Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 23:18, реферат
Если степень заинтересованности определяется в первую очередь общекультурным уровнем учащегося, качеством и глубиной его ценностных установок и лишь во вторую очередь - трудностями усвоения (понимания) учебного материала, то сама проблема «усвоения» связана с определенной методикой работы с изучаемым материалом. А именно: понять и «усвоить» некий объект относительно некоего множества задач это значит, свободно оперируя процессом моделирования объекта и связанных с ним других объектов, переходя от одного уровня моделей к другим, добиться, если не решения каждой из этих задач, то, хотя бы, - возможности применения известных методологических подходов для их решения.
ВВЕДЕНИЕ
I. Основные методы обучения математике в школе
2. Методы и приемы обучения в ДОУ
3. Игра- ведущий тип деятельности дошкольника
3.1. Виды игр и их роль в жизни, воспитании и обучении детей
4. Активные методы обучения математике
Список литературы
В дидактической игре содержатся все структурные элементы (части), характерные для игровой деятельности детей: замысел (задача), содержание, игровые действия, правила, результат. Но проявляются они в несколько иной форме и обусловлены особой ролью дидактической игры в воспитании и обучении детей дошкольного возраста.
Наличие дидактической задачи подчеркивает обучающий характер игры, направленность ее содержания на развитие познавательной деятельности детей. В отличие от прямой постановки задачи на занятиях в дидактической игре она возникает и как игровая задача самого ребенка. Важное значение дидактической игры состоит в том, что она развивает самостоятельность и активность мышления и речи детей.
Например, в игре «Раскроем тайну волшебных колпачков» (старшая группа) воспитатель ставит задачу учить детей рассказывать о предмете, развивать их связную речь. Игровая задача - узнать, что под колпачком. В случае правильного решения ребенок получает поощрительный значок. Педагог в качестве участника игры поднимает первый колпачок и, рассказывая о находившейся под ним игрушке (например, матрешке), дает образец ее описания. Если играющий ребенок затрудняется дать такое описание или указывает мало признаков, воспитатель говорит: «А колпачок, который поднял Вова, сказал, что Вова еще мало рассказал о том, что колпачок прятал».
Игровая задача иногда заложена в самом названии игры: «Узнаем, что в чудесном мешочке», «Кто в каком домике живет» и т. п. Интерес к ней, стремление выполнить ее активизируется игровыми действиями. Чем они разнообразнее и содержательнее, тем интереснее для детей сама игра и тем успешнее решаются познавательные и игровые задачи.
Игровым действиям детей нужно учить. Лишь при этом условии игра приобретает обучающий характер и становится содержательной. Обучение игровым действиям осуществляется через пробный ход в игре, показ самого действия, раскрытие образа и др.
Игровые действия не всегда носят видимый характер. Это и умственные действия, выраженные в процессах целенаправленного восприятия, наблюдения, сравнения, иногда припоминания ранее усвоенного, обдумывания. По своей сложности они различны и обусловлены уровнем познавательного содержания и игровой задачи, возрастными особенностями детей.
В играх младших детей игровые действия одинаковы для всех участников. Например, в игре «Прокати шар в воротца» дидактическую задачу составляет обучение детей координации движений, развитие пространственной ориентировки (далеко, близко и т. п.). Игровая задача для детей - прокатить с определенной дистанции шарик в воротца так, чтобы зазвенел колокольчик, подвешенный в них.
Различен и объем игровых действий. В младших группах - это чаще всего повторяющиеся действия (одно-два), в старших - уже пять-шесть. В играх спортивного характера игровые действия старших дошкольников с самого начала расчленены во времени и осуществляются последовательно. Позднее, овладев ими, дети действуют целенаправленно, четко, быстро, согласованно и в уже отработанном темпе решают игровую задачу.
Одним из элементов дидактической игры являются правила. Они определяются задачей обучения и содержанием игры и, в свою очередь, определяют характер и способ игровых действий, организуют и направляют поведение детей, взаимоотношения между ними и с воспитателем. С помощью правил он формирует у детей способность ориентироваться в изменяющихся обстоятельствах, умение сдерживать непосредственные желания, проявлять эмоционально-волевое усилие. В результате этого развивается способность управлять своими действиями, соотносить их с действиями других играющих. Правила игры имеют обучающий, организующий и дисциплинирующий характер. Обучающие правила помогают раскрывать перед детьми, что и как нужно делать; они соотносятся с игровыми действиями, усиливают их роль, уточняют способ выполнения; организующие определяют порядок, последовательность и взаимоотношения детей в игре; дисциплинирующие предупреждают о том, чего и почему нельзя делать.
В каждой группе воспитатель намечает последовательность игр, усложняющихся по содержанию, дидактическим задачам, игровым действиям и правилам. Отдельные, изолированные игры могут быть очень интересными, но, используя их вне системы, нельзя достигнуть обучающего и развивающего результата. Поэтому следует четко определять взаимодействие обучения на занятиях и в дидактической игре.
В старшей и подготовительной к школе группах непосредственное обучение на занятиях также связано с обучением в дидактических играх, но соотношение их, особенно в подготовительной группе, изменяется: главным становится обучение на занятиях, где дети овладевают систематизированными знаниями, элементарными формами учебной деятельности.
Следует учитывать, что в дидактической игре необходимо правильное сочетание наглядности, слова воспитателя и действий самих детей с игрушками, игровыми пособиями, предметами, картинками и т. д. К наглядности относятся: 1) предметы, которыми играют дети и которые составляют материальный центр игры; 2) картинки, изображающие предметы и действия с ними, отчетливо выделяющие назначение, основные признаки предметов, свойства материалов; 3) наглядный показ и пояснение словами игровых действий и выполнения игровых правил.
Созданы специальные типы дидактических игр: с парными картинками, типа картинного лото, домино, с тематическими сериями картинок и др. Начальный показ игровых действий воспитателем, пробный ход, поощрительно-контрольные значки, жетончики, фишки - все это также входит в фонд наглядных средств, которые используются для организации игр и руководства ими.
Таким образом, для детей раннего возраста дидактическая игра является наиболее подходящей формой обучения. Однако уже на втором, а особенно на третьем году жизни малышей привлекают многие предметы и явления окружающей жизни, происходит интенсивное усвоение родного языка. Удовлетворение познавательных интересов детей третьего года жизни, развитие их речи требуют сочетания дидактических игр с целенаправленным обучением на занятиях, осуществляемым в соответствии с определенной программой знаний, умений, навыков. На занятиях более успешно, чем в игре, формируются и способы учения: произвольное внимание, умение наблюдать, смотреть и видеть, слушать и слышать указания воспитателя и выполнять их.
4. Активные методы обучения математике
Эффективность обучения школьников математики во многом зависит от выбора форм организации учебного процесса. В своей работе я отдаю предпочтение активным методам обучения. Методы активного обучения это совокупность способов организации и управления учебно-познавательной деятельностью обучаемых, которые обладают следующими основными признаками:
вынужденная активность обучения;
самостоятельной выработкой решений обучаемым;
высокой степенью вовлечённости обучаемых в учебный процесс;
преимущественной направленностью на развитие или приобретения
математических умений и навыков;
постоянной обработкой связью учащихся и учителя, и контролем за
самостоятельной работой обучения.
Методы активного обучения обеспечивают и направленную активизацию психических процессов учащихся, т.е. стимулируют мышление при использовании конкретных проблемных ситуаций и проведении деловых игр. облегчают запоминание при выделении главного на практических занятиях, возбуждают интерес к математике и вырабатывают потребность к самостоятельному приобретению знаний.
Для организации на занятиях активно познавательной деятельности учащихся решающее значение имеет оптимальное сочетание методов активного обучения. Подбор этих методов можно осуществить по алгоритму, включающему в себя: анализ содержания учебного материала, определение целей урока (при этом желательно в целях обучения отразить предполагаемые уровни усвоения знаний и умений по предмету, цели воспитания и развития формируются частично): предварительный выбор обучения в зависимости от целей.
Цепь неудач может отвратить от математики и способных детей, с другой стороны, обучение должно идти близко к потолку возможностей ученика: ощущение успеха создаётся пониманием того, что удалось преодолеть значительные трудности. Поэтому к каждому уроку стараюсь тщательно подобрать и подготовить индивидуальные знания, карточки, основание на адекватной оценке возможностей ученика в данный момент, учитываю его индивидуальные способности.
Дифференцированное обучение способствует развитию интересов и способностей детей. Интерес это процесс, недостаточно исследованный в психологии.
