Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 09:49, контрольная работа
В процессе учебной деятельности учителю необходимо ориентироваться не на отдельные методы обучения, а на их систему, обеспечивая научно обоснованный выбор целей, отбор, содержания, средств организации деятельности учащихся, создание благоприятных условий и анализ учебного процесса.
Целесообразно рассматривать каждый метод, принцип и их систему как рекомендации о воплощении в жизнь системы основных законов и стратегических целей, составляющих ядро современной концепции школьного образования.
1.Установите
последовательность стадий и
уровней развития психики
ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:
1.a)развитая раздражимость, примитивные элементы Чувствительности
2.b)наличие ощущений
3.c)отражение действительности в образе предметов
4.d)элементарные формы мышления
2.Высшая
форма отражения, которая
ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:
a)душа
b)рефлекс
c)реакция
d)сознание
3.Начальным источником всех наших знаний о внешнем мире и собственном теле является…
ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:
a)потребность
b)мышление
c)ощущение
d)воображение
4.Зависимость
восприятия от содержания
ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:
a)перцепцией
b)апперцепцией
c)воображением
d)вниманием
5.По характеру целей деятельности память делиться на…
ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:
a)образную и логическую
b)произвольную и непроизвольную
c)механическую и динамическую
d)активную и пассивную
6.Основательное
изучение материала, при
a)наглядности
b)системности
c)прочности
d)научности
Введение
В сложном и динамичном образовательном процессе педагогу приходится решать бесчисленное множество типовых и оригинальных педагогических задач, которые всегда являются задачами социального управления, поскольку обращены к всестороннему развитию личности. Как правило, задачи эти со многими неизвестными, со сложным и вариативным составом исходных данных и возможных решений. Чтобы уверенно прогнозировать искомый результат, принимать безошибочные научно обоснованные решения, педагог должен профессионально владеть методами педагогической деятельности.
Педагогическим процессом называется развивающееся взаимодействие воспитателей и воспитуемых, направленное на достижение заданной цели и приводящее к заранее намеченному изменению состояния, преобразованию свойств и качеств воспитуемых. Иными словами, педагогический процесс – это процесс, в котором социальный опыт трансформируется в качества формируемого человека (личности). Данный процесс представляет собой не механическое соединение процессов воспитания, обучения и развития, а новое качественное образование. Целостность, общность и единство, – главные характеристики педагогического процесса.
Психолого-педагогические методы играют очень важную роль в работе с воспитуемыми, так как направлены на конкретную личность и, как правило, строго персонифицированы и индивидуальны.
Главной
их особенностью является обращение к
внутреннему миру человека, его личности,
интеллекту, чувствам, образам и поведению
с тем, чтобы направить внутренний потенциал
человека на решение конкретных задач.
Методы, приемы, средства организации и управления педагогическим процессом
Под
методами осуществления целостного
педагогического процесса следует
понимать способы профессионального
взаимодействия педагога и учащихся
с целью решения
Метод осуществления педагогического процесса расчленяется на составляющие его элементы (части, детали), которые называются методическими приемами. По отношению к методу приемы носят частный подчиненный характер. Они не имеют самостоятельной педагогической задачи, а подчиняются той задаче, которую преследует данный метод. Одни и те же методические приемы могут быть использованы в разных методах. И наоборот, один и тот же метод у разных учителей может включать различные приемы.
Методы осуществления педагогического процесса и методические приемы тесно связаны между собой, могут совершать взаимопереходы, заменять друг друга в конкретных педагогических ситуациях. В одних обстоятельствах метод выступает как самостоятельный путь решения педагогической задачи, в других - как прием, имеющий частное назначение. Беседа, например, является одним из основных методов формирования сознания, взглядов и убеждений. В то же время она может стать одним из основных методических приемов, используемых на различных этапах реализации метода приучения.
Таким образом, метод включает в себя ряд приемов, но сам он не является их простой суммой. Приемы в то же время определяют своеобразие методов работы учителя, придают индивидуальность манере его педагогической деятельности. Кроме того, используя разнообразные приемы, можно обойти или сгладить сложности динамичного учебно-воспитательного процесса.
