Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 12:23, курсовая работа
Воспитание – основная категория педагогической науки и практики. С первобытных времен воспитание было первой формой передачи опыта предшествующих поколений последующим. Каждая цивилизация рассматривала процесс воспитания с точки зрения постановки цели, отбора содержания, выбора методов, форм, средств воспитания.
Школа XXI века требует от учителя:
- новейших знаний в аспекте науки, которые он будет преподавать;
Введение…………………………………………………………………….……..3
Глава I. Общая характеристика школьного воспитания……………...…..6
Понятие «воспитание» в педагогике………..……………………….........6
Сущность воспитания и его особенности………………………………...7
Цели воспитания в современной школе...……………………………….11
Выводы по главе I………………………………………………………………..14
Глава II . Методы и формы воспитания в средней школе……………….15
2.1. Сущность методов воспитания и их классификация……………………..15
2.2. Характеристика общих методов воспитания……………………………...19
2.3. Формы воспитания………………………………………………………….26
Выводы по главе II………………………………………………………………30
Заключение……………………………………………………………………….31
Список литературы……………………………………………………………
1.3. Цели воспитания в современной школе
В первую очередь, следует обратить внимание на специфические черты цели как социально-психологического феномена[3, С. 45]:
В конечном счете, целеполагание
разворачивается перед
Второе, что объясняет двусмысленность позиции по отношению к цели воспитания, - сложный кризисный период общества, без стратегии социальной перестройки и при слабом научно-теоретическом обосновании ее содержания. Отсюда неизбежность размытых идеалов, ложность предлагаемых образцов жизни и пропагандируемых эталонов поведения. Цель «идеальна» и в плане ее способности отражать эталонное, образцовое, наилучшее на данный момент жизни человека. Но где взять этот образец в распавшейся действительности? Будучи субъективной, цель объективна в том смысле, что она черпается из объективной реальности и - ниоткуда более.
В практической работе учителя проблема цели становится камнем преткновения, если он не признает эту проблему - краеугольным камнем воспитательной системы. Для его же профессиональной аттестации вопрос о цели воспитания - пробный камень его педагогического мастерства. Однако, все это не означает невозможности преодоления всех подводных камней поставленного вопроса.
Истинное воспитание потому и сочетает в себе науку и искусство, как это отмечал К.Д. Ушинский, что объективные закономерности социального развития в жестких рамках культуры должны оставлять место индивидуальному своеобразию, свободе личностного «Я», становлению субъектности. Если бы мы не признавали такой гармонии, мы бы либо заняли позицию грубого давления на личность, в корне отличную от истинного воспитания тем, что продиктована интересами того, кто воздействует на ребенка, но нисколько не интересами самого ребенка, либо отступили бы от воспитания, предоставив дело развития личности случаю и стихии, а ребенка - слепой судьбе.
Противоречие необходимости и свободы, должного и желаемого, социального и индивидуального разрешается общим характером цели воспитания так, чтобы этот общий характер позволял сохранять в границах своих бесконечную вариативность индивидуального развития.
Главное, чтобы жизнь в обществе была осмысленной для человека, чтобы, находясь в системе социальных отношений, он понимал их содержание, назначение, ценность для всех и для отдельного человека, чтобы этот подрастающий человек становился личностью. Не особью только. Не индивидом только. А особью и индивидом на уровне личности.
Роль педагога состоит, в таком случае, в разворачивании перед воспитанником веера разнообразных жизненных выборов и научении ребенка производить свободный осознанный выбор, за который в дальнейшем он и станет нести ответственность.
В итоге формулировка цели воспитания принимает следующий вид: личность, способная строить Жизнь, достойную Человека.
Выводы по главе I
В ходе истории и процессе развития самой педагогической науки понимание теории и практики воспитания претерпело существенные изменения. Начинали исследовать феномен воспитания прежде всего с позиций социальной функции, порой даже отождествляли с социализацией, что неправомерно.
Сегодня воспитание понимают как[1, С. 52]:
Воспитание как педагогическое понятие включает в свое содержание три существенных признака[3, С. 67]:
первый - целенаправленность, наличие какого-то образца, пускай самого общего, как социально-культурного ориентира;
второй - соответствие хода процесса социально-культурным ценностям как достижениям исторического развития человечества;
третий - присутствие определенной системы организуемых влияний.
Как показывает практика, функция
воспитательного воздействия
Глава II. Методы и формы воспитания в средней школе
Категория метода воспитания
отражает двойственное предвосхищение:
«Знаю, чего хочу получить, знаю как
этого достичь [5, С. 128].» Отражая
двуединый характер педагогического
процесса, методы являются одним из
тех механизмов, которые обеспечивают
взаимодействие воспитателя и воспитанников.
Это взаимодействие строится не на
паритетных началах, а под знаком
ведущей и направляющей роли учителя,
который выступает
Методами воспитания современная наука называет способы взаимосвя- занной деятельности воспитателей и воспитанников, направленной на реше- ние задач воспитания[5, С. 129]. Это соответствует гуманистическому пониманию процесса воспитания как совместной деятельности учителей и учеников и основному закону воспитания: воспитывать - организуя деятельность воспитанников.
Специалисты различают методы воспитания и методы вне урочной воспитательной работы. Вслед за Ю. К. Бабанским ряд ученых рассматривают обучение и воспитание как единый процесс - целостный педагогический процесс, справедливо считая, что нет обучения без воспитания. Поэтому предлагается и единая система методов целостного педагогического процесса, куда входят методы обучения и методы воспитания, которые традиционно анализируются отдельно в дидактике и в теории воспитания[5, С. 144].
