Методика преподования руккого языка в школе как наука и учебная дисциплина

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2011 в 19:38, реферат

Описание

Методика русского языка – это наука о содержании, принципах, методах и приемах обучения русскому литературному языку, о путях и условиях усвоения учащимися знаний и навыков по русскому языку в школе. МПРЯ как наука отвечает на следующие вопросы: для чего учить русскому языку? чему учить? как учить? Ответы на данные вопросы – это разрабатываемые учеными-методистами цели и задачи обучения русскому языку, содержание школьного курса русского языка, принципы, методы, приемы и средства обучения.

Работа состоит из  1 файл

279.doc

— 56.00 Кб (Скачать документ)

МЕТОДИКА  ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА В ШКОЛЕ 

КАК НАУКА И УЧЕБНАЯ  ДИСЦИПЛИНА 

Определение понятия, цели и задачи МПРЯ 

    Методика русского языка – это наука о содержании, принципах, методах и приемах обучения русскому литературному языку, о путях и условиях усвоения учащимися знаний и навыков по русскому языку в школе. МПРЯ как наука отвечает на следующие вопросы: для чего учить русскому языку? чему учить? как учить? Ответы на данные вопросы – это разрабатываемые учеными-методистами цели и задачи обучения русскому языку, содержание школьного курса русского языка, принципы, методы, приемы и средства обучения.

    Развиваясь  на стыке таких наук, как лингвистика, педагогика и психология, МРЯ является самостоятельной педагогической наукой, которая имеет свое содержание, свою систему понятий, свой предмет исследования, свои задачи, свою историю развития.

    Для ученого-методиста язык как особым образом организованная система в совокупности выполняемых функций выступает как объект обучения, причем обучение рассматривается не просто как передача знаний и умений, а как развитие коммуникативных способностей обучаемых.

    Предмет исследования МРЯ – процесс обучения русскому языку как средству мышления и общения.

    Задачи МРЯ как науки – это необходимость дать ответ на поставленные выше вопросы, причем учитывая тот заказ, который государство в тот или иной период его развития ставит перед школой. В наиболее обобщенном виде они могут быть представлены следующим образом:

  1. Выявление закономерностей эффективного изучения русского языка школьниками и формирования их коммуникативных умений, обоснование принципов обучения русскому языку.
  2. Определение целей, задач, содержания и объема школьного курса русского языка, распределение его по этапам изучения и классам.
  3. Составление программ и создание учебно-методического комплекса по обучению русскому языку.
  4. Разработка наиболее рациональных и эффективных методов и приемов обучения.

    Задачи  МПРЯ как учебной  дисциплины – это необходимость представить методическую теорию как необходимый объем профессионального знания, без которого не может быть подготовлен специалист в области преподавания русского языка в школе.

    Еще на заре становления методики преподавания русского языка как науки Владимир Валерианович Данилов (1881-1970), ученый, педагог, в своей книге «Методика родного языка» (1917 г.) писал о том, что знание теории преподавания освобождает учителя от ошибок, развивает специальное методическое мышление, которое дает ему возможность всегда найти необходимые средства обучения, ускоряет и облегчает процесс накопления опыта как необходимого условия педагогической деятельности.

     

    История развития  методики преподавания русского языка как науки 

      История развития  методики преподавания  русского языка теснейшим образом  связана с развитием школьного  образования и обучения русскому языку. Понимание необходимости преподавания в школе русского (отечественного, родного) языка привело и к осознанию необходимости создания теории его преподавания. В 1884 году появляется труд Ф.И.Буслаева «О преподавании отечественного языка», в котором впервые в истории русской методической мысли был обобщен опыт обучения русскому языку, собственный опыт ученого и педагога, изложены «правила для методы преподавания отечественного языка».

