«Метод проектов» в образовательном процессе школы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 18:18, курсовая работа

Описание

Цель исследования:

Раскрыть роль проектной деятельности как средство формирования способности устанавливать и поддерживать необходимые эффективные контакты с учащимися в процессе обучения

Задачи исследования:

1.Изучение и анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.

2.Раскрыть методы проекта как средство формирования способности устанавливать и поддерживать необходимые эффективные контакты с учащимися в процессе обучения.

3.Провести и проанализировать урок с использованием метода проекта.

Содержание

Введение

Глава 1 Использование метода проектов в образовательном процессе школы.

1.1.Понятие проектной деятельности: роль, значение, задачи.

1.2. Типология проектов. Их структурирование.

1.3.Проект в системе уроков

Глоссарий

Глава 2 Организация проектной деятельности в процессе обучения.

Рекомендации по выполнению творческого проекта по теме: «Вязание варежек»

Заключение
Список литературы .

Приложения.

1. Творческий проект по теме «Вязание варежек»

Работа состоит из  1 файл

курсовик .doc

— 497.00 Кб (Скачать документ)

-прогностические.

 

 

Проект во внеурочной деятельности учащихся

Основная часть проекта будет выполняться во внеурочное вре­мя, поскольку на данную тему по программе (в разных странах по-разному) отводится один-три урока.

Такие проекты могут начинаться на уроке и далее продол­жаться во внеурочное время до тех пор, пока не будут получе­ны необходимые результаты. Защита проекта (его презентация) также проводится на уроке. Иногда такие проекты длятся в те­чение нескольких недель или даже месяцев,

Типология проектов на общедидактическом уровне пока­зала, что проекты могут быть весьма многообразными. Выше мы рассмотрели методику работы над проектом в системе уро­ков. Такие проекты могут продолжаться два или более (как правило, до шести) уроков. Это вовсе не значит, что они за­нимают эти уроки полностью. Урок структурируется в соот­ветствии с логикой познавательной деятельности над данной темой, вопросом программы, а работа над проектом на каж­дом уроке может занимать лишь часть времени. С другой сто­роны, защита проекта обычно требует сдвоенного урока. Ведь слово необходимо предоставить всем группам, принимавшим участие в работе. Ребята старались и поэтому важно их внима­тельно выслушать, с уважением отнестись к результатам их труда. [15, с. 3].

Если вы задумываете большой исследовательский проект, рас­считанный на длительный срок и участие больших групп учащихся, важна четкая его структуризация. Разумеется, часть проекта, тематически и по содержанию привязанная к программному ма­териалу, может выполняться на уроках. На уроках же организует­ся обсуждение методов исследования, некоторых промежуточных результатов, причем разные части проекта могут обсуждаться на уроках по разным учебным предметам. Поэтому при работе над подобными проектами особенно важна роль координатора. Учителя, принимающие участие в таком проекте, должны действовать согласованно, четко отсле­живая не только ту его часть, которая непосредственно касается предмета, но и общую идею, всю деятельность учащихся по проекту.

Таким образом, из всего выше написанного можно сделать следующие выводы. В современный учебный процесс внедряются новые методы обучения, которые возрождают достижения экспериментальной педагогики прошедшего столетия, которые построены на принципе саморазвития, активности личности. В первую очередь к такому методу относят проектное обучение. Проектное обучение помогает сформировать так называемый проектировочный стиль мышления, который соединяет в единую систему теоретические и практические составляющие деятельности человека, позволяет раскрыть, развить, реализовать творческий потенциал личности. Но, не смотря на все плюсы, данного метода в современной школе он не очень распространен. Его только начинают вводить в учебный процесс и, как правило, используют его на факультативных занятиях либо в экспериментальных классах. [13, с. 46].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глоссарий

1.В основе метода лежит :

-развитие познавательных навыков учащихся,

- умений самостоятельно конструировать свои знания

- ориентироваться в информационном пространстве,

- развитие критического мышления.

2.Выбор тематики проектов в разных ситуациях может быть и личным.

В одних случаях учителя определяют тематику с учетом учебной ситуации по своему предмету, естественных профессиональных интересов, интересов и способностей учащихся.

3. В ходе решения какой-либо проектной проблемы учащимся приходится привлекать знания и умения из разных областей: химии, физики, родного языка, иностранных языков, особенно, если речь идет о международных проектах.

Типологическими признаками могут быть:

1. Доминирующая в проекте деятельность: исследовательская, поисковая, творческая, ролевая, прикладная, ознакомительно-ориентировочная и пр.

