Методы обучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2012 в 09:18, доклад

Описание

Данная организационная форма обучения применяется на заключительном этапе изучения учебного предмета. Она позволяет осуществлять обучение применению полученных знаний при решении комплексных производственно-технических или других задач, связанных со сферой деятельности будущих специалистов.

Содержание

Курсовое проектирование
Производственная практика
Дипломное проектирование

Работа состоит из  1 файл

методы обуч.doc

— 58.50 Кб (Скачать документ)

Курсовое проектирование

 

Данная организационная  форма обучения применяется на заключительном этапе изучения учебного предмета. Она позволяет осуществлять обучение применению полученных знаний при решении  комплексных производственно-технических  или других задач, связанных со сферой деятельности будущих специалистов.

Дидактическими целями курсового проектирования являются обучение учащихся профессиональным умениям; углубление, обобщение, систематизация и закрепление занаий по предмету; формирование умений и навыков самостоятельного умственного труда; комплексная проверка уровня знаний и умений учащихся.

Учащиеся пишут согласно учебным планам и программам курсовые проекты и курсовые работы. Курсовые проекты выполняются по предметам общетехнического и специального цикла; в процессе их подготовки учащиеся решают технические задачи (конструирование объекта, разработка и т.п.). Курсовые работы выполняются по гуманитарным специальным предметам; по большинству технических специальностей учащиеся пишут курсовые работы по экономике, а также в отдельных случаях исследовательские работы по специальным предметам. В процессе выполнения курсовых работ учащиеся решают планово-экономические задачи или задачи учебно-исследовательского характера.

Курсовые проекты и  работы учащиеся выполняют по индивидуальным заданиям, которые носят характер учебной задачи. Учебная задача обычно формируется таким образом, чтобы в ней было отражено конкретное производственное содержание, часто связанное с процессом производства на предприятии, где учащийся проходит практику. В представлении учащегося она выступает как конкретное учебно-производственное задание, тем не менее ведущей в курсовом проектировании должна быть именно учебная задача: учашийся в ходе выполнения курсового проекта (работы) учится проектировать объект (процес), овладевает методикой расчетов, учится пользоваться нормативной и справочной литературой, технологической и конструкторской документацией, чертить схемы, чертежи, составлять техническую документацию и .т.д.

При подготовке курсового проекта  (работы), при правильной его организации у учащихся должны формироваться и совершенствоваться следующие профессиональные умения: разрабатывать и обосновывать технологические процессы изготовления заданных деталей; выбирать виды заготовок, оборудования, инструментов, режимов работы на основе анализа технологичности конструкций; конструировать приспособления, части приборов, детали машин; создавать сборочные чертежи агрегатов, приборов, основных сборочных единиц машин; создавать рабочие чертежи сопряженных деталей; пользоваться методикой самых различных расчетов (физических, экономических, электрофизических, режимов резания, припусков, машинного времени, сырья, кадров, экономичности производства), устанавливать их взаимосвязь; самостоятельно соствалять техническую документацию (технологические карты, сетевые графики работ, маршрутные карты); пользоваться методикой того исследования, которое приводится в курсовой работе, и т.д. Учащиеся должны быть поставлены перед необходимостью анализировать, сравнивать, оценивать данные и варианты своих решений постановленных задач, систематизировать имеющийся материал, делать обощения, выводы.

В процессе курсового  проектирования учащиеся должны пользоваться специальной литературой, периодикой, в отдельных случаях патентной литературой, для выработки или закрепления умений работать с книгой, справочными материалами, делать выписки, составлять конспекты.

 

Производственная  практика

 

Учебная практика в зависимости  от характера специальности проводится в учебных, учебно-производственных мастерских, учебно-производственных хозяйствах, лабораториях колледжа, на предприятиях, в организациях и учреждениях.

Такая практика может  проводиться после изучения всего  необходимого теоретического материала, а также чередоваться с теоретическим обучением, при этом группы студентов делят на две подгруппы или более.

В тех случаях, когда  учебная практика проводится по отдельной  учебной дисциплине, ею руководит  преподаватель данного предмета. В остальных случаях ее возглавляет  мастер производственного обучения. Учебная практика проводится обычно как шестичасовое занятие.

Учебную работу на семестр  планируют мастера производственного  обучения на основании графика практического  обучения, составляемого в среднем  специальном учебном заведении.

