Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 10:57, контрольная работа
Педагогическое исследование - научная работа, имеющая целью получение новых знаний о педагогической реальности (закономерностях, принципах, методах, содержании воспитания и пр.). Суть педагогического исследования в том, что научный работник наблюдает и описывает факты, формулирует проблему, порождаемую фактами и самим научным поиском, предлагает пути решения проблемы, обоснованные анализом теорий и опыта, и получает результаты в виде новых теорий, правил, методов, средств, учебных пособий и пр.
1. МЕТОДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ……………..3
2. СУЩНОСТЬ ПРИНЦИПОВ ВЫБОРА МЕТОДОВ ИССЛЕДОВАНИЯ………………………………………………………………7
3. ЗАДАЧИ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПО ТЕМЕ: «ВОСПИТАНИЕ И САМОВОСПИТАНИЕ ВОЛИ У ПОДРОСТКА»…...9
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
СОДЕРЖАНИЕ
1. МЕТОДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ……………..3
2. СУЩНОСТЬ ПРИНЦИПОВ
ВЫБОРА МЕТОДОВ ИССЛЕДОВАНИЯ………………………………………………
3. ЗАДАЧИ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПО ТЕМЕ: «ВОСПИТАНИЕ И САМОВОСПИТАНИЕ ВОЛИ У ПОДРОСТКА»…...9
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. МЕТОДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
- теоретические
|
- эмпирические
|
- математические
|
Педагогическое исследование - научная работа, имеющая целью получение новых знаний о педагогической реальности (закономерностях, принципах, методах, содержании воспитания и пр.). Суть педагогического исследования в том, что научный работник наблюдает и описывает факты, формулирует проблему, порождаемую фактами и самим научным поиском, предлагает пути решения проблемы, обоснованные анализом теорий и опыта, и получает результаты в виде новых теорий, правил, методов, средств, учебных пособий и пр.
Методы исследования - это
способы получения достоверного
знания, достижения конкретных научных
результатов, это приемы, процедуры
научного познания. Имеются методы
собственно педагогические, общенаучные
и методы других наук, используемые
педагогикой. В зависимости от уровня
исследования, его целей и этапов
выделены три группы методов: эмпирические,
теоретические и
Эмпирические методы служат сбору данных о состоянии объекта исследования, получению и фиксированию научных фактов. Они же служат изучению и обобщению педагогического опыта, анализу состояния практики воспитания, выявлению проблем. К ним относятся наблюдение, изучение продуктов деятельности, литературы, документов, опросные методы (анкеты, беседа, интервью), социометрия, метод независимых характеристик и др. Для получения комплекса результатов служит метод эксперимента. Это специально организованная проверка того или иного метода, средства обучения/воспитания с целью выявления его эффективности. В эксперименте проверяется гипотеза - научно обоснованное предположение о наличии закономерностей в процессе воспитания/обучения, о возможной эффективности какого-либо нововведения.
Теоретические методы используются в основном в фундаментальных исследованиях и на этапе осмысления, обобщения фактов, служат интерпретации эмпирических данных, для обоснования научных положений и построения теорий. К теоретическим методам относятся анализ и синтез, абстракция и конкретизация, классификация, сравнение, реферирование, мысленный эксперимент, моделирование и пр.
Математические методы служат установлению количественных зависимостей между явлениями. К ним относятся регистрация, ранжирование, шкалирование и пр.
Регистрация – выявление определенного качества у явлений данного класса и подсчет количества по наличию или отсутствию данного качества (например, количество успевающих и неуспевающих учеников).
Ранжирование – расположение собранных данных в определенной последовательности (убывания или нарастания зафиксированных показателей), определение места в этом ряду изучаемых объектов (например, составление списка учеников зависимости от числа пропущенных занятий и т.п.).
Шкалирование – присвоение баллов или других цифровых показателей исследуемым характеристикам, чем достигается большая определенность.
Наблюдение как метод
педагогического исследования является
наиболее доступным и распространенным.
Под наблюдением
Изучение опыта – один
из самых древних методов
Изучение продуктов
Беседы, диалоги, дискуссии – это то, что помогает выявить отношения людей, их намерения, чувства, позиции и оценки в отношении того или иного явления. Педагогическая беседа имеет особенности: она характеризуется заранее продуманными попытками исследователя проникнуть во внутренний мир исследуемых, а также выявить причину появления того или иного поступка.
