Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 17:51, аттестационная работа
Метод игры с параллельной декламацией заключается в том, что исполнение музыкального произведения сопровождается чтением стихотворного текста. За основу берется соответствие размера и метра размеру и метру стиха. Этот метод работы был предложен педагогом Перфильевой, но термин "декламационный метод" пока не обозначен в методической литературе, но в некоторых источниках он эскизно упоминается. Например, в нотном сборнике А. Д. Артоболевской "Первая встреча с музыкой". В предисловии автором описаны примеры сочинения стихов к музыкальным пьесам для начинающих. В своей работе я использую уже имеющиеся тексты , а также предлагаю детям сочинять свои тексты, находя в них отражение того, что их эмоционально затронуло и вызвало образное представление.
Существует множество методов и приемов обучения. Метод декламации я посчитала интересным, полезным, эффективным, поэтому решила использовать его в своей работе .
Метод игры с
параллельной декламацией
Все стихотворные тексты можно разделить на группы:
1.для освоения нотной грамоты
2.для первых уроков с
3.для декламационного
4.для освоения аппликатуры и
определения направления
Вот некоторые примеры из отдельных групп:
1. Поучи басовый ключ
Этот стих помогает ребенку более результативно и быстро освоить басовый ключ. Стихотворение разучивается с помощью одной из рук, представленной в виде нотного стана, а другая рука- указатель. Ребенок произносит текст, одновременно указывает, где находятся ноты басового ключа.
2. Первые уроки с начинающим пианистом-" Пианино и рояль"
Этот стих знакомит ребенка с двумя " родственными" инструментами. При прочтении этого стихотворения желательно использовать наглядность с изображением этих двух инструментов.
Знакомство с регистрами:
3. Чтение стихотворного
текста параллельно с игрой
позволяет исправить
Потребность в применении
декламации на уроках чувствуется особенно
явно, когда заметна необходимость
развивать музыкальные
В пьесе "Ежик" ритм изложен восьмыми при размере 2/4 , но встречаются в конце фраз восьмые паузы, которые ученица не выполняла. Так же не получался штрих стаккато. Работа проводилась в следующих вариантах:
1. игра в медленном темпе отдельно каждой рукой
Результат работы был очень низкий. Ученица по – прежнему повторяла те же самые ошибки.
Тогда ей было предложено сыграть
пьесу с произношением
Есть у елочки иголки,
Результат игры с декламацией был более высоким. Ученица исполнила пьесу более свободно, при этом пела слова текста. Штрих стаккато был выполнен. В тексте есть такие слова, как «колючий», «иголки» они настраивают на игру стаккато.
Очень хорошие результаты дает метод декламации в работе над ритмом.
В пьесе Гречанинова «Мазурка» усложненный ритм, что составляет определенную трудность для ребенка. Казалось, что ученица недостаточно понимает и чувствует ритмическую природу. Например, работа вслух не давала должного результата. Использовались и традиционные способы отработки ритма – прохлопывание, простукивание со счетом и другие, которые описаны в традиционной методической литературе. Однако работа не привела к предполагаемому результату.
И здесь мы включили метод декламации. Замечу, что переключение внимания на сопроводительный текст дало мгновенный результат в работе над ритмом.
Как, бывало, в юности
В первой паре
Танцевала я…
Словно во сне плыла,
Словно на крыльях…
Радость беспечная
В сердце жила…
Помню, помню,
Как, бывало, в юности
В первой паре
Танцевала я…
Главный акцент в работе с декламационным методом делается на развитие музыкальных способностей, однако, предлагая детям самостоятельно сочинять тексты к пьесам, мы побуждаем их к творческим исканиям, наполняя их внутренний мир особой одухотворенностью, это дает большой эмоциональный настрой, так необходимый для исполнения. Было предложено сочинить текст к пьесе Гнесиной «Песня»:
В следующем примере с помощью декламации решаются технические задачи. В» этюде» Черни стихи располагают к определенности, четкости в проговаривании. Этот пример помогает в объединении текста, дает почувствовать форму, законченность эпизодов.
Кап, кап, кап – капельки дождя
Солнышко смотрит свысока
Радуга вдруг повисла в небе
Сверху смотрит на меня
Тучки нахмурились,
Солнышко спряталось.
Все помрачнело
Нельзя нам гулять
Вдруг солнце появилось
Кап, кап, кап – капельки дождя
Солнышко смотрит свысока
Радуга вдруг повисла в небе
Сверху смотрит на меня
Вот результаты целесообразности, эффективности применения стихотворного текста:
С помощью текста ребенок быстро усваивает штрихи: кап, кап, кап – острое стаккато (капельки отпрыгивают от земли), далее текст помогает объединить гаммаобразное движение звуков ,перенося руку с одной точки клавиатуры на другую, как по дуге (радуга повисла в небе).
В конце второго предложения есть шестнадцатые ноты в левой руке, их ученица не выигрывала. С помощью текста появилась определенность, четкость в проговаривании, непрерывность, которая необходима в игре.
4. Применение стихотворных текстов очень разнообразно в изучении аппликатуры в гамме. Можно предложить ученику следующий текст – подсказку:
Параллельное движенье
Кроме того, в этих словах есть психологическая установка: «Я усвою без сомненья».
Направленность движений рук передается словами:
Все в зеркальном отражении
( то есть аппликатура зеркальна)
Левая рука Правая рука
Образно
передается темп гаммы с
Очень медленно и тихо (темп медленный)
Здесь прошла одна слониха
А за ней бежит слоненок (темп быстрее)
Заплетается спросонок.
Пальцы ставлю по порядку,
С ними делаю зарядку. (еще немного быстрее)
Если можно чуть быстрее,
Так, конечно, веселее Каждое следующее повторение гаммы идет в
Наши пальцы не скучали
Все как следует, сыграли!
Так с помощью декламации в игре гамм решаются задачи:
-ровности, четкости, определенности в звуке;
-отработки разных темпов с помощью словесных пояснений (слониха, слоненок или прямое указание сыграть побыстрее);
-аппликатуры, с
-осмысление направления
Следующие стихи помогают понять назначение упражнений и необходимость тренировки пальцев:
Упражнение играю,
Свои пальцы обучаю,
Надо их тренировать
На легато все играть.
Не смотри на цифры хмуро
Поучи аппликатуру.
Ты узнаешь очень скоро
Пальцы гаммы до мажора.
Развитие беглости пальцев в игре легато:
Исследовав вопрос использования декламации, удалось сделать следующие выводы о полезности данного метода: