Методы и приемы развития речи детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 19:52, контрольная работа

Описание

Методы обучения, разработанные дидактикой, конкретизируются в каждой отдельной методике. Метод обучения — способ работы воспитателя и детей, обеспечивающий приобретение детьми знаний, умений и навыков.
В методике обучения родному языку можно выделить несколько групп методов.

Работа состоит из  1 файл

Логопедия 1распечатана.docx

— 42.64 Кб (Скачать документ)

      Для успешного осуществления  воспитательно-образовательных задач  необходимо наличие благоприятных  условий. Их создание, а также  постоянный контроль за выполнением  программы педагогами и усвоением  ее детьми — должностные обязанности  заведующей и воспитателя-методиста.           

                 2. Речь воспитателя, требования к её культуре

    В настоящее время известна поговорка "Слово - визитная карточка человека". От того, насколько грамотно человек  выражается, зависит его успех  не только в повседневном общении, но и в профессиональной деятельности. Особенно актуально данное утверждение  по отношению к речи педагога, работающего  с детьми дошкольного возраста.

    Как показывает анализ лингвистической, психолого-педагогической и методической литературы, теоретические  и практические изыскания посвящены  в основном профессиональному становлению  и развитию речевой умелости учителя, а не воспитателя.

    Работая многие годы непосредственно с речью  детей дошкольного возраста, наблюдая за процессом общения воспитателей с детьми, родителями была выявлена проблема: необходимость повышения  качества речевого развития детей через  повышение уровня речи педагогов.

    Дети  каждой возрастной группы общаются со своим воспитателем в различных  видах деятельности: хозяйственно-бытовой  и трудовой, учебной. Воспитатель  организует игры с детьми, говорит  с ними на всех занятиях, знакомит детей  с речью авторов художественных произведений во время чтения и т.д. Следовательно, развивающий потенциал  речевой среды целиком зависит  от качества речи воспитателя. Для воспитателя  детского сада владение образцовой речью - это показатель его профессиональной подготовленности. Он обязан развить  в себе совершенное владение теми речевыми навыками, которые потом  передаст детям. Поэтому забота о  совершенствовании коммуникативно-речевых  умениях воспитателя имеет важнейшее  значение в педагогическом процессе дошкольного учреждения. Является не только нравственным и общественным долгом каждого педагога, но и методической службы нашего ДОУ.

    В исследованиях Е.И. Тихеевой, Ф.А. Сохина и других основоположников, методики развития речи детей дошкольного  возраста отмечается, что дети учатся говорить благодаря слуху и способности  к подражанию. Дошкольники говорят  то, что слышат, так как внутренние механизмы речи образуются у ребенка  только под влиянием систематически организованной речи взрослых.

    Дошкольный  возраст является сензитивным периодом речевого развития ребенка, поэтому  одно из ведущих направлений деятельности воспитателя детского сада - формирование устной речи и навыков речевого общения, опирающееся на владение родным литературным языком.

    Одним из основных механизмов овладения детьми родным языком является подражание. М.М. Алексеева отмечает, что, подражая взрослым, ребенок перенимает "не только все  тонкости произношения, словоупотребления, построения фраз, но также и те несовершенства и ошибки, которые встречаются  в их речи".

                                 Требования к речи педагога

    Правильность - соответствие речи языковым нормам. В  общении с детьми воспитатель  использует основные нормы русского языка: орфоэпические нормы (правила  литературного произношения), а также  нормы образования и изменения  слов.

    Точность - соответствие смыслового содержания речи и информации, которая лежит  в ее основе. Воспитатель должен обращать особое внимание на семантическую (смысловую) сторону речи, т.к. это  способствует формированию у детей  навыков точности словоупотребления.

    Логичность - выражение в смысловых связях компонентов речи и отношений  между частями и компонентами мысли. Воспитатель в общении  с детьми учитывает, что в дошкольном возрасте закладываются представления  о структурных компонентах связного высказывания, формируются навыки использования различных способов внутритекстовой связи.

    Чистота - отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку. Принимая во внимание ведущий механизм речевого развития дошкольников (подражание), воспитатель  заботится о чистоте собственной  речи: недопустимо использование  слов-паразитов, диалектных и жаргонных  слов.

