Методы педагогического исследования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 10:57, контрольная работа

Описание

Педагогическое исследование - научная работа, имеющая целью получение новых знаний о педагогической реальности (закономерностях, принципах, методах, содержании воспитания и пр.). Суть педагогического исследования в том, что научный работник наблюдает и описывает факты, формулирует проблему, порождаемую фактами и самим научным поиском, предлагает пути решения проблемы, обоснованные анализом теорий и опыта, и получает результаты в виде новых теорий, правил, методов, средств, учебных пособий и пр.

Содержание

1. МЕТОДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ……………..3
2. СУЩНОСТЬ ПРИНЦИПОВ ВЫБОРА МЕТОДОВ ИССЛЕДОВАНИЯ………………………………………………………………7
3. ЗАДАЧИ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПО ТЕМЕ: «ВОСПИТАНИЕ И САМОВОСПИТАНИЕ ВОЛИ У ПОДРОСТКА»…...9
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа состоит из  1 файл

Педагогика - контрольная работа.docx

— 34.70 Кб (Скачать документ)

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

1. МЕТОДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ……………..3

 

2. СУЩНОСТЬ ПРИНЦИПОВ ВЫБОРА МЕТОДОВ ИССЛЕДОВАНИЯ………………………………………………………………7

 

3. ЗАДАЧИ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПО ТЕМЕ: «ВОСПИТАНИЕ И САМОВОСПИТАНИЕ ВОЛИ У ПОДРОСТКА»…...9

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. МЕТОДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

 

- теоретические

  • анализ
  • синтез
  • классификация
  • гипотеза

- эмпирические

  • наблюдение
  • анкета
  • интервью
  • социометрия
  • эксперимент

- математические

  • регистрация
  • ранжирование
  • шкалирование

 

Педагогическое исследование - научная работа, имеющая целью  получение новых знаний о педагогической реальности (закономерностях, принципах, методах, содержании воспитания и пр.). Суть педагогического исследования в том, что научный работник наблюдает и описывает факты, формулирует проблему, порождаемую фактами и самим научным поиском, предлагает пути решения проблемы, обоснованные анализом теорий и опыта, и получает результаты в виде новых теорий, правил, методов, средств, учебных пособий и пр.

Методы исследования - это  способы получения достоверного знания, достижения конкретных научных  результатов, это приемы, процедуры  научного познания. Имеются методы собственно педагогические, общенаучные  и методы других наук, используемые педагогикой. В зависимости от уровня исследования, его целей и этапов выделены три группы методов: эмпирические, теоретические и математические.

Эмпирические методы служат сбору данных о состоянии объекта  исследования, получению и фиксированию научных фактов. Они же служат изучению и обобщению педагогического  опыта, анализу состояния практики воспитания, выявлению проблем. К ним относятся наблюдение, изучение продуктов деятельности, литературы, документов, опросные методы (анкеты, беседа, интервью), социометрия, метод независимых характеристик и др. Для получения комплекса результатов служит метод эксперимента. Это специально организованная проверка того или иного метода, средства обучения/воспитания с целью выявления его эффективности. В эксперименте проверяется гипотеза - научно обоснованное предположение о наличии закономерностей в процессе воспитания/обучения, о возможной эффективности какого-либо нововведения.

Теоретические методы используются в основном в фундаментальных  исследованиях и на этапе осмысления, обобщения фактов, служат интерпретации  эмпирических данных, для обоснования  научных положений и построения теорий. К теоретическим методам  относятся анализ и синтез, абстракция и конкретизация, классификация, сравнение, реферирование, мысленный эксперимент, моделирование и пр.

Математические методы служат установлению количественных зависимостей между явлениями. К ним относятся  регистрация, ранжирование, шкалирование и пр.

Регистрация – выявление  определенного качества у явлений  данного класса и подсчет количества по наличию или отсутствию данного  качества (например, количество успевающих и неуспевающих учеников).

Ранжирование – расположение собранных данных в определенной последовательности (убывания или нарастания зафиксированных показателей), определение  места в этом ряду изучаемых объектов (например, составление списка учеников зависимости от числа пропущенных  занятий и т.п.).

Шкалирование – присвоение баллов или других цифровых показателей исследуемым характеристикам, чем достигается большая определенность.

Наблюдение как метод  педагогического исследования является наиболее доступным и распространенным. Под наблюдением подразумевается  заранее подготовленное и организованное восприятие процесса, явления или  объекта в естественных условиях. О высокой эффективности наблюдения можно говорить в том случае, если оно будет систематическим, разносторонним, длительным, массовым и объективным. Так как наблюдение не раскрывает внутренней стороны педагогического исследования, то применяют его лишь на начальном этапе исследования.

