Метод декламации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 17:51, аттестационная работа

Описание

Метод игры с параллельной декламацией заключается в том, что исполнение музыкального произведения сопровождается чтением стихотворного текста. За основу берется соответствие размера и метра размеру и метру стиха. Этот метод работы был предложен педагогом Перфильевой, но термин "декламационный метод" пока не обозначен в методической литературе, но в некоторых источниках он эскизно упоминается. Например, в нотном сборнике А. Д. Артоболевской "Первая встреча с музыкой". В предисловии автором описаны примеры сочинения стихов к музыкальным пьесам для начинающих. В своей работе я использую уже имеющиеся тексты , а также предлагаю детям сочинять свои тексты, находя в них отражение того, что их эмоционально затронуло и вызвало образное представление.

Работа состоит из  1 файл

Существует множество методов и приемов обучения 6.doc

— 54.00 Кб (Скачать документ)

Существует множество  методов и приемов обучения. Метод  декламации я посчитала интересным, полезным, эффективным, поэтому решила использовать его в своей работе .  

 Метод игры с  параллельной декламацией заключается  в том, что исполнение музыкального  произведения сопровождается чтением стихотворного текста. За основу берется соответствие размера и метра размеру и метру стиха. Этот метод работы был предложен педагогом Перфильевой, но термин "декламационный метод" пока не обозначен в методической литературе, но в некоторых источниках он эскизно упоминается. Например, в нотном сборнике А. Д. Артоболевской "Первая встреча с музыкой". В предисловии автором описаны примеры сочинения стихов к музыкальным пьесам для начинающих. В своей работе я использую уже имеющиеся тексты , а также предлагаю детям сочинять свои тексты, находя в них отражение того, что их эмоционально затронуло и вызвало образное представление.

Все стихотворные тексты можно разделить на группы:

                           1.для освоения нотной грамоты

                           2.для первых уроков с начинающим  пианистом

                           3.для декламационного сопровождения пьес

                           4.для освоения аппликатуры и  определения направления движения  в гамме

Вот некоторые примеры из отдельных групп:

 

1. Поучи басовый ключ

                                

 

                                        Ты басы запомни точно:

                                        Соль, си, ре, фа, ля - построчно,

                                       Между - ля и до, ми, соль,

                                        Си - над всеми как король

Этот стих помогает ребенку  более результативно и быстро освоить басовый ключ. Стихотворение  разучивается с помощью одной  из рук, представленной в виде нотного  стана, а другая рука- указатель. Ребенок произносит текст, одновременно указывает, где находятся ноты басового ключа.         

2. Первые уроки с  начинающим пианистом-" Пианино  и рояль"

                                                                    В царстве музыки и звука

                                                                    Два приятеля живут.

                                                                    Как коснуться клавиш руки, 

                                                                    Так они и запоют.

 

                                                                    Первый - крупный и солидный,

                                                                    А зовут его рояль.

                                                                    На концерте очень видный,

                                                                    Посылает звуки вдаль.

 

                                                                    Пианино-друг рояля

                                                                    В классной комнате стоит,

                                                                    И сегодня ты узнаешь,

                                                                    Как он весело звучит.

 

Этот стих знакомит ребенка с двумя " родственными" инструментами. При прочтении этого стихотворения желательно использовать наглядность с изображением этих двух инструментов.

 

 

Знакомство с регистрами:

                                             

                                                   У рояля много клавиш,

                                                   Ты их всех звенеть заставишь

                                                   В крайних слева бас звенит,

                                                   Будто он всегда сердит.

                                                   В крайних справа звук высок,

                                                   Словно птичий голосок

                                                   В средних клавишах как раз-

                                                   тот же голос, что у нас.

 

3. Чтение стихотворного  текста параллельно с игрой  позволяет исправить неточности  в ритме, решить ряд других  задач: добиться ровности, качества  звучания, ансамбля между партиями обеих рук, текучести, проработать артикуляцию музыкального текста. Кроме этого, эта работа помимо прямого назначения, имеет дополнительный эффект - вызывает интерес у ребят, помогает преодолеть волнение, так как в процессе декламации дети переключаются на чтение с игрой и забывают о скованности. Это имеет важное значение для адаптации на уроке.

Потребность в применении декламации на уроках чувствуется особенно явно, когда заметна необходимость  развивать музыкальные способности - ритм и музыкальную память.

 

 

                 В пьесе "Ежик" ритм изложен восьмыми при размере 2/4 , но встречаются в конце фраз восьмые паузы, которые ученица не выполняла. Так же не получался штрих стаккато. Работа проводилась в следующих вариантах:

                                 1. игра в медленном темпе отдельно каждой рукой

                                 2. игра двух первых звуков такта  обеими руками

                                 3. игра двумя руками в медленном  темпе со счетом

Результат работы был очень низкий. Ученица по – прежнему повторяла те же самые ошибки.

Тогда ей было предложено сыграть  пьесу с произношением следующего текста:

                                    Ах, какой колючий еж,

                                    Он на елочку похож.

                                    Есть у елочки иголки,

                                    И иголки у ежа,

                                    Хороша, нарядна елка

                                    И ежиха хороша.

   Результат игры с декламацией  был более высоким. Ученица исполнила пьесу более свободно, при этом пела слова текста. Штрих стаккато был выполнен. В тексте есть такие слова, как «колючий», «иголки» они настраивают на игру стаккато.

 

Очень хорошие результаты дает метод  декламации в работе над ритмом.

