Методы осуществления воспитательного процесса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2013 в 19:06, контрольная работа

Описание

Период детства закрепляет достижения детства и использует их. От взрослых, воспитывающих ребенка и в детстве и в отрочестве, в первую очередь зависит, как будет протекать его развитие в самом трудном подростковом возрасте. Общеизвестно, что правильно построить взаимоотношения с подростком трудно, а зачастую - невозможно, если они не сложились гораздо раньше, в детстве. Поэтому, на мой взгляд, важно и необходимо уделять огромное внимание воспитанию с самого детства.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. МЕТОДЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА 4
1.2. Классификация методов воспитания 5
2. СПЕЦИФИКА ПРИНЦИПОВ ВОСПИТАНИЯ 10
2.1. Общественная направленность воспитания 11
2.2. Связь воспитания с жизнью, трудом 12
2.3. Опора на положительное 13
2.4. Гуманизация воспитания 14
2.5. Личностный подход 15
2.6. Единство воспитательных воздействий 16
3. ФАКТОРЫ ВОСПИТАНИЯ 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 21
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 22

Работа состоит из  1 файл

педагогика.docx

— 56.43 Кб (Скачать документ)

 

 

Методы воспитания (по С.П.Баранову)

Методы формирования общественного  сознания

Методы формирования общественного  поведения

Методы стимулирования

Методы самовоспитания

- рассказ

- беседа

- разъяснение

- пример

- упражнение

- приучение

- поручение

- требования

- требование

- постановка перспективы

- соревнование

- метод «взрыва»

- поощрение

- наказание

- одобрение

- порицание

- личные обязательства

- самоотчет

- самоанализ

- самооценка


 

Педагог в воспитательной деятельности опирается  на лучшие качества личности школьника, развивать их, постоянно укрепляя уверенность воспитанника в себе, в своих возможностях.

Каждый  метод реализуется в зависимости  от опыта педагога, индивидуального  стиля его профессиональной деятельности, возникшей педагогической ситуации.

Правила выбора методов обусловлены целью  и задачами воспитания, возрастными, индивидуальными и личностными  особенностями школьников:

  • гуманизм отношений педагога к воспитанникам;
  • системный подход к выбору методов воспитания: каждый метод дополняет, развивает, поправляет или уточняет другой;
  • выбор методов должен быть подготовленным и предполагать реальные условия и средства его осуществления.

Метод воспитания зависит от социального окружения, уровня развития коллектива, в который  входят воспитанники.

 

 

2. СПЕЦИФИКА ПРИНЦИПОВ ВОСПИТАНИЯ

Принципы воспитательного процесса (принципы воспитания) — это общие исходные положения, в которых выражены основные требования к содержанию, методам, организации воспитательного процесса.

Охарактеризуем  требования, предъявляемые к принципам  воспитания:

  1. Обязательность. Принципы воспитания — это не совет, не рекомендация; они требуют обязательного и полного воплощения в практику. Грубое и систематическое нарушение принципов, игнорирование их требований не просто снижают эффективность воспитательного процесса, но подрывают его основы. Воспитатель, нарушающий требования принципов, устраняется от руководства этим процессом, а за грубое и умышленное нарушение некоторых из них, как, например, принципов гуманизма, уважения к личности, может быть привлечен даже к судебному преследованию,
  2. Комплексность. Принципы несут в себе требование комплексности, предполагающее их одновременное, а не поочередное, изолированное применение на всех этапах воспитательного процесса. Принципы используются не в цепочке, а фронтально и все сразу.
  3. Равнозначность. Принципы воспитания как общие фундаментальные положения равнозначны. Среди них нет главных и второстепенных, таких, что требуют реализации в первую очередь, и таких, осуществление которых можно отложить на завтра. Одинаковое внимание ко всем принципам предотвращает возможные нарушения течения воспитательного процесса.

В то же время принципы воспитания — это  не готовые рецепты, а тем более  не универсальные правила, руководствуясь которыми воспитатели могли бы автоматически достигать высоких результатов. Они не заменяют ни специальных знаний, ни опыта, ни мастерства воспитателя. Хотя требования принципов одинаковы для всех, их практическая реализация личностно обусловлена.

Принципы, на которые опирается воспитательный процесс, составляют систему. Существует и существовало много систем воспитания. И естественно, характер, отдельные  требования принципов, а иногда и  сами принципы не могут оставаться в них неизменными. Современная  отечественная система воспитания руководствуется следующими принципами:

  • общественная направленность воспитания;
  • связь воспитания с жизнью, трудом
  • опора на положительное в воспитании;
  • гуманизация воспитания;
  • личностный подход;
  • единство воспитательных воздействий.