    Выразительность - особенность речи, захватывающая  внимание и создающая атмосферу  эмоционального сопереживания. Выразительность  речи воспитателя является мощным орудием  воздействия на ребенка. Владеющий  различными средствами выразительности  речи воспитатель (интонация, темп речи, сила, высота голоса и др.), способствует не только формированию произвольности выразительности речи ребенка, но и  более полному осознанию им содержания речи взрослого, формированию умения выражать свое отношение к предмету разговора.

    Богатство - умение использовать все языковые единицы с целью оптимального выражения информации. Богатый лексикон воспитателя способствует расширению словарного запаса ребенка, помогает сформировать у него навыки точности словоупотребления, выразительности и образности речи, так как в дошкольном возрасте формируются основы лексического запаса ребенка.

    Уместность - употребление в речи единиц, соответствующих  ситуации и условиям общения. Уместность речи воспитателя предполагает, прежде всего, обладание чувством стиля. Учет специфики дошкольного возраста нацеливает педагога на формирование у детей культуры речевого поведения (навыков общения, умения пользоваться разнообразными формулами речевого этикета, ориентироваться на ситуацию общения, собеседника и др.).

    К вышеперечисленным требованиям  необходимо отнести правильное использование  педагогом невербальных средств  общения, его умение не только говорить с ребенком, но и слышать его.

    3. Конспект занятия по обучению детей пересказыванию по теме     «Купание медвежат» В. Бианки

Цель:  
Обучение связному последовательному пересказу текста с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий.  
Основные задачи:  
Учить целостно и эмоционально воспринимать произведение  
с природоведческим содержанием.  
Продолжать учить образовывать существительные с суффиксами 
–енок-онок.  
Учить составлять простые предложения самостоятельно, опираясь 
на схемы. Расширять представления детей о диких животных.  
Методические приемы: Чтение произведения, беседа, пересказ; лексико-грамматическое упражнение «Найди и назови одинаковых животных»; дидактическая игра «Близко — далеко»; сюрпризный момент, рассматривание картины, загадывание загадки, угощение детям.  
Оборудование:  
Предметные картинки с изображением диких животных: заяц, лиса, белка, медведь; открытка-оригами «Медведи в лесу»; фигуры животных оригами: заяц, лиса, белка, медведь; два медведя-матрешки, наборное полотно, схемы, сундучок, ширма. Предварительная работа:  
• Рассматривание иллюстраций с изображением диких животных.  
Отгадывание загадок о медведе.  
Объяснение значения слов шиворот, окунать.  
Лексический материал:

    Ход занятия  
1. Организационный момент. Развитие речевого слуха, произвольного внимания, мышления.  
Педагог: Ребята, вы знаете, какие звери живут в лесу? (В лесу живут волки, белки, лисы, медведи.)  
— А как называются эти звери? (Эти звери называются дикие.)  
2. Подготовка к восприятию текста. Создание фона восприятия рассказа. У меня есть сундучок, он не простой, в нем лежит открытка. А вы знаете, почему она так называется? (Если ее открыть, то появится картинка или рисунок.)  
- Хотите узнать, кто изображен на нашей открытке? (Да, хотим.)  
— Тогда попробуйте отгадать.  

 Части речи     Слова, сложные по семантике     Слова, сложные по слоговой структуре
Существительные     шлепок, шиворот     медведица, медвежонок, шлепок, шиворот
 Глаголы     окунать, надавала     испугался, догнала, купание, надавала
 

