Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2012 в 09:18, доклад
Данная организационная форма обучения применяется на заключительном этапе изучения учебного предмета. Она позволяет осуществлять обучение применению полученных знаний при решении комплексных производственно-технических или других задач, связанных со сферой деятельности будущих специалистов.
Курсовое проектирование
Производственная практика
Дипломное проектирование
Курсовое проектирование
Данная организационная
форма обучения применяется на заключительном
этапе изучения учебного предмета.
Она позволяет осуществлять обучение
применению полученных знаний при решении
комплексных производственно-
Дидактическими целями курсового проектирования являются обучение учащихся профессиональным умениям; углубление, обобщение, систематизация и закрепление занаий по предмету; формирование умений и навыков самостоятельного умственного труда; комплексная проверка уровня знаний и умений учащихся.
Учащиеся пишут согласно учебным планам и программам курсовые проекты и курсовые работы. Курсовые проекты выполняются по предметам общетехнического и специального цикла; в процессе их подготовки учащиеся решают технические задачи (конструирование объекта, разработка и т.п.). Курсовые работы выполняются по гуманитарным специальным предметам; по большинству технических специальностей учащиеся пишут курсовые работы по экономике, а также в отдельных случаях исследовательские работы по специальным предметам. В процессе выполнения курсовых работ учащиеся решают планово-экономические задачи или задачи учебно-исследовательского характера.
Курсовые проекты и работы учащиеся выполняют по индивидуальным заданиям, которые носят характер учебной задачи. Учебная задача обычно формируется таким образом, чтобы в ней было отражено конкретное производственное содержание, часто связанное с процессом производства на предприятии, где учащийся проходит практику. В представлении учащегося она выступает как конкретное учебно-производственное задание, тем не менее ведущей в курсовом проектировании должна быть именно учебная задача: учашийся в ходе выполнения курсового проекта (работы) учится проектировать объект (процес), овладевает методикой расчетов, учится пользоваться нормативной и справочной литературой, технологической и конструкторской документацией, чертить схемы, чертежи, составлять техническую документацию и .т.д.
При подготовке курсового проекта (работы), при правильной его организации у учащихся должны формироваться и совершенствоваться следующие профессиональные умения: разрабатывать и обосновывать технологические процессы изготовления заданных деталей; выбирать виды заготовок, оборудования, инструментов, режимов работы на основе анализа технологичности конструкций; конструировать приспособления, части приборов, детали машин; создавать сборочные чертежи агрегатов, приборов, основных сборочных единиц машин; создавать рабочие чертежи сопряженных деталей; пользоваться методикой самых различных расчетов (физических, экономических, электрофизических, режимов резания, припусков, машинного времени, сырья, кадров, экономичности производства), устанавливать их взаимосвязь; самостоятельно соствалять техническую документацию (технологические карты, сетевые графики работ, маршрутные карты); пользоваться методикой того исследования, которое приводится в курсовой работе, и т.д. Учащиеся должны быть поставлены перед необходимостью анализировать, сравнивать, оценивать данные и варианты своих решений постановленных задач, систематизировать имеющийся материал, делать обощения, выводы.
В процессе курсового проектирования учащиеся должны пользоваться специальной литературой, периодикой, в отдельных случаях патентной литературой, для выработки или закрепления умений работать с книгой, справочными материалами, делать выписки, составлять конспекты.
Производственная практика
Учебная практика в зависимости
от характера специальности
Такая практика может проводиться после изучения всего необходимого теоретического материала, а также чередоваться с теоретическим обучением, при этом группы студентов делят на две подгруппы или более.
В тех случаях, когда
учебная практика проводится по отдельной
учебной дисциплине, ею руководит
преподаватель данного
Учебную работу на семестр
планируют мастера
Рабочую программу учебной
практики разрабатывают с учетом
перечня учебно-
На основании рабочей программы практики составляют планы уроков производственного обучения.
Специфика содержания производственного обучения диктует и особенности структуры уроков производственного обучения. В наиболее общем виде она складывается из следующих этапов: организационная часть, вводный инструктаж, самостоятельная работа студентов и текущий инструктаж, заключительный инструктаж.
На организационном этапе мастер производственного обучения проверяет явку практикантов на занятия, их внешний вид и готовность к работе, подготовленность оборудования.
На этапе вводного инструктажа сообщаются тема и цель урока, по необходимости проводится опрос по учебному материалу изученному на предыдущих уроках.
При объяснении нового материала показывается его значение для освоения специальности, рабочей профессии; демонстрируются изделия и детали, на которых будут отрабатываться и закрепляться приемы работы; рассматриваются чертежи; разбирается последовательность выполнения работ по инструкционно-технологическим картам. Мастер характеризует инструмент, оборудование, приспособления, применяемые при работе, показывает приемы работ в рабочем и замедленном темпе, рассказывает о самоконтроле и его приемах, рациональной организации рабочего места, инструктирует о технике безопасности. Особое внимание уделяется предупреждению брака, с этой целью показываются типичные ошибки. Далее, с помощью вопросов проверяется усвоение нового материала и воспроизводятся новые приемы работы.
На следующем этапе дается характеристика самостоятельной работы практикантов, а далее проводятся практические работы, в процессе которых мастер производственного обучения сочетает целевые обходы рабочих мест студентов с текущим инструктажем.