    Период  с 1884 по 1917гг. является исключительно  плодотворным для развития методики как науки. Потребность учебных заведений в научно обоснованных, методически осмысленных программах обучения русскому (родному) языку, достигнутый к этому периоду достаточно высокий уровень развития наук, в том числе и науки о языке, побудили ученых обратить пристальное внимание на проблемы преподавания русского языка.  Именно в этот период публикуются работы великого педагога Константина Дмитриевича Ушинского «О первоначальном преподавании русского языка» (1964), филолога-слависта, педагога Измаила Ивановича Срезневского «Замечания о первоначальном курсе русского языка» (1859) и «Замечания об изучении русского языка и словесности в средних учебных заведениях» (1871), педагога, выдающегося деятеля в области просвещения Дмитрия Ивановича Тихомирова «Опыт плана и конспекта элементарных занятий по русскому языку» (1875), «Общие замечания о преподавании родного языка» (1915), учителя и методиста Константина Васильевича Ельницкого «Методика начального обучения отечественному языку»  (1878), выдержавшая 33 издания, педагога-методиста Александра Даниловича Алферова «Очерки из жизни языка (Введение в методику родного языка)» (1898), «Родной язык в средней школе. Опыт методики» (1911), ученого, педагога Владимира Валериановича Данилова «Методика родного языка» (1917) и ряд других.  В результате такой активизации методической мысли  были выявлены основные закономерности преподавания русского языка как родного,  выработаны основополагающие принципы обучения в применении их к процессу обучения языку, разграничены определены задачи и содержание обучения языку в зависимости от возраста и этапа обучения, словом, все то, что в последующие периоды развивалось, совершенствовалось, адаптировалось к новым условиям обучения.

    Становление и развитие советского государства потребовало переосмысления целей обучения русскому языку и соответственно его содержания. Развитие методики как науки с 1917 по 1967гг. связано с разработкой программ для реализации задач образования, соответствующих данному историческому периоду. Наследуя лучшие традиции предыдущего этапа своего развития, методика  нового времени обратила особое внимание на практическую подготовку обучаемых в процессе изучения курса русского языка. Николай Севастьянович Державин, один из ведущих славистов середины ХХ века, в своей книге «Основы методики преподавания русского языка и литературы в средней школе», которая вышла в 1917г., подчеркивает необходимость формирования «общеобразовательной грамотности» подрастающего поколения, в системе которой важное место занимают проблемы формирования орфографической грамотности. Идеи связи преподавания языка с общими задачами образования, в частности формирования «научно-лингвистической грамотности» учащихся на основе обращения в процессе преподавания к «живой стихии детской речи», развиваются и в книге «Методика русского языка в трудовой школе» (1923) Петра Онисимовича Афанасьева, профессора, подготовившего в 20-30-е годы для учителей комплекс методических пособий по русскому языку, и в его же «Методике русского языка» (1944).

    Следующий этап развития методической науки –  это послевоенные годы – период разрушения СССР (1991-92гг.). Он обусловлен необходимостью обновления программ по русскому языку, которые действовали  еще с 30-х годов.

    С данным периодом развития методической мысли связана деятельность выдающегося ученого-методиста А.В.Текучева, все свои основные исследования которого посвящены МПРЯ в школе. Свою методическую концепцию А.В.Текучев выразил  наиболее полно в книге «Методика преподавания русского языка», которая впервые вышла в 1958 г., позже дважды переиздавалась и стала основным учебным пособием для подготовки будущего учителя русского языка.

    Данный  период характеризуется особым вниманием  к развитию речи учащихся.  В 1967 г. в программу по русскому языку для средней школы был включен специальный раздел – «Связная речь».  Особый вклад в развитие данного направления в методике внесли исследования Т.А.Ладыженской, выдающегося ученого и методиста, В.И.Капинос, М.Р.Львова и мн. других, идеи и книги которых актуальны и сегодня.

    Разрабатываются, развиваются и совершенствуются методики изучения отдельных разделов школьного курса русского языка, отрабатываются общие вопросы преподавания русского языка в школе.

    Активно развиваются методики преподавания русского языка в национальной школе и русского как иностранного. Значительный вклад в их развитие внесли исследования выдающихся ученых ХХ века в области лингвистики и методики Н.М.Шанского, Л.В.Щербы, А.А.Леонтьева -- в области психологии преподавания языков. Проблемы методики преподавания русского языка в национальных условиях в поле зрения и белорусских методистов и лингвистов. Разрабатываются национальные варианты программ по русскому языку, создаются учебно-методический комплексы. Значительный вклад в развитие методики преподавания русского языка в белорусской школе внесли выдающиеся лингвисты и методисты П.П.Шуба, А.Е.Супрун, Л.А.Мурина. Выходят фундаментальное исследование А.Е.Супруна «Содержание обучения русскому языку в белорусской школе» (1987) и «Методика русского языка в школах Белоруссии» (1990).

