность;

создавайте  обстановку, в которой человек  может проявить себя, раскрыть свои возможности;

максимально развивайте инициативу, творческие способности, умение найти себя в коллективе;

поощряйте достижения и личный вклад каждого  в дела образовательного учреждения;

гарантируйте  каждому педагогу и ребенку личную защищенность в коллективе.

Принцип целостного взгляда  человека - вторая очень важная позиция в системе ценностей образовательного учреждения, когда управленец рассматривает каждого члена педагогического коллектива не просто как работника, осуществляющего профессиональную деятельность, а как личность со всеми ее потребностями, мотивами, целями, переживаниями, которые он испытывает в процессе педагогической деятельности. Одновременно с этим, каждый педагог рассматривает ребенка не просто как воспитанника дошкольного образовательного учреждения или ученика, а как личность во всем многоцветии ее качеств и проявлений. Из этого принципа также вытекает целый ряд конкретных требований:

стройте свои отношения с педагогом не как должностное лицо с подчиненным, а как человек с человеком;

Принцип сотрудничества предусматривает перевод управления с монологической на диалогическую основу, переход от коммуникации к общению, от субъектно-объектных к субъектно-субъектным отношениям. Приведем некоторые, вытекающие из него требования:

считайтесь с человеком как с активным фактором, а не с пассивным элементом педагогической системы;

цените  в педагоге гуманное отношение к  детям, компетентность, инициативу, ответственность. Всегда помните, что вам требуется  не подчиненный, а сотрудник, человек дела;

создавайте  атмосферу не только возложения на педагога ответственности, но и осознания  им роли и необходимости участия  в процессе управления образовательным  учреждением;

бережно относитесь к проявлению любой педагогической целесообразной инициативы со стороны своих заместителей и требуйте от них того же и по отношению к педагогам;

сначала - пристальное внимание, анализ, диагноз, потом - принятие решения - вот основа сотрудничества.

Принцип социальной справедливости предусматривает такое управление педагогическим коллективом, при котором каждый педагог находится в равном положении с другими, а его взаимодействие с администрацией строится на основе понимания человека как цели управления, а не его средства. Некоторые требования, вытекающие из этого принципа:

стремитесь  равномерно распределять не только учебную, но и общественную нагрузку среди  педагогов, осторожно и постепенно включая их в социальную структуру;

создавайте  условия и предпосылки, дающие возможность  проявить свои профессиональные и другие способности не только «педагогическим звездочкам», но и всем педагогам;

поощряйте, оценивайте деятельность педагогов  без предвзятости, объективно, на основе предоставления им равных «стартовых»  возможностей;

всегда  при оценке труда педагога приводите  в соответствие его трудовые достижения и их общественное признание;

Принцип индивидуального  подхода в управлении предусматривает учет руководителями индивидуальных особенностей педагогов, уровня их профессиональной подготовки, интересов, жизненного и социального опыта. Некоторые требования этого принципа формулируются следующим образом:

помните, что индивидуальный подход может  опираться только на глубокое изучение системы работы каждого педагога и его личности;

на основе этого изучения индивидуализируйте объем, частоту и формы общения с педагогом, уровень его самостоятельности, дидактической и методической свободы, поощрение одних и расширение требований к другим; 

Принцип обогащения работы педагога заключается в стремлении руководителя разнообразить профессиональную деятельность педагога, через пробуждение профессионального интереса и поддержку его профессиональной уверенности. Некоторые конкретные требования этого принципа:

проводить с педагогами консультации по поводу их сегодняшних и будущих профессиональных потребностей;

создать условия для включения педагогов  в инновационную деятельность;

организовывать  посещение уроков (занятий с детьми) творчески работающих педагогов  в своем и других образовательных  учреждениях;

проводить семинары, «круглые столы» по проблемам методов образовательной деятельности;

следить за повышением квалификации педагогов.

Принцип личного стимулирования обеспечивает личную заинтересованность педагога в работе, способствует принятию им определенных обязательств перед образовательным учреждением и коллективом. Об этом свидетельствуют некоторые требования, вытекающие из этого принципа:

каждый  руководитель должен иметь хорошо продуманную  систему стимулов, включающую материальное и моральное стимулирование. Кроме  того, необходимо помнить, что вежливость, улыбка, внимательное и чуткое отношение руководителя также являются достаточно действенными стимулами для подчиненных;

Принцип коллективного принятия решения - это один из инструментов демократизации управления, основанный на вере в то, что люди не хотят быть вечными исполнителями. Некоторые требования принципа:

- не  всякое решение должно приниматься  коллективно (это касается оперативных  ситуаций, рутинных, повторяющихся  дел). Коллективно принимаются решения  играющие существенную роль в  жизнедеятельности образовательного учреждения (принятие его Устава, определение режима работы, принятие Программы развития и т.д.), касающиеся практически каждого члена коллектива;

с информацией, на основе которой будет приниматься  такое решение, должен познакомиться каждый член коллектива;

решение только в том случае будет активно  поддерживаться частью коллектива, если педагоги активно участвовали в  его подготовке;

всегда  надо помнить, что там, где решение, принято большинством, бывает и меньшинство, не согласное с ним. С этим меньшинство необходимо и дальше вести работу, вовлекая его в процесс выполнения решения.

