Методы обучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 12:25, реферат

Описание

В дидактике под методами обучения понимаются способы совместной деятельности учителя и учащихся, и способы организации познавательной деятельности школьников. В решении проблемы методов обучения в информатике будем руководствоваться формулировкой известного дидакта Ю.К.Бабанского, определяющего методы обучения как способы упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, направленной на решение задач образования, воспитания и развития личности.

Работа состоит из  1 файл

педагогика2.docx

— 39.70 Кб (Скачать документ)

Методы  обучения  

   Метод (от греч. metodos — путь к чему-либо) означает способ достижения цели.

В дидактике  под методами обучения понимаются способы  совместной деятельности учителя и учащихся, и способы организации познавательной деятельности школьников. В решении проблемы методов обучения в информатике будем руководствоваться формулировкой известного дидакта Ю.К.Бабанского, определяющего методы обучения как способы упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, направленной на решение задач образования, воспитания и развития личности.

   В педагогике накоплен большой арсенал  методов обучения. Для приведения всех известных методов в определенную систему выявляются их общие черты, особенности и предлагаются разные классификации. В частности, методы подразделяют:

   - по источникам получения знаний (словесные, наглядные, практические);

   - в зависимости от основных дидактических задач, реализуемых на данном этапе обучения (методы приобретения знаний, методы формирования умений и навыков, методы применения знаний, методы закрепления, методы проверки знаний, умений, навыков);

   - по характеру руководства мыслительной деятельностью учащихся (объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемный, частично-поисковый, исследовательский методы).

   Ю. К. Бабанский выделяет три группы методов:

   а) методы организации и осуществления  учебно-познавательной деятел\pьности;

   б) методы стимулирования и мотивации  учебно-познавательной деятельности;

   в) методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности.

   Каждая  из классификаций имеет определенное основание, однако в функциональном отношении в преподавании информатики  наиболее практичной представляется классификация, в которой выделяются такие методы, как объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемный, частично-поисковый (или эвристический), исследовательский.

Для адаптации  данной классификации к задачам  и содержанию курса информатики целесообразно ее дополнить программированным, модельным методами и методом проектов.

Классификации методов воспитания

Любая научная  классификация начиналась с определения  общих оснований и выделения  признаков для ранжирования объектов, составляющих предмет классификации. По каким признакам могут быть выстроены в систему методы воспитания? Таких признаков, учитывая, что метод  воспитания - явление многомерное, много.

Отдельную классификацию  можно составлять по любому общему признаку. На практике так и поступают, получая различные системы методов. В современной педагогике известны десятки классификаций, одни из которых  больше пригодны для решения практических задач, а другие - представляют лишь теоретический интерес. В большинстве  систем методов логические основания  классификации выражены нечетко. Этим объясняется тот факт, что в  практически значимых классификациях за основу берется не одна, а несколько  важных и общих сторон метода.

Можно условно  выделить группы методов прямого  и косвенного педагогического влияния.

Методы прямого  педагогического влияния предполагают немедленную или отсроченную  реакцию ученика и его соответствующие  действия, направленные на самовоспитание.

Методы косвенного педагогического влияния предполагают создание такой ситуации, такую организацию  деятельности, в которые включается ребенок, при этом формируется соответствующая  установка на самосовершенствование, на выработку определенной позиции  в системе его отношений с  учителями, товарищами, обществом.

По характеру  воздействия на учащегося методы воспитания делят на убеждение, упражнение, поощрение и наказание (Н.И.Болдырев, Н.К.Гончаров, Ф.Ф.Королев и др.). В данном случае общий признак "характер метода" включает в себя направленность, применимость, особенность и некоторые другие стороны метода. К этой классификации тесно примыкает другая система общих методов воспитания, которая трактует характер методов более обобщенно (Т.А.Ильина, И.Т.Огородников). Она включает в себя методы убеждения, организации деятельности, стимулирования поведения школьников. В классификации И.С.Марьенко названы такие группы методов воспитания, как объяснительно-репродуктивные, проблемно-ситуативные, методы приучения и упражнения, стимулирования, торможения, руководства, самовоспитания.

