Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 15:52, реферат
Технологии социальной работы можно рассматривать в двух аспектах. Во-первых, в широком плане - как систему теоретических знаний и практику, которая представляет собой организацию, совокупность средств, способов и приемов воздействия на различные объекты социальной работы. Во-вторых, как совокупность частных технологий, специфика которых обусловлена конкретным субъектом и объектом социальной работы. С учетом ранее выделенных особенностей многодетных семей, как семей социального риска, нами выбрано изучение технологий социального педагога с многодетной семьей.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
1.Проблемы многодетных семей на современном этапе………………………4
2.Многодетные семьи…………………………………………………………..11
3.Технология работы социального педагога с многодетными семьями…….14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….18
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..19
2008-пф-67
РЕФЕРАТ
По дисциплине: «Методика и технология работы социального педагога»
Тема: «Методика и технология работы социального педагога с многодетными семьями»
Выполнила студентка
4 курса: Янгирова Я.Ф.
Орск 2011
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
1.Проблемы многодетных
семей на современном этапе…………
2.Многодетные семьи…………………………………………………………..
3.Технология работы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..19
Семья - есть основанное на браке
или кровном родстве
- создание эмоционального комфорта и безопасности для своих членов, предотвращение дезинтеграции личности;
- социальное контролирование поведения (в том числе и сексуального), которое способствует введению новых членов семьи в механизмы конформизма;
- назначение воспитательной функции аналогично культурной функции и функции социального контроля, рассматриваемых в их единстве.
В своем единстве перечисленные функции представляют собой систему семейных отношений, возникновение в этой системе дисфункции, т.е. рассогласования в их взаимодействии как целого, приводит систему в аномальное состояние. Семьи, социальное функционирование которых по субъективным или объективным причинам затруднено или нарушено, а их существование как семей находится под угрозой, характеризуются как семьи социального риска.
Ряд авторов к семьям социального риска относят семьи: малообеспеченные, беженцев, многодетные, неполные, с детьми-инвалидами, асоциальные. Причины, вызывающие дисфункцию семейных отношений, разнообразны:
- экономические;
- асоциальные (алкоголизм, наркомания и т.д.);
- психологические (жестокость, грубость и т.д.);
- медицинские (хронические
инфекционные, венерические заболевания,
психические и сексуальные
Итак, многодетные семьи являются семьями, относимыми к группе социального риска, поскольку широкий спектр причин, вызывающих дисфункцию семейных отношений, делают их социально уязвимой категорией населения. Технологии социальной работы с данной категорией семей будут определяться спецификой многодетных семей как основного объекта социальной работы. [19]
Технологии социальной работы
можно рассматривать в двух аспектах.
Во-первых, в широком плане - как
систему теоретических знаний и
практику, которая представляет собой
организацию, совокупность средств, способов
и приемов воздействия на различные
объекты социальной работы. Во-вторых,
как совокупность частных технологий,
специфика которых обусловлена
конкретным субъектом и объектом
социальной работы. С учетом ранее
выделенных особенностей многодетных
семей, как семей социального
риска, нами выбрано изучение технологий
социального педагога с многодетной
семьей. Рассмотренные нами аспекты
проблем многодетных семей
1. Проблемы многодетных семей на современном этапе
В настоящее время в РФ насчитывается более 40 млн. семей. Наиболее распространенный тип - нуклеарная семья (от лат. nucleus - ядро), состоящая из одной пары супругов с детьми или без детей. Таких семей в структуре населения РФ 2/3. Нуклеарная семья может быть полной или неполной (состоящей из одного родителя с детьми).
