Методы и формы воспитания в средней школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 12:23, курсовая работа

Описание

Воспитание – основная категория педагогической науки и практики. С первобытных времен воспитание было первой формой передачи опыта предшествующих поколений последующим. Каждая цивилизация рассматривала процесс воспитания с точки зрения постановки цели, отбора содержания, выбора методов, форм, средств воспитания.
Школа XXI века требует от учителя:
- новейших знаний в аспекте науки, которые он будет преподавать;

Содержание

Введение…………………………………………………………………….……..3
Глава I. Общая характеристика школьного воспитания……………...…..6
Понятие «воспитание» в педагогике………..……………………….........6
Сущность воспитания и его особенности………………………………...7
Цели воспитания в современной школе...……………………………….11
Выводы по главе I………………………………………………………………..14
Глава II . Методы и формы воспитания в средней школе……………….15
2.1. Сущность методов воспитания и их классификация……………………..15
2.2. Характеристика общих методов воспитания……………………………...19
2.3. Формы воспитания………………………………………………………….26
Выводы по главе II………………………………………………………………30
Заключение……………………………………………………………………….31
Список литературы……………………………………………………………

Работа состоит из  1 файл

Педагогика курсовая.docx

— 60.88 Кб (Скачать документ)

Обобщая результаты научно-методического  поиска и опыт работы и воздерживаясь  от строгой классификации, можно  выделить типы форм воспитательной работы по преимущественному компоненту, методу воздействия в одноразовом или  многократном действии (мероприятии) педагога. Существует пять типов форм воспитательной работы со школьниками: словесно-логические, образно-художественные, трудовые, игровые, психологические.

В словесно-логических формах основным средством воздействия является рациональное слово, убеждение словом, которое, конечно, может быть окрашено эмоцией и вызывать эмоции воспитанников. К этому типу форм относятся беседы на самые разные темы, классные дискуссии, собрания, конференции, лекции и пр. Главное здесь - обмен информацией, сообщения учеников, учителей и других взрослых, обсуждение проблем.

Образно-художественные формы объединяют в себе такие дела воспитанников, где главным средством воздействия являются совместные переживания, преимущественно социально-нравственные, эстетические. Главное здесь - вызвать сильные, глубокие и облагораживающие коллективные эмоции, подобные тем, которые люди испытывают в театре, на праздниках, митингах и в аналогичных ситуациях. Воспитатель должен уметь обеспечить совместные переживания воспитанников, благодаря которым они станут лучше, в таких формах, как концерт, спектакль, праздник и т. п.

В трудовых формах положительно воздействует на воспитанников совместная работа, шире - различная деятельность, любой труд, в том числе общественно полезная деятельность. Это разные виды работ в школе: от ежедневной уборки до ремонта школы, разбивки и устройства сада, парка, организации фермы, школьного кооператива, типографии, информационного центра.

Игровые (досуговые) формы  работы образуют такой тип воспитательного воздействия, в котором главным является игра, совместный отдых, содержательное развлечение. Это могут быть спортивные игры, познавательные, соревновательные, конкурсные. Все они, равно как и вышеназванные типы форм воспитательной работы, нередко совмещают указанные средства воздействия: слово, образ, глубокие эмоции, работу.

Особое внимание следует  обратить на психологические формы работы с учащимися. В этом типе главным средством воздействия являются элементы психологического тренинга, методы практической психологии, индивидуальной и групповой психотерапии: лекции, беседы, дискуссии, психологические упражнения, консультации. Это требует довольно специальных знаний и умений воспитателя, что вполне решаемо: сегодня практической психологии учат студентов и учителей, готовят для этого педагогов-психологов, социальных работников и педагогов.

Для успеха дела, использования  разных форм работы с воспитанниками воспитатель должен осознавать их скрытые  возможности и на этой основе наиболее оптимально их организовывать. Следует  помнить, что, как мы уже заметили, почти любая форма работы имеет  в себе и воздействие словом, и  переживания, чувства, и игру, соревнование, и труд, работу. На этом основании можно выделить такие обязательные элементы всех форм работы с воспитанниками: информация, переживания, действия. Информация - это то новое и важное, о чем узнают воспитанники, участвуя в том или ином деле. Переживания - это их эмоциональное восприятие информации и всего происходящего, оценка, отношение. Действия - это их совместная друг с другом и взрослыми деятельность, которая их обогащает и развивает. Воспитателю следует помнить об этом, организуя любое дело с воспитанниками, которые должны узнавать новое, переживать, делать.

