Методика развития устной речи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 18:36, реферат

Описание

Чтобы стать высокообразованным, человек должен овладеть всеми богатствами родного языка. Развитие речи нужно тесно связывать с развитием мышления ребенка. Освоение языка, его грамматического строя дает возможность детям свободно рассуждать, спрашивать, делать выводы, отражать разнообразные связи между предметами и явлениями.
Важнейшей предпосылкой для решения речевых задач является правильная организация обстановки, в которой бы у детей появилось желание говорить, называть окружающее, вступать в речевое общение.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ....................................................................................................................2
Теоретические основы методики развития речи.............................................3
Методическая система развития речи..............................................................7
3. Задачи работы по развитию устной речи.......................................................12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....................................................................................................16
Список использованной литературы....................................................................17

Работа состоит из  1 файл

Методика развития устной речи.Задачи работы по развитию устной речи..docx

— 44.79 Кб (Скачать документ)

2.2.4. Принцип единства изучения языка и обучения речи.

Этот  принцип предполагает обучение единицам языка в единстве значения, формы и функции. Развивающий эффект речевой среды значительно выше там, где изучение языка и обучения речи представляют собою единый учебный процесс на уроках русского языка.

2.2.5. Принцип целостности процесса формирования лексико-грамматического строя речи.

Данный  принцип определяет необходимость формирования лексического запаса и грамматического строя речи в единстве и взаимосвязи.

Одним из этапов порождения высказывания является процесс отбора лексики для выражения  мысли и одновременное грамматическое связывание слов. Методически важно  вести изучение слова в единстве его значения и его функции в речи.

2.2.6. Принцип сопоставления и дифференциации единиц языка в процессе речевого выбора.

Лингвистической закономерностью является наличие  в языке парных (бинарных) явлений  и понятий.

Из этой закономерности вытекает методический принцип сопоставления и дифференциации единиц языка.

Так, бинарными  являются понятия:

    • устная/ письменная речь;
    • гласные/согласный звуки;
    • ударный/безударный гласный;
    • простое/сложное
    • одушевленное/неодушевленное

Усвоение  таких понятий по принципу сопоставления и дифференциации обеспечивает формирование лингвистической компетенции учащихся. На этом принципе основано изучение синонимии, антонимии.

Этот  принцип необходим на всех уровнях  языковой способности:

  1. на лексическом (выбор слова)
  2. на грамматическом
  3. на уровне текста (выбор типа текстов, стиля)

 

2.3 Методы и приемы  развития речи учащихся

Рецептивный

Репродуктивный

Продуктивный

 

Полный

Неполный

Исследовательский

Творческий

 

Приемы

 

Рассказ учителя.

Изложение и пересказ текста.

Проблемное изложение знаний.

Сочинение по заданной теме.

Чтение правил и памяток.

Работа с деформированным текстом.

Самостоятельное толкование значения слов.

Создание текста на аналогичную тему.

Наблюдение над языком и речью.

Анализ слова, текста (по памятке).

Определение темы, основной мысли.

Сочинение загадок, историй, пословиц.

Показ алгоритма, порождение и восприятие текстов, применение текстов.

Подбор синонимов, антонимов, однокоренных слов.

Составление плана, заголовка.

Сочинение продолжения известной  сказки.


 

В методической системе речевого развития школьников выделяют три типа методов.

  • рецептивный – используется при формировании речеведческих понятий, знаний о речи и способах речевой деятельности;
  • репродуктивный – направлен на овладение алгоритмами восприятия речи, используется при формировании речевых умений и навыков.
  • Продуктивный – обеспечивает развитие умений в речевой деятельности и творческих речевых способностях учащихся.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

