Методы обучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 16:25, реферат

Описание

К вопросу о понятии метод обучения обращались многие ученые на протяжении многих поколений. Но не зависимости от задач и целей, обусловленных временем, термин «метод обучения» понимался почти всегда одинаково. Хотя единое и полное определение этого понятия дать сложно.
Метод обучения—способ достижения педагогических целей. Если говорить проще, то это понятие отвечает на вопрос «Как учить?». Без методов невозможно достичь поставленной цели.. Метод—сердцевина учебного процесса, связующее звено между запроектированной целью и конечным результатом.
Метод обучения (от греч. Metodos—буквально: путь к чему-либо)—это упорядоченная деятельность педагога и учащихся, направленная на дос

Содержание

К вопросу о понятии «Метод обучения»
Классификация методов обучения.
Подробное рассмотрение классификации методов по типу познавательной деятельности (ТПД).
Применение отдельного средства обучения с использованием различных методов.

Работа состоит из  1 файл

контрольная по педагогике.docx

— 31.30 Кб (Скачать документ)

Федеральное агентство по образованию

Новгородский  Государственный Университет имени  Я. Мудрого

Институт  Медицинского Образования 
 
 
 
 
 

контрольная работа по педагогике

Тема: Методы обучения. 
 

                                                                                 Выполнила: 

Студентка 2 курса

Вокина  О.С.

Проверил:

Никитина  Н. И. 
 

В. Новгород, 2010 

План

  1. К вопросу о понятии «Метод обучения»
  2. Классификация методов обучения.
  3. Подробное рассмотрение классификации методов по типу познавательной деятельности (ТПД). 
  4. Применение отдельного средства обучения с использованием различных методов.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. К вопросу о понятии «Метод обучения»

  К вопросу о понятии метод обучения обращались многие ученые на протяжении многих поколений. Но не зависимости  от задач и целей, обусловленных  временем, термин «метод обучения»  понимался почти всегда одинаково. Хотя единое и полное определение этого понятия дать сложно.

  Метод обучения—способ достижения педагогических целей. Если говорить проще, то это понятие  отвечает на вопрос «Как учить?». Без  методов невозможно достичь поставленной цели.. Метод—сердцевина учебного процесса, связующее звено между запроектированной  целью и конечным результатом.

  Метод обучения (от греч. Metodos—буквально: путь к чему-либо)—это упорядоченная деятельность педагога и учащихся, направленная на достижение заданной цели обучения. Это совокупность путей, способов достижения целей, решения задач образования. В педагогической литературе понятие метода иногда относят только к деятельности педагога или к деятельности учащихся. В первом случае уместно говорить о методах преподавания. А во втором—о методах учения. Если же речь идет о совместной работе учителя и учащихся, то здесь, несомненно, проявляются методы обучения. Метод обучения первоначально существует в сознаниии педагога как обобщенный проект деятельности, который реализуется на практике как процесс сопряженной деятельности учителя и учащихся, как совокупность конкретных действий и приемов преподавания и учения. Метод обучения — это путь движения мысли от учителя к учащимся с целью передачи знаний последним, совместное сотрудничество учителя и учащихся.

  В структуре метода выделяются приемы. Прием—это элемент метода, его  составная часть, разовое действие, отдельный шаг в реализации метода или модификация метода в том случае, когда метод небольшой по объему или простой по структуре.

  Метод обучения — сложное, многомерное  образование. Если бы нам удалось  построить его пространственную модель, то мы бы увидели причудливый  кристалл, сверкающий множеством граней и постоянно меняющий свою окраску. В методе обучения находят отражение объективные закономерности, цели, содержание, принципы, формы обучения. Связь метода с другими категориями дидактики взаимообратная: будучи производным от целей, содержания и форм обучения, методы в то же время оказывают обратное и очень сильное влияние на становление и развитие этих категорий. Ни цели, ни содержание, ни формы работы не могут быть введены без учета возможностей их практической реализации, именно такую возможность реализуют методы. Они же задают темп развития дидактической системы — обучение прогрессирует настолько быстро, насколько позволяют ему двигаться вперед применяемые методы.

  В структуре методов обучения выделяются прежде всего объективная и субъективная части. Объективная часть метода обусловлена теми постоянными, незыблемыми  положениями, которые обязательно  присутствуют в любом методе, независимо от его использования различными педагогами. В ней отражаются общие  для всех дидактические положения, требования законов и закономерностей, принципов и правил, а также  постоянные компоненты целей, содержания, форм учебной деятельности. Субъективная часть метода обусловлена личностью педагога, особенностями учащихся, конкретными условиями. Очень сложным и не вполне еще разрешимым является вопрос о соотношении объективного и субъективного в методе. Диапазон мнений по данному вопросу очень широк: от признания метода чисто объективным образованием до полного отрицания объективных начал и признания метода личным, а поэтому неповторимым произведением педагога. Истина, как всегда, находится между крайностями. Именно наличие в методе постоянной, общей для всех объективной части позволяет дидактам разрабатывать теорию методов, рекомендовать практике пути, являющиеся наилучшими в большинстве случаев, а также успешно решать проблемы логического выбора, оптимизации методов. Справедливо и то, что в области методов больше всего проявляется собственное творчество, индивидуальное мастерство педагогов, а поэтому методы обучения всегда были и всегда останутся сферой высокого педагогического искусства.

