Методика ознакомления детей с иллюстрациями в книге

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 19:24, реферат

Описание

Период дошкольного детства - один из самых благоприятных этапов в общении детей с изобразительным искусством, в развитии у них способностей к изобразительной деятельности. Но дошкольник без помощи взрослого не может приобщиться к опыту художественной деятельности, который накоплен человечеством. Понимание детьми изобразительного искусства, их личностное развитие, в полной мере будет зависеть от общего культурного уровня и мастерства педагога.

Содержание

Введение
1. Особенности восприятия книжной графики детьми разных возрастных групп.
2. Критерии, уровни восприятия
3. Принципы отбора иллюстраций для детей
4. Методика ознакомления детей с иллюстрациями в книге
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

изо контрольная.docx

— 34.46 Кб (Скачать документ)

Низкий уровень – нет интереса к иллюстрации, или он неустойчивый, поверхностный. Нет эмоционального отклика. Дети могут соотносить только знакомые иллюстрации со знакомой книгой. При восприятии образов идут от перечисления деталей, не выделяя существенного. Не соотносят средства выразительности со смыслом изображенного, с содержанием. Из средств выразительности видят одно – два (рисунок- действие, жест, цветовую характеристику – замечают редко, на композицию не обращают внимания). Нет представления об иллюстрации, ее назначении. Собственных суждений не высказывают, или высказывания носят ситуативный характер.

 

3.Принципы отбора иллюстраций для детей

 

Психологи и педагоги, характеризующие  детское восприятие произведений искусства, указывают, что многое зависит от выбора конкретных произведений, доступности  для детей их содержания и средств  выразительности, а также от созданных  взрослым условий и руководства  процессом восприятия.

Практика показывает: от отбора произведений зависит успех художественного  восприятия детей, введение их в мир  большого искусства. То, о чем расскажет  художник на полотне и с чем  впервые соприкоснется дошкольник, что откроется перед его взором, чему удивится и чем восхитится он, - все это станет основой формирования эстетического вкуса, устойчивого  интереса к живописи как источнику  познания мира. Таким образом, правильный отбор произведений является одним  из условий эстетического восприятия дошкольников. Но не только в этом его  значение. Правильно осуществляемый отбор произведений искусства для  работы с детьми оказывает существенное влияние и на формирование первоначальной мировоззренческой направленности, гражданских чувств, любви к Родине, родной природе, интереса к народам  других стран и континентов. Кроме  того, через восприятие живописи (жанровая, портретная, натюрморт, пейзаж) происходит гуманизация личности ребенка

Знакомя детей с натюрмортом, следует  обратить внимание на все его характеристики: вид, характер образа, средства выразительности, индивидуальную манеру творчества художника - и донести это до детей в  доступной форме.

Понимание сложности и разнообразия натюрмортов позволит взрослому  правильно отбирать художественные произведения в зависимости от уровня знаний, представлений детей, их опыта  сенсорного и эстетического восприятия. При отборе натюрмортов для детей  следует опираться прежде всего на высокохудожественные произведения, доступные им как по содержанию, так и по средствам художественной выразительности. Натюрморт должен вызывать у детей эмоциональный отклик, интерес, быть близким их личному опыту. Однако постепенно дети познакомятся с разнообразными видами натюрмортов, выразительными особенностями этого жанра живописи, творческой манерой художников.

Можно рекомендовать для детей  младшей и средней групп натюрморты, изображающие сначала конкретные объекты  одного порядка, одновидовые: овощи, фрукты, цветы, ягоды. Эти натюрморты не должны иметь большого количества объектов, должны быть простыми по средствам  выразительности. Хорошо подобрать  яркие, декоративные работы. В средней группе в дальнейшем следует предложить смешанные по содержанию натюрморты: цветы и плоды, ягоды и фрукты, овощи и фрукты и др.; в дополнение к ним рассмотреть натюрморты с предметами быта, снедью и др. Здесь уместно обратить внимание детей и на некоторые средства выразительности, цветовую тональность (теплую или холодную гамму, контрастность цвета).

В старших группах следует показать детям разнообразие натюрмортов, особенности  использованных средств выразительности, индивидуальность творческой манеры художников. В дополнение к однопорядковым и смешанным натюрмортам детям предлагаем натюрморты сюжетного характера, а также написанные в обобщенно - реалистической, детализированной и декоративной манере, в теплой, холодной и контрастной гамме; лирические, торжественные и др. Натюрморты подбираются разнообразными по композиции. Детей знакомить и с тем, как художники включают натюрморт в изображение портрета, жанровую, историческую и другие виды живописи.

