Методология и методы педагогических исследований

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 16:50, контрольная работа

Описание

Методологию педагогических исследований можно определить как учение о принципах, методах и процедурах познания и преобразования педагогической действительности. Великий русский педагог К.Д.Ушинский справедливо отмечал: “Если педагогика хочет воспитать человека во всех отношениях, то она прежде должна узнать его тоже во всех отношениях”.

Объектами научно-педагогического исследования являются педагогические системы, явления, процессы (воспитание, образование, развитие и формирование личности). Предмет педагогических исследований — совокупность элементов, связей, отношений в конкретной области педагогического объекта, в которой выделяется проблема, требующая решения.

Работа состоит из  1 файл

Педагогика.doc

— 61.50 Кб (Скачать документ)
  1. Методология и методы педагогических исследований

Методологию педагогических исследований можно определить как  учение о принципах, методах и  процедурах познания и преобразования педагогической действительности. Великий  русский педагог К.Д.Ушинский справедливо отмечал: “Если педагогика хочет воспитать человека во всех отношениях, то она прежде должна узнать его тоже во всех отношениях”.

Объектами научно-педагогического  исследования являются педагогические системы, явления, процессы (воспитание, образование, развитие и формирование личности). Предмет педагогических исследований — совокупность элементов, связей, отношений в конкретной области педагогического объекта, в которой выделяется проблема, требующая решения.

Научные исследования в педагогике, как и во многих других науках, подразделяются на фундаментальные и прикладные. Фундаментальные педагогические исследования раскрывают закономерности процессов обучения и воспитания. Они направлены на углубление научных знаний, на развитие методологии науки, на открытие новых областей теоретических знаний. Фундаментальные научные исследования не преследуют достижения практических целей. Прикладные исследования связывают науку и практику. Они решают отдельные конкретные теоретические и практические задачи, связанные с осуществлением образования и воспитания. Как правило, прикладные педагогические исследования завершаются созданием программ, изданием учебников и учебных пособий, разработкой инструктивно-методических материалов и рекомендаций по обучению и воспитанию.

В педагогических исследованиях принято выделять четыре уровня методологии:

1. Философский  уровень (диалектический материализм,  прагматизм, позитивизм, экзистенциализм  и др.).

2. Общенаучный  уровень (концепции, применяемые  в различных науках).

3. Конкретный  научный уровень (исходные теоретические концепции).

4. Технологический  уровень (методика и техника  проведения конкретных исследований).

Перейдем непосредственно  к рассмотрению главных элементов  методологии педагогических исследований, начиная с принципов методологии. Под методологическими принципами научно-педагогического исследования будем понимать требования, предъявляемые к этим исследованиям. К основным принципам относятся следующие:

1. Исходить из  объективности и детерминированности  педагогических явлений (т.е. они существуют и развиваются в силу действия внутренних, объективных законов, противоречий и причинно-следственных связей).

2. Осуществлять  целостный подход в изучении  педагогических явлений и процессов.

3. Исследовать  объекты в их развитии.

4. Изучать различные элементы педагогики не изолированно, а во взаимосвязи с другими явлениями и процессами.

В педагогических исследованиях используются определенные методы. Эти методы можно подразделить на общенаучные и конкретно-научные, последние в свою очередь подразделяются на теоретические и эмпирические.

Научно-педагогические исследования проводятся в определенной последовательности. Вначале уясняется  проблема и формулируются общие  и промежуточные цели исследования. Затем выбирается исходная концепция, опорные теоретические положения, методологический подход и прогнозируются предполагаемые результаты исследования. На следующем этапе осуществляется построение гипотезы исследования, т.е. формируется теоретическая конструкция, истинность которой предстоит доказать. После этого определяют методы исследования и диагностируют исходное состояние объекта исследования. И наконец, проводится эксперимент и анализируются, интерпретируются и оформляются его результаты. На заключительном этапе вырабатываются практические рекомендации.

Таким образом, структура научно-педагогических исследований имеет свою логику и может быть представлена в виде системы взаимосвязанных  этапов.