Принцип целевой гармонизации предусматривает целеустремленность, целесообразность управления и такую работу руководителя с целями, в результате которой в образовательном учреждении появляется целевая целостность, т.е. такое положение, когда частные, лично профессиональные цели членов педагогического коллектива соответствуют общим целям образовательного учреждения, что является задачей управления образовательной системой. Некоторые принципы, вытекающие из этого принципа:

что бы в образовательном учреждении ни делалось, - все должно делаться на основе осмысленной, предварительно сформулированной, педагогически целесообразной цели;

целевая целостность в образовательном учреждении формируется не сразу, это результат длительной и кропотливой работы руководителя с кадрами;

приверженность  целям образовательного учреждения связана с убеждениями педагога, с его приверженностью основным ценностям образовательного учреждения и его культуре.

Принцип горизонтальных связей обеспечивает установление связей между всеми членами педагогического коллектива, обмен информацией, опытом, не позволяет педагогу профессионально обособиться в коллективе. Вот некоторые требования принципа:

принцип реализуется в процессе делегирования  полномочий педагогам, коллективном принятии решений, установления единого статуса  всех работников и др.;

горизонтальные  связи необходимо формировать целесообразно, имея программу на длительное время;

при формировании такой системы связей необходимо учитывать неформальные, дружеские связи между педагогами, с одной стороны, они улучшат качество работы, с другой - они могут стать источником оппозиции администрации и целям образовательного учреждения.

Принцип автономизации управления является одним из важнейших инструментов демократизации управления, являясь необходимым условием формирования групп линейных менеджеров (локальных руководителей внутри образовательного учреждения). Автономизация позволяет децентрализовать контроль за качеством профессиональной деятельности педагогов. Некоторые требования к осуществлению принципа:

во главе  автономных участков управления обязательно  должны находиться высококвалифицированные  педагоги, изъявившие желание заниматься управленческой деятельностью;

желательно, чтобы педагоги, руководящие конкретными  участками управления (методическим объединением, командой диагностического сопровождения, командой учебно-программного обеспечения, командой педагогической поддержки ребенка и т.д.) выбирались или утверждались на собрании всего педагогического коллектива;

все педагоги, ставшие во главе автономных подразделений, должны пройти соответствующую подготовку.

Принцип постоянного обновления обусловливает перевод образовательного учреждения из режима функционирования в режим развития. Этот принцип - основное руководящее положение для организации процесса освоения новых технологий и методик обучения и воспитания, изменения организационных и психологических структур, иных изменений в образовательном учреждении. Некоторые требования к его осуществлению:

любые крупные изменения необходимо заранее  готовить, создавая в коллективе определенный психологический настрой;

изменения должны быть основаны на детальном  плане (проекте) и расчете, который  обязательно приведет к успеху, - если уверенности в успехе нет, их лучше не проводить;

коллектив должен готов теоретически и практически  к осуществлению изменений;

 Функции педагогического менеджмента

В мировой  практике менеджмент выступает как наукаискусство и деятельность по мобилизации интеллектуальных, материальных и финансовых ресурсов в целях эффективного и действенного функционирования организации. В менеджменте воедино соединяются как бы два направления: коммерческо-экономическое, или как его еще называют, организационно-техническое, и психолого-педагогическое, связанное с управлением людьми, с организацией коллектива для достижения конечной цели.

За рубежом  менеджмент в образовании или школьный менеджмент определяется как «сосредоточение на процессе принятия наиболее важных решений в школе». Основная идея школьного менеджмента, например, в США базируется на децентрализации управления в системе образования, - в ее контексте школьный учитель должен быть наделен правами участвовать в разработке и принятии наиболее важных для своей школы решений.

В нашей  стране руководитель (начальник цеха, директор завода, главный врач больницы, директор школы, заведующий детским  садом и т.д.) до сих пор назначался на должность на основе оценки своих  профессиональной готовности к выполнению функций инженера, врача, учителя, воспитателя. В результате он становился организатором деятельности производственных единиц (цехов, заводов, отделов, больниц, школ, детских садов и т.п.), руководителем производственной деятельности. Менеджер же является организатором людей и должен иметь, кроме профессиональной, специальную подготовку в области искусства управления людьми.

Информация о работе Менеджмент в работе учителя начальных классов