Эксперимент – это своего рода наблюдение, только в данном случае экспериментатор наблюдает за тем процессом, который он сам же планомерно осуществляет. Так, педагогический эксперимент может проводиться с группой учеников, школой или сразу же с несколькими школами. Насколько надежным окажется эксперимент, во многом зависит от соблюдения всех его условий.
Тестирование – один из самых популярных методов педагогического исследования. Он представляет собой целенаправленное и одинаковое обследование всех испытуемых, которое должно проводиться в строго контролируемых условиях. Тестирование от других методов исследования отличается доступностью, точностью, простотой и возможностью автоматизации.
Анкетирование – массовый
сбор материала, который осуществляется
посредством заранее
2. СУЩНОСТЬ ПРИНЦИПОВ ВЫБОРА МЕТОДОВ ИССЛЕДОВАНИЯ
В соответствии с логикой
научного поиска осуществляется разработка
методики исследования. Она представляет
собой комплекс методов, сочетание
которых дает возможность с наибольшей
достоверностью выполнять исследование.
Применение целого ряда методов позволяет
всесторонне изучить
Методы исследования - это способы познания объективной реальности. С помощью методов исследователь получает информацию об изучаемом предмете. Каждая наука использует свои методы, которые отражают особенности изучаемых явлений. Методы педагогических исследований обусловлены следующими особенностями:
- Результаты обучения
и воспитания зависят от
- Педагогические процессы
характерны своей
- В педагогическом исследовании
берется во внимание основная
тенденция, выводы
- Педагогическое исследование
должно проводиться без ущерба
физическому и психическому
Конечная цель педагогических исследований - установление закономерности в педагогических процессах, явлениях, т.е. объективно существующей устойчивой связи педагогических явлений, обеспечивающей их существование, функционирование и поступательное развитие.
Методы педагогических исследований
- пути и способы познания объективной
реальности педагогических явлений
раскрывают процедурную часть
- этап преобразования
поступившей информации (цель: смодифицировать,
преобразовать найденные
- этап творческого разрешения проблемы исследования (цель: самостоятельно открыть закономерности, присущие исследуемому объекту).
Структура педагогического
исследования определяется различными
комбинациями перечисленных этапов,
которые могут осуществляться в
различном порядке с
3. ЗАДАЧИ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПО ТЕМЕ: «ВОСПИТАНИЕ И САМОВОСПИТАНИЕ ВОЛИ У ПОДРОСТКА»
Волевое поведение – это
целенаправленность, самоконтроль поведения,
возможность воздерживаться в случае
необходимости от тех или иных
действий, т.е. управление собственным
поведением. Слабость воли, неорганизованность,
действие по наиболее сильному мотиву,
сравнительно легкий отказ от достижения
поставленной цели вопреки ее объективной
значимости — все это свойственно
типичному и подростку и
Все методы изучения волевой активности можно разделить на экстенсивные и экспериментальные (естественные и лабораторные), применяемые для более глубокого и адекватного изучения волевых качеств.
В основе экстенсивных методов лежит наблюдение за поведением субъекта в естественных условиях, анализ действий и поступков личности и их оценка, а также беседы, интервью, анкетирование, опрос (использование самооценок). Применение этих методов в совокупности дает возможность определить особенности волевой активности изучаемого.
Из экстенсивных методов
наиболее доступными являются: метод
обобщения независимых
Метод обобщения независимых
характеристик. При оценке волевых
качеств в баллах необходимо соблюдать
три обязательных условия: а) оценивающие
должны одинаково понимать волевые
качества; б) оценка должна основываться
на одних и тех же критериях; в)
волевые качества должны оцениваться
несколькими лицами. С учетом этих
условий общая (усредненная) оценка
будет более или менее
Другой способ состоит
в использовании различных
Экспериментальные методы в
настоящее время нашли широкое
применение в психологических
Разные жизненные ситуации в неодинаковой степени требуют проявления тех или иных сторон силы воли. В одной ситуации от человека больше требуется выдержки, в другой — решительности и т. д. Как отмечал А. И. Высоцкий, создать экспериментальную ситуацию, в которой более или менее одинаково выражались бы многие стороны воли, пожалуй, очень трудно. Поэтому чаще организуются экспериментальные ситуации, больше связанные с выявлением степени развития каких-либо отдельных сторон силы воли, например настойчивости, выдержки, самостоятельности и т. п.
Волевая активность учащихся
выражается по-разному в зависимости
не только от мотивов деятельности,
сложившейся ситуации и т. п., но и
от этапа волевого действия (постановка
цели, планирование, исполнение). Это
можно проверить