Опыт показывает, что есть множество факторов, формирующих интерес к математике: это возбуждающие любопытство задачи, влияние учителя, родителей, честолюбие и т.д. Наиболее надёжный способ повысить вероятность пробуждения интереса - обеспечить проявление всех этих факторов; создать необходимых атмосферу подлинной увлечённости.
Значительное влияние на развитие математических способностей оказывают коллективные обсуждения и работа. Ввиду этого в своей работе я применяю всевозможные командные соревнования такие как: математический бой. урок -взаимообучения учащихся, урок - КВН и другие.
Урок - Математический КВН требует тщательной подготовки.
Первое, что я делаю, это определяю лидеров, которые смогут стать капитанами команд. Очень тщательно работаю, чтобы подготовить несколько учащихся для работы в качестве консультантов во время КВН. Урок начинается моим вступительным словом, ставлю задачу, напоминаю порядок.
Конкурс "Разминка" это 5 минутная самостоятельная работа на листочках. Задания для них их "Обязательных результатов обучения". Выигрывают те команды, которые успели всё правильно решить и вовремя сдать листочки. Очень украшают конкурс песочные часы. Именно они привносят игровой элемент. К тому же всем видно, как "истекает" драгоценное время. Последующий устный счёт проходит в виде конкурса "Блицтурнир" - с заданиями типа: "Что бы это значило?" и "Найди ошибку".
Учащиеся сами находят или составляют задания для соперников по девизом: "Найти ошибку". Следующий конкурс "Домашнее задание". Помощники капитанов проверяют их во время "Разминки" и "Блицтурнира". Если все работы команды выполняли верно команда получает 5 баллов. За ошибки из общего количества баллы вычитаются.
Пользуются большим успехом конкурс капитанов. Я подбираю им интересные задания но теме, даю одинаковые карточки. Победителей признаётся капитан первым выполнивший задание правильно. Команды не только болеют за капитанов, но и помогают им: выполняют эти же задания и могут принести очки команде за оригинальное решение. В конце урока конкурс консультантов.
Каждый консультант получает карточки с заданием, выполняет его на доске и объясняют его решение учащимся. Задача команды соперников - "завалить" консультанта вопросами, ребята разыгрывают непонимание объяснённой задачи.
Консультант - победитель может принести команде 10 баллов 5 - за правильность и скорость решения и ещё и ещё 5- за отличное объяснение.
Подвожу итоги, поздравляю победителей, утешаю проигравших и отмечаю те задания, которые ребятам удаются, а также те, над которыми надо ещё поработать.
Математические бои - очень привлекательная форма решения нестандартных задач. Если на обычном уроке по большей части учащиеся решают для учителя, ради оценки, а на олимпиадах - для себя, то во время матбоя - для победы своей команды. Мини матбой провожу как урок (на уроке - паре). Уровень задач подбираю соответственно уровню команд. В подготовке и проведении даю полную самостоятельность учащимися. Сосредотачиваю внимание детей на содержательных моментах, а не на желании победить любой ценой.
Идея матбоя проста. Команды решают одни и те же задачи, потом по очереди рассказывают решения, а соперники их проверяют.
Чтобы определить, в каком порядке команды будут рассказывать решения задач, команды делают "вызовы": одна называет номер задачи, решения которой она желает услышать, а другая сообщает, принят ли вызов.
Если вызванная команда хочет отвечать, то она выставляет докладчика, а другая команда оппонента для проверки решения. Жюри даёт командам очки как за доклад, так и за оппонирование.
Учащиеся обычно сами разрабатывают порядок проведения боя и условия. (Сколько нужно времени на доклад; сколько раз может один человек выходить к доске, можно ли пользоваться калькулятором, выходить к доске с записанным решением и т.д.)
Команду возглавляет капитан , он отвечает перед командой за организацию решения задач, подготовку докладчиков и оппонентов, тактику ведения боя. В жюри иногда приглашают старшеклассников, или же представителей обеих команд. Жюри должно знать решение всех задач. Маленький блиц - турнир проводится для капитанов. Задачи обычно занимательные, игровые.
Например: Известно, что дробь равна целому числу, где разные буквы обозначают цифры, а межу цифрами стоит знак умножения. Чему равна дробь? Или Одна кастрюля вдвое выше другой. зато вторая вдвое шире первой. к какую из них больше войдет воды? И другие.
В ходе работы жюри ведёт протокол.
| Оценка ответов | Отказы | Итоги |
"Арго" |
|
|
|
"Угол" |
|
|
|