Методика развития устной речи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 18:36, реферат

Описание

Чтобы стать высокообразованным, человек должен овладеть всеми богатствами родного языка. Развитие речи нужно тесно связывать с развитием мышления ребенка. Освоение языка, его грамматического строя дает возможность детям свободно рассуждать, спрашивать, делать выводы, отражать разнообразные связи между предметами и явлениями.
Важнейшей предпосылкой для решения речевых задач является правильная организация обстановки, в которой бы у детей появилось желание говорить, называть окружающее, вступать в речевое общение.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ....................................................................................................................2
Теоретические основы методики развития речи.............................................3
Методическая система развития речи..............................................................7
3. Задачи работы по развитию устной речи.......................................................12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....................................................................................................16
Список использованной литературы....................................................................17

Работа состоит из  1 файл

Методика развития устной речи.Задачи работы по развитию устной речи..docx

— 44.79 Кб (Скачать документ)

 

                                       СОДЕРЖАНИЕ:

 

ВВЕДЕНИЕ....................................................................................................................2

  1. Теоретические основы методики развития речи.............................................3
  2. Методическая система развития речи..............................................................7

3.  Задачи работы по развитию  устной речи.......................................................12

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....................................................................................................16

Список использованной литературы....................................................................17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                              ВВЕДЕНИЕ

     Чтобы стать высокообразованным, человек должен овладеть всеми  богатствами родного языка. Развитие  речи нужно тесно связывать  с развитием мышления ребенка.  Освоение языка, его грамматического  строя дает возможность детям  свободно рассуждать, спрашивать, делать  выводы, отражать разнообразные  связи между предметами и явлениями. 
Важнейшей предпосылкой для решения речевых задач является правильная организация обстановки, в которой бы у детей появилось желание говорить, называть окружающее, вступать в речевое общение. 
      Об одной из общих задач развития речи детей Е. И. Тихеева писала так: «Прежде всего и главнейшим образом надо заботиться о том, чтобы всеми мерами при поддержке слова содействовать формированию в сознании детей богатого и прочного внутреннего содержания, способствовать точному мышлению, возникновению и упрочению значительных по ценности мыслей, представлений и творческой способности комбинировать их. При отсутствии всего этого язык утрачивает свою цену и значение. 
...Сущность слова слагается из его содержания и формы. Гармоническое единение того и другого обусловливает ценность слова».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕТОДИКИ РАЗВИТИЯ РЕЧИ

    1. Предмет методики развития речи

Развитие речи – это не только обогащение словаря и грамматического строя, не только воспитание культуры речи и развитие навыков речевой деятельности во всех ее видах – это еще и развитие чувства языка и языковой интуиции, а в итоге – это развитие всех компонентов языковой способности.

Задачи методики развития речи:

  1. изучение закономерностей усвоения речи;
  2. исследование принципов и методов речевого развития школьников;
  3. определение содержания школьного обучения родному языку, которое способствовало бы речевому развитию ребенка;
  4. создание методической системы речевого развития учащихся.

 

    1. Язык и речь

В лингвистике  принято различать понятия язык и речь. Впервые это различие ввел в лингвистическую науку швейцарский ученый Фердинанд де Соссюр. Он считал язык и речь двумя сторонами более общего явления – речевой деятельности. Данные явления взаимно связаны и не существуют друг без друга, в то же время между ними существуют различия, которые сводятся к следующему.

Язык  – это система знаков, служащая средством человеческого общения  и мышления.

Речь  – это деятельность человека по использованию языка в целях  общения и мышления.

1. Речь  – это явление реальное, существующее в действительности либо в устной, либо в письменной форме. Язык же представляет собой явление потенциальное, что означает возможность для человека с детства овладеть языком. Человек, чтобы овладеть языком, должен находиться в условиях человеческого общества, где ему обеспечена речевая среда.

2. Язык  – явление социальное. Он возник  в человеческом обществе из  потребностей людей общаться, передавать  свои мысли и опыт. Речь же  – индивидуальное явление, ибо каждый человек выражает свои мысли, чувства, свою волю.

3. Поскольку  речь индивидуальна, она субъективна; язык же объективен: его нормы обязательны для всех говорящих на данном языке.

4. Речь ситуативно обусловлена, а язык независим от ситуации общения. Речь всегда целенаправленна и обусловлена ситуацией общения. Следует обучать детей выбору языковых средств, исходя из конкретной ситуации общения.

1.3 Формы речи. Виды речи.

Язык  и речь – это две стороны  речевой деятельности, которая включает в себя два противоположных процесса – процесс порождения речи и процесс  ее восприятия.

Речь  существует в двух формах – устной и письменной. При этом устная форма  речи первична, письменная – вторична.

Устная  речь – громко произносимая и воспринимаемая на слух, а письменная – это речь, закодированная с помощью графических  знаков и воспринимаемая с помощью  органов зрения.

Устная  речь обладает средствами звуковой выразительности: интонацией, темпом, силой и тембром  звучания, паузами и логическим ударением.

К устной форме речи относятся такие виды речевой деятельности (виды речи), как говорение и слушание.

К письменной форме речи относятся такие виды речевой деятельности, как письмо и чтение.

                      1.4 Этапы порождения речи.

Речь  – это деятельность по использованию  языка в целях общения.

Принято выделять четыре этапа любой деятельности:

  1. этап ориентировки в условиях деятельности;
  2. этап выработки плана действия в соответствие с результатами ориентировки;
  3. этап осуществления этого плана;
  4. этап контроля.

Рассмотрим структуру речевого акта.