Изучение опыта – один из самых древних методов педагогического  исследования. В широком смысле изучении опыта подразумевается организованную познавательную деятельность, которая  направлена на установление исторических связей обучении и воспитания, а  также вычленение устойчивого общего в воспитательно-учебных системах. Благодаря такому методу проводится анализ путей решения проблем, а также выводится взвешенное заключение о необходимости применения этих решений в новых исторических условиях.

Изучение продуктов ученического творчества, таких как, классных и  домашних работ, рефератов, докладов, сочинений, а также результатов технического и эстетического творчества. Подобный метод имеет широкое применение, например, его используют при оценке индивидуальных особенностей учеников, их наклонностей, интересов и отношения  к различным обязанностям и делам. Организация педагогического исследования таким методом также требует  тщательного планирования, а также  подготовки к умелому использованию  с другими методами.

Беседы, диалоги, дискуссии  – это то, что помогает выявить  отношения людей, их намерения, чувства, позиции и оценки в отношении  того или иного явления. Педагогическая беседа имеет особенности: она характеризуется  заранее продуманными попытками  исследователя проникнуть во внутренний мир исследуемых, а также выявить причину появления того или иного поступка.

Эксперимент – это своего рода наблюдение, только в данном случае экспериментатор наблюдает за тем  процессом, который он сам же планомерно осуществляет. Так, педагогический эксперимент  может проводиться с группой  учеников, школой или сразу же с  несколькими школами. Насколько  надежным окажется эксперимент, во многом зависит от соблюдения всех его условий.

Тестирование – один из самых популярных методов педагогического  исследования. Он представляет собой  целенаправленное и одинаковое обследование всех испытуемых, которое должно проводиться  в строго контролируемых условиях. Тестирование от других методов исследования отличается доступностью, точностью, простотой  и возможностью автоматизации.

Анкетирование – массовый сбор материала, который осуществляется посредством заранее разработанных  опросников, так называемых анкет. Анкетирование  основывается на том предположении, что анкетируемый человек будет  честно отвечать на приведенные в  анкете вопросы. Однако, как показывает статистика, на практике подобные ожидания оправдываются лишь на половину, что  резко подрывает доверие к  анкетированию как к объективному методу получения данных.

 

2. СУЩНОСТЬ ПРИНЦИПОВ ВЫБОРА МЕТОДОВ ИССЛЕДОВАНИЯ

 

В соответствии с логикой  научного поиска осуществляется разработка методики исследования. Она представляет собой комплекс методов, сочетание  которых дает возможность с наибольшей достоверностью выполнять исследование. Применение целого ряда методов позволяет  всесторонне изучить исследуемую  проблему, все ее аспекты и параметры.

Методы исследования  - это способы познания объективной  реальности. С помощью методов  исследователь получает информацию об изучаемом предмете. Каждая наука  использует свои методы, которые отражают особенности изучаемых явлений. Методы педагогических исследований обусловлены  следующими особенностями:

- Результаты обучения  и воспитания зависят от одновременного  воздействия очень многих причин  и условий. Неоднозначный характер  педагогических процессов ограничивает  возможности применения известных  в науке методов. Поэтому в  педагогическом исследовании используется  совокупность методов.

- Педагогические процессы  характерны своей неповторимостью.  У педагога-исследователя нет  возможности провести «чистый»  эксперимент. При повторном исследовании  никогда не удается воспроизвести  те же самые условия и «материал».

- В педагогическом исследовании  берется во внимание основная  тенденция, выводы формулируются  в обобщенной форме.

- Педагогическое исследование  должно проводиться без ущерба  физическому и психическому здоровью  детей, процессу их обучения  и воспитания.

Конечная цель педагогических исследований - установление закономерности в педагогических процессах, явлениях, т.е. объективно существующей устойчивой связи педагогических явлений, обеспечивающей их существование, функционирование и поступательное развитие.

Методы педагогических исследований - пути и способы познания объективной  реальности педагогических явлений  раскрывают процедурную часть педагогического  исследования, которая предполагает составление плана исследования, описание методов и техники сбора данных, способов их анализа, а также следующие взаимосвязанные и взаимообусловленные этапы: - этап работы с научной информацией (цель: найти информацию об объекте исследования и обработать ее);

- этап преобразования  поступившей информации (цель: смодифицировать,  преобразовать найденные знания  об объекте исследования);

- этап творческого разрешения  проблемы исследования (цель: самостоятельно  открыть закономерности, присущие  исследуемому объекту).

