Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 16:50, контрольная работа
Методологию педагогических исследований можно определить как учение о принципах, методах и процедурах познания и преобразования педагогической действительности. Великий русский педагог К.Д.Ушинский справедливо отмечал: “Если педагогика хочет воспитать человека во всех отношениях, то она прежде должна узнать его тоже во всех отношениях”.
Объектами научно-педагогического исследования являются педагогические системы, явления, процессы (воспитание, образование, развитие и формирование личности). Предмет педагогических исследований — совокупность элементов, связей, отношений в конкретной области педагогического объекта, в которой выделяется проблема, требующая решения.
Методологию педагогических исследований можно определить как учение о принципах, методах и процедурах познания и преобразования педагогической действительности. Великий русский педагог К.Д.Ушинский справедливо отмечал: “Если педагогика хочет воспитать человека во всех отношениях, то она прежде должна узнать его тоже во всех отношениях”.
Объектами научно-педагогического исследования являются педагогические системы, явления, процессы (воспитание, образование, развитие и формирование личности). Предмет педагогических исследований — совокупность элементов, связей, отношений в конкретной области педагогического объекта, в которой выделяется проблема, требующая решения.
Научные исследования в педагогике, как и во многих других науках, подразделяются на фундаментальные и прикладные. Фундаментальные педагогические исследования раскрывают закономерности процессов обучения и воспитания. Они направлены на углубление научных знаний, на развитие методологии науки, на открытие новых областей теоретических знаний. Фундаментальные научные исследования не преследуют достижения практических целей. Прикладные исследования связывают науку и практику. Они решают отдельные конкретные теоретические и практические задачи, связанные с осуществлением образования и воспитания. Как правило, прикладные педагогические исследования завершаются созданием программ, изданием учебников и учебных пособий, разработкой инструктивно-методических материалов и рекомендаций по обучению и воспитанию.
В педагогических исследованиях принято выделять четыре уровня методологии:
1. Философский
уровень (диалектический
2. Общенаучный
уровень (концепции,
3. Конкретный научный уровень (исходные теоретические концепции).
4. Технологический
уровень (методика и техника
проведения конкретных
Перейдем непосредственно
к рассмотрению главных элементов
методологии педагогических исследований,
начиная с принципов
1. Исходить из
объективности и
2. Осуществлять
целостный подход в изучении
педагогических явлений и
3. Исследовать объекты в их развитии.
4. Изучать различные элементы педагогики не изолированно, а во взаимосвязи с другими явлениями и процессами.
В педагогических
исследованиях используются определенные
методы. Эти методы можно подразделить
на общенаучные и конкретно-
Научно-педагогические исследования проводятся в определенной последовательности. Вначале уясняется проблема и формулируются общие и промежуточные цели исследования. Затем выбирается исходная концепция, опорные теоретические положения, методологический подход и прогнозируются предполагаемые результаты исследования. На следующем этапе осуществляется построение гипотезы исследования, т.е. формируется теоретическая конструкция, истинность которой предстоит доказать. После этого определяют методы исследования и диагностируют исходное состояние объекта исследования. И наконец, проводится эксперимент и анализируются, интерпретируются и оформляются его результаты. На заключительном этапе вырабатываются практические рекомендации.
Таким образом,
структура научно-
К традиционным методам относятся наблюдение, изучение опыта, первоисточников, анализ школьной документации, изучение ученического творчества, беседы-методы, доставшиеся современной педагогике в наследство от исследователей, стоявших у истоков педагогической науки.
Наблюдение – наиболее распространенный и доступный метод изучения педагогической практики. Под научным наблюдением понимается специально организованное восприятие исследуемого объекта, процесса или явления в естественных условиях. Для повышения эффективности наблюдения оно должно быть длительным, систематическим, разносторонним, объективным и массовым.
