Методы обучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 16:25, реферат

Описание

К вопросу о понятии метод обучения обращались многие ученые на протяжении многих поколений. Но не зависимости от задач и целей, обусловленных временем, термин «метод обучения» понимался почти всегда одинаково. Хотя единое и полное определение этого понятия дать сложно.
Метод обучения—способ достижения педагогических целей. Если говорить проще, то это понятие отвечает на вопрос «Как учить?». Без методов невозможно достичь поставленной цели.. Метод—сердцевина учебного процесса, связующее звено между запроектированной целью и конечным результатом.
Метод обучения (от греч. Metodos—буквально: путь к чему-либо)—это упорядоченная деятельность педагога и учащихся, направленная на дос

Содержание

К вопросу о понятии «Метод обучения»
Классификация методов обучения.
Подробное рассмотрение классификации методов по типу познавательной деятельности (ТПД).
Применение отдельного средства обучения с использованием различных методов.

Работа состоит из  1 файл

контрольная по педагогике.docx

— 31.30 Кб (Скачать документ)

  Репродуктивный  метод

  1. Знания учащимся предлагаются в «готовом» виде;
  2. Учитель не только сообщает знания, но и объясняет их;
  3. Учащиеся сознательно усваивают знания, понимают и запоминают их. Критерием усвоения является правильное воспроизведение (репродукция) знаний;
  4. Необходимая прочность усвоения обеспечивается путем многократного повторения знаний.

  Главное преимущество данного метода, как  и рассмотренного выше информационно-рецептивного метода – экономность. Он обеспечивает возможность передачи значительного  объёма знаний, умений за минимально короткое время и с небольшими затратами  усилий. Прочность знаний, благодаря  возможности их многократного повторения, может быть значительной.

  Человеческая  деятельность может быть репродуктивной, исполнительской или творческой. Репродуктивная деятельность предшествует творческой, поэтому игнорировать её в обучении нельзя, как нельзя и  чрезмерно увлекаться ею. Репродуктивный метод должен сочетаться с другими  методами. 

  Метод проблемного изложения

  Является  переходным от исполнительской к  творческой деятельности. На определенном этапе обучения учащиеся еще не в силах самостоятельно решать проблемные задачи, а потому учитель показывает путь исследования проблемы, излагая ее решение от начала до конца. И хотя учащиеся при таком методе обучения не участники, а всего лишь наблюдатели хода размышлений, они получают хороший урок разрешения познавательных затруднений. 

  Частично-поисковый (эвристический) метод

  1. Знания учащимся не предлагаются в «готовом» виде, их нужно добывать самостоятельно;
  2. Учитель организует не сообщение или изложение знаний, а поиск новых знаний с помощью разнообразных средств;
  3. Учащиеся под руководством учителя самостоятельно рассуждают, решают возникающие познавательные задачи, создают и разрешают проблемные ситуации, анализируют, сравнивают, обобщают, делают выводы. В результате чего у них формируются осознанные прочные знания.
  4. Метод получил название частично-поискового потому, что учащиеся не всегда могут самостоятельно решить сложную учебную проблему от начала и до конца. Поэтому учебная деятельность развивается по схеме: учитель — учащиеся — учитель — учащиеся и т. д. Часть знаний сообщает учитель, часть учащиеся добывают самостоятельно, отвечая на поставленные вопросы или разрешая проблемные задания. Одной из модификаций данного метода является эвристическая беседа.
 

  Исследовательский метод

  1. Учитель вместе с учащимися формулирует проблему, разрешению которой посвящается отрезок учебного времени;
  2. Знания учащимся не сообщаются. Учащиеся самостоятельно добывают их в процессе разрешения (исследования) проблемы, сравнения различных вариантов получаемых ответов. Средства для достижения результата также определяют сами учащиеся;
  3. Деятельность учителя сводится к оперативному управлению процессом решения проблемных задач;
  4. Учебный процесс характеризуется высокой интенсивностью, учение сопровождается повышенным интересом, полученные знания отличаются глубиной, прочностью, действенностью.

  Исследовательский метод обучения предусматривает  творческое усвоение знаний. Его недостатки — значительные затраты времени  и энергии учителей и учащихся. Применение исследовательского метода требует высокого уровня педагогической квалификации. 
 

  4.Применение отдельного средства обучения с использованием различных методов 

  В основе выбора методов возьмем подробно изложенную выше классификацию по типу познавательной деятельности (И.Я. Лернера и М.Н. Скаткина). В качестве средства обучения можно использовать мультимедийную презентацию на тему, допустим, «О вреде наркотиков». 

  Информационно-рецептивный  метод

  При использовании такого средства обучения как презентация объяснительно - иллюстративный метод является, наверное, самым простым и, наиболее, подходящим.

  Учитель показывает презентацию, сопровождая  ее своими комментариями и объяснениями. Учащимся может быть предложено  сделать конспект по прослушанной информации. В данной ситуации учащиеся получают «готовую» информацию с точными  данными и примерами, фиксируют  ее в конспекте и памяти.

  Репродуктивный  метод

  Так же осуществляется просмотр презентации, учитель так же сопровождает просмотр объяснениями. Учащиеся могут фиксировать информацию в конспектах, могут просто запоминать информацию. В качестве закрепления, повторения, а также, проверки усвоения знаний может быть проведен письменный или устный опрос, тест, может быть предложено творческое задание (сочинение, рисунок), затрагивающее изученный материал.

  Эвристический метод

  Данный  метод предполагает уже совместный с учителем поиск и выстраивание информации. Учитель создает проблемную ситуацию (в нашем случае — проблему наркомании). Учащиеся сообщают свои предположения, учитель направляет их мысли. Для поиска информации учащимся может быть предложен учебник. По достижении определенного результата, открывается соответствующий слайд. Информация еще раз воспроизводится и закрепляется записями в конспект. 
 

Литература:

  1. Выбор методов обучения в средней школе. Под ред. Ю.К Бабанского, М- 1978
  2. Диалектика средней школы. Под ред. М.Н. Скаткина, М-1982
  3. Ларнер И.Я.  Диалектические основы методов обучения. М.-1981
  4. Махмутов Н.И. Организация проблемного обучения в школе. М.-1977
  5. Подласый И.П. Педагока: в 2-кн, М.1999-кн 1

Информация о работе Методы обучения