Методы обучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 12:25, реферат

Описание

В дидактике под методами обучения понимаются способы совместной деятельности учителя и учащихся, и способы организации познавательной деятельности школьников. В решении проблемы методов обучения в информатике будем руководствоваться формулировкой известного дидакта Ю.К.Бабанского, определяющего методы обучения как способы упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, направленной на решение задач образования, воспитания и развития личности.

Работа состоит из  1 файл

педагогика2.docx

— 39.70 Кб (Скачать документ)

Экзистенциальная  сфера характеризуется умением  человека управлять своими физическими  и психическими состояниями, умением  удерживать их на должном уровне, гармонией  чувств и поступков, слова и дела, чувств и общения и др. Необходимо "выработать в человеке сознательное отношение к своим действиям, ограничить произвол их и развить  в человеке стремление к совершенствованию; заботиться как о красоте тела, так и о красоте речи и самостоятельности  в проявлении мысли" (П.Ф.Лесгафт); сформировать умение владеть своими потребностями, умение управлять собой.

Включение учащихся в систему новых для них  отношений способствует самопознанию детей, определению своей позиции  и способа адекватного поведения  в различных ситуациях, стимулирует  самоанализ и вариативное проектирование своего поведения.

Доминирующим  методом, влияющим на экзистенциональную сферу, является анализ деятельности и  общения ребенка.

Анализ педагог  может проводить как с одним  учеником, так и с группой. В  этом случае группа анализирует свое состояние и определяет возможные  совместные действия.

Анализ, проводимый педагогом как с отдельным  учеником, так и с группой, направлен прежде всего на создание условий для реализации ребенком такого метода самовоспитания, как рефлексия.

Понятие рефлексия  возникло в философии; оно означает процесс размышления индивида о  происходящем в его собственном  сознании.

Рефлексия предполагает не только познание человеком самого себя в определенной ситуации или  в определенный период, но и выяснение  отношений к себе окружающих, а  также выработку представлений  об изменениях, которые могут произойти.

Именно в процессе рефлексии и осуществляется важный акт самовоспитания - создается программа  саморазвития. Программирование саморазвития - это волевой акт человека, который  позволяет ему добиваться наибольших успехов в самосовершенствовании. Педагог, организуя рефлексию, должен стремиться к тому, чтобы учащиеся рассматривали ее как этап в собственном  развитии. Взаимосвязь развития существующих сфер человека и влияния на них  методов воспитания представлено в  схеме (см. далее).

Таким образом, рассмотренная нами совокупность методов  предполагает, что субъектом воспитания в итоге должен стать сам учащийся.

Средства  обучения

Сре́дства обуче́ния — это объекты, созданные человеком, а также предметы естественной природы, используемые в образовательном процессе в качестве носителей учебной информации и инструмента деятельности педагога и обучающихся для достижения поставленных целей обучениявоспитания и развития.

Типология средств  обучения

Общепринятая  современная типология подразделяет средства обучения на следующие виды:

  • Печатные (учебники и учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии, рабочие тетради, атласы, раздаточный материал и т.д.)
  • Электронные образовательные ресурсы (часто называемые образовательные мультимедиа мультимедийные учебники, сетевые образовательные ресурсы, мультимедийные универсальные энциклопедии и т.п.)
  • Аудиовизуальные (слайды, слайд-фильмы, видеофильмы образовательные, учебные кинофильмы, учебные фильмы на цифровых носителях (Video-CD, DVD, BluRay. HDDVD и т.п.)
  • Наглядные плоскостные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, магнитные доски)
  • Демонстрационные (гербарии, муляжи, макеты, стенды, модели в разрезе, модели демонстрационные)
  • Учебные приборы (компас, барометр, колбы, и т.д.)
  • Тренажеры и спортивное оборудование (автотренажеры, гимнастическое оборудование, спортивные снаряды, мячи и т.п.)
  • Учебная техника (автомобили, тракторы, и т.д.)

 
Есть и иной подход к типологии  средств обучения (Пидкасистый П.И.). Он в частности, разделяет средства обучения на материальные и идеальные. Идеальные средства обучения – это те усвоенные ранее знания и умения, которые используют учителя и учащиеся для усвоения новых знаний. Материальные средства обучения – это физические объекты, которые используют учитель и ученик для детализированного обучения.

Наглядные пособия  обычно классифицируются на три группы:

  1. Объемные пособия (модели, коллекции, приборы, аппараты и т.п.)
  2. Печатные пособия (картины, плакаты, графики, таблицы, учебники и т. п.)
  3. Проекционный материал (кинофильмы, видеофильмы, слайды и т.п.)

Общая дидактическая  роль средств обучения

Средства обучения наряду с живым словом педагога являются важным компонентом образовательного процесса и элементом учебно-материальной базы любого образовательного учреждения. Являясь компонентом учебно-воспитательного  процесса, средства обучения оказывают  большое влияние на все другие его компоненты — цели, содержание, формы, методы.

Наиболее эффективное  воздействие на обучающихся оказывают современные аудиовизуальные и мультимедийные средства обучения (электронные образовательные ресурсы). Аудиовизуальные средства, а также средства мультимедиа являются наиболее эффективным средством обучения и воспитания. Термином multimedia (что в пеpеводе с английского означает «многосpедность») опpеделяется инфоpмационная технология на основе пpогpаммно-аппаpатного комплекса, имеющего ядpо в виде компьютеpа со средствами подключения к нему аудио- и видеотехники. Мультимедиатехнология позволяет обеспечить при решении задач автоматизации интеллектуальной деятельности объединение возможностей ЭВМ с традиционными для нашего восприятия средствами представления звуковой и видеоинформации, для синтеза трех стихий (звука, текста и графики, живого видео).

Принципы использования  средств обучения

  • учет возрастных и психологических особенностей обучающихся
  • гармоничное использование разнообразных средств обучения: традиционных и современных для комплексного, целенаправленного воздействия на эмоции, сознание, поведение ребенка через визуальную, аудиальную, кинестетическую системы восприятия в образовательных целях
  • учет дидактических целей и принципов дидактики (принципа наглядности, доступности и т.д.)
  • сотворчество педагога и обучающегося
  • приоритет правил безопасности в использовании средств обучения.

Развитие средств  обучения в современной школе (средней  общей и профессиональной) определяется общим развитием учебной техники. Появление интерактивных досок, кодоскопов (графопроекторов), компьютерной техники, новейших средств воспроизведения цифровых носителей, развитие сети Интернет в образовательных учреждениях сильно изменило и требования к разработке средств обучения. Подключение в рамках Приоритетного национального проекта «Образование» в 2006-2007 годах общеобразовательных учреждений к сети Интернет потребовало ускорить пополнение образовательных интернет-ресурсов и актуализировать весь арсенал средств обучения. Одной из задач современной дидактики в России является использование потенциала средств доставки и учебной техники в использовании средств обучения.

Информация о работе Методы обучения