В настоящее  время наиболее распространенной является классификация методов воспитания И.Г.Щукиной на основе направленности - интегративной характеристики, включающей в себя в единстве целевую, содержательную и процессуальную стороны методов  воспитания. Она выделяет три группы методов: методы формирования сознания (рассказ, объяснение, разъяснение, лекция, этическая беседа, увещевание, внушение, инструктаж, диспут, доклад, пример); методы организации деятельности и формирования опыта поведения (упражнение, приучение, педагогическое требование, общественное мнение, поручение, воспитывающие ситуации); методы стимулирования (соревнование, поощрение, наказание).

По нашему мнению, в педагогической литературе произошла  подмена понятий. Методами называют часто формы воспитания (рассказ, беседа) или совокупность методов (формирование общественного мнения).

Методов на самом  деле значительно меньше, чем то количество, что сегодня перечисляется в литературе. Воспитание можно уподобить сочинению музыки. Различные мелодии, даже самые сложные, сочиняются при помощи только семи нот. При этом хорошая и плохая музыка также получается при сочетании этих же нот. Все зависит от профессионализма и таланта композитора.

Вслед за М.И.Махмутовым, который определил методы обучения как "бинарные", мы считаем, что по аналогии можно определить также и методы воспитания. Если бинарные методы обучения предполагают выделение парных методов "обучения-учения", то бинарные методы воспитания также предполагают выделение соответствующих пар методов "воспитания-самовоспитания". Каждое действие педагога, направленное на воспитание ученика, призвано вызвать действие ученика, направленное на самовоспитание.

Основная задача педагога - помочь ребенку в его  развитии, и вся гуманистическая  педагогическая практика должна обеспечивать развитие и совершенствование всех сущностных человеческих сфер ребенка.

Мы считаем, что  каждый метод воспитания и соответствующий  ему метод самовоспитания отличаются один от другого тем, на какую сущностную сферу человека они оказывают  доминирующее воздействие.

В дальнейшем мы используем описание сущностных сфер, предложенное в книге О.С.Гребенюка "Педагогика индивидуальности" (Калининград, 1995).

Интеллектуальная  сфера характеризуется мышлением  человека, качествами ума, познавательными  процессами, мыслительными операциями, его сознанием и самопознанием, смысловой оценкой своих субъективных возможностей, выступает в качестве основания целесообразных действий и поступков.

В процессе контакта с педагогом происходит понимание  воспитанником тех норм и правил поведения, которые он должен сформировать у себя. Трудно воспитать, выработать какое-либо качество, не добившись прежде ясного понимания его значения. Для  формирования взглядов, понятий, установок  используются методы убеждения и  самоубеждения.

Убеждение предполагает логическое доказательство какого-то понятия, нравственной позиции, оценки происходящего. При этом на сознание учащихся влияют не столько понятия и суждения, сколько их доказательность. Учащиеся, оценивая полученную информацию, или утверждаются в своих взглядах, позициях, или корректируют их.

Убеждаясь в  правоте сказанного, учащиеся формируют  свою систему взглядов на мир, общество, социальные отношения. Внешние воздействия  со стороны педагога превращаются во внутренний процесс, что приводит к  сформированности мировоззрения.

Убеждение как  метод в воспитательном процессе реализуется через различные  формы, в частности сегодня используются отрывки из различных литературных произведений, исторические аналогии, библейские притчи, басни. Рядом ученых создаются хрестоматии, в которых  собран материал для нравственного  просвещения учащихся. Метод убеждения  используется также при проведении разнообразных дискуссий.

Для реализации метода убеждения педагогу важно  знать мнение детей по обсуждаемому вопросу, а также факты и явления, которые их волнуют. Применяя метод  убеждения, педагог должен быть уверен, что у детей достаточно знаний для логических рассуждений о предмете убеждения.