               3.  ЗАДАЧИ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ УСТНОЙ РЕЧИ

     Когда мы будем конкретизировать  общую задачу формирования правильной  устной речи и выделять составляющие  ее частные задачи, то всегда  будем подразумевать это единство  смыслового содержания и правильной  формы речи детей. Таких частных  задач, соответствующих основным компонентам языка и речи, можно выделить семь.                                                                                                       
       1. Развитие словаря. В период дошкольного детства усваиваются слова из основного словарного фонда языка, отбор их зависит от словаря окружающих, от ориентировки ребенка в окружающем мире и т. д. 
     В детском саду существует программа словарной работы, ориентирующая воспитателя на отбор прежде всего такого словаря, который нужен для нормального общения ребенка с окружающими и который стихийным путем приобретается им медленно, с трудом, с ошибками. Воспитатель специальными приемами добивается, чтобы дети не только знали и понимали смысл необходимых слов, но и активно использовали их в своей речи, чтобы у них развивались интерес и внимание к слову (Почему так говорят? Можно ли так сказать? Как сказать лучше, точнее?). 
     Воспитывая культуру устной речи, необходимо отучать детей от грубых выражений или слов просторечных, заменяя их литературными. Словарная работа осуществляется в связи с ознакомлением детей с окружающим. Сообщение слова, обозначающего какой-нибудь предмет или явление, происходит во время общего учебно-воспитательного процесса ознакомления с этим объектом. 
       2. Формирование грамматической стороны речи. Словарь является строительным материалом для языка. Грамматика устанавливает нормы изменения слов и способы их соединения в предложении. Кроме того, она определяет конструктивные модели языка (словообразовательные, словоизменительные). 
      Ребенок слышит от окружающих грамматически оформленную речь. Осмысливая услышанное, он усваивает грамматический строй, познает модели языка. Воспитатель организует разнообразную речевую практику детей, включая в систему обучения языку упражнения, которые привлекали бы внимание детей к наиболее сложным и необходимым для них конструкциям, закрепляли бы определенные правила морфологии и синтаксиса родного языка («Помечтаем, что было бы...» — упражнение в употреблении сослагательного наклонения; «Отгадай, чего не хватает?»— упражнение в употреблении существительных в родительном падеже; «Я начну, а ты закончи!»— упражнение в употреблении распространенных предложений и т. д.). 
Воспитатель знакомит детей с новыми для них грамматическими формами, закрепляет правильное употребление наиболее трудных форм, в конечном итоге вырабатывает привычку говорить грамматически правильно. 
       3. Воспитание звуковой культуры речи. Прежде всего ребенок должен овладеть звуковым строем языка, правильным звукопроизношением. Работа над звуковой стороной речи основывается на данных русской фонетики и орфоэпии. Ребенок, подражая и учась, целенаправленно (под воздействием взрослых) усваивает систему ударений в словах, интонационный строй родного языка, произношение слов. Очень важно научить ребенка и культуре поведения в процессе речевого общения, сделать правильную речевую манеру устойчивой привычкой (приветливый тон, поза внимания и взгляд, обращенный к собеседнику, умение держать себя в новом обществе и т. д.). 
      Важнейшее качество звучащей речи — ее выразительность. Н. К. Крупская говорила о воспитании у детей этого качества, его значении в их будущей, взрослой жизни, когда каждому придется выступать перед аудиторией, быть оратором. Она подчеркивала, что нужно не сдерживать и подавлять, а развивать естественную выразительность речи детей, вот тогда чаще удастся встретить оратора, «речь которого полна выражения, глаза которого загораются, на лице и в жесте которого отражаются его мысли и чувства...» 
Дошкольный возраст — благодатная пора для выработки таких речевых привычек и способностей. 
       4. Формирование разговорной (диалогической) речи: умения детей слушать и понимать обращенную к ним речь, поддерживать разговор, отвечать на вопросы и спрашивать. Уровень связной разговорной речи зависит от состояния словаря ребенка и от того, насколько он овладел грамматическим строем языка. Разговорная речь как речь с собеседником предполагает также умение культурно вести себя во время беседы, быть тактичным, сдержанным. Воспитатель влияет на содержательность детских разговоров, поощряет желание узнавать друг у друга что-то новое. Воспитатель должен подсказать детям, что, если расспрашивать взрослых об их труде, отдыхе и т. д., можно узнать много интересного. 
       5. Обучение рассказыванию (монологической речи). Овладение монологической речью очень важно для подготовки детей к школе, где этот навык будет закрепляться. Связная речь способствует формированию мышления, различных его качеств. Кроме того, рассказ ребенка помогает выявить запас его слов, умение строить фразы, композиционно оформлять содержание. У детей формируется умение слушать устные рассказы, не всегда сопровождаемые показом, понимать их, затем подражать прослушанному — пересказывать. 
В дошкольном возрасте детей также учат самим составлять простейшие рассказы, в содержании и форме которых должны проявляться самостоятельность и творческая активность ребенка. 
В детском саду воспитывается умение рассказывать неторопливо, обдумывая свои мысли, обращаясь к слушателям, а также умение выступать перед незнакомой аудиторией (на празднике, в присутствии взрослых, в другой группе), что способствует совершенствованию речи, развивает находчивость, навыки поведения в коллективе. 
       6. Ознакомление с художественной литературой. В дошкольном учреждении детей знакомят с лучшими произведениями детской литературы. Воспитатель формирует у детей некоторые элементарные умения: слушать и понимать художественные произведения, высказывать суждения об их героях. Дети должны научиться запоминать и выразительно читать наизусть небольшие доступные по содержанию стихотворения. Все эти задачи тесно связаны с воспитанием нравственного облика и эстетических чувств детей. 
Воспитателю нужно пробудить у каждого ребенка интерес к чтению и рассматриванию иллюстраций, научить правильно обращаться с книгой, делиться своими знаниями с товарищами. Нужно добиться, чтобы в детском саду художественное слово было постоянным спутником детей, звучало в повседневной разговорной речи и в праздничной обстановке, заполняло досуг, оживая в инсценировках, играх-драматизациях, кинофильмах. 
       7. Подготовка детей к обучению грамоте. Вся педагогическая работа по развитию речи ребенка в детском саду подготавливает его к обучению в школе, где необходимы правильная устная речь, умение слушать других, вникать в содержание их речи, при необходимости дополнить или исправить ответ товарища. Речь становится предметом анализа детей, что представляет для них большую трудность. Для успешного учения в школе наибольшее значение имеют следующие качества: умение слышать сказанное педагогом, умение ясно, точно, грамматически правильно выражать свои мысли в распространенных предложениях, небольших связных рассказах. Эти умения целенаправленно формируются у детей в основном в старшей и подготовительной к школе группах. Наряду с этим с детьми шести лет проводится работа по подготовке к овладению грамотой. Дети занимаются звуковым анализом речи, составляют предложения из двух — четырех слов и т. д.