2. Предметно-содержательная область: монопроект (в рамках одной области знания); межпредметный проект.

3. Характер координации проекта: непосредственный (жесткий, гибкий), скрытый (неявный, имитирующий участника проекта).

4. Характер контактов (среди участников одной школы, класса, города, региона, страны, разных стран мира).

5. Количество участников проекта.

6. Продолжительность выполнения проекта.

 

 

 

4. В соответствии с первым признаком можно наметить следующие типы проектов.

Исследовательские проекты – проекты, требующие хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, актуальности предмета исследования для всех участников, социальной значимости, соответствующих методов, в том числе экспериментальных и опытных работ, методов обработки результатов. Эти проекты подчинены логике исследования и имеют структуру, приближенную или полностью совпадающую с научным исследованием.

Творческие проекты – проекты предполагающие соответствующее оформление результатов в виде сценария видеофильма, драматизации программы праздника, плана сочинения, статьи, репортажа и так далее, дизайна и рубрик газеты, альбома и пр.

Ролевые, игровые проекты – это проекты, в которых структура только намечается и остается открытой до завершения работы, а участники принимают на себя определенные роли, обуслов-ленные характером и содержанием проекта.

Ознакомительно-ориентировочные (информационные) проекты – проекты, направленные на сбор информации о каком-то объекте, явлении. При этом предполагается ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории.

Практико-ориентированные (прикладные) проекты – отличаются четко обозначенным с самого начала результатом деятельности его участников. Причем этот результат обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников.

5.По предметно-содержательной области выделяются следующие два типа: монопректы и межпредметные.

Монопроекты – проекты, как правило, проводящиеся в рамках одного предмета. При этом выбираются наиболее сложные разделы или темы (например, в курсе физики, биологии, истории и т.д.) в ходе серии уроков. Среди них выделяются: литературно-творческие проекты, естественнонаучные, экологические, языковые (лингвистические), культуроведческие, спортивные, географические, исторические, музыкальные проекты.

Межпредметные проекты – это небольшие проекты, затрагивающие два-три предмета, либо достаточно объемные, продолжительные, общешкольные, планирующие решить ту или иную достаточно сложную проблему, значимую для всех участников проекта. Они требуют очень квалифицированной координации со стороны специалистов, слаженной работы многих творческих групп, имеющих определенные исследовательские задания, хорошо проработанные формы промежуточных и итоговых презентаций.

6.По характеру координации проекты могут быть с открытой, явной координацией, когда координатор проекта выполняет свою собственную функцию, ненавязчиво направляя работу его участников, организуя, в случае необходимости, отдельные этапы проекта, деятельность отдельных его исполнителей. В проектах со скрытой координацией координатор не обнаруживает себя ни в сетях, ни в деятельности групп участников в своей функции.

7.По характеру контактов проекты бывают внутренние или региональные (в пределах одной страны), международные (участники проекта являются представителями разных стран).

 

8.По количеству участников проектов можно выделить – личностные, парные (между парами участников) и групповые (между группами участников).

9.По продолжительности выполнения проекты бывают краткосрочными (для решения небольшой проблемы или части более крупной проблемы), средней продолжительности (от недели до месяца) и долгосрочными (от месяца до нескольких месяцев).

 

10.Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике.

 

Метод – это совокупность приемов, операций овладения определенной областью практического или теоретического знания, той или иной деятельности.

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся, которую они выполняют в течение определенного отрезка времени.

Этот метод органично сочетается с групповым подходом к обучению.

Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы. А решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности разнообразных методов и средств обучения, а с другой – необходимость интегрирования знаний и умений из различных сфер науки, техники, технологии, творческих областей.

Метод проектов может быть индивидуальным или групповым, но если это метод, то он предполагает определенную совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией этих результатов

 

11. Основа метода проектов – идея, составляющая суть понятия «проект», его прагматическая направленность на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности.

Чтобы добиться такого результата, необходимо научить детей:

-самостоятельно мыслить,

- находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, -способность прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения,

- умения устанавливать причинно-следственные связи.

 

12.Общие подходы к структурированию проекта:

1. Начинать следует всегда с выбора темы проекта, количества участников.

2. Далее учителю необходимо продумать возможные варианты проблем, которые важно исследовать в рамках намеченной тематики. Сами же проблемы выдвигаются учащимися с подачи учителя (наводящие вопросы, ситуации, способствующие определению проблем, и т.д.) – Здесь уместна «мозговая атака» с последующим коллективным обсуждением.

