Методы осуществления воспитательного процесса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2013 в 19:06, контрольная работа

Описание

Период детства закрепляет достижения детства и использует их. От взрослых, воспитывающих ребенка и в детстве и в отрочестве, в первую очередь зависит, как будет протекать его развитие в самом трудном подростковом возрасте. Общеизвестно, что правильно построить взаимоотношения с подростком трудно, а зачастую - невозможно, если они не сложились гораздо раньше, в детстве. Поэтому, на мой взгляд, важно и необходимо уделять огромное внимание воспитанию с самого детства.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. МЕТОДЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА 4
1.2. Классификация методов воспитания 5
2. СПЕЦИФИКА ПРИНЦИПОВ ВОСПИТАНИЯ 10
2.1. Общественная направленность воспитания 11
2.2. Связь воспитания с жизнью, трудом 12
2.3. Опора на положительное 13
2.4. Гуманизация воспитания 14
2.5. Личностный подход 15
2.6. Единство воспитательных воздействий 16
3. ФАКТОРЫ ВОСПИТАНИЯ 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 21
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 22

Работа состоит из  1 файл

педагогика.docx

— 56.43 Кб (Скачать документ)

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

1. МЕТОДЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА 4

1.2. Классификация  методов воспитания 5

2. СПЕЦИФИКА ПРИНЦИПОВ ВОСПИТАНИЯ 10

  2.1. Общественная направленность воспитания 11

2.2. Связь  воспитания с жизнью, трудом 12

    2.3. Опора на положительное 13

    2.4. Гуманизация воспитания 14

  2.5. Личностный подход 15

    2.6. Единство воспитательных воздействий 16

3. ФАКТОРЫ ВОСПИТАНИЯ 19

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 21

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Общеизвестно, что детство - это уникальный период в жизни человека, в процессе которого формируется здоровье, осуществляется развитие личности. Из детства ребенок  выносит то, что сохраняется потом  на всю жизнь.

Период  детства закрепляет достижения детства  и использует их. От взрослых, воспитывающих  ребенка и в детстве и в  отрочестве, в первую очередь зависит, как будет протекать его развитие в самом трудном подростковом возрасте. Общеизвестно, что правильно  построить взаимоотношения с  подростком трудно, а зачастую - невозможно, если они не сложились гораздо  раньше, в детстве. Поэтому, на мой  взгляд, важно и необходимо уделять  огромное внимание воспитанию с самого детства.

Теория  и методика воспитания являются разделами  общей педагогики, в которых уточняется сущность, методы и принципы, факторы процесса воспитания.

На всем протяжении развития педагогической мысли  вышеозначенный процесс находился  в фокусе внимания ученых и практиков. И в наше время воспитание остается основной категорией педагогики. Содержание данного явления обновляется  по мере развития практического опыта, педагогической науки и ее ведущей  доктрины.

Общественная  практика передачи социального опыта  от старшего поколения к младшему сложилась гораздо раньше обозначающего  ее термина, поэтому сущность воспитания трактуется с различных точек  зрения. В любом случае в качестве предмета воспитания рассматривается  человек, испытывающий соответствующее  воздействие.

Сущность  воспитания заключается в том, что  воспитатель намеренно стремится  повлиять на воспитуемого: «чем человек  как человек может и должен быть» (К.Д. Ушинский). То есть воспитание является одним из видов деятельности по преобразованию человека или группы людей. Это практико-преобразующая  деятельность, направленная на изменение  психического состояния, мировоззрения  и сознания, знания и способа деятельности, личности и ценностной ориентации воспитуемого. Свою специфику воспитание обнаруживает в определении цели и позиции воспитателя по отношению к воспитаннику. При этом воспитатель учитывает единство природной, генетической, психологической и социальной сути воспитуемого, а также его возраст и условия жизни.

Все названные  вопросы требуют дальнейшего  рассмотрения и изучения, что является целью данной работы, в задачи которой  входит накопление и закрепление  знаний о процессе воспитания, о методах его осуществления, принципах и факторах.

 

1. МЕТОДЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Методы воспитания – это способы воздействия на сознание, волю, чувства, поведение воспитанников с целью выработки у них заданных целью воспитания качеств.

Метод воспитания – это способ действия воспитателя. Воспитатель может действовать  по-разному:

  • «воздействовать на ребенка», и тогда маленький человек будет представляться ему «мягким воском»;
  • «противодействовать», то есть искоренять что-то дурное в ребенке, бороться с его представлениями и взглядами;
  • «содействовать», значит помогать;
  • «взаимодействовать», то есть сотрудничать, действовать одновременно с ребенком, «рука в руку» (C.А.Смирнов).