Рабочую программу учебной  практики разрабатывают с учетом перечня учебно-производственных работ, которые могут быть выполнены  практикантами в учебных (учебно-производственных) мастерских.

На основании рабочей  программы практики составляют планы  уроков производственного обучения.

Специфика содержания производственного  обучения диктует и особенности  структуры уроков производственного  обучения. В наиболее общем виде она складывается из следующих этапов: организационная часть, вводный  инструктаж, самостоятельная работа студентов и текущий инструктаж, заключительный инструктаж.

На организационном  этапе мастер производственного  обучения проверяет явку практикантов на занятия, их внешний вид и готовность к работе, подготовленность оборудования.

На этапе вводного инструктажа сообщаются тема и цель урока, по необходимости проводится опрос по учебному материалу изученному на предыдущих уроках.

При объяснении нового материала  показывается его значение для освоения специальности, рабочей профессии; демонстрируются изделия и детали, на которых будут отрабатываться и закрепляться приемы работы; рассматриваются чертежи; разбирается последовательность выполнения работ по инструкционно-технологическим картам. Мастер характеризует инструмент, оборудование, приспособления, применяемые при работе, показывает приемы работ в рабочем и замедленном темпе, рассказывает о самоконтроле и его приемах, рациональной организации рабочего места, инструктирует о технике безопасности. Особое внимание уделяется предупреждению брака, с этой целью показываются типичные ошибки. Далее, с помощью вопросов проверяется усвоение нового материала и воспроизводятся новые приемы работы.

На следующем этапе дается характеристика самостоятельной работы практикантов, а далее проводятся практические работы, в процессе которых мастер производственного обучения сочетает целевые обходы рабочих мест студентов с текущим инструктажем.

На этапе заключительного инструктажа  подводятся итоги учебного занятия, оценивается качество выполненных  работ, анализируются наиболее характерные недочеты и способы их устранения.

Технологическая и преддипломная  практики проводятся на производстве на основании договоров между учебным заведением и предприятиями. Рабочие программы практик разрабатываются с учетом специфических особенностей базовых предприятий. Наряду с различными видами практических работ в рабочей программе планируются экскурсии, лекции, беседы, семинары, практические занятия на производстве. По каждой теме определяются конкретные объекты.

Руководят производственной технологической и преддипломной практикой преподаватели колледжа и производственники.

Преподаватели осуществляют учебно-методическое руководство. Один преподаватель руководит  группой в 20-30 человек. Он консультирует  практикантов, составляет график перемещений по рабочим местам, оказывает помощь в составлении отчета по практике.

Руководитель практики от базового предприятия организует работу практикантов в соответствии с рабочей программой и графиком прохождения практики, проводит инструктаж по технике безопасности и охране труда, осуществляет учет работы практикантов, организует проведение лекций и семинаров, практическая занятий на предприятии, осуществляет текущий контроль, дает заключение о работе студентов.

Все студенты, направляемые на технологическую практику, получают индивидуальные задания по специальности. Тематика заданий весьма разнообразна. Как правило, она включает в себя изучение вопросов связанных с конкретной производственной деятельностью предприятия, например: «Неполадки в работе основного оборудования, причины их возникновения и методы устранения» или «Лабораторный контроль режима и качества сырья и продукции». Наибольшую ценность представляют задания, направленные на решение конкретных производственных задач.

В учебных заведениях тематику таких индивидуальных заданий составляют с учетом перечня тем курсовых проектов и работ, перспективных и годовых планов экспериментально-конструкторской и научно-творческой работы, проводимой по заказам предприятий в конструкторских и технологических бюро.

В период преддипломной практики содержание индивидуального задания связано со сбором необходимых материалов к дипломному проектированию. Руководители преддипломной практики должны рекомендовать студентам перечень подразделений предприятия, где им следует получить нужные для дипломного проектирования материалы.

Во время производственной практики каждый практикант ведет дневник. С  помощью этого документа осуществляются контроль и учет деятельности учащегося.

В период работы на оплачиваемых рабочих местах студенты ежедневно вносят в дневник-отчет краткие сведения о самостоятельно выполненных производственных заданиях, об использованном при этом оборудовании, инструментах, средствах автоматизации и механизации, об организации работы на участке, где проходит практика. Во время работы на других местах практики студенты фиксируют личные наблюдения, характер выполняемых работ, указывают, какие занятия были проведены с ними ведущими специалистами, по каким темам и от кого они получили консультации.