  Из  всего сказанного можно понять, что  сложно дать однозначное и полное определение метода. Одной дефиницией, даже наилучшей, мы не в состоянии  охватить и выразить всю полноту  многомерного явления. Приходится использовать упрощенные, не отражающие глубинной  сущности и всех признаков метода, определения.

  2.Классификация методов обучения.

  Как мы уже говорили, методы- понятие  многомерное. По каждой из сторон методы можно группировать в системы. В  связи с этим появляется множество  классификаций методов, в которых  последние объединяются на основе одного или ряда общих признаков. Немаловажный вопрос, возникающий при этоп, -насколько  целесообразна та или иная классификация?  Лишь ту классификацию можно признать хорошей, которая согласуется с  практикой обучения и служит основой  для её реализации.

  В настоящее время предложены десятки  классификаций. Однако дидактики считают, что не следует стремиться установить единую и неизменную номенклатуру методов. Ведь обучение – чрезвычайно подвижный  процесс, поэтому и система методов  должна быть динамичной.

  Рассмотрим  несколько наиболее обоснованных классификаций  методов обучения.

  1. Традиционная.

    Берет начало еще в древних философских  и педагогических системах, дошедшая до наших дней и адаптировавшаяся к ним. В качестве общего признака методов берется источник знаний(практика, наглядность, слово). 

    1. Практический  метод(опыт, упражнение, учебно-производительный труд)
    2. Наглядный метод(иллюстрация, демонстрация, наблюдения учащихся)
    3. Словесный метод(объяснение, разъяснение, рассказ, беседа, инструктаж, лекция, дискуссия, диспут)
    4. Работа с книгой(чтение, изучение, реферирование, беглый просмотр, цитирование, изложение, составление плана, конспктирование)
    5. Видеометод(просмотр, обучение, упражнение под контролем «электронного учителя», контроль)
 
  1. Классификация методов по назначению(М.А. Данилов, Б.П. Есипов)

    В качестве общего признака классификации выступают  последовательные этапы, через которые  проходит процесс обучения на уроке.

    - приобретение  знаний;

    - формирование  умений и навыков

    - применение  знаний;

    - творческая  деятельность;

    - закрепление;

    - проверка  знаний, умений и навыков. 

  1. Классификация методов по типу познавательной деятельности (И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин).

    Тип познавательной деятельности — это  уровень самостоятельности (напряженности) познавательной деятельности, которого достигают учащиеся, работая по предложенной учителем схеме. Выделяются следующие методы:

    - объяснительно  – иллюстративный (информационно-  рецептивный);

    - репродуктивный;

    - частично-поисковый (эвристический);

    - исследовательский. 

    IV.  Бинарная классификация методов обучения (М.И. Махмутов)

    Махмутов  делит методы на две группы:

    1. Метод преподавания (информационно-обобщающий, объяснительный, инструктивно-практический, объяснительно – побуждающий, побуждающий).
    2. Метод учения (исполнительный, репродуктивный, продуктивно- практический, частично-поисковый, поисковый).
 
 
 
  1. Классификация методов Ю.К. Бабанского

    В последние  десятилетия получила наибольшее распространение. В классификации академика Ю.К. Бабанского выделяются три большие  группы методов обучения:

    1. методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности;
    2. методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности;
    3. методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности.
 
 

Методы  организации учебно-познавательной деятельности

    Словесные

    Наглядные

    Практические

    Индуктивные

    и дедуктивные

    Репродуктивные

    и проблемно-поисковые

    Методы самостоятельной  работы и работы под руководством преподавателя
     
    Источники
     
    Логика
     
    Мышление
     
    Управление
 
 
 
 

Методы  стимулирования и  мотивации учебно-познавательной деятельности 

    Методы  стимулирования и мотивации интереса к учению Методы стимулирования и мотивации долга и ответственности  в учении
 
 

Методы  контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности 

    Методы  устного контроля и самоконтроля Методы письменного  контроля и самоконтроля Методы лабораторно-практического  контроля и самоконтроля
 
 

3.Подробное рассмотрение классификации методов по типу познавательной деятельности (ТПД)

  Авторами  данной классификации являются И.Я. Лернер и М.Н. Скаткин. Как упоминалось  выше, ТПД - это уровень самостоятельности (напряженности) познавательной деятельности, которого достигают учащиеся, работая  по предложенной учителем схеме обучения. Эта характеристика тесно сопряжена с уровнями мыслительной активности учащихся. Если, например, познавательная деятельность, организованная учителем, приводит лишь к запоминанию готовых знаний и последующему их безошибочному воспроизведению, которое может быть неосознанным, то здесь имеет место достаточно низкий уровень мыслительной активности и соответствующий ему репродуктивный метод обучения. При более высоком уровне напряженности мышления учащихся, когда знания добываются в результате их собственного творческого познавательного труда, имеет место эвристический или еще более высокий — исследовательский метод обучения.

  Данная  классификация получила распространение  и поддержку. Рассмотрим сущность выделенных в ней методов.

  Информационно-рецептивный

  1. Знания учащимся предлагаются в «готовом» виде;
  2. Учитель организует различными способами восприятие этих знаний;
  3. Учащиеся осуществляют восприятие (рецепцию) и осмысление знаний, фиксируют их в своей памяти.

  При рецепции используются все источники  информации (слово, наглядность и  т.п.), логика изложения может развиваться  как индуктивным, так и дедуктивным  путем. Управляющая деятельность педагога ограничивается организацией восприятия знаний. 

Информация о работе Методы обучения