 

 

 

 

 

 

 

 

                                              ЗАКЛЮЧЕНИЕ 
     Итак, мы выделяем семь основных задач развития речи детей. Большинство задач решается во всех возрастных группах детского сада, только конкретное содержание их различно: оно зависит от возрастных возможностей детей. Каждая из указанных задач имеет и образовательную и воспитательную сторону. В процессе развития речи происходит формирование умственных качеств личности, решаются важные задачи нравственного, эстетического воспитания. 
     Решение каждой из задач не может осуществляться изолированно. Так, обучая детей грамматически правильной речи (упражнение «Кого не стало?»), приходится обращать внимание на звуковую сторону речи, следить за правильным смысловым употреблением слов и т. д. Но при этом основной, заранее запланированной задачей данного упражнения остается формирование грамматической стороны речи. Для нее были подобраны специальные приемы обучения, другие же задачи решались попутно. 
     Такое четкое выделение основных задач отчасти условно, но необходимо в практике. Знание важнейших задач по развитию речи облегчает еженедельное планирование работы, поскольку осуществлению каждой из них можно заранее отвести постоянное место в режиме дня. 
     Содержание каждой задачи имеет свою специфику и требует продуманного подбора наиболее подходящих методов и приемов обучения. Зная, какая задача на данном занятии по развитию речи является основной, воспитатель будет целенаправленно воздействовать на речь детей, сосредоточивая их внимание на определенном качестве речи (например, правильно изменять слова в родительном падеже: нет медведей, цыплят и т. д.). 
     Таким образом, знание основных задач развития речи не является формальным требованием, оно необходимо для правильной организации работы.

 

 

              СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика  развития речи и обучения родному  языку. -М., 2000.

2. Алексеева М.М., Яшина В.И. Речевое  развитие дошкольников. -М., 1999.

3. Баранов  М.Т., Ладыженская Т.А., Львов М.Р.  и др. Методика преподавания русского  языка. / Под ред. М.Т. Баранова - М.: Просвещение, 1990.

4. Выготский  Л.С. Мышление и речь. - М., 1996.

5. Кудрявцева Е. Использование загадок в дидактической игре (старший дошкольный возраст) // Дошк. воспитание.-1986.-№9.-С.23-26.

6. Львов М. Р., Рамзаева Т. Г., Светловская Н. Н. Методика обучения русскому языку в начальных классах. - М.: Просвещение, 1987.

7. Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста.-М.,2003

8. Развитие речи детей дошкольного возраста /Под ред. Ф.А. Сохина -М.: Просвещение, 1984.

9. Тихеева Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста). -М.,Просвещение, 1981

10. Ушакова О. Развитие речи детей 4-7 лет //Дошк. воспитание.-1995.-№1.

11. Ушакова О., Струнина Е. Методики выявления уровня речевого развития детей старшего дошкольного возраста // Дошк. воспитание.-1998.-№9

12. Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников. - М., 2001.


Информация о работе Методика развития устной речи