Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 16:25, реферат
К вопросу о понятии метод обучения обращались многие ученые на протяжении многих поколений. Но не зависимости от задач и целей, обусловленных временем, термин «метод обучения» понимался почти всегда одинаково. Хотя единое и полное определение этого понятия дать сложно.
Метод обучения—способ достижения педагогических целей. Если говорить проще, то это понятие отвечает на вопрос «Как учить?». Без методов невозможно достичь поставленной цели.. Метод—сердцевина учебного процесса, связующее звено между запроектированной целью и конечным результатом.
Метод обучения (от греч. Metodos—буквально: путь к чему-либо)—это упорядоченная деятельность педагога и учащихся, направленная на дос
К вопросу о понятии «Метод обучения»
Классификация методов обучения.
Подробное рассмотрение классификации методов по типу познавательной деятельности (ТПД).
Применение отдельного средства обучения с использованием различных методов.
Федеральное агентство по образованию
Новгородский
Государственный Университет
Институт
Медицинского Образования
контрольная работа по педагогике
Тема: Методы
обучения.
Студентка 2 курса
Вокина О.С.
Проверил:
Никитина
Н. И.
В. Новгород,
2010
План
1. К вопросу о понятии «Метод обучения»
К
вопросу о понятии метод
Метод
обучения—способ достижения педагогических
целей. Если говорить проще, то это понятие
отвечает на вопрос «Как учить?». Без
методов невозможно достичь поставленной
цели.. Метод—сердцевина учебного процесса,
связующее звено между
Метод обучения (от греч. Metodos—буквально: путь к чему-либо)—это упорядоченная деятельность педагога и учащихся, направленная на достижение заданной цели обучения. Это совокупность путей, способов достижения целей, решения задач образования. В педагогической литературе понятие метода иногда относят только к деятельности педагога или к деятельности учащихся. В первом случае уместно говорить о методах преподавания. А во втором—о методах учения. Если же речь идет о совместной работе учителя и учащихся, то здесь, несомненно, проявляются методы обучения. Метод обучения первоначально существует в сознаниии педагога как обобщенный проект деятельности, который реализуется на практике как процесс сопряженной деятельности учителя и учащихся, как совокупность конкретных действий и приемов преподавания и учения. Метод обучения — это путь движения мысли от учителя к учащимся с целью передачи знаний последним, совместное сотрудничество учителя и учащихся.
В структуре метода выделяются приемы. Прием—это элемент метода, его составная часть, разовое действие, отдельный шаг в реализации метода или модификация метода в том случае, когда метод небольшой по объему или простой по структуре.
Метод обучения — сложное, многомерное образование. Если бы нам удалось построить его пространственную модель, то мы бы увидели причудливый кристалл, сверкающий множеством граней и постоянно меняющий свою окраску. В методе обучения находят отражение объективные закономерности, цели, содержание, принципы, формы обучения. Связь метода с другими категориями дидактики взаимообратная: будучи производным от целей, содержания и форм обучения, методы в то же время оказывают обратное и очень сильное влияние на становление и развитие этих категорий. Ни цели, ни содержание, ни формы работы не могут быть введены без учета возможностей их практической реализации, именно такую возможность реализуют методы. Они же задают темп развития дидактической системы — обучение прогрессирует настолько быстро, насколько позволяют ему двигаться вперед применяемые методы.
В
структуре методов обучения выделяются
прежде всего объективная и
Из всего сказанного можно понять, что сложно дать однозначное и полное определение метода. Одной дефиницией, даже наилучшей, мы не в состоянии охватить и выразить всю полноту многомерного явления. Приходится использовать упрощенные, не отражающие глубинной сущности и всех признаков метода, определения.
2.Классификация методов обучения.
Как мы уже говорили, методы- понятие многомерное. По каждой из сторон методы можно группировать в системы. В связи с этим появляется множество классификаций методов, в которых последние объединяются на основе одного или ряда общих признаков. Немаловажный вопрос, возникающий при этоп, -насколько целесообразна та или иная классификация? Лишь ту классификацию можно признать хорошей, которая согласуется с практикой обучения и служит основой для её реализации.
В настоящее время предложены десятки классификаций. Однако дидактики считают, что не следует стремиться установить единую и неизменную номенклатуру методов. Ведь обучение – чрезвычайно подвижный процесс, поэтому и система методов должна быть динамичной.
Рассмотрим несколько наиболее обоснованных классификаций методов обучения.
Берет
начало еще в древних философских
и педагогических системах, дошедшая
до наших дней и адаптировавшаяся
к ним. В качестве общего признака
методов берется источник знаний(практика,
наглядность, слово).
В качестве общего признака классификации выступают последовательные этапы, через которые проходит процесс обучения на уроке.
- приобретение знаний;
- формирование умений и навыков
- применение знаний;
- творческая деятельность;
- закрепление;
- проверка
знаний, умений и навыков.
Тип познавательной деятельности — это уровень самостоятельности (напряженности) познавательной деятельности, которого достигают учащиеся, работая по предложенной учителем схеме. Выделяются следующие методы:
- объяснительно – иллюстративный (информационно- рецептивный);
- репродуктивный;
- частично-поисковый (эвристический);
- исследовательский.
IV. Бинарная классификация методов обучения (М.И. Махмутов)
Махмутов делит методы на две группы:
В последние десятилетия получила наибольшее распространение. В классификации академика Ю.К. Бабанского выделяются три большие группы методов обучения:
Методы
организации учебно-
Словесные
Наглядные Практические |
Индуктивные
и дедуктивные |
Репродуктивные
и проблемно-поисковые |
Методы самостоятельной работы и работы под руководством преподавателя |
Источники |
Логика |
Мышление |
Управление |
Методы
стимулирования и
мотивации учебно-
Методы стимулирования и мотивации интереса к учению | Методы стимулирования
и мотивации долга и |
Методы
контроля и самоконтроля
за эффективностью учебно-познавательной
деятельности
Методы устного контроля и самоконтроля | Методы письменного контроля и самоконтроля | Методы лабораторно- |
3.Подробное рассмотрение классификации методов по типу познавательной деятельности (ТПД)
Авторами данной классификации являются И.Я. Лернер и М.Н. Скаткин. Как упоминалось выше, ТПД - это уровень самостоятельности (напряженности) познавательной деятельности, которого достигают учащиеся, работая по предложенной учителем схеме обучения. Эта характеристика тесно сопряжена с уровнями мыслительной активности учащихся. Если, например, познавательная деятельность, организованная учителем, приводит лишь к запоминанию готовых знаний и последующему их безошибочному воспроизведению, которое может быть неосознанным, то здесь имеет место достаточно низкий уровень мыслительной активности и соответствующий ему репродуктивный метод обучения. При более высоком уровне напряженности мышления учащихся, когда знания добываются в результате их собственного творческого познавательного труда, имеет место эвристический или еще более высокий — исследовательский метод обучения.
Данная классификация получила распространение и поддержку. Рассмотрим сущность выделенных в ней методов.
Информационно-рецептивный
При
рецепции используются все источники
информации (слово, наглядность и
т.п.), логика изложения может развиваться
как индуктивным, так и дедуктивным
путем. Управляющая деятельность педагога
ограничивается организацией восприятия
знаний.