    Время еще оценит достижения методической науки данного периода и обозначит  то, что станет классическим  и  войдет в хрестоматийный фонд МПРЯ как науки.

    Начиная с 90-х годов ХХ века в методике обозначился новый этап, отражающий национальные концепции развития науки  и образования.  

    Связь МПРЯ с другими  науками

    Два ключевых слова в имени науки  – Методика преподавания русского языка – красноречиво говорят о теснейшей связи науки с педагогикой (и особенно с дидактикой как ее разделом), психологией и языкознанием (лингвистикой).

    Связь  с психологией заключается в учете закономерностей мышления и речи, закономерностей усвоения знаний, умений и навыков определенными возрастными группами учащихся, в учете различных типов восприятия, памяти и других психических процессов при реализации задач обучения русскому языку.

    Связь с педагогикой обусловлена необходимостью учета закономерностей и принципов обучения, без которых не мыслится эффективное обучение языку. Она проявляется и в разработке основных образовательных задач, стоящих перед школой.

    Связь с языкознанием определяется содержанием предмета исследования и предмета обучения, в учете тех закономерностей функционирования языка, которые являются универсальными и лежат в основе любого акта речи, шире --  в основе речемыслительной деятельности вообще, в учете самого строя языковедческой мысли. Именно по этой причине лингвистика является основной базовой наукой для методики. 

    Методы  исследования в МПРЯ

    Среди научных исследований в МПРЯ выделяются два направления: фундаментальные  и прикладные. Именно по этой причине  в методике существует термин лингводидактика, которым и именуются исследования фундаментального характера. Важным компонентом фундаментальных исследований является определение лингвистических основ обучения русскому языку, обоснование содержания школьного курса русского языка, выбор тех концепций, лингвистических описаний и классификаций, которые позволяют организовать процесс обучения языку наиболее эффективно. В поле зрения ученых-методистов вопросы, посвященные изучению закономерностей усвоения языка и обучения речи. На основе лингвистических исследований изучаются трудности усвоения языкового и речевого материала и их причины. Значительное место в теоретических исследованиях занимают проблемы, связанные с поиском оптимальных путей усвоения русского языка в условиях билингвизма и т.д.

    Прикладные  исследования носят характер «технологических» рекомендаций. Именно по этой причине понятие методики преподавания русского языка сводится зачастую лишь к технологии преподавания предмета, т.е. к практическим рекомендациям относительно того, например, как изучать ту или иную тему, то или иное понятие, как построить цикл уроков, призванных обеспечить реализацию задач изучения раздела, чем руководствоваться при отборе упражнений для урока и т.д.

    Отождествление  методики-науки и методики-технологии не верно по сути: наука предлагает человеку систему знаний, вскрывающую закономерности в процессе обучения русскому языку, и способ их постижения,  технология формирует профессионала, искусно владеющего своим предметом. 

    Среди методов исследования в методике преподавания русского языка одним из основных является экспериментальный.

      Методический эксперимент позволяет  проверить эффективность тех  или иных гипотез относительно  обучения языку. Структура методического  исследования предполагает наличие  следующих этапов: 1) поиск актуальной  проблемы, которая обнаруживается  в процессе анализа результатов усвоения учебного материала учащимися или при проведении лингвистического эксперимента, 2) формулирование рабочей гипотезы исследования, определение задач и содержания предлагаемого нового подхода к обучению, который позволит решить существующую проблему, проведение экспериментального обучения, 3) проверка результатов предлагаемого обучения и констатация факта эффективности его использования в процессе преподавания русского языка. Таким образом, методический эксперимент  выступает в совокупности своих разновидностей: поисковый (ориентирующий), обучающий (формирующий) и констатирующий (контрольный).

Информация о работе Методика преподования руккого языка в школе как наука и учебная дисциплина