К традиционным методам относятся наблюдение, изучение опыта, первоисточников, анализ школьной документации, изучение ученического творчества, беседы-методы, доставшиеся современной педагогике в наследство от исследователей, стоявших у истоков педагогической науки.

Наблюдение –  наиболее распространенный и доступный  метод изучения педагогической практики. Под научным наблюдением понимается специально организованное восприятие исследуемого объекта, процесса или явления в естественных условиях. Для повышения эффективности наблюдения оно должно быть длительным, систематическим, разносторонним, объективным и массовым.

Изучение опыта  – еще один издавна применяемый  метод педагогического исследования. В широком смысле означает организованную, познавательную деятельность, направленную на установление исторических связей воспитания, вычленение общего, устойчивого  в учебно-воспитательных системах. В современном, несколько более суженном смысле этот метод понимают как изучение передового опыта творчески работающих педагогических коллективов, отдельных учителей. В процессе научно–педагогических исследований изучают школьную документацию, характеризующую учебно-воспитательный процесс. В ней содержится масса объективных данных, помогающих устанавливать причинно–следственные зависимости, взаимосвязи между изучаемыми явлениями Изучение документации дает, например, ценные статистические данные для установления связи между состоянием здоровья и успеваемостью тем, как составлено расписание и работоспособностью учеников и т. д. Изучение школьной документации обязательно сочетается с другими методами.

Изучение ученического творчества – домашних и классных работ по всем учебным предметам, сочинений, рефератов, отчетов, результатов эстетического и технического творчества о многом скажет опытному преподавателю. Индивидуальные особенности учеников, наклонности и интересы, отношение к делу и своим обязанностям, уровень развития старательности, прилежания и других качеств, мотивы деятельности – это лишь небольшой перечень воспитательных аспектов, где можно с успехом применять этот метод.

К традиционным методам педагогических исследований относятся беседы. В беседах, диалогах, дискуссиях выявляются отношения людей, их чувства и намерения, оценки и позиции. Исследователи всех времен в беседах получали такую информацию, какую никакими другими способами получить невозможно. Педагогическая беседа как метод исследования отличается целенаправленными попыткам и исследователя проникнуть во внутренний мир собеседника, выявить причины тех или иных его поступков.

Вce перечисленные  традиционные методы взаимодополняют  друг друга и применяются в  комплексе.

Один из современных  методов педагогического исследования –педагогический эксперимент. Пeдaгoгичecкий  экcпepимeнт – это научно поставленный опыт преобразования педагогического  процесса в точно учитываемых  условиях. В отличие от методов, лишь регистрирующих то, что существует, эксперимент в педагогике имеет созидательный характер. Экспериментальным путем, например, пробивают дорогу в практику новые приемы, методы, формы, системы учебно-воспитательной деятельности.

Эксперимент –  это по сути строго контролируемое педагогическое наблюдение, с той лишь разницей, что экспериментатор наблюдает процесс, который он сам целесообразно и планомерно осуществляет.

Педагогический  эксперимент может охватывать группу учеников, класс, школу или несколько  школ Исследования могут быть длительными и краткосрочными в зависимости от темы и цели. Эксперимент проводится для того, чтобы проверить возникшую гипотезу.

Надежность экспериментальных  выводов прямо зависит от соблюдения условий эксперимента. Все факторы, кроме проверяемых, должны быть тщательно уравнены. Если, например, проверяется эффективность нового приема, то условия обучения, кроме проверяемого приема, необходимо сделать одинаковыми, как в экспериментальном, так и в контрольном классе.

Проводимые педагогами эксперименты многообразны. Их классифицируют по различным признакам – направленности, объектам исследования, месту и времени проведения и т. д.

Пользуется популярностью  в педагогической среде метод  тестирования. Слово "тест" в переводе с английского означает “задача, испытание”. Педагогическое тестирование – целенаправленное, одинаковое для всех испытуемых обследование проводимое в строго контролируемых условиях, позволяющее объективно измерять изучаемые характеристики педагогического процесса. От других способов обследования тестирование отличается точностью, простотой, доступностью, возможностью автоматизации.