Изучение опыта
– еще один издавна применяемый
метод педагогического
Изучение ученического творчества – домашних и классных работ по всем учебным предметам, сочинений, рефератов, отчетов, результатов эстетического и технического творчества о многом скажет опытному преподавателю. Индивидуальные особенности учеников, наклонности и интересы, отношение к делу и своим обязанностям, уровень развития старательности, прилежания и других качеств, мотивы деятельности – это лишь небольшой перечень воспитательных аспектов, где можно с успехом применять этот метод.
К традиционным методам педагогических исследований относятся беседы. В беседах, диалогах, дискуссиях выявляются отношения людей, их чувства и намерения, оценки и позиции. Исследователи всех времен в беседах получали такую информацию, какую никакими другими способами получить невозможно. Педагогическая беседа как метод исследования отличается целенаправленными попыткам и исследователя проникнуть во внутренний мир собеседника, выявить причины тех или иных его поступков.
Вce перечисленные традиционные методы взаимодополняют друг друга и применяются в комплексе.
Один из современных
методов педагогического
Эксперимент – это по сути строго контролируемое педагогическое наблюдение, с той лишь разницей, что экспериментатор наблюдает процесс, который он сам целесообразно и планомерно осуществляет.
Педагогический эксперимент может охватывать группу учеников, класс, школу или несколько школ Исследования могут быть длительными и краткосрочными в зависимости от темы и цели. Эксперимент проводится для того, чтобы проверить возникшую гипотезу.
Надежность экспериментальных выводов прямо зависит от соблюдения условий эксперимента. Все факторы, кроме проверяемых, должны быть тщательно уравнены. Если, например, проверяется эффективность нового приема, то условия обучения, кроме проверяемого приема, необходимо сделать одинаковыми, как в экспериментальном, так и в контрольном классе.
Проводимые педагогами эксперименты многообразны. Их классифицируют по различным признакам – направленности, объектам исследования, месту и времени проведения и т. д.
Пользуется популярностью в педагогической среде метод тестирования. Слово "тест" в переводе с английского означает “задача, испытание”. Педагогическое тестирование – целенаправленное, одинаковое для всех испытуемых обследование проводимое в строго контролируемых условиях, позволяющее объективно измерять изучаемые характеристики педагогического процесса. От других способов обследования тестирование отличается точностью, простотой, доступностью, возможностью автоматизации.
Процессы воспитания, образования имеют коллективный характер. Наиболее часто применяемые методы их изучения – массовые опросы участников данных процессов, проводимые по определенному плану. Эти вопросы могут быть устными – (интервью) или письменными (анкетирование).
Анкетирование
– метод массового сбора
Педагогов анкетирование
привлекло возможностью быстрых массовых
опросов учеников, учителей, родителей,
дешевизной методики и возможностью автоматизированной
обработки собранного материала. Анкетирование
непременно сочетается с другими методами
исследования.
Наглядность не
сводится к простому изображению
или иллюстрированию изучаемого
явления, а представляет собой более
широкий комплекс средств, методов,
приемов, обеспечивающих, с одной
стороны, более четкое •и ясное восприятие
сообщаемых знаний, а с другой стороны,
формирует представление о взаимосвязи
изучаемых явлений с реальной практикой.
В процессе обучения сложным двигательным
действиям наглядность занимает особое
место:
Реализация принципа наглядности требует:
При обучении двигательным действиям принцип наглядности требует соблюдения ряда требований:
Средства обучения в дидактике используется для того, чтобы обозначить тот или иной компонент процесса обучения. Они имеют большое значение для реализации управленческой и информационной функции учителя. Кроме того, они представляют собой материальные или идеальные объекты, используемые для освоения новых знаний, практической и познавательной деятельности и формирования опыта. Классификация средств обучения неоднозначна, поэтому у разных ученых есть разные подходы к данному вопросу. Средства профессионального обучения - это орудия, которые используют в своей деятельности учитель и ученики.
Информация о работе Методология и методы педагогических исследований