3. Важным моментом является распределение задач по группам, обсуждение возможных методов исследования, поиска информации, творческих решений.

4. Затем начинается самостоятельная работа участников проекта по своим индивидуальным или групповым исследовательским, творческим задачам.

5. Постоянно проводятся промежуточные обсуждения полученных данных в группах. 6. Необходимым этапом выполнения проектов является их защита.

7. Завершается работа коллективным обсуждением, экспертами, объявлением результатов внешней оценки, формулировкой выводов.

 

13.Основные требования к использованию метода проектов:

 

1) наличие значимой проблемы (задачи), требующей интегрированного знания;

2) практическая, теоретическая, познавательная значимость результатов;

3) самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся; 4) структурирование содержательной части проекта;

5) использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий:

• определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования (использование в ходе совместного исследования методов «мозговой атаки», «круглого стола»);

• выдвижение гипотезы их решения;

• обсуждение методов исследования (статистических, экспериментальных наблюдений и пр.);

• обсуждение способов оформления конечных результатов (презентаций, творческих отчетов), сбор, систематизация и анализ полученных данных;

• подведение итогов, оформление результатов, их презентация: выводы, выдвижение новых проблем исследования.

 

15.Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, «осязаемыми»: если это теоретическая проблема – то конкретное ее решение, если практическая – конкретный результат, готовый к внедрению.

Результаты выполненных проектов должны быть материальны, т.е. как-либо оформлены (видеофильм, альбом, бортжурнал «путешествий», компьютерная газета, доклад и т.д.).

 

16.Развивающее обучение - тип обучения, в котором развитие человека является не побочным продуктом, а пря­мой и главной целью. Основные особенности развивающего обучения: учащийся превращается в субъекта познавательной деятельности; развивается но формировании механизмов мышления, а не эксплуа­тации памяти; познавательная деятельность учащегося осваивает­ся в единстве эмпирического и теоретического познания; процесс обу­чения строится на приоритете дедуктивного способа познания; ос­нова процесса обучения - учебная деятельность учащихся в ходе выполнения учебных заданий».

17.Развивающее обучение предполагает формирование крити­ческого и творческого мышления как приоритетных направлений интеллектуального развития человека. .

18.Учебный исследовательский проект структурируется в соответствии с общенаучным методологическим подходом:

• определение целей исследовательской деятельности (определяется учителем);

• выдвижение проблемы исследования по результатам анализа исходного материала;

• формулировка гипотезы о возможных способах решения поставленной проблемы и результатах предстоящего исследования;

• уточнение выявленных проблем и выбор процедуры сбора и обработки необходимых данных, сбор информации, ее обработка и анализ полученных результатов, подготовка отчета и обсуждение возможного применения полученных результатов.

 

19.Параметрами внешней оценки проекта выступают:

• значимость и актуальность выдвинутых проблем;

• корректность используемых методов исследования обработки получаемых результатов;

• активность каждого участника в соответствии с его индивидуальными возможностями;

• коллективный характер принимаемых решений;

• необходимая и достаточная глубина проникновения в проблему;

• доказательность принимаемых решений, умение аргументировать заключения, выводы;

• эстетика оформления результатов выполненного проекта;

• умение отвечать на вопросы, лаконичность и аргументированность

 

 

Глава 2 Организация проектной деятельности в процессе обучения

Рекомендации по выполнению творческого проекта по теме: «Вязание варежек»

Проект – комплекс технических документов, содержащих расчеты, чертежи, макеты предназначенных к постройке, изготовлению или реконструкции сооружений, установок, машин, аппаратов, приборов.

Суть учебного проекта состоит в выполнении какого-либо объекта труда (доступного или посильного учащемуся) и разработке документации, необходимой для её выполнения.

При выборе проектного задания необходимо учитывать его практическую ценность. Это могут быть изделия для личного пользования, для членов семьи, для дома и др. Задания не должны быть сложными, они должны учитывать личные интересы и способности каждого отдельного учащегося или группы учащихся, материально-технические возможности школы. Завершенный проект сопровождают пояснительной запиской, в которой излагают содержание проектного задания и результаты проделанной работы. Её оформляют в виде эскизов с пояснительным текстом. Каждый проект целесообразно обсудить с коллективом учащихся и дать ему соответствующую оценку. При этом обращают внимание на целесообразность и качество проделанной работы, её грамотность и эффективность.

Информация о работе «Метод проектов» в образовательном процессе школы