Методология и методы педагогических исследований

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 16:50, контрольная работа

Описание

Методологию педагогических исследований можно определить как учение о принципах, методах и процедурах познания и преобразования педагогической действительности. Великий русский педагог К.Д.Ушинский справедливо отмечал: “Если педагогика хочет воспитать человека во всех отношениях, то она прежде должна узнать его тоже во всех отношениях”.

Объектами научно-педагогического исследования являются педагогические системы, явления, процессы (воспитание, образование, развитие и формирование личности). Предмет педагогических исследований — совокупность элементов, связей, отношений в конкретной области педагогического объекта, в которой выделяется проблема, требующая решения.

Работа состоит из  1 файл

Педагогика.doc

— 61.50 Кб (Скачать документ)

В настоящее  время существует не одна классификация  средств обучения. На самом деле их множество и все они отличаются друг от друга положенным в их основу признаком. Итак, по составу объектов их можно поделить на материальные, то есть оборудование, помещения, расписание занятий, компьютеры, мебель, и идеальные, то есть знаковые модели, образные представления, мысленные эксперименты.

Если обратить внимание на то, как относятся средства обучения к источникам появления, то можно выделить такие группы: естественные - это гербарии, препараты, натуральные объекты, и искусственные - учебники, картины, приборы. Существует и классификация по сложности. В нее входят простые (карты, модели) и сложные (компьютеры, видеомагнитофоны) средства обучения.

По способу  использования они делятся на статичные, например, слайды, и динамичные, например, видеофильм. Кроме того, средства обучения могут относиться к разным объектам. Это значит, что они используются учителем, как классный журнал, или учениками, как рабочая тетрадь. 

Классификация средств обучения по характеру воздействия  такова: аудиальные - магнитофон, визуальные - измерительные приборы, диаграммы  и аудиовизуальные - компьютер. Кроме  того, можно делить их и по особенностям их строения. Допустим, к плоским  относится схема, к объемным - глобус, а к виртуальным - различные мультимедийные презентации. 

В процессе выделения  различных групп средств обучения следует обратить внимание на то, что  носитель информации также различен. В данном контексте можно выделить следующие их группы: бумажные - это учебник, лазерные - DVD, CD-ROM, электронные - различные компьютерные программы и магнитооптические - фильмы. Кроме того, не стоит забывать, что существуют разные уровни содержания образования. Исходя из этого выделяют средства обучения на уровне урока, то есть раздаточный материал, следующая группа - на уровне предмета - дидактические материалы, учебники, и третья группа - на уровне процесса обучения в общем - учебные кабинеты.

Классификация средств обучения по отношению к  технологическому прогрессу заключается в следующем: существует три группы. Первая - традиционные (библиотеки, музеи, наглядные пособия); вторая - современные (мультимедиа, компьютеры, СМИ); третья - перспективные (локальные и глобальные компьютерные сети, Web-сайты).

Выбор методов  обучения не может быть произвольным.

В педагогической науке на основе изучения и обобщения  практического опыта учителей сложились  определенные подходы к выбору методов  обучения в зависимости от различного сочетания конкретных обстоятельств и условий протекания учебно-воспитательного процесса.

Выбор методов  обучения зависит: 

– от общих целей  образования, воспитания и развития учащихся и ведущих установок  современной дидактики;

– особенностей содержания и методов данной науки  и изучаемого предмета, темы;

– особенностей методики преподавания конкретной учебной  дисциплины и определяемых ее спецификой требований к отбору общедидактических  методов;

– цели, задач  и содержания материала конкретного  урока;

– времени, отведенного  на изучение того или иного материала;

– возрастных особенностей учащихся;

– уровня их реальных познавательных возможностей;

– уровня подготовленности учащихся (образованности, воспитанности  и развития);

– особенностей классного коллектива;

– внешних условий (географических, производственного окружения);

– материальной оснащенности учебного заведения, наличия  оборудования, наглядных пособий, технических  средств;

– возможностей и особенностей учителя, уровня теоретической  и практической подготовленности, методического  мастерства, его личных качеств.

При использовании  комплекса названных обстоятельств  и условий учитель принимает  в той или иной последовательности ряд решений: о выборе словесных, наглядных или практических методов, репродуктивных или поисковых методов  управления самостоятельной работой, методов контроля и самоконтроля.

Так, в зависимости  от дидактической цели, когда на передний план выдвигается задача приобретения учащимися новых знаний, учитель  решает вопрос, будет ли он в данном случае сам излагать эти знания; организует ли он приобретение учащимися путем организации самостоятельной работы и т. п. В первом случае может понадобиться подготовка учащихся к слушанию изложения учителя, и тогда он дает учащимся задание или на проведение определенных предварительных наблюдений, или на предварительное чтение нужного материала. В ходе самого изложения учитель может воспользоваться либо информационным изложением-сообщением, либо проблемным изложением (рассуждающее, диалогическое). При этом, излагая новый материал, учитель систематически обращается и к тому материалу, который учащиеся получили в своей предварительной самостоятельной работе. Изложение учителя сопровождается демонстрацией натуральных объектов, их изображений, опытами, экспериментами и т. п. Учащиеся при этом делают те или иные записи, графики, схемы и др. Совокупность этих промежуточных решений и составляет одно целостное решение о выборе определенного сочетания методов обучения. 

В современных  условиях важным средством учителя  при выборе оптимальных методов  обучения становится персональный компьютер. Он помогает педагогу «профильтровать» методы в зависимости от конкретных условий обучения и остановить свой выбор на тех путях, которые удовлетворяют заранее обусловленным критериям. 

Информация о работе Методология и методы педагогических исследований