Процессы воспитания, образования имеют коллективный характер. Наиболее часто применяемые  методы их изучения – массовые опросы участников данных процессов, проводимые по определенному плану. Эти вопросы могут быть устными – (интервью) или письменными (анкетирование).

Анкетирование – метод массового сбора материала  с помощью специально разработанных  опросников, называемых анкетами.

Педагогов анкетирование  привлекло возможностью быстрых массовых опросов учеников, учителей, родителей, дешевизной методики и возможностью автоматизированной обработки собранного материала. Анкетирование непременно сочетается с другими методами исследования. 

  1. Структура и особенности  принципов наглядности обучения

Наглядность не сводится к простому изображению  или иллюстрированию изучаемого явления, а представляет собой более  широкий комплекс средств, методов, приемов, обеспечивающих, с одной  стороны, более четкое •и ясное восприятие сообщаемых знаний, а с другой стороны, формирует представление о взаимосвязи изучаемых явлений с реальной практикой.  
В процессе обучения сложным двигательным действиям наглядность занимает особое место:

  • она необходима для создания у учеников в процессе обучения правильных представлений о наиболее рациональных способах действий, взаимосвязи конкретных действий с целостной системой движений в соревновательном поединке и т.д.;
  • она необходима в тех случаях, когда в процессе обучения создаются конкретные проблемные ситуации, которые требуют от учеников умения применять теоретические знания в условиях, максимально приближенных к реальной практике;
  • в совокупности с практическими действиями наглядность является формой непосредственной подготовки учеников к активной, сознательной и творческой деятельности в процессе тренировочных занятий и на соревнованиях.

Реализация принципа наглядности требует:

  • сопровождения показа тех или иных упражнений, элементов техники и тактики словесным комментарием, который позволяет организовать процесс восприятия должным образом и акцентировать внимание учеников на существенных Признаках изучаемого движения;
  • обеспечения при объяснении восхождения от наблюдения единичных особенностей движений (приемов) к осознанию признаков, общих для движений (приемов) данного класса, подкласса, группы и т. д. в соответствии с классификацией элементов техники и тактики единоборств и специальных упражнений бойца, а также к осознанию понятий и закономерностей способов выполнения изучаемых движений, т. е. для реализации данного принципа необходимо обеспечить не только наглядность факта, но и наглядность закономерностей.

При обучении двигательным действиям принцип наглядности  требует соблюдения ряда требований:

  • формирование представлений об изучаемом двигательном действии должно осуществляться в определенной последовательности от смысла системы действий к смыслу отдельного действия и от него — к смыслу составляющих это действие операций;
  • при изучении двигательных действий необходимо добиваться четкого понимания значения каждой изучаемой операции, каждой фазы движения;
  • для формирования полноценного представления об изучаемом действии ученик должен не только увидеть, но и прочувствовать особенности выполнения этого действия, сформировать двигательное представление о нем, т. е. соединить образ мышечного ощущения со словом, которое его обозначает;
  • формирование содержательного (технического) аспекта представления об изучаемом действии должно осуществляться от внешнего образа действия к образу его внутренней динамической структуры (взаимодействие работы нервно-мышечного аппарата);
  • для качественного усвоения материала необходимо обеспечить восхождение от овладения способом решения отдельной двигательной задачи к умению конструировать двигательные задачи определенного типа, путем наглядной демонстрации метода конструирования на конкретном примере.
  1. Классификация средств обучения. Выбор средств обучения

Средства обучения в дидактике используется для  того, чтобы обозначить тот или иной компонент процесса обучения. Они имеют большое значение для реализации управленческой и информационной функции учителя. Кроме того, они представляют собой материальные или идеальные объекты, используемые для освоения новых знаний, практической и познавательной деятельности и формирования опыта. Классификация средств обучения неоднозначна, поэтому у разных ученых есть разные подходы к данному вопросу. Средства профессионального обучения - это орудия, которые используют в своей деятельности учитель и ученики.

Информация о работе Методология и методы педагогических исследований