Метод воспитания в педагогике рассматривается как  способ достижения заданной цели на основе организации педагогически целесообразного  взаимодействия воспитателя и воспитанника.

В.А. Караковский  предлагает классификацию методов, выбирая в качестве основного  критерия ведущее средство воспитания:

  • Воспитание словом.
  • Воспитание делом.
  • Воспитание ситуацией.
  • Воспитание игрой.
  • Воспитание общением.
  • Воспитание отношениями.

В классификации  С.А.Смирнова, где предметом воспитания выступает социальный опыт ребенка, выделены следующие группы методов:

  • методы формирования социального опыта детей;
  • методы осмысления детьми своего социального опыта, мотивации деятельности и поведения;
  • методы самоопределения личности ребенка;
  • методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе.

В классификации  Г.И.Щукиной главным критерием  является функция метода по отношению  к деятельности, поэтому автор  выделяет следующие группы методов:

  • методы формирования сознания;
  • методы формирования положительного опыта поведения в процессе деятельности;
  • методы стимулирования деятельности.

1.2. Классификация методов воспитания

Каждая  научная классификация определяет общий признак, составляющий предмет  классификации. Некоторые классификации  более пригодны для решения практических задач, другие представляют только теоретический  интерес. Это позволяет и начинающему, и опытному педагогу сделать свой выбор в пользу той или иной классификации.

Классификация методов воспитания ( по Г.И. Щукиной)

              Методы воспитания

Методы формирования сознания

Методы формирования положительного опыта поведения в процессе деятельности

Методы стимулирования деятельности

Рассказ, беседа, диспут, пример

Упражнение, поручение, приучение, требование, воспитывающие ситуации

Соревнование, поощрение, наказание


 

Основной  функцией методов формирования сознания является усвоение знаний о правилах и нормах поведения.

Рассмотрим  некоторые методы данной группы:

Рассказ на этическую тему - это яркое эмоциональное изложение конкретных фактов и событий, имеющих нравственное содержание. Данный метод используется преимущественно в младших средних классах. У рассказа на этическую тему несколько функций: служить источником знаний, обогащать нравственный опыт личности опытом других людей.

При помощи рассказа на этическую тему может  быть представлен идеальный образец, пример нравственного поведения, психологически достаточно близкий детям, чтобы  взволновать их, вызвать стремление подражать этому примеру, равняться  на него в своем поведении. Прекрасным материалом для рассказа на этическую  тему являются сказки, рассказы, легенды  и притчи. Они населены персонажами  и событиями, привычными и понятными  для детского разума; они несут  в себе те ситуации нравственного  выбора, которые должны быть разрешены  детьми с помощью воспитателя.

 Этическая беседа - вопросно-ответное обсуждение фактов, событий, поступков. Может проводиться индивидуально, в группе, в коллективе. Тема и план проведения беседы должны быть обдуманы заранее. Цель этической беседы – углубление, упрочнение нравственных понятий, обогащение и закрепление знаний, формирование системы нравственных взглядов и убеждений. Эффективность беседы зависит от ее проблемного характера, эмоциональной атмосферы, способствующей самостоятельности выводов воспитанников. Правильное руководство этической беседы заключается в том, что воспитатель учитывает интересы детей, характер их взаимоотношений, их нения. Этические беседы строятся по определенному сценарию, включающему в себя сообщение и анализ фактов, обсуждение конкретных ситуаций, обобщение наиболее существенных признаков нравственных качеств личности, мотивацию и формулировку нравственного правила, применения воспитанниками усвоенных знаний при оценке своего поведения, поведения других людей (И.П. Подласый).

 Диспут - разновидность спора, когда воспитанники активно высказывают свои мнения, обсуждают заинтересовавшую их проблему. Этот метод предназначен для учащихся средних и старших классов, поэтому диспут проводится в живой, яркой форме, учитывающей направленность юношеского возраста на проблемы мировоззренческого, ценностного, духовно-нравственного осмысления жизни. Диспут-это сложный метод, который требует высокого уровня профессиональной компетентности воспитателя. При организации и проведении диспута педагог должен учитывать право воспитанника на выбор собственного мнения, проявлять максимальную деликатность и уважение к высказываниям учащихся.

