Методика и технология работы социального педагога с многодетными семьями

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 15:52, реферат

Описание

Технологии социальной работы можно рассматривать в двух аспектах. Во-первых, в широком плане - как систему теоретических знаний и практику, которая представляет собой организацию, совокупность средств, способов и приемов воздействия на различные объекты социальной работы. Во-вторых, как совокупность частных технологий, специфика которых обусловлена конкретным субъектом и объектом социальной работы. С учетом ранее выделенных особенностей многодетных семей, как семей социального риска, нами выбрано изучение технологий социального педагога с многодетной семьей.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
1.Проблемы многодетных семей на современном этапе………………………4
2.Многодетные семьи…………………………………………………………..11
3.Технология работы социального педагога с многодетными семьями…….14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….18
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..19

Работа состоит из  1 файл

РЕФЕРАТ ПО МЕТОДИКЕ.docx

— 43.71 Кб (Скачать документ)

2008-пф-67

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

По дисциплине: «Методика  и технология работы социального  педагога»

Тема: «Методика и технология работы социального педагога с многодетными семьями»

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила студентка 

4 курса: Янгирова Я.Ф.

 

 

 

Орск 2011

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3

1.Проблемы многодетных  семей на современном этапе………………………4

2.Многодетные семьи…………………………………………………………..11

3.Технология работы социального  педагога с многодетными семьями…….14

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….18

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Семья - есть основанное на браке  или кровном родстве объединение  людей, связанных общностью быта и взаимной ответственностью. В семье  человек усваивает нормы и  правила поведения, семья обеспечивает такие функции, как поддержание  биологической непрерывности; создание культурной непрерывности; стабилизация социальной структуры, обеспечение  ее непрерывного развития. Последнее  гарантирует также следующие  функции:

- создание эмоционального  комфорта и безопасности для  своих членов, предотвращение дезинтеграции  личности;

- социальное контролирование  поведения (в том числе и  сексуального), которое способствует  введению новых членов семьи  в механизмы конформизма;

- назначение воспитательной  функции аналогично культурной  функции и функции социального  контроля, рассматриваемых в их единстве.

В своем единстве перечисленные  функции представляют собой систему  семейных отношений, возникновение  в этой системе дисфункции, т.е. рассогласования  в их взаимодействии как целого, приводит систему в аномальное состояние. Семьи, социальное функционирование которых  по субъективным или объективным  причинам затруднено или нарушено, а их существование как семей  находится под угрозой, характеризуются  как семьи социального риска.

Ряд авторов к семьям социального риска относят семьи: малообеспеченные, беженцев, многодетные, неполные, с детьми-инвалидами, асоциальные. Причины, вызывающие дисфункцию семейных отношений, разнообразны:

- экономические;

- асоциальные (алкоголизм, наркомания и т.д.);

- психологические (жестокость, грубость и т.д.);

- медицинские (хронические  инфекционные, венерические заболевания,  психические и сексуальные отклонения).

Итак, многодетные семьи  являются семьями, относимыми к группе социального риска, поскольку широкий  спектр причин, вызывающих дисфункцию семейных отношений, делают их социально  уязвимой категорией населения. Технологии социальной работы с данной категорией семей будут определяться спецификой многодетных семей как основного объекта социальной работы. [19]

Технологии социальной работы можно рассматривать в двух аспектах. Во-первых, в широком плане - как  систему теоретических знаний и  практику, которая представляет собой  организацию, совокупность средств, способов и приемов воздействия на различные  объекты социальной работы. Во-вторых, как совокупность частных технологий, специфика которых обусловлена  конкретным субъектом и объектом социальной работы. С учетом ранее  выделенных особенностей многодетных  семей, как семей социального  риска, нами выбрано изучение технологий социального педагога с многодетной  семьей. Рассмотренные нами аспекты  проблем многодетных семей позволяют  определить цель, объект и предмет  нашего исследования.

 

1. Проблемы многодетных семей на современном этапе

В настоящее время в  РФ насчитывается более 40 млн. семей. Наиболее распространенный тип - нуклеарная семья (от лат. nucleus - ядро), состоящая из одной пары супругов с детьми или без детей. Таких семей в структуре населения РФ 2/3. Нуклеарная семья может быть полной или неполной (состоящей из одного родителя с детьми).