2.1.Общественная  направленность воспитания

Опираясь на этот принцип, большинство  воспитательных систем успешно проводят в жизнь идеологические установки, политические доктрины. Воспитание ориентировано  на поддержку и упрочение государственного строя, его статусов, органов власти, формирование гражданских и остальных  качеств на основе принятых и действующих  в государстве идеологии, конституции, законов. Этот принцип требует подчинения всей деятельности педагога задачам  воспитания подрастающего поколения  в соответствии с государственной  стратегией воспитания и направляет деятельность воспитателей на формирование социально необходимого типа личности. Как лицо, состоящее на службе у  государства, воспитатель осуществляет государственный заказ в сфере  воспитания. Если государственные и  общественные интересы при этом совпадают, а также согласуются с личными  интересами граждан, то требования принципа естественно вписываются в структуру  целей и задач воспитания. При  рассогласовании целей государства, общества и личности реализация принципа затрудняется, становится невозможной. У воспитателя недостает конкретного фактического материала для полноценного воспитания.

В процессе выработки социальных качеств необходимо сочетать организацию разнообразной  общественно-полезной деятельности с целенаправленным формированием сознания воспитанников посредством слова, нравственного просвещения. Словесное воздействие обязательно должно подкрепляться полезными  практическими  делами,  положительным социальным опытом в общении и совместной деятельности с другими людьми.

В общественные процессы каждый человек включается с раннего детства. Поэтому и гражданское воспитание начинается в юном возрасте. Чувство социальной ответственности разрабатывается несколько позже — в школе второй ступени. На всех этапах формирования социальных качеств надо заботиться о соответствии преподносимых знаний возрасту и развитию учеников. Уже в школе первой ступени дети усваивают такие понятия, как «конституция», «власть», «авторитет», «закон», «ответственность», «правительство» и др., если их формирование осуществляется на конкретных примерах, тут же подтверждается практикой и закрепляется. Школа второй и третьей ступени закрепляет, развивает необходимые понятия, воспитывает убеждения, формирует гражданские качества, привлекая воспитанников к реальным социальным процессам.

Актуальная  задача — преодоление в ближайшие  годы апатии, инертности и социального  отчуждения молодежи. Для чего воспитатели  должны добиваться ускорения темпов социализации, которые в последние  десятилетия снизились. Часть молодых  людей не торопится принимать  на себя ответственность за судьбу общества, своей семьи и даже свою собственную. Уход от трудностей жизни, безразличие к общественным делам  распространены повсеместно. В этом повинно и общество, не предоставляющее  молодым людям надлежащие условия  для ускоренного развития, и система  воспитания, отводящая молодым людям  роль «недорослей», и семья, создающая  условия для иждивенчества, долгих поисков своего а в жизни.

2.2. Связь воспитания с жизнью, трудом

Школа жизни  — лучшая школа воспитания. Поэтому  принцип связи воспитания с жизнью стал одним из основополагающих в подавляющем большинстве воспитательных систем.

Правильная  реализация принципа связи воспитания с жизнью требует от педагога умения обеспечить:

  • понимание учащимися роли труда в жизни общества и каждого     человека;
  • уважение людей к труду, создающего материальные и духовные ценности;
  • развитие способности много и успешно трудиться, желания добросовестно и творчески работать на пользу общества и свою собственную пользу;
  • понимание общих основ современного производства, стремление расширять политехнический кругозор, овладевать общей культурой и основами научной организации труда;
  • сочетание личных и общественных интересов в трудовой деятельности, выбор профессии в соответствии с задачами общества и хозяйственными потребностями;
  • бережное отношение к общественному достоянию и природным богатствам, стремление приумножать своим трудом общественную собственность;
  • нетерпимое отношение к проявлениям бесхозяйственности, безответственности, нарушениям трудовой дисциплины, иждивенчеству, лодырничеству, тунеядству, расхищению общественной собственности и варварскому отношению к природным богатствам.