 

Выводы по главе II

Метод воспитания - способ воздействия воспитателя (педагога), на сознание учащихся, их волю и чувства с целью формирования у них определенных убеждений и навыков.

Метод воспитания распадается  на составляющие его элементы (части, детали), которые называются методическими  приемами. По отношению к методу приемы носят частный, подчиненный  характер. Они не имеют самостоятельной  педагогической задачи, а подчиняются  той задаче, которую преследует данный метод.

Существует классификация методов воспитания, которая, однако составлена весьма условно. Причина этого заключается в том, что каждый из методов отдельно, зачастую, не применяется, а используется, так называемое, комплексное воздействие на учащихся с помощью нескольких методов одновременно. Выделяют следующие методы воспитания: методы формирования сознания личности (рассказ, беседа, лекция, диспут, метод примера); методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения личности (приучение, метод создания воспитывающих ситуаций, педагогическое требование, инструктаж, иллюстрации и демонстрации); методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения личности (соревнование, познавательная игра, дискуссия, эмоциональное воздействие, поощрение, наказание и др.); методы контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании;

Форма воспитания - организационная структура, педагогическое действие, мероприятие, в котором реализуются задачи, содержание и методы конкретного воспитательного процесса. Они, как правило, классифицируются по количеству участников (индивидуальные, групповые, коллективные); по времени (кратковременные, продолжительные), по виду деятельности (учебная, трудовая, спортивная, художественная и др.), по типу форм воспитательной работы (словесно-логические, образно-художественные, трудовые, игровые, психологические).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Воспитание представляет собой воспитательный акт, основными  составляющими которого являются воспитатель (группа воспитателей) и воспитанник (группа воспитанников), вышеозначенный процесс и условия его протекания.

Структура воспитательного  процесса раскрывается через единство цели содержания способов достижения результата.

Организация воспитательного  процесса и реализация его целей  могут осуществляться в условиях семьи, школы, вуза, музея, партийной фракции, уличной среды, предприятия, зоны заключения.

В воспитании, как многофакторном процессе, особенно значимы группы объективных и субъективных условий. Поскольку вышеозначенный процесс реализуется в системе отношения «человек-человек», постольку в нем велика доля взаимной субъективной зависимости воспитателя и воспитанника. Поэтому столь сложно устанавливать закономерности воспитания.

Историческая и мировая  практика показывают, что главная  цель воспитания определяется как формирование всесторонне и гармонично развитого  человека, подготовленного к самостоятельной  жизни и деятельности в современном  обществе, способного разделять и приумножать ценности последнего в будущем.

В целях гармоничного и  всестороннего развития человека осуществляют умственное, нравственное, трудовое, эстетическое, физическое, правовое, гражданское,  экономическое,  экологическое  воспитание.

В качестве его результатов  выступают личностные новообразования, связанные с осознанием и изменением системы мировоззрения, ценностных отношений, позволяющих выбирать образ жизни и стратегию поведения, ориентироваться в языке современной культуры.

C древних времен люди понимали значимость воспитания, и главное, чтобы каждый помнил слова Древнегреческого философа Эпиктета «Из всех творений самое прекрасное – получивший прекрасное воспитание человек»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  литературы

1. Баранов С.П. Принципы обучения. М., 1975

2. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов ¾ СПб: Издательство «Питер»,2000

3. Макаренко А.С. О воспитании. – М., 1988 г.

4. Матюхина М.В. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие для студентов пед. ин - тов. по спец. № 2121 «Педагогика и методика начального обучения»/М. В. Матюхина, Т. С. Михальчик, Н. Ф. Прокина и др.; Под ред. М. В. Гамезо и др.—М.: Просвещение, 2004.—256с.

5. Орлов Ю. М. Восхождение к индивидуальности. - М., 1991.

6. 7. Педагогика: учебник / Л.П. Крившенко и др. / под ред. Л.П. Крившенко. М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2008

7. Педагогика / под ред. Ю.К. Бабанского. – М.,1988

8. Рожков М.И. Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений./ М.И.Рожков, Л.В. Байбородова– М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000, 450 с.

9. Российская педагогическая энциклопедия. Т. 1. - М., 1993

10. Селиванов В.С. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания. – М., 2003

11. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 576 с.

12. Харламов И.Ф. Педагогика. – М.: Гардарики, 1999

13. Щедровицкий Г. П. Новое педагогическое мышление. – М., «Просвещение», 1989.

14. Щуркова Н.Е. Воспитание: Новый взгляд с позиции культуры. - М., 1998

 


Информация о работе Методы и формы воспитания в средней школе