В современной дидактике все многообразие методов обучения сведено в три основные группы:
1.Методы
организации учебно-
2.Методы
стимулирования и мотивации
учебно-познавательной
3.Методы контроля (устный, письменный, лабораторный) и самоконтроля в процессе обучения.
Средства обучения взаимосвязаны со всеми компонентами дидактической системы. Для того чтобы быть задействованными в функционирующей дидактической системе средства обучения должны быть, прежде всего, взаимосвязаны с компонентами дидактического базиса, то есть с педагогом и его деятельностью, с учащимся и его деятельностью, с содержанием образования. Это реализуется посредством вовлечения компонентов педагогической коммуникации (педагогической надстройки), к которым, кроме средств обучения, относятся формы организации обучения, методы обучения и воспитания. Направленность функционирования дидактической системы задается целью и корректируется результатом, что позволяет назвать их системоориентирующими компонентами.
С педагогической точки зрения взаимосвязи средств обучения с остальными компонентами отличаются следующими характерными, наиболее значимыми, особенностями: а) для педагога средства обучения - инструмент педагогического труда, позволяющий усилить реализацию его функций; б) для учащихся средства обучения - средство познания и одно из средств реализации учебных функций; в) по отношению к содержанию образования средства обучения - способ передачи содержания и организации его усвоения; г) по отношению к методам учебно-воспитательного процесса и формам организации обучения средства обучения - способ их разнообразия и совершенствования, один из вариантов разработки и применения новых сочетаний компонентов педагогической коммуникации; д) по отношению к средствам обучения цель играет общую ориентирующую роль при их создании и применении, при этом средства обучения должны взаимосодействовать достижению результата, который, в свою очередь, может определятся с их помощью.
Применение
каждого метода обучения обычно сопровождается
приемами и средствами. При этом
прием обучения выступает лишь элементом,
составной частью метода обучения,
а средствами обучения (педагогические
средства) являются все те материалы,
с помощью которых
Между
различными методами существует органическая
взаимосвязь и
В практической деятельности учитель, выбирая методы педагогической деятельности, обычно руководствуется целями воспитания и его содержанием. Исходя из конкретной педагогической задачи, учитель сам решает, какие методы взять себе на вооружение. Будет ли это показ трудового умения, положительный пример или упражнение, зависит от многих факторов и условий, и в каждом из них педагог отдает предпочтение тому методу, который считает наиболее приемлемым в данной ситуации.
Метод сам по себе не может быть ни хорош, ни плох. В основу педагогического процесса кладутся не сами методы, а их система.
Методы
педагогической деятельности, при помощи
которых достигаются ожидаемые
результаты, оставаясь принципиально
одинаковыми, бесконечно варьируются
в зависимости от множества обстоятельств
и условий протекания педагогического
процесса. Педагогическое мастерство
приходит только к тому учителю, который
находит оптимальное
Таким
образом, выбор методов педагогической
деятельности не есть произвольный акт.
Он подчиняется ряду закономерностей
и зависимостей, среди которых
первостепенное значение имеют цели
и конкретные образовательно-воспитательные
задачи, содержание и принципы,
уровень подготовленности класса и
его развитие как коллектива,
возрастные и индивидуальные особенности
учащихся, особенности личности
самого педагога.
Заключение
В процессе учебной деятельности учителю необходимо ориентироваться не на отдельные методы обучения, а на их систему, обеспечивая научно обоснованный выбор целей, отбор, содержания, средств организации деятельности учащихся, создание благоприятных условий и анализ учебного процесса.
Целесообразно рассматривать каждый метод, принцип и их систему как рекомендации о воплощении в жизнь системы основных законов и стратегических целей, составляющих ядро современной концепции школьного образования (всестороннее гармоничное развитие личности, индивидуальности школьника, деятельностный и личностный подходы, единство обучения и воспитания, оптимизация учебного процесса).
Учитель должен видеть противоположные стороны, сопряженные, взаимодействующие элементы педагогического процесса (овладение знаниями и развитие, элементаризм и системность в знаниях, соотношение абстрактного и конкретного) и умело регулировать их взаимодействие, опираясь на законы и принципы обучения и добиваясь гармоничного педагогического процесса.
Информация о работе Методы, приемы, средства организации и управления педагогическим процессом