 

4.Методика ознакомления детей с иллюстрациями в книге

 

Прежде  всего, педагог воспитывает у  детей интерес к произведениям  искусства, вызывает внимание к ним. Постепенно он формирует способность эстетического восприятия. Рассматривая картинки или скульптуру, дети интересуются, что изображено, узнают знакомые предметы и явления, знакомятся с теми, которых ранее не знали. Развивая эстетическое восприятие у детей, следует направлять их внимание не только на содержание изображенного, но и на форму выражения образа, на средства изображения, которые делают образ выразительным.

Направленность  внимания на выразительность в изображении  событий, образов людей, животных, на богатство характерных деталей, цветовую сторону в произведениях  искусства дает возможность подвести детей к умению элементарно оценивать  их. Оценочное отношение у детей  выражается прежде всего в предпочтении одних произведений другим: часто дети просят показать еще несколько раз то, что им понравилось и запомнилось; появляются любимые произведения, развивается осознанное чувство радости, удовольствия от рассматривания.

Занимаясь с детьми 3-4 лет, важно прежде всего привлечь их внимание к картине. Один из приемов, при помощи которого можно заинтересовать малыша содержанием картин, это предложить ему поставить себя на место того ребенка, который является действующим лицом в картине. Ребенок становится героем интересного для него события и с увлечением начинает рассказывать про самого себя.

При рассматривании картины с маленькими детьми можно  вводить своеобразный игровой прием, развивающий наблюдательность и  речь: воспитатель путем вопросов вовлекает ребенка в соревнование - "Кто больше увидит на картинке?", побуждая его к наблюдательности и высказываниям.

В очень  редких случаях малыши смотрят картины  молча. Воспитатель должен поддерживать разговоры детей, учить их правильно  называть предметы и некоторые их характерные признаки, помогая лучше  понять содержание картины.

Старшие дошкольники приобретают умение воспринимать произведения различного содержания, а не только те, в которых  имеется занимательный сюжет, изображено какое-то действие. Вместе с тем и  сюжетную картину они способны теперь воспринимать иначе, чем в более  младшем возрасте, - о многом они  могут догадаться, многое вообразить; помогают получаемые детьми знания и  новые представления о явлениях жизни. У детей этого возраста достаточно развита любовь к природе, и они с интересом относятся  к пейзажу, определяют, какое время  года изображено, что характерно для  осени и весны, какие краски выбрал художник для их передачи, как изображены зимний холод, вьюга, осенний ветер.

Очень важно практиковать повторное рассматривание картин: знакомое произведение вызывает оживленные высказывания; в нем отмечаются те стороны и детали, которые не были замечены в первый раз. Беседы с детьми направлены на более глубокое понимание событий, изображенных в  картине: дети не только рассказывают о том, что изображено, но и как  изображено. Этому воспитатель учит детей с помощью образца рассказа.

Рассказ воспитателя по картине должен быть по возможности образным, выразительным, чтобы поднять интерес у детей, создать определенное настроение. Когда  это возможно, воспитатель использует художественную литературу (читает строки стихотворения, отрывок из сказки, рассказа).

Воспитатель подводит детей к умению сравнивать одну картину с другой. Старшие  дошкольники способны к некоторому сравнительному анализу. Например, показав  детям картины И. Левитана "Март" и А. Саврасова "Грачи прилетели", воспитатель спрашивает, где, по их мнению, изображена ранняя и где поздняя весна. "Здесь грачи уже вьют гнезда, - говорит один мальчик, показывая на картину А. Саврасова, - а здесь, - показывает на картину "Март", - еще ни одной птички не видно, и тут снегу много, а там он весь потемнел, тает, на крышах снега совсем нет".

Вопрос  воспитателя "На какой картине изображен солнечный день?" - направляет внимание детей на колорит картины - сочетание красок, характерное для весеннего дня. Затем педагог просит детей рассказать о цветовых сочетаниях, передающих пасмурный день в картине "Грачи прилетели"

Беседа  может начаться с рассказа самого воспитателя о картине. Затем  путем вопросов он привлекает и детей  к активному выражению своих  впечатлений. В других случаях, когда  у детей развито умение рассматривать  картины и воспитан интерес к ним, беседа прямо начинается с вопросов к детям. Проведя беседу по картине, воспитатель в заключение высказывает свое суждение о ней в понятной и интересной для детей форме, обобщая их высказывания.

Книжная иллюстрация позволяет подвести детей к углубленному восприятию содержания текста. Большую роль при  этом играют вопросы воспитателя, устанавливающие  связь между содержанием картины  и прослушанным текстом.