В пьесе Гречанинова  «Мазурка» усложненный ритм, что  составляет определенную трудность  для ребенка. Казалось, что ученица недостаточно понимает и чувствует ритмическую природу. Например, работа вслух не давала должного результата. Использовались и традиционные способы отработки ритма – прохлопывание, простукивание со счетом и другие, которые описаны в традиционной методической литературе. Однако работа не привела к предполагаемому результату.

И здесь мы включили метод  декламации. Замечу, что переключение внимания на сопроводительный текст дало мгновенный результат в работе над ритмом.

                                Помню, помню,

                             Как, бывало, в юности

                             В первой паре

                             Танцевала я…

                             Словно во сне плыла,

                             Словно на крыльях…

                              Радость беспечная 

                              В сердце жила… 

                              Помню, помню,

                               Как, бывало, в юности 
                              В первой паре

                               Танцевала я…

 

 Главный акцент  в работе с декламационным  методом делается на развитие  музыкальных способностей, однако, предлагая детям самостоятельно сочинять тексты к пьесам, мы побуждаем их к творческим исканиям, наполняя их внутренний мир особой одухотворенностью, это дает большой эмоциональный настрой, так необходимый для исполнения. Было предложено сочинить текст к пьесе Гнесиной «Песня»:

 

 

 

В следующем примере  с помощью декламации решаются технические  задачи. В» этюде» Черни стихи располагают к определенности, четкости в проговаривании. Этот пример помогает в объединении текста, дает почувствовать форму, законченность эпизодов.

                            Кап, кап, кап – капельки дождя

                            Солнышко смотрит свысока

                             Радуга вдруг повисла в небе

                             Сверху смотрит на меня

 

                             Тучки нахмурились,

                             Солнышко спряталось.

                             Все помрачнело

                              Нельзя нам гулять

                              Вдруг солнце появилось

                           

                             Кап, кап, кап – капельки дождя

                              Солнышко смотрит свысока

                             Радуга вдруг повисла в небе

                              Сверху смотрит на меня                                       

 

Вот результаты целесообразности, эффективности применения стихотворного текста:

    С помощью текста ребенок  быстро усваивает штрихи: кап, кап, кап – острое стаккато (капельки отпрыгивают от земли), далее текст помогает объединить гаммаобразное движение звуков ,перенося руку с одной точки клавиатуры на другую, как по дуге (радуга повисла в небе).

В конце второго предложения  есть шестнадцатые ноты в левой руке, их ученица не выигрывала. С помощью  текста появилась определенность, четкость в проговаривании, непрерывность, которая необходима в игре.

 

4. Применение стихотворных текстов очень разнообразно в изучении аппликатуры в гамме. Можно предложить ученику следующий текст – подсказку:

                                

                               Параллельное движенье

                                  Я усвою без сомненья

                                  В левой пальцы – третий, первый,

                                  В правой – третий, как и  в левой.

 

Кроме того, в этих словах есть психологическая  установка: «Я усвою без сомненья».

 

Направленность движений рук передается словами:

                                 Все куда – то разбежались,

                                 Заскучали и примчались.

 

 

                                В расходящемся движении

                                Все в зеркальном отражении

                              ( то есть аппликатура зеркальна):

                                54321321          12312345

Левая рука          Правая рука

 

           Образно  передается темп гаммы с помощь  стихов:

          


           Очень  медленно и тихо     (темп медленный)

          Здесь прошла одна слониха

 

          А за ней бежит слоненок (темп быстрее)

           Заплетается  спросонок.

 

 

           Пальцы  ставлю по порядку,

           С  ними делаю зарядку.     (еще немного быстрее)

           Если  можно чуть быстрее,

           Так, конечно, веселее    Каждое следующее повторение гаммы идет в   

            Наши пальцы не скучали                более быстром темпе

             Все как следует, сыграли!

 

 

 

Так с помощью декламации в игре гамм решаются задачи:

-ровности, четкости, определенности  в звуке; 

-отработки разных темпов с  помощью словесных пояснений  (слониха, слоненок или прямое указание сыграть побыстрее);

-аппликатуры, с использованием  словесных подсказок;

-осмысление направления движения  рук (все куда-то разбежались).

 

Следующие стихи помогают понять назначение упражнений и необходимость тренировки пальцев:

 

                          Упражнение играю,

                          Свои пальцы обучаю,

                          Надо их тренировать

                          На легато все играть.

 

 

                        Не смотри на цифры хмуро

                     Поучи аппликатуру.

                    Ты узнаешь очень скоро

                     Пальцы гаммы до мажора.

 

Развитие беглости пальцев в  игре легато:

                                     

                                    Побежали за ворота

                                    И увидели енота.

                                    Испугался сам енот,

                                    Убегает от ворот.

 

 

 

      Исследовав вопрос  использования декламации, удалось сделать следующие выводы о полезности данного метода:

  1. С помощью декламации узко специальные задачи решаются в ходе работы (ритм, артикуляция, ровность исполнения, свобода аппарата как следствие переключения внимания)
  2. Раскрывается единство замысла. Восприятие образа усиливается за счет сопровождения созвучным по образу стихотворным текстом.
  3. Метод помогает исследовать пути развития ученика, помогает создавать ситуацию поиска.
  4. Педагог и ученик проявляют себя в сотворчестве, вместе совершают выбор.
  5. Художественные произведения поэтического и музыкального направления помогают наполнить урок ценностным содержанием.
  6. Поиск альтернативных технологий помогает педагогу проявить себя творчески, построить работу на основе особой заинтересованности.
  7. Способствует гармоничному развитию личности в процессе комплексного обучения.

Информация о работе Метод декламации