Семья, имеющая несколько  семейных ядер (прародители, их дети и  внуки, либо семьи братьев и сестер), носит название расширенной. Такой  тип патриархальной расширенной  семьи может различаться также  по наличию и отсутствию детей  и по их количеству. Немногим более  половины всех семей в РФ имели  на момент переписи несовершеннолетних детей. Среднее количество детей  на одну семью составляет 1,1, среднее  количество детей в семье, их имеющей, - 1,6. Многодетных семей (имеющих трех детей и более, а в ряде территорий - пять детей и более) в стране насчитывается чуть более трех миллионов, причем большинство из них имеют 3-4 детей, а имеющие 7 детей и более  составляют всего доли процента. [45]

Многодетные семьи, наиболее распространенные в России в прежние  времена (в начале ХХ в. в европейской части страны каждая семья имела в среднем 8 детей), в настоящее время устойчиво составляют весьма незначительную долю от общего количества семей. Причем зачастую многодетность является не запланированной, а случайной (рождение близнецов либо рождение ребенка в результате неэффективности контрацепции или невозможности в силу состояния здоровья женщины прибегнуть к прерыванию беременности).

Все многодетные семьи  могут быть распределены на три категории:

1. Семьи, многодетность  в которых запланирована (например, в связи с национальными традициями, религиозными предписаниями, культурно-идеологическими  позициями, традициями семьи). Такие  семьи испытывают много трудностей, обусловленных малообеспеченностью, теснотой жилья, загруженностью родителей (особенно матери), состоянием их здоровья, но у родителей имеется мотивация к воспитанию детей.

2. Семьи, образовавшиеся  в результате второго и последующих  браков матери (реже - отца), в которых  рождаются новые дети. Исследования  показывают, что такие семьи могут  быть и вполне благополучными, но их членам присуще ощущение  неполной семьи.

3. Неблагополучные многодетные  семьи, образующиеся в результате  безответственного поведения родителей,  иногда на фоне интеллектуально-психической  сниженности, алкоголизма, асоциального образа жизни. Дети из таких многодетных семей особенно часто нуждаются в помощи, реабилитации, страдают от болезней и недоразвития. В случае утраты родительского попечения их судьбу особенно трудно устроить, ибо семейное законодательство препятствует разделению детей из одной семьи, а усыновить 3-7 детей разного возраста и разной степени социальной дезадаптации далеко не всегда возможно.

Многодетные семьи всех типов  имеют общую социальную проблему, специфически связанную с многодетностью: дети из таких семей по сравнению  со сверстниками из преобладающих малодетных семей чаще демонстрируют заниженную самооценку, им присущи неадекватные представления о собственной значимости, что может отрицательно сказаться на всей их последующей судьбе. Кроме того, малые интервалы в рождении детей, характерные для многодетных семей, приводят к постоянному наличию большого числа малолетних братьев и сестер, что влечет за собой снижение социального возраста старших сиблингов. Это объективная закономерность, прослеженная в различных типах многодетных семей, не зависящая от имущественного и образовательного статуса родителей. [30]

Существует также типология  социального риска, т.е. выделение  семей, которые в силу объективных  или субъективных причин находятся  в состоянии жизненного затруднения и нуждаются в помощи со стороны государственной системы социальной защиты и социального обслуживания.

Многодетные семьи относятся  к первой категории семей социального  риска, этим обусловлен широкий спектр проблем данной категории семей:

1) Материально-бытовые (финансовые) проблемы. Многодетные семьи являются  наименее обеспеченными, с низким  среднемесячным доходом на одного  члена семьи. В структуре доходов  пособия на детей невелики. Доля  затрат на продовольственные  товары выше, а структура питания  гораздо менее разнообразная.  Дети таких семей меньше получают  фруктов, ягод, мяса, яиц, рыбы  и т.д., что вызывает большую  тревогу. В связи с постоянным  ростом цен отмечаются крайне  ограниченные возможности удовлетворять  потребности, дефицит в самых  необходимых предметах: обуви,  одежде, школьно-письменных принадлежностях.  Редкая натуральная и материальная  помощь проблемы не решает.

2) Проблема трудоустройства  родителей. Когда мать не работает, а отец не получает длительное  время зарплату, нерегулярны и  недостаточны пособия на детей,  возникает проблема поиска новой  работы. Часто это усугубляется  незнанием законов и информации  о тех льготах, которые положены  таким семьям. Выживание многодетной  семьи в современных условиях  возможно путем повышения собственных  доходов (личная инициатива, вторичные  заработки, работа подростков).