Так, например, при анализе образа героя ("Дядя Степа", С. Михалков) воспитатель, показывая иллюстрации, обращает внимание детей на передачу характерной внешности  героя, а также задает вопросы, выявляющие отдельные свойства характера дяди Степы, его поступки. Педагог помогает детям делать несложные выводы, обобщения, обращает их внимание на главное.

В результате таких занятий у детей развивается  интерес к рассматриванию картин. Они начинают замечать картины вне  детского сада, рассказывают об их содержании воспитателю. Интерес этот поддерживается тем, что в детском саду детям  предоставляется возможность самостоятельно рассматривать художественные открытки и картинки. Можно, например, организовать игру в "магазин", где продаются  открытки, и дети будут сами выбирать их.

Весной, после того как в старшей группе систематически проводилось рассматривание картин, хорошо устроить в групповой  комнате или в зале выставку. Все  репродукции картин, которые дети видели в течение года, вставляются  под стекло или в картонные  паспарту и красиво размещаются  на стенах. К ним прибавляется несколько  новых картин.

Когда выставка готова, воспитатель предлагает посмотреть ее. Дети свободно переходят  от одной картины к другой и  рассматривают их. Воспитатель прислушивается к высказываниям детей, проверяет, помнят ли они ранее виденные картины, замечают ли то, что для них ново. Затем он объединяет детей и обходит  с ними всю выставку. Дети говорят, какие картины они больше любят, какие лучше помнят, более внимательно  рассматривают новые картины, высказываются  об их содержании.

Итак, в детском саду используются следующие  формы, методы и приемы ознакомления детей с искусством: Рассматривание отдельных произведений или специально подобранных серий картин, скульптур, иллюстраций, произведений декоративно-прикладного  искусства. Для занятия обычно подбираются  произведения одного какого-либо вида искусства - или репродукции картин, или скульптура, или произведения декоративно-прикладного искусства.

Рассматривание  сопровождается вопросами к детям, беседой, самостоятельными высказываниями детей, рассказом воспитателя, чтением  стихов и отрывков из прозаических произведений.

В детском  саду, в групповой комнате или  зале, устраиваются выставки художественных произведений на ту или иную тему или  из произведений какого-либо вида искусства: эстампы, иллюстрации, скульптура и  пр.

Воспитатель внимательно выслушивает рассказы детей о виденном. Прежде всего педагог воспитывает у детей интерес к произведениям искусства, вызывает внимание к ним. Постепенно он формирует способность эстетического восприятия. Рассматривая картинки или скульптуру, дети интересуются, что изображено, узнают знакомые предметы и явления, знакомятся с теми, которых ранее не знали. Развивая эстетическое восприятие у детей, следует направлять их внимание не только на содержание изображенного, но и на форму выражения образа, на средства изображения, которые делают образ выразительным.

 

Заключение

 

Изобразительное искусство является одним из важнейших средств в воспитании подрастающего поколения. Особую роль в этом играют произведения книжной графики, которые создаются специально для детей. Книга входит в жизнь ребенка еще до того, как он научается читать и писать. Детская книга представляет собой комплекс искусств - слова, техники печати и изображения (иллюстрации). Детей привлекает в ней именно картинка. Сущность детской книги, ее предназначение предполагают использование условных художественных решений в работе над иллюстрациями. Изобразительная параллель должна отвечать содержанию сказочной литературы, ее стилистическим особенностям, которые проявляются, прежде всего, в сюжете и его организации, направленной на создание удивительного, невероятного и фантастического.

Графика - вид изобразительного искусства, включающий рисунок и печатные художественные произведения, основывающиеся на искусстве  рисунка, но обладающие собственными изобразительными средствами и выразительными возможностями. Изобразительное искусство не только изображает окружающую действительность, но и выражает чувства и мысли  художника, его отношение к изображаемым событиям и предметам.

Особенности жанра отражаются на характере  изобразительно-выразительных средств. Они передают эстетическую природу  сказочной литературы, влияют на художественную форму иллюстраций, содержание которых  соответствует выбранному студентом  сюжету сказки, загадки и т.д., а  также они придают поэтике  детской литературы фантастичность, условность и декоративность, действенное  начало. Изучая опыт работы вузов в  этом направлении, мы остановились на некоторых вопросах, имеющих наибольшее значение для обоснования оптимальной, на наш взгляд, методики обучения в  условиях профессионально-педагогической направленности образования.

Информация о работе Методика ознакомления детей с иллюстрациями в книге