Семья, имеющая несколько семейных ядер (прародители, их дети и внуки, либо семьи братьев и сестер), носит название расширенной. Такой тип патриархальной расширенной семьи может различаться также по наличию и отсутствию детей и по их количеству. Немногим более половины всех семей в РФ имели на момент переписи несовершеннолетних детей. Среднее количество детей на одну семью составляет 1,1, среднее количество детей в семье, их имеющей, - 1,6. Многодетных семей (имеющих трех детей и более, а в ряде территорий - пять детей и более) в стране насчитывается чуть более трех миллионов, причем большинство из них имеют 3-4 детей, а имеющие 7 детей и более составляют всего доли процента. [45]
Многодетные семьи, наиболее распространенные в России в прежние времена (в начале ХХ в. в европейской части страны каждая семья имела в среднем 8 детей), в настоящее время устойчиво составляют весьма незначительную долю от общего количества семей. Причем зачастую многодетность является не запланированной, а случайной (рождение близнецов либо рождение ребенка в результате неэффективности контрацепции или невозможности в силу состояния здоровья женщины прибегнуть к прерыванию беременности).
Все многодетные семьи могут быть распределены на три категории:
1. Семьи, многодетность
в которых запланирована (
2. Семьи, образовавшиеся
в результате второго и
3. Неблагополучные многодетные
семьи, образующиеся в
Многодетные семьи всех типов имеют общую социальную проблему, специфически связанную с многодетностью: дети из таких семей по сравнению со сверстниками из преобладающих малодетных семей чаще демонстрируют заниженную самооценку, им присущи неадекватные представления о собственной значимости, что может отрицательно сказаться на всей их последующей судьбе. Кроме того, малые интервалы в рождении детей, характерные для многодетных семей, приводят к постоянному наличию большого числа малолетних братьев и сестер, что влечет за собой снижение социального возраста старших сиблингов. Это объективная закономерность, прослеженная в различных типах многодетных семей, не зависящая от имущественного и образовательного статуса родителей. [30]
Существует также типология социального риска, т.е. выделение семей, которые в силу объективных или субъективных причин находятся в состоянии жизненного затруднения и нуждаются в помощи со стороны государственной системы социальной защиты и социального обслуживания.
Многодетные семьи относятся к первой категории семей социального риска, этим обусловлен широкий спектр проблем данной категории семей:
1) Материально-бытовые (
2) Проблема трудоустройства
родителей. Когда мать не
3) Жилищная проблема для
многодетных семей в настоящее
время приобрела
4) Психолого-педагогические
проблемы. В благополучной многодетной
семье дети находятся в равном
положении: нет дефицита
Жилищные проблемы создают
трудности в соблюдении режима дня
детей. Как правило, такие семьи
не имеют возможности для
Многодетные, особенно неполные семьи, отличаются большей безнадзорностью детей. Дети большую часть времени проводят на улице. Возникает проблема коммуникации как взрослых членов семьи, так и детей, особенно подростков. Это затрудняет процесс социализации детей и может способствовать появлению определенных проблем в дальнейшей жизни.
Многодетные родители испытывают дискомфорт с коллегами по работе, зачастую лишены доброжелательного отношения в профессиональной среде. Дети из многодетных семей также ощущают негативное отношение сверстников - трудности в общении с другими детьми, несовпадение интересов и т.д.
5) Медицинские проблемы.
Сложный психологический
Отношение окружающих к многодетным семьям далеко не всегда благожелательно - в них видят конкурентов при распределении социальной помощи. Большое или среднее число детей в семье стало оцениваться как следствие ограниченности интересов, культурной отсталости. Среди семей с высоким уровнем притязаний сложилась новая прокреативная этика, которая рассматривает многодетность, как синоним бедности, маргинальности, отсталости (это характерно для многих культур "общества потребления"). В формирующихся стереотипах общественной психики "герой нашего времени" представляется имеющим одного, но очень "дорогого", высококачественного ребенка. Многодетные семьи чаще всего не могут обеспечить своим детям престижный уровень жизни и образования.
Таким образом, многодетные
семьи имеют общую
Указом Президента РФ от 05.05.1992 г. № 431 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей» определены следующие льготы:
- скидка в размере не
ниже 30% установленной оплаты за
пользование отоплением, водой, канализацией,
газом и электроэнергией, а
для семей, проживающих в
Информация о работе Методика и технология работы социального педагога с многодетными семьями