Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 16:50, контрольная работа
Методологию педагогических исследований можно определить как учение о принципах, методах и процедурах познания и преобразования педагогической действительности. Великий русский педагог К.Д.Ушинский справедливо отмечал: “Если педагогика хочет воспитать человека во всех отношениях, то она прежде должна узнать его тоже во всех отношениях”.
Объектами научно-педагогического исследования являются педагогические системы, явления, процессы (воспитание, образование, развитие и формирование личности). Предмет педагогических исследований — совокупность элементов, связей, отношений в конкретной области педагогического объекта, в которой выделяется проблема, требующая решения.
В настоящее время существует не одна классификация средств обучения. На самом деле их множество и все они отличаются друг от друга положенным в их основу признаком. Итак, по составу объектов их можно поделить на материальные, то есть оборудование, помещения, расписание занятий, компьютеры, мебель, и идеальные, то есть знаковые модели, образные представления, мысленные эксперименты.
Если обратить внимание на то, как относятся средства обучения к источникам появления, то можно выделить такие группы: естественные - это гербарии, препараты, натуральные объекты, и искусственные - учебники, картины, приборы. Существует и классификация по сложности. В нее входят простые (карты, модели) и сложные (компьютеры, видеомагнитофоны) средства обучения.
По способу использования они делятся на статичные, например, слайды, и динамичные, например, видеофильм. Кроме того, средства обучения могут относиться к разным объектам. Это значит, что они используются учителем, как классный журнал, или учениками, как рабочая тетрадь.
Классификация средств обучения по характеру воздействия такова: аудиальные - магнитофон, визуальные - измерительные приборы, диаграммы и аудиовизуальные - компьютер. Кроме того, можно делить их и по особенностям их строения. Допустим, к плоским относится схема, к объемным - глобус, а к виртуальным - различные мультимедийные презентации.
В процессе выделения
различных групп средств
Классификация средств обучения по отношению к технологическому прогрессу заключается в следующем: существует три группы. Первая - традиционные (библиотеки, музеи, наглядные пособия); вторая - современные (мультимедиа, компьютеры, СМИ); третья - перспективные (локальные и глобальные компьютерные сети, Web-сайты).
Выбор методов обучения не может быть произвольным.
В педагогической науке на основе изучения и обобщения практического опыта учителей сложились определенные подходы к выбору методов обучения в зависимости от различного сочетания конкретных обстоятельств и условий протекания учебно-воспитательного процесса.
Выбор методов обучения зависит:
– от общих целей образования, воспитания и развития учащихся и ведущих установок современной дидактики;
– особенностей содержания и методов данной науки и изучаемого предмета, темы;
– особенностей методики преподавания конкретной учебной дисциплины и определяемых ее спецификой требований к отбору общедидактических методов;
– цели, задач и содержания материала конкретного урока;
– времени, отведенного на изучение того или иного материала;
– возрастных особенностей учащихся;
– уровня их реальных познавательных возможностей;
– уровня подготовленности учащихся (образованности, воспитанности и развития);
– особенностей классного коллектива;
– внешних условий (географических, производственного окружения);
– материальной оснащенности учебного заведения, наличия оборудования, наглядных пособий, технических средств;
– возможностей и особенностей учителя, уровня теоретической и практической подготовленности, методического мастерства, его личных качеств.
При использовании
комплекса названных
Так, в зависимости от дидактической цели, когда на передний план выдвигается задача приобретения учащимися новых знаний, учитель решает вопрос, будет ли он в данном случае сам излагать эти знания; организует ли он приобретение учащимися путем организации самостоятельной работы и т. п. В первом случае может понадобиться подготовка учащихся к слушанию изложения учителя, и тогда он дает учащимся задание или на проведение определенных предварительных наблюдений, или на предварительное чтение нужного материала. В ходе самого изложения учитель может воспользоваться либо информационным изложением-сообщением, либо проблемным изложением (рассуждающее, диалогическое). При этом, излагая новый материал, учитель систематически обращается и к тому материалу, который учащиеся получили в своей предварительной самостоятельной работе. Изложение учителя сопровождается демонстрацией натуральных объектов, их изображений, опытами, экспериментами и т. п. Учащиеся при этом делают те или иные записи, графики, схемы и др. Совокупность этих промежуточных решений и составляет одно целостное решение о выборе определенного сочетания методов обучения.
В современных
условиях важным средством учителя
при выборе оптимальных методов
обучения становится персональный компьютер.
Он помогает педагогу «профильтровать»
методы в зависимости от конкретных условий
обучения и остановить свой выбор на тех
путях, которые удовлетворяют заранее
обусловленным критериям.
Информация о работе Методология и методы педагогических исследований