Принцип связи воспитания с жизнью, трудом осуществляется при соблюдении правил, раскрывающих отдельные стороны проявления этого принципа:

  1. Следует преодолевать абстрактность и догматизм в социальном и трудовом воспитании школьников, привлекать их к конкретной и посильной деятельности. Нужно иметь программу осуществления требований принципа на уроках и во внеклассной воспитательной работе, соблюдать постепенность в его реализации.
  2. Воспитатель, согласуя свои действия с семьей, объясняет каждому воспитаннику, что его главный вклад в общественное производство — учебный труд, помощь дома и в школе.
  3. Не надо препятствовать желанию подростков и юношей объединяться в производственные кооперативы, хозрасчетные бригады, подрабатывать во время каникул.
  4. Дети обычно стремятся к деятельности; пассивность, инертность, безделье чужды природе ребенка. Воспитатель, не учитывающий это, нарушает и сдерживает процесс социализации личности.
  5. Реализация принципа требует широкого использования на уроках и во внеклассной воспитательной работе местного краеведческого материала.
  6. Участвуя наравне со взрослыми в решении жизненно важных вопросов, школьники приучаются нести ответственность за принятые решения, у них быстрее и успешнее формируются гражданские качества.
  7. Успешно осуществлять принцип связи воспитания с жизнью немыслимо без постоянного пересмотра и обновления содержания, организации и методики воспитания в соответствии с преобразованиями в социальной сфере и хозяйстве страны.
  8. Воспитательный процесс должен быть построен таким образом, чтобы ребята чувствовали, что их труд нужен людям обществу, чтобы он приносил удовлетворение.

2.3. Опора на положительное

Если  в своем воспитаннике вы выявите  хотя бы капельку хорошего и будете затем опираться на это хорошее  в процессе воспитания, то получите ключ от двери к его душе и достигнете хороших результатов. Такие простые  и емкие советы воспитателям можно встретить в старинных педагогических руководствах. Мудрые педагоги настойчиво ищут даже в плохо воспитанном человеке те положительные качества, опираясь на которые можно добиться устойчивых успехов в формировании всех других, заданных целью воспитания качеств. Требования принципа опоры на положительное в воспитании просты: педагоги должны выявлять положительное в человеке и , опираясь на хорошее, развивать другие, недостаточно сформированные или отрицательно сориентированные качества, доводя их до необходимого уровня и гармонического сочетания.

В воспитательном процессе недопустима конфронтация, борьба воспитателя с воспитанником, противопоставление сил и позиций. Только сотрудничество, терпение и  заинтересованное участие воспитателя в судьбе воспитанника дают положительные результаты.

Недопустимо акцентировать внимание только на промахах и недостатках в поведении  школьников. Мастера воспитания действуют  как раз наоборот - выявляют и  поддерживают положительное. Конечно, отрицательные качества надо осуждать и исправлять. Но главное все же - это формирование положительных черт, которые прежде других надо выявлять и развивать.

Педагогически всегда выгоднее опираться на положительные  интересы воспитанников (познавательные, эстетические, любовь к природе, животным и т. д.), при помощи которых возможно решать многие задачи трудового, нравственного, эстетического воспитания. Принцип  опоры на положительное связан с  выбором ведущего звена в воспитательном процессе. Найти это звено в  каждом конкретном случае - задача воспитателя.

Опора на положительное имеет еще  один аспект, который можно обозначить как создание положительного воспитательного фона. Сюда относится жизнедеятельность воспитанников и стиль воспитательных отношений, и даже «дух» (выражение К. Д. Ушинского) учебно-воспитательных заведении. Спокойная, деловая обстановка, где каждый занят своим делом, никто не мешает друг другу, где высокая организация труда и отдыха способствует бодрому, уверенному движению вперед, где и стены воспитывают, потому что продуманы все мелочи интерьера, где чувствуется слаженность действий и заботливое отношение друг к другу, не может не оказывать благоприятного воздействия.

2.4. Гуманизация воспитания

К принципу опоры  на положительное тесно примыкает, почти сливаясь с ним, еще один важный принцип — гуманизации. Он требует:

  • гуманного отношения к личности воспитанника;
  • уважения его прав и свобод;
  • предъявления воспитаннику посильных и разумно сформулированных требований;
  • уважения к позиции воспитанника даже тогда, когда он отказывается выполнять предъявляемые требования;
  • уважения права человека быть самим собой;
  • доведения до сознания воспитанника конкретных целей его воспитания;
  • ненасильственного формирования требуемых качеств;
  • отказа от телесных и других унижающих честь и достоинство личности наказаний;
  • признания права личности на полный отказ от формирования тех качеств, которые по каким-либо причинам противоречат ее убеждениям (гуманитарным, религиозным и др.).

Информация о работе Методы осуществления воспитательного процесса