От методов воспитания
следует отличать средства воспитания.
Средства воспитания – это те конкретные
мероприятия или формы
Метод воспитания распадается на составляющие его элементы (части, детали), которые называются методическими приемами. По отношению к методу приемы носят частный, подчиненный характер. Они не имеют самостоятельной педагогической задачи, а подчиняются той задаче, которую преследует данный метод. Одни и те же методические приемы могут быть использованы в разных методах. И наоборот, один и тот же метод у разных учителей может включать различные приемы. Методы воспитания и методические приемы тесно связаны между собой, могут совершать взаимопереходы, заменять друг друга в конкретных педагогических ситуациях. В одних обстоятельствах метод выступает как самостоятельный путь решения педагогической задачи, в других - как прием, имеющий частное назначение. Беседа, например, является одним из основных методов формирования сознания, взглядов и убеждений. В то же время она может стать одним из основных методических приемов, используемых на различных этапах реализации метода приучения. Таким образом, метод включает в себя ряд приемов, но сам он не является их простой суммой. Приемы в то же время определяют своеобразие методов работы учителя, придают индивидуальность манере его педагогической деятельности. Кроме того, используя разнообразные приемы, можно обойти или сгладить сложности динамичного учебно-воспитательного процесса[4, С. 343-344].
Методы воспитания проявляют свое содержание через:
• непосредственное влияние воспитателя на воспитанника (посредством убеждения, нравоучения, требования, приказа, угрозы, наказания, поощрения, личного примера, авторитета, просьбы, совета);
• создание специальных условий, ситуаций и обстоятельств, которые вынуждают воспитанника изменить собственное отношение, выразить свою позицию, осуществить поступок, проявить характер;
• общественное мнение референтной группы, например, коллектива (школьного, студенческого, профессионального), личностно значимого для воспитанника, а также благодаря авторитетному для него человеку — отцу, ученому, художнику, государственному деятелю, деятелю искусства, и средства массовой информации (телевидение, печатные издания, радио);
• совместную деятельность воспитателя с воспитанником, общение, игру;
• процессы обучения и самообразования и передачи информации, социального опыта в кругу семьи, в процессе дружеского и профессионального общения;
• погружение в мир народных традиций, фольклорного творчества, чтение художественной литературы[1, С.40].
К настоящему времени накоплен обширный научный фонд, раскрывающий сущность и закономерности функционирования методов воспитания. Их классификация помогает выявить общее и особенное, существенное и случайное, теоретическое и практическое и тем самым способствует целесообразному и более эффективному их использованию, помогает понять назначение и характерные признаки, присущие отдельным методам. Так, например, выделяют три группы методов (Г. И. Щукина):
1) ориентированные на
формирование положительного
2) направленные на достижение единства сознания и поведения воспитанников;
3) использующие поощрения и наказания.
П.И. Пидкасистый предлагает
другую группировку методов
- педагог способствует восприятию мира;
- педагог помогает ребенку осмысливать этот мир;
- педагог инициирует созидание мира вне и внутри личностной структуры ребенка.
Согласно более или менее разделяемой всеми учеными классифи- кации, методы воспитания в отечественной науке объединяются в четыре группы и составляют такую систему[5, С. 131]:
а) методы формирования сознания: рассказ, беседа, лекция, дискуссия, диспут, метод примера;
б) методы организации деятельности и формирования опыта поведе- ния: упражнение, приучение, поручение, требование, создание воспиты- вающих ситуаций;
в) методы стимулирования поведения: соревнование, игра, поощрение, наказание;
г) методы контроля, самоконтроля и самооценки: наблюдение, опрос- ные методы (беседы, анкетирование), тестирование, анализ результатов деятельности.
Основная функция первой группы методов состоит в формировании отношений, установок, направленности, убеждений и взглядов воспитанников – всего того, в основе чего лежат знания о нормах поведения, о социальных ценностях. Методы второй группы реализуют принцип воспитания в деятельности. С помощью методов третьей группы педагоги и сами воспитанники регулируют поведение, воздействуют на мотивы деятельности воспитуемых, потому что общественное одобрение или осуждение влияет на поведение, происходит закрепление одобряемых поступков или торможение неодобряемого поведения. Методы контроля и самоконтроля направлены на анализ и оценку результатов воспитания и влияют на формирование воспитанников скорее косвенно.
2.2. Характеристика общих методов воспитания
Главная функция методов формирования сознания - просвещение, формирование знаний в области социально-нравственных отношений, норм, правил поведения людей, формирование взглядов, ценностей. Основной инструмент, источник убеждения - слово, сообщение, информация и обсуждение информации. Это не только слово взрослого, но и суждения учащихся. Однако задача не только в том, чтобы объяснить нормы поведения, установления культуры, но и вызвать положительное отношение учащихся, молодежи к ним, желание принять, сделать своими убеждениями. Эта задача - информировать, донести до сознания - делает метод убеждения очень непростым, потому что человек свободен в выборе убеждений, а молодежь, старшеклассники нечасто принимают на веру, безоговорочно идеи, мнения, взгляды даже авторитетного учителя. К этой группе методов обычно относят беседу, лекцию, рассказ, объяснение, диспут, пример, внушение.
Информация о работе Методы и формы воспитания в средней школе