На этапе заключительного
Технологическая и преддипломная практики проводятся на производстве на основании договоров между учебным заведением и предприятиями. Рабочие программы практик разрабатываются с учетом специфических особенностей базовых предприятий. Наряду с различными видами практических работ в рабочей программе планируются экскурсии, лекции, беседы, семинары, практические занятия на производстве. По каждой теме определяются конкретные объекты.
Руководят производственной технологической и преддипломной практикой преподаватели колледжа и производственники.
Преподаватели осуществляют учебно-методическое руководство. Один преподаватель руководит группой в 20-30 человек. Он консультирует практикантов, составляет график перемещений по рабочим местам, оказывает помощь в составлении отчета по практике.
Руководитель практики от базового предприятия организует работу практикантов в соответствии с рабочей программой и графиком прохождения практики, проводит инструктаж по технике безопасности и охране труда, осуществляет учет работы практикантов, организует проведение лекций и семинаров, практическая занятий на предприятии, осуществляет текущий контроль, дает заключение о работе студентов.
Все студенты, направляемые на технологическую практику, получают индивидуальные задания по специальности. Тематика заданий весьма разнообразна. Как правило, она включает в себя изучение вопросов связанных с конкретной производственной деятельностью предприятия, например: «Неполадки в работе основного оборудования, причины их возникновения и методы устранения» или «Лабораторный контроль режима и качества сырья и продукции». Наибольшую ценность представляют задания, направленные на решение конкретных производственных задач.
В учебных заведениях тематику таких
индивидуальных заданий составляют с
учетом перечня тем курсовых проектов
и работ, перспективных и годовых планов
экспериментально-
В период преддипломной практики содержание индивидуального задания связано со сбором необходимых материалов к дипломному проектированию. Руководители преддипломной практики должны рекомендовать студентам перечень подразделений предприятия, где им следует получить нужные для дипломного проектирования материалы.
Во время производственной практики
каждый практикант ведет дневник. С
помощью этого документа
В период работы на оплачиваемых рабочих местах студенты ежедневно вносят в дневник-отчет краткие сведения о самостоятельно выполненных производственных заданиях, об использованном при этом оборудовании, инструментах, средствах автоматизации и механизации, об организации работы на участке, где проходит практика. Во время работы на других местах практики студенты фиксируют личные наблюдения, характер выполняемых работ, указывают, какие занятия были проведены с ними ведущими специалистами, по каким темам и от кого они получили консультации.
Единая форма дневника по производственной практике не установлена, однако многие учебные заведения разработали для практикантов формы дневников, а также перечни вопросов, которые им следует осветить на том или ином этапе практики.
Дипломное проектирование
Дипломное проектирование - организационная форма обучения, применяемая на завершающем этапе учебного процесса. Оно заключается в выполнении студентами дипломных проектов или дипломных работ, на основании защит которых Государственная аттестационная комиссия выносит решение о присвоении учащимся квалификации специалиста.
Дидактическими целями дипломного проектирования являются:
§ расширение, закрепление и систематизация знаний, совершенствование профессиональных умений и навыков для решения конкретных производственных, технических и экономических задач, а также задач культурного строительства;
§ развитие умений и навыков самостоятельного умственного труда;
§ проверка и определение соответствия уровня и качества подготовленности студентов Государственным требованиям к минимуму содержания и уровню подготовки по специальности и дополнительным требованиям, которые предъявляет образовательное учреждение к выпускнику.
Дипломный проект - это
комплексная самостоятельная
Для дипломного проектирования студентам предлагают учебно-производственные задачи. Учебный характер задачи, включающей технологические, конструкторские, экономические; управленческие задачи, находит выражение в том, что в процессе ее решения студенты должны использовать максимум знаний, полученных по специальности. Производственный характер задач заключается в том, что студенты решают конкретные вопросы того производства, на котором они проходят преддипломную практику, используя, фактические сведения о производственном процессе. Большое воспитательное значение имеют дипломные проекты имеющие конкретное практическое применение, т.е. внедренные в производство, или такие, внедрение которых возможно в будущем.
Тематику дипломных проектов (работ) разрабатывают преподаватели совместно со специалистами предприятий, организаций, учреждений, заинтересованных в их выполнении, а затем рассматривают соответствующие предметные (цикловые) комиссии и утверждает заместитель директора по учебной работе.
Темы дипломных проектов (работ)
должны быть актуальными, соответствовать
современным требованиям науки
и техники, производства. Сложность
и объем разрабатываемых
Задание на дипломное проектирование выдается студенту не позднее чем за две недели до начала преддипломной практики и сопровождается консультацией, где разъясняются назначение и задачи, структура и объем работы, принципы разработки и оформления, примерное распределение времени на выполнение отдельных частей дипломного проекта (работы). Общее руководство и контроль за ходом выполнения выпускных квалификационных работ осуществляют заместители директора по научно-методической, учебно-методической работе, заведующие отделениями, председатели цикловых комиссий в соответствии с должностными обязанностями. Руководитель дипломных проектов занимается разработкой индивидуальных заданий, консультированием, контролирует ход выполнения дипломного проекта, готовит на него письменный отзыв.
Содержание дипломных проектов
(работ) включает в себя: введение; теоретическую
часть; опытно-экспериментальную
По структуре дипломная работа состоит из теоретической и практической частей. В первой даётся теоретическое освещение темы на основе анализа имеющейся литературы. Практическая часть может быть представлена методикой, расчетами, анализом экспериментальных данных, продуктом творческой деятельности, созданием образцов изделий, произведений искусства в соответствии с видом профессиональной деятельности. Содержание теоретической и практической части определяется в зависимости от специальности и темы дипломной работы.