Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2011 в 18:04, практическая работа
Цель : изучить понятие «беседа»,структуру, тематику. Изучить педагогические основы планирования.
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ТУЛЬСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
КАФЕДРА
ДЕТСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
И ДОШКОЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
Конспект урока
по курсу :
«Методика развития речи»
Проведенного в группе 3 «А»
Тульского педагогического колледжа №2
На
тему : « Методика поведения
беседы с детьми старшего
дошкольного возраста»
Провела :
Студентка 4 курса группы «Д»
Факультета психологии
Специальности Дошкольная педагогика и психология
Лисенкова Ю.С.
Руководитель
практики:
Преподаватель:
Николаева Л.П.
Дата
проведения : 15.02.2011
Тула
– 2011
Тема: «Методика поведения беседы с детьми старшего дошкольного возраста».
Цель : изучить понятие «беседа»,структуру, тематику.
Изучить педагогические основы планирования.
Задачи :
1.Продолжать
формировать у студентов
2.Закрепить знания у студентов о видах связной речи, её характеристиках, диалогических умениях.
3.Закрепить у студентах умение работать с «Программой обучения и воспитания в детском саду»
4.Развивать у студентов умение делать выводы, формулировать ответы на вопросы.
5.Воспитывать
у студентов желание активно
работать на уроке, используя
опыт приобретенный на
Тип урока : Комбинированный
Структура урока :
1.Организационный этап.
2.Этап проверки домашнего задания.
3.Этап
подготовки учащихся к
4. Этап усвоения новых знаний
5. Этап закрепления знаний.
6. Этап информации учащихся о домашнем задании и инструктаж его выполнения.
Основные понятия : беседа, познавательная беседа, этическая беседа, воспроизводящая беседа, тематика, структура беседы, содержание беседы, задачи.
Время урока : 90 мин. (2 урока по 45 мин.)
Оборудование : Программа воспитания и обучения в детском саду,
Учебное пособие А. М. Бородич. Методика развития речи детей. М.; Просвещение, 1981 . – 225 с .,таблицы классификации бесед, кроссворд, карточки с вопросами.
Литература :
Ход урока :
-Здравствуйте! Меня зовут Юлия Сергеевна. Сегодня урок проведу я. Перед тем как мы приступим к новой теме, я хотела бы проверить качество выполненного вами домашнего задания. 2 студентки получат карточки, содержащие в себе вопросы по знакомому вам материалу. Кто хочет поработать по карточкам?
1 карточка – Определение беседы. Три типа бесед по Е.А. Флериной.
2 карточка – Напишите определение : связная речь (характеристика, формы, функции).
Девушек, кому я дала карточки, я прошу сесть на первую парту,взять с собой ручку и ответить на вопросы,которые содержит карточка. Вверху напишите пожалуйста своё имя и фамилию.Даю вам 10 мин.на подготовку.
- С остальными я проверю ваши знания в форме небольшой разминки – кроссворда. Вашу активность, а также выполнение заданий, я буду оценивать в конце урока.Начнем.
КРОССВОРД.
Вопрос номер 1.Форма
устной речи, поддерживаемая двумя
и более людьми, 6 букв.
Ответ
студентов : диалог.
-Правильно. Продолжим.
Вопрос номер 2.Форма устной
речи, исходящая от одного лица,
имеющая определенную тематику.
Ответ
студентов : Монолог.
- Отлично. Вопрос
номер 3. В какой группе детского
сада, дети довольно длительное
время могут поддерживать
Ответ
студентов : старшая.
- Молодцы. Перейдем
к 4 вопросу. Назовите
Ответ
студентов: мимика.
-Проверяем…Подходит.
Следующий вопрос под номером 5.Сообщение
,передача друг другу информации на словах.
Ответ
студентов :разговор.
-Далее переходим
к вопросу под номером 6.Предпосылки
речи, появляющиеся у ребенка во втором
полугодии жизни.
Ответ
студентов : лепет.
-Замечательно. Следующий
вопрос. 7. Автор «Программы воспитания
и обучения в детском саду».
Ответ
студентов: Васильева.
-Замечательно. Я
очень рада что ответы на
вопрос не вызывают у вас
затруднения. Следующий вопрос
под номером 8.Как называется
планируемый как педагогический прием
разговор?14 букв.