    Живут эти звери в лесу. Они большие и сильные. Зимой они любят поспать. Сластенами их зовут, потому что они любят кушать мед.  
— Догадались, что это за звери? (Это мед вед и.)  
Давайте, проверим правильно это или нет?  
Педагог открывает сундучок и достает открытку «Медведи в лесу».                   Открывает ее.  
3. Чтение рассказа. Развитие произвольного внимания.  
— Сейчас я вам прочитаю отрывок из рассказа, который написал Виталий Валентинович Бианки, а называется он «Купание медвежат».  
Чтение адаптированного текста.  
Из леса вышли большая медведица и два веселых медвежонка. Медведица схватила одного медвежонка зубами за шиворот и давай окунать в речку. Другой медвежонок испугался и убежал в лес. Мать догнала его, надавала шлепков, а потом - в воду. Медвежата остались довольны.  
4. Словарная работа.  
— Ребята, вы знаете, что значит «взять за шиворот»? (Это значит взять за воротник)  
Давайте, Аня будет медведицей, а это ее маленький медвежонок.  
Педагог показывает игрушку медведя.  
Покажи нам, как ты возьмешь медвежонка за шиворот? Ребенок  
демонстрирует.  
— Ребята, что сделала Лия? (Аня взяла медвежонка за шиворот)  
А кто сможет показать слово «удирать»?  
Один ребенок демонстрирует слово быстрым бегом.  
— Покажите на себе «мама надавала шлепков». дети демонстрируют выражение на давала шлепкою.  
— Сережа, покажи, как мама окунала медвежат? Ребенок демонстрирует действие окунать.  
- Все вместе давайте покажем, как мама окунала медвежат. дети демонстрируют действие.  
5. Беседа по содержанию. Развитие диалогической речи. дети отвечают полным предложением.  
— Кто вышел из леса? (Из леса вышла медведица с медвежатами)  
— Как медведица схватила медвежонка? (Медведица схватим медвежонка за  
шиворот.)  
- Медведица окунала медвежонка или просто держала? (Медведица окунала  
медвежонка.)  
— Что сделал второй медвежонок? (Второй медвежонок убежал) 
— Чего надавала мама медвежонку? (Мама надавала медвежонку шлепков.)  
— Остались - ли медвежата довольны купанием? (Медвежата остались довольны купанием) 
б. Дидактическая игра «Близко — далеко». Развитие слухового внимания, остроты слуха.  
Педагог за ширмой производит звучание большой или маленькое матрешкой. Дети по силе звучания определяют размер животного (медведь или медвежонок).  Здесь спрятались два медвежонка, один большой, а другой маленький. Они хотят с вами поиграть. Медвежата будут топать, а вы должны угадать, кто из них топает.

    7. Упражнение «Найди и назови одинаковых животных». Совершенствование  лексико-грамматического строя речи, развитие зрительного внимания,  мышления.  Давайте посмотрим, может быть в нашем сундучке еще что-нибудь лежит?  
Педагог открывает сундук и достает предметные картинки животных: заяц,  
лиса, белка, медведь.  
Эта игра, ребята, очень интересная. Здесь надо найти детенышей животных.  
Дети находят на столе детенышей животных, называют их.  
8. Повторное чтение рассказа. Развитие долговременной слухо-речевой памяти.  
— Я вам сейчас прочитаю рассказ еще раз, а помогут мне в этом схемы.  
Во время чтения педагог выставляет схемы.  
9. Пересказ по плану с наглядной опорой в виде графических схем.  
Развитие связной речи. Формирование навыка работы по алгоритму.  
Пересказ рассказа всеми детьми по цепочке или индивидуально.  
10. Итог занятия.  
— С каким рассказом мы сегодня познакомились? (С рассказом «Купание  
медвежат»).  
— Кто его написал? (Его написал Виталий Бианки.)  
— Вы все такие молодцы, и мне кажется, в нашем сундучке еще что-то лежит.  
Педагог открывает сундук и достает угощение.  
Закрепление изученного материала вне занятия:  
• Упражнять детей в выстраивании графической  мнемодорожки   плана рассказа.  
• Повторить дидактическую игру «Большой — маленький».  
• Повторить игру «Найди и назови двух одинаковых животных».

   4.  Сравнительный анализ современных образовательных программ

    Задачи  развития речи реализуются в программах, которые определяют объем речевых  навыков и умений, требования к  речи детей в разных возрастных группах, а главное уровень речевого развития по окончанию датского сада.

    Происходящие  в последние годы социально - экономические  изменения повлияли на развитие и  совершенствование системы образования. В дошкольном образовании четко  прослеживается тенденция внедрения  вариативных программ в практическую деятельность дошкольных учреждений. И хотя большинство наиболее известных  и распространенных программ являются комплексными, тем не менее, мы можем  отметить, что задачи и условия  речевого развития в них представлены не равноценно.

    Рассмотрим, в какой мере в современных  программах для дошкольных образовательных  учреждений отражены основные требования и критерии к уровню речевого развития детей старшего дошкольного возраста. С этой целью было проанализировано содержание наиболее распространенных программ, и особенно задачи речевого развития детей в подготовительной к школе группе, основные требования речи детей к окончанию обучения в детском саду.

Информация о работе Методы и приемы развития речи детей