Самоубеждение - это метод самовоспитания учащихся, который предполагает, что дети осознанно, самостоятельно, в поиске решения какой-либо социальной проблемы формируют у себя комплекс взглядов на эту проблему. В основе этого формирования - логические доказательства, схему которых составил сам ребенок.

Мотивационная сфера включает всю совокупность потребностей, мотивов и целей  человека, которые формируются и  развиваются в течение всей его  жизни.

Стимулирование - метод, в основе которого лежит  формирование у учащихся побуждений деятельности, т.е. определенных мотиваций.

В педагогике в  качестве стимулирования распространены такие компоненты метода стимулирования, как поощрение и наказание.

Поощрением называют выражение положительной оценки действий воспитанников. Оно закрепляет положительные навыки и привычки. Действие поощрения предполагает возбуждение  позитивных эмоций, вселяет уверенность. Поощрение может проявляться  в различных вариантах: одобрение, похвала, благодарность, предоставление почетных прав, награждение. Несмотря на кажущуюся простоту, поощрение  требует тщательной дозировки и  осторожности, так как неумение использовать этот метод может принести вред воспитанию.

Поощрение должно быть естественным следствием поступка ученика, а не следствием его стремления получить поощрение. Важно, чтобы поощрение  не противопоставляло учащегося  остальным членам коллектива. Оно  должно быть справедливым и, как правило, согласованным с мнением коллектива. При использовании поощрения  необходимо учитывать индивидуальные качества поощряемого.

Наказание - это  компонент педагогического стимулирования, применение которого должно предупреждать  нежелательные поступки учащихся, тормозить  их, вызывать чувство вины перед  собой и другими людьми.

Известны следующие  виды наказания: наложение дополнительных обязанностей; лишение или ограничение  определенных прав; выражение морального порицания, осуждения. Перечисленное может реализоваться в различных формах: по логике естественных последствий, наказания-экспромты, традиционные наказания.

Наказание должно быть справедливым, тщательно продуманным  и ни в коем случае не должно унижать  достоинство ученика. Это сильнодействующий  метод. Ошибку педагога в наказании  исправить значительно труднее, чем в любом другом случае, поэтому нельзя торопиться наказывать до тех пор, пока нет полной уверенности в справедливости наказания и его позитивном влиянии на поведение ученика.

Нельзя дать каких-либо общих рецептов в решении  вопроса о наказании, так как  каждый поступок всегда индивидуален. В зависимости от того, кем он совершен, при каких обстоятельствах, каковы причины, побудившие его совершить, наказание может быть очень различным.

Поощрение и  наказание формируют у учащихся умение правильно оценивать свое поведение. Самооценка способствует самостимулированию поступков детей. В процессе самооценки они определяют необходимость изменений своего поведения. При этом возможно использование учащимися таких средств самовоспитания, как самопоощрение, самонаказание (самоограничение).

Эмоциональная сфера предполагает формирование у  ребенка необходимых навыков  в управлении своими эмоциями, обучение его управлению конкретными чувствами (гнев, беспокойство, обида, зависть, эмпатия, стыд, гордость, страх, жалость, любовь и др.), пониманию своих эмоциональных состояний и причин, их порождающих.

Методом, оказывающим  доминирующее влияние на эмоциональную  сферу ребенка, является внушение.

Как правило, метод  убеждения, применяемый педагогом, постоянно сочетается с методом  внушения.

Внушение - это  эмоционально окрашенное воздействие  на ребенка с целью создания у  него определенного состояние или  побуждения к определенным действиям. По образному выражению В.М.Бехтерева, внушение, в отличие от убеждения, входит в сознание человека не с  парадного входа, а как бы с  заднего крыльца, минуя сторожа - критику. Внушать - это значит воздействовать на чувства, а через них на ум и  волю человека. Внушение опирается  на имеющиеся у ребенка потребности, стремления. Этот метод в педагогической практике используется достаточно широко. Применение метода внушения способствует формированию чувств, эмоционального переживания требуемого поведения. Если ученики остаются безразличны  к педагогическому воздействию, то, как известно, процесс медленно и редко достигает намеченной цели.

Информация о работе Методы обучения