Методика преподования руккого языка в школе как наука и учебная дисциплина

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2011 в 19:38, реферат

Описание

Методика русского языка – это наука о содержании, принципах, методах и приемах обучения русскому литературному языку, о путях и условиях усвоения учащимися знаний и навыков по русскому языку в школе. МПРЯ как наука отвечает на следующие вопросы: для чего учить русскому языку? чему учить? как учить? Ответы на данные вопросы – это разрабатываемые учеными-методистами цели и задачи обучения русскому языку, содержание школьного курса русского языка, принципы, методы, приемы и средства обучения.

Работа состоит из  1 файл

279.doc

— 56.00 Кб (Скачать документ)

    Эффективными  методами исследований в методике русского языка являются методы наблюдения, анкетирования, изучения и обобщения  передового опыта работы отдельных учителей русского языка и целых коллективов, изучения методического наследия, школьной документации т.д.  

    Особенности изучения русского языка  в Республике Беларусь

    Факт  существования русского языка в  неродном окружении определенным образом отражается в содержании  школьного курса русского языка и методике его преподавания. При функционировании языка в близкородственном окружении особую значимость приобретает факт учета интерференции, которая может возникать на различных уровнях языка. С этой целью в программе и учебниках по русскому языку для школ Беларуси при изучении каждого раздела обозначено содержание работы по предотвращению возможных случаев неосознанного переноса знаний системы одного языка на другой.

    В школах и классах с белорусским языком обучения, контингент учащихся в которых – носители белорусского языка как родного, основной акцент при обучении русскому языку должен делаться на практическое его усвоение через упражнения и сообщение ученику необходимых дополнительных сведений о функционировании изучаемого явления в русской речи. При этом  суть методики сводится не столько к использованию каких-то специфических методов и приемов, сколько к целесообразному предъявлению содержания обучения.

      Учитывая то, что курс белорусского языка в белорусской школе является опережающим, в условиях близости языковых систем русского и белорусского навыки родного языка должны использоваться при обучении русскому. Перенос навыка при этом возможен в случаях, если факты двух языков совпадают абсолютно и если достаточно четко обозначены границы совпадения или несовпадения. Современные лингвистические исследования в области сопоставительного изучения русского и белорусского языков позволяют учителю организовать процесс обучения русскому языку в белорусской школе таким образом, чтобы ученик овладел и системой изучаемого языка, и особенностями его функционирования относительно родного.

    Не  менее важным при обучении русскому языку в белорусской школе  является учет того, что многие белорусы овладевают русским еще до обучения ему. Стихийно приобретенные навыки общения на русском языке могут оказаться неточными и требуют коррекции, а значит индивидуального учета и подхода при обучении.

    Особого внимания в белорусской школе  требует и работа над устной и  письменной речью. Носитель русского языка приобретает навыки устного общения с детства и к периоду школьного обучения на достаточно высоком уровне владеет нормами устной русской речи. Обучение в школе направлено лишь на развитие их и совершенствование, при этом значительное внимание уделяется развитию письменной речи.  В белорусской школе обе формы речи требуют одинакового внимания.

    Литература

Учебные пособия по курсу

    Методика  преподавания русского языка: Учебное  пособие для студентов / М.Т.Барановв, Т.А.Ладыженская, М.Р.Львов и др. ; Под ред. М.Т.Баранова. – М., 1990.

    Текучев А.В. Методика русского языка в средней  школе. Учебник для студентов. –  М., 1980.

    Мурина  Л.А. Методика русского языка в школах Белоруссии: Учебное пособие. – Мн., 1990.

    Дополнительная  литература

    Хрестоматия по методике русского языка: Рус. яз. как  предмет преподавания. Пособие для  учителей / Сост. А.В.Текучев. – М., 1982.

    Хрестоматия по методике русского языка: Организация  учеб. процесса по рус. яз. в шк.:  Пособие  для учителя /Авт.-сост. Б.Т.Панов, Л.Б.Яковлева. – М., 1982.

    Львов М.Р. Словарь- справочник по методике русского языка: Учеб. пособие для студентов. – М., 1988.

    Текучев А.В. Очерки по методике обучения русскому языку. – М., 1980.

    Супрун  А.Е. Содержание обучения русскому языку  в белорусской школе. – Мн., 1987.

Информация о работе Методика преподования руккого языка в школе как наука и учебная дисциплина