Пример всегда был одним из самых действенных методов воспитания. Как говорил римский философ Сенека, «долог путь наставлений - короток путь примера». Психологической основой примера служит подражательность. Уже в раннем возрасте человек приобретает многие качества, подражая кому-то. Подражают обычно тем, кто оказывает наибольшее впечатление. Поэтому, заботясь о развитии положительных качеств у ребенка, необходимо окружить его положительными, яркими примерами. Ведущую роль в нем играют опыт, интеллект, свойства личности, жизненные ситуации (И.П. Подластый). Воспитатель должен обращать внимание учащихся не только на положительные, но и на отрицательные примеры, совместно анализируя последствия дурных поступков, удерживая воспитанников от подражания «ложным кумирам» и сомнительным ценностям.

Основной  функцией методов формирования положительного опыта поведения в процессе деятельности является выработка норм правильного поведения. К данной группе методов относятся:

Упражнение  – неоднократное совершение поступков  на основе общепринятой норм. Этот метод  используется в среднем школьном возрасте. Эффективность метода зависит  от систематичности выполнения, самоанализа, поощрения воспитателем и общественного  одобрения.

Приучение – побуждение к систематическому выполнению определенных действий. Применяется  данный метод, начиная с раннего  возраста, когда ребенок вовремя  ложится спать, убирает свои игрушки, учится вести себя в обществе. Эффективность  метода зависит от того, насколько  выполняемое действие понятно и  полезно воспитаннику, когда ему  дается образец выполнения и если для этого созданы максимально  благоприятные условия.

Воспитывающие ситуации – создание обстановки, системы  отношений, которые вынуждают ребенка  какой-либо поступок. Данный метод требует  от воспитателя особого такта, постоянного  контроля, разнообразия воспитательных средств, сотворчества сотрудничества. Ситуация пробуждает индивидуальную мысль, приводит в движение все находящиеся  в бездействии способности и  возможности личности, в ситуациях  творческого поиска соединяются  разнообразные виды деятельности (познавательная, художественная, этическая), активности, образуя некий сплав, многократно  усиливающий каждый из них.

По мнению Н.Е. Щурковой, организовать педагогическую (воспитывающую) ситуацию целесообразно на основе перевода социальной ситуации в воспитывающую. В таком понимании перевод рассматривается как целенаправленный, организуемый на основе ценностного взаимодействия процесс выстраивания культурно- значимых средств действия, в отношении к которым субъект (и воспитанник и воспитатель) реализует свои родовые сущностные силы. Перевод социальной ситуации в воспитывающую осуществляется соответственно этапами:

Предъявление мира. На этом этапе ребенку открывается окружающий мир во всем его многообразии и многоликости. Педагог целенаправленно расширяет кругозор видения объектов действительности.

Интонирование мира. Педагог совместно с воспитанниками расставляет ценностные акценты в освоении мира, человеческих отношений и поступков.

Мобилизация сил. После двух первых этапов, когда воспитаннику был предъявлен мир, проинтонирован, перед ним встает ситуация выбора. На этом этапе предстоит сделать выбор «и нести тяжесть или радость ответственности».

Основной  функцией методов стимулирования деятельности является положительная или отрицательная  оценка деятельности или поведения.

Рассмотрим  методы данной группы:

Соревнование - создание ситуации, в которой воспитанник  стремится достичь более высоких  результатов по сравнению с другими. Данный метод позволяет внести эмоциональный  настрой в деятельность воспитанников, увлечь идеей соревнования, проявить активность, инициативу, способности.

Поощрение – положительна я оценка поведения  ребенка. В качестве поощрения часто  используются словесное одобрение, похвала, благодарность, награда. Применение данного метода требует от воспитателя  учета следующих педагогических требований: поощрять нужно только за действительные успехи, поощрение  должно быть своевременным и поддерживаться коллективом.

Наказание – отрицательная оценка поведения  и действий воспитанника. В качестве наказания могут выступать замечание, выговор, отстранение от участия  в коллективной деятельности, лишение  почетных обязанностей. Основные требования к применению данного метода: наказание  должно быть понятно воспитаннику; оно не должно унижать личность ребенка; недопустимо применение физических наказаний в воспитании; последствием наказания становится появление  чувства вины и раскаяния.

Методы воспитания (по Коротову)

 

Методы организации коллектива

Методы убеждения

Методы педагогического воздействия

Исходные методы

Единые требования

Информация

Требование

Ведущие методы

Самообслуживание

Поиск

Перспектива

Методы коррекции

Соревнование

Дискуссия

Поощрение

Наказание

Методы самоорганизации

Самоуправление

Взаимное просвещение

Общественное мнение

Информация о работе Методы осуществления воспитательного процесса