Единая форма дневника по производственной практике не установлена, однако многие учебные заведения разработали для практикантов формы дневников, а также перечни вопросов, которые им следует осветить на том или ином этапе практики.

 

Дипломное проектирование

 

Дипломное проектирование - организационная форма обучения, применяемая на завершающем этапе учебного процесса. Оно заключается в выполнении студентами дипломных проектов или дипломных работ, на основании защит которых Государственная аттестационная комиссия выносит решение о присвоении учащимся квалификации специалиста.

Дидактическими целями дипломного проектирования являются:

§ расширение, закрепление и систематизация знаний, совершенствование профессиональных умений и навыков для решения конкретных производственных, технических и экономических задач, а также задач культурного строительства;

§   развитие умений и навыков самостоятельного умственного труда;

§   проверка и определение соответствия уровня и качества подготовленности студентов Государственным требованиям к минимуму содержания и уровню подготовки по специальности и дополнительным требованиям, которые предъявляет образовательное учреждение к выпускнику.

Дипломный проект - это  комплексная самостоятельная творческая работа, в ходе выполнения которой  студенты решают конкретные производственные задачи, соответствующие профилю деятельности и уровню образования специалиста. В средних специальных учебных заведениях студенты выполняют также дипломные работы, отличающиеся от дипломных проектов учебной исследовательским характером поставленной задачи.

Для дипломного проектирования студентам предлагают учебно-производственные задачи. Учебный характер задачи, включающей технологические, конструкторские, экономические; управленческие задачи, находит выражение  в том, что в процессе ее решения студенты должны использовать максимум знаний, полученных по специальности. Производственный характер задач заключается в том, что студенты решают конкретные вопросы того производства, на котором они проходят преддипломную практику, используя, фактические сведения о производственном процессе. Большое воспитательное значение имеют дипломные проекты имеющие конкретное практическое применение, т.е. внедренные в производство, или такие, внедрение которых возможно в будущем.

Тематику дипломных  проектов (работ) разрабатывают преподаватели совместно со специалистами предприятий, организаций, учреждений, заинтересованных в их выполнении, а затем рассматривают соответствующие предметные (цикловые) комиссии и утверждает заместитель директора по учебной работе.

Темы дипломных проектов (работ) должны быть актуальными, соответствовать  современным требованиям науки  и техники, производства. Сложность  и объем разрабатываемых конструкций, технологических процессов, организационных  и экономических вопросов, исследовательских и испытательных работ должны соответствовать предъявляемым к выпускнику Государственным требованиям.

Задание на дипломное проектирование выдается студенту не позднее чем  за две недели до начала преддипломной  практики и сопровождается консультацией, где разъясняются назначение и задачи, структура и объем работы, принципы разработки и оформления, примерное распределение времени на выполнение отдельных частей дипломного проекта (работы). Общее руководство и контроль за ходом выполнения выпускных квалификационных работ осуществляют заместители директора по научно-методической, учебно-методической работе, заведующие отделениями, председатели цикловых комиссий в соответствии с должностными обязанностями. Руководитель дипломных проектов занимается разработкой индивидуальных заданий, консультированием, контролирует ход выполнения дипломного проекта, готовит на него письменный отзыв.

Содержание дипломных проектов (работ) включает в себя: введение; теоретическую  часть; опытно-экспериментальную часть; выводы и заключение, рекомендации относительно возможностей применения полученных результатов; список используемой литературы; приложение. Дипломный проект состоит из пояснительной записки и графической части. В пояснительной записке дается теоретическое и расчетное обоснование принятых в проекте решений. В графической части принятое решение представлено в виде чертежей, схем, графиков, диаграмм. Структура и содержание пояснительной записки определяются в зависимости от специальности и темы дипломного проекта.

По структуре дипломная работа состоит из теоретической и практической частей. В первой даётся теоретическое освещение темы на основе анализа имеющейся литературы. Практическая часть может быть представлена методикой, расчетами, анализом экспериментальных данных, продуктом творческой деятельности, созданием образцов изделий, произведений искусства в соответствии с видом профессиональной деятельности. Содержание теоретической и практической части определяется в зависимости от специальности и темы дипломной работы.

Информация о работе Методы обучения