1.Этап ориентировки. Речевой акт возможен только тогда, когда сложилась или специально создана речевая ситуация, ситуация общения. Речевые ситуации бывают естественные, которые складываются в результате общения людей, и искусственные, которые создаются специально в целях обучения и речевого развития.

Задача  учителя – создавать такие  речевые ситуации на уроке, которые  обладали бы большим развивающим  потенциалом и порождали бы у  учащихся мотив речи.

Речь, являясь  средством мышления, оказывает решающее влияние на общее развитие и одновременно зависит от этого развития.

2. Этап планирования. На этом этапе происходит определение темы высказывания и основной мысли. Кроме того, определяется и план высказывания в целом, его структура, композиция.

3. Этап реализации высказывания. Он состоит из двух частей:

а) Лексическое и грамматическое структурирование. Это выбор слов для высказывания. Лексическое структурирование осуществляется путем извлечения из памяти говорящего сначала частей речи, а затем внутри частей речи происходит отбор тематической лексики, т.е. слов, соответствующих теме данного высказывания и избранному стилю речи. Грамматическое конструирование – это расположение отобранных слов в нужной последовательности и их грамматическое связывание.

4. Этап контроля. Говорящий оценивает результат своей речи, ее эффект.

 

 

 

                               1.5 Этапы речевого акта.

1.Ориентировка. Детей следует обучать ориентировке в ситуации общения, на основе которой затем будут выбраны определенные языковые средства.

2. Планирование. Планированию будущего высказывания всегда придавалось большое значение. Умения определить тему, основную мысль текста, являются основными речевыми умениями, которые формируются в процессе обучения родному языку.

3. Реализация.

а) в процессе обучения языку следует обогащать  лексический запас и грамматический строй речи учащихся.

б) следует  обучать детей нормам устной и  письменной речи, уделяя особое внимание орфоэпии, орфографии, обучению интонации  и средствам выразительности.

4. Контроль. В школе важно вести работу по предупреждению и устранению речевых ошибок, целенаправленно формировать навыки осознанного чтения и понимания текстов.

Вывод: в формировании и развитии нуждается звуковой строй речи, лексико-грамматический строй (обогащение словарного запаса и грамматического строя), связная речь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    2. МЕТОДИЧЕСКАЯ СИСТЕМА РАЗВИТИЯ РЕЧИ


 


 

 



 

 

2.1 Закономерности усвоения речи.

Ученый-методист Л.П. Федоренко открыла и сформулировала основные закономерности усвоения речи:

  • от натренированности мускулатуры органов речи;
  • от понимания ребенком лексических и грамматических значений языковых единиц;
  • от развития у ребенка восприимчивости к выразительности речи;
  • от развития чувства языка как способности запоминать нормы употребления языковых единиц в речи;
  • усвоение письменной речи обусловлено развитием речи устной;
  • темп обогащения речи убыстряется по мере совершенствования речетворческой системы ребенка.

 

2.2 Принципы речевого  развития.

Среди важных дидактических принципов следует назвать принцип преемственности и перспективности, принцип непрерывности, системности.

Важнейшие функции языка – функция общения, познания и мышления, функция передачи знаний и культуры из поколения в  поколение.

Совокупность  частнометодических принципов речевого развития составляют: принцип градуальности, принцип опоры на алгоритмы речи, принцип единства изучения языка  и обучения речи, принцип целостности  процесса формирования лексико-грамматического  строя.

2.2.1 Коммуникативный принцип обучения  языку

Коммуникативность как одно из личностных качеств называется среди важнейших в структуре личности, а формирование и развитие этого качества – одной из проблем обучения русскому языку.

Не случайно в государственных стандартах по русскому языку уделено значительное место задаче формирования коммуникативной  компетенции учащихся. Решение этой задачи предполагает не только усвоение знаний о речи, ее функциях, но и развитие умений в области четырех основных видов речевой деятельности (говорения, слушания и понимания, чтения, письма).

Разрабатывая  средства формирования речевых умений и навыков школьников, следует  помнить о двух сторонах работы над  развитием речи:

  1. формирование у учащихся правильной речи;
  2. формирование хорошей, коммуникативной речи.

2.2.2. Когнитивный принцип

Связь языка  и мышления является важнейшей закономерностью, из которой вытекает когнитивный  принцип развития речи.

Отсюда  следует, что процесс речевого развития, должен быть неразрывно связан с развитием  мышления, с обучением таким мыслительным операциям, как анализ, синтез, сравнение, аналогия, обобщения. Следует так  организовать процесс обучения родному  языку, чтобы для ребенка он был связан с познанием окружающего мира, культуры и самого себя.

2.2.3. Принцип градуальности

Этот  принцип – важнейший принцип  развивающего обучения родному языку  и речи.

Градуальность – это расчлененность системы  обучения на несколько комплексов (средств, методов, форм, приемов одного типа), ориентированных на разные этапы обучения, с постепенным нарастанием объема сообщаемых знаний, с усложнением их характера и форм подачи в зависимости от ступени обучения, от степени развития речи учащихся.

Градуальность – это точная «дозировка» учебной  информации и точный отбор оптимальных  методов обучения.

Принцип градуальности лежит в основе отбора дидактического материала для  уроков развития речи.

Принцип градуальности определяет:

  • соответствие приемов и методов возрастным особенностям детей;
  • соответствие средств обучения этапу обучения;
  • степень доступности используемых средств для конкретной группы учащихся в соответствие с уровнем развития их речи.

Информация о работе Методика развития устной речи