Ответ
студентов: Преднамеренный.
-Верно. Это преднамеренный
разговор. Следующий вопрос номер
9.Психологическая особенность
Ответ
студентов: подражание
-Отлично,и наконец последний вопрос. В каком случае, ребенок стремиться поделиться своими впечатлениями с воспитателем.
Вы наверное уже
обратили свое внимание на то,что по вертикале
у нас образовалось слово ДОШКОЛЬНИК,
а скажите мне пожалуйста,кто же такой
дошкольник?
Ответ 1
студента : это
ребенок,который не
ходит в школу
Ответ 2
студента : от
года до семи лет.
- Вы правы.
-Девушки,которые работают по карточкам сдайте их пожалуйста и садитесь на места.
Вывод : Таким образом,мы с вами еще раз вспомнили что такое разговор,какой он может быть(Преднамеренный),какое мы используем при общении выразительное средство и т.д.
- Прежде чем,перейти к новой теме,давайте вспомним еще раз,что такое беседа.
Беседа – это целенеправленный,заранее подготовленный разговор воспитателя с детьми на определенную тему.
-Сегодня мы будем изучать беседу как метод и форму обучения детей.
А теперь запишем тему урока(она написана на доске) : «Методика проведения беседы с детьми старшего возраста.»
-Давайте запишем план урока.
1.Виды беседы.
2.Структура и содержание беседы.
3.Задачи беседы.
-Существует две классификации беседы. Мы запишем их в виде схемы.
Первая классификация,которую
предложила автор вашего учебника А.М.Бородич,где
беседа рассматривается как вид занятия
включает в себя :
БЕСЕДА
ОБОБЩАЮЩАЯ
1.обобщающая беседа – систематизирован.знания на определенную тему,например,беседа на тему «Кем быть?»,где дети систематизируют свои знания полученные ранее.В этой беседе,можно рассмотреть стоительные профессии : каменщик,плотник,маляр и т.д.
2.Этическая беседа – где главная задача воспитание (дружба, вежливость,уважение) Пример: беседа на тему : «Вежливые слова».Где воспитатель беседует с детьми о том, какие вежливые слова они знают, рассказывают об их значении.
3.Воспроизводящая
беседа - восстанавливает
получен.ранее знания после
экскурсий, целевых
наблюдений. Например на тему «Что мы
видели на экскурсии?».
-Запишем следующую классификацию,её предложила Мария Митрофановна Конина Она .выделяет два типа бесед. В основу их положен материал (картина, книга), в связи с которым проводится беседа.
С точки зрения содержания можно условно выделить беседы познавательного характера (о школе, о родном городе) и этические (о нормах и правилах поведения людей в обществе и дома).
БЕСЕДА
ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ
Вопрос :
Как вы думаете, откуда воспитатель берет
темы бесед?Какой документ может подсказать?
Ответ
студентов : Программа
воспитания и обучения
в детском саду.
-Правильно.Воспользуйтесь
пожалуйста программой. Первый ряд откроет
старшую группу, второй ряд – среднюю
группу. Посмотрите,какие там указанны
разделы программы?
Ответ
студентов : окружающий
мир( общественные явления-
семья детский сад),трудовая
деятельность,нравственное
воспитание,художественная
деятельность и т.д.
Вывод : Таким образом тематику бесед воспитатель берет из программы,радел окружающий мир и ребенок,но другие разделы тоже могут дать тему для беседы.Запишите столбиком темы бесед :
1. «кто строит дом?»
2.«моя семья»
3.«Дорога в детский сад»
4.«Дружба»
5.«О нашей пище»
Вопрос :
определите,к какому виду отностся каждая
из тем?
Ответ
студентов. 1-познавательная,2
– этическая,3- воспоизводящая,4
–этическая, 5-обобщающая.
-Теперь перейдем к второму
вопросу нашего урока. Структура беседы.
Беседа как вид занятий имеет общую структуру,
сейчас мы познакомимся с ней, работая
с темой : Беседа «О книге».
-Начать беседу можно
по-разному – с воспоминания, с рассказа
педагога, рассматривания игрушки, предмет.
В качестве эмоционального средства можно
использовать картинку, загадку, стихотворение,
которые имеют прямое отношение к теме.
Информация о работе Методика поведения беседы с детьми старшего дошкольного возраста