Структура педагогического  исследования определяется различными комбинациями перечисленных этапов, которые могут осуществляться в  различном порядке с определёнными  повторениями и изменениями. Каждый этап подчинен определенной цели. Способ достижения поставленной цели называют методом. Поэтому выполнение педагогического исследования предполагает использование следующих методов: методы работы с научной информацией: методы поиска информации; методы обработки полученной информации; методы систематизация и хранение научной информации.

 

3. ЗАДАЧИ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПО ТЕМЕ: «ВОСПИТАНИЕ И САМОВОСПИТАНИЕ ВОЛИ У ПОДРОСТКА»

 

Волевое поведение – это  целенаправленность, самоконтроль поведения, возможность воздерживаться в случае необходимости от тех или иных действий, т.е. управление собственным  поведением. Слабость воли, неорганизованность, действие по наиболее сильному мотиву, сравнительно легкий отказ от достижения поставленной цели вопреки ее объективной  значимости — все это свойственно  типичному и подростку и ребенку  и даже взрослому человеку.

Все методы изучения волевой  активности можно разделить на экстенсивные и экспериментальные (естественные и лабораторные), применяемые для  более глубокого и адекватного  изучения волевых качеств.

В основе экстенсивных методов  лежит наблюдение за поведением субъекта в естественных условиях, анализ действий и поступков личности и их оценка, а также беседы, интервью, анкетирование, опрос (использование самооценок). Применение этих методов в совокупности дает возможность определить особенности  волевой активности изучаемого.

Из экстенсивных методов  наиболее доступными являются: метод  обобщения независимых характеристик  и метод взаимных оценок.

Метод обобщения независимых  характеристик. При оценке волевых  качеств в баллах необходимо соблюдать  три обязательных условия: а) оценивающие  должны одинаково понимать волевые  качества; б) оценка должна основываться на одних и тех же критериях; в) волевые качества должны оцениваться  несколькими лицами. С учетом этих условий общая (усредненная) оценка будет более или менее объективной  оценкой волевой активности субъекта.

Другой способ состоит  в использовании различных опросников, включающих ответы на вопросы о том, как ведет себя опрашиваемый в  той или иной (указанной в опроснике) ситуации. Здесь суждение о развитости того или иного волевого качества выносится по частоте проявления этого качества в различных ситуациях, т. е. как ведет (или как вел) себя человек в той или иной воображаемой ситуации.

Экспериментальные методы в  настоящее время нашли широкое  применение в психологических исследованиях. Организатор эксперимента не ждет, а сам вызывает интересующие его  явления. Преимущество эксперимента перед  другими методами состоит еще  и в том, что в данном случае имеется возможность точно учитывать  влияние условий на психические  явления, раскрывать их причины, повторять  опыт и накапливать необходимые  факты.

Разные жизненные ситуации в неодинаковой степени требуют  проявления тех или иных сторон силы воли. В одной ситуации от человека больше требуется выдержки, в другой — решительности и т. д. Как  отмечал А. И. Высоцкий, создать экспериментальную  ситуацию, в которой более или  менее одинаково выражались бы многие стороны воли, пожалуй, очень трудно. Поэтому чаще организуются экспериментальные  ситуации, больше связанные с выявлением степени развития каких-либо отдельных  сторон силы воли, например настойчивости, выдержки, самостоятельности и т. п.

Волевая активность учащихся выражается по-разному в зависимости  не только от мотивов деятельности, сложившейся ситуации и т. п., но и  от этапа волевого действия (постановка цели, планирование, исполнение). Это  можно проверить экспериментально, например, при проведении внеклассных мероприятий. Подбираются три одинаковых по значимости для учащихся внеклассных мероприятия. При проведении первого мероприятия перед каждым учащимся ставится цель и дается план, перед вторым мероприятием только ставится цель, а третье — учащиеся осуществляют полностью сами (ставят цель, планируют и исполняют). При оценке волевой активности школьника в каждой серии эксперимента (при проведении каждого мероприятия) учитывается: сколько ученик внес предложений, какое участие принимал в их реализации, как поддерживал разумные предложения других, какую практическую помощь оказывал товарищам в процессе подготовки и проведения мероприятий. Такой метод использовался А. И. Высоцким при изучении инициативности старшеклассников.

Информация о работе Методы педагогического исследования