3) Жилищная проблема для  многодетных семей в настоящее  время приобрела первостепенную  важность. Жилищные условия не  отвечают нормативам по общему  правилу и не могут улучшиться  за счет муниципального жилья,  а приобретение жилья за счет  собственных средств для большинства семей невозможно. Рост платы за жилищно-коммунальные услуги еще более осложняет материальные проблемы многодетных семей.

4) Психолого-педагогические  проблемы. В благополучной многодетной  семье дети находятся в равном  положении: нет дефицита общения,  старшие заботятся о младших,  формируются, как правило, положительные  нравственные качества, такие как  чуткость, человечность, уважение к  старшим. Но вместе с тем,  дефицит времени, недостаточность  знаний по воспитанию детей  создают определенные проблемы  в таких семьях. По данным исследований  Т.В. Лодкиной, 77% многодетных родителей  отметили свои слабые знания  в вопросах воспитания детей,  что, по ее мнению, свидетельствует  о низком уровне их психолого-педагогической культуры. Дефицит воспитания приводит к тому, что дети вырастают, имея заниженную самооценку, тревожность, неуверенность в себе, неадекватное представление о собственной личности. Большое количество детей в многодетных семьях ведет к повышению социального возраста старших детей. Они рано взрослеют и менее тесно связаны со своими родителями.

Жилищные проблемы создают  трудности в соблюдении режима дня  детей. Как правило, такие семьи  не имеют возможности для автономности каждого ребенка - личного уголка, своей территории с соблюдением  границ, личных любимых игрушек, что  зачастую приводит к затяжным длительным конфликтам между детьми. Подростки  обычно рано включаются в домашние дела и часто бросают школу, начинают рано работать, имею большую вероятность  приобрести вредные привычки (курение, алкоголь) и другие формы девиантного поведения.

Многодетные, особенно неполные семьи, отличаются большей безнадзорностью  детей. Дети большую часть времени  проводят на улице. Возникает проблема коммуникации как взрослых членов семьи, так и детей, особенно подростков. Это затрудняет процесс социализации детей и может способствовать появлению определенных проблем в дальнейшей жизни.

Многодетные родители испытывают дискомфорт с коллегами по работе, зачастую лишены доброжелательного  отношения в профессиональной среде. Дети из многодетных семей также  ощущают негативное отношение сверстников - трудности в общении с другими  детьми, несовпадение интересов и  т.д.

5) Медицинские проблемы. Сложный психологический климат  многодетной семьи, как правило,  влияет на здоровье детей. Социальная  незащищенность многодетных семей,  постоянное снижение уровня жизни  создают пессимистически настроенное  социальное самочувствие. Отмечается  низкий уровень санитарной культуры  многодетной семьи: 53,8% семей относятся  к группе риска. Страдает здоровье  всех членов семьи, имеет место  распространение хронической патологии.  Отцы болеют в 2 раза чаще, чем  в других семьях. У матерей страдает репродуктивное здоровье, характерны слабое знание контрацепции, слабая социальная ориентация в сексуальной жизни, несоблюдение интергенетических интервалов между беременностями. Отмечается неудовлетворительное половое воспитание детей, сравнительно ранняя половая жизнь подростков. В таких семьях 10-15% проблемных детей.

Отношение окружающих к многодетным  семьям далеко не всегда благожелательно - в них видят конкурентов при  распределении социальной помощи. Большое  или среднее число детей в  семье стало оцениваться как  следствие ограниченности интересов, культурной отсталости. Среди семей  с высоким уровнем притязаний сложилась новая прокреативная этика, которая рассматривает многодетность, как синоним бедности, маргинальности, отсталости (это характерно для многих культур "общества потребления"). В формирующихся стереотипах общественной психики "герой нашего времени" представляется имеющим одного, но очень "дорогого", высококачественного ребенка. Многодетные семьи чаще всего не могут обеспечить своим детям престижный уровень жизни и образования.

Таким образом, многодетные  семьи имеют общую специфическую  социальную проблему: дети из таких  семей чаще демонстрируют заниженную самооценку, для них характерны слабое здоровье, снижение социального возраста старших сиблингов, что может негативно сказаться на их дальнейшей судьбе.

Указом Президента РФ от 05.05.1992 г. № 431 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей» определены следующие льготы:

- скидка в размере не  ниже 30% установленной оплаты за  пользование отоплением, водой, канализацией, газом и электроэнергией, а  для семей, проживающих в домах,  не имеющих центрального отопления,  от стоимости топлива, приобретаемого  для отопления в пределах норм, установленных для данной территории;

Информация о работе Методика и технология работы социального педагога с многодетными семьями