Методы, приемы, средства организации и управления педагогическим процессом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 09:49, контрольная работа

Описание

В процессе учебной деятельности учителю необходимо ориентироваться не на отдельные методы обучения, а на их систему, обеспечивая научно обоснованный выбор целей, отбор, содержания, средств организации деятельности учащихся, создание благоприятных условий и анализ учебного процесса.
Целесообразно рассматривать каждый метод, принцип и их систему как рекомендации о воплощении в жизнь системы основных законов и стратегических целей, составляющих ядро современной концепции школьного образования.

Работа состоит из  1 файл

контрольная по педагогике.docx

— 23.63 Кб (Скачать документ)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.Установите  последовательность стадий и  уровней развития психики животных

ВАРИАНТЫ  ОТВЕТОВ:

     1.a)развитая раздражимость, примитивные элементы Чувствительности

     2.b)наличие ощущений

     3.c)отражение действительности в образе предметов

     4.d)элементарные формы мышления

2.Высшая  форма отражения, которая присуща  человеку, обозначается понятием…

ВАРИАНТЫ  ОТВЕТОВ:

     a)душа

     b)рефлекс

     c)реакция

     d)сознание

3.Начальным  источником всех наших знаний  о внешнем мире и собственном  теле является…

ВАРИАНТЫ  ОТВЕТОВ:

     a)потребность

     b)мышление

     c)ощущение

     d)воображение

4.Зависимость  восприятия от содержания психической  жизни человека, от особенностей  его личности называется…

ВАРИАНТЫ  ОТВЕТОВ:

     a)перцепцией

     b)апперцепцией

     c)воображением

     d)вниманием

5.По  характеру целей деятельности  память делиться на…

ВАРИАНТЫ  ОТВЕТОВ:

     a)образную и логическую

     b)произвольную и непроизвольную

     c)механическую и динамическую

     d)активную и пассивную

6.Основательное  изучение материала, при котором  учащиеся всегда могут воспроизвести  его в памяти – это дидактический  принцип:

     a)наглядности

     b)системности

     c)прочности

     d)научности 

Введение

     В сложном и  динамичном  образовательном  процессе  педагогу приходится  решать  бесчисленное множество типовых  и оригинальных педагогических задач, которые всегда являются задачами социального  управления,  поскольку обращены к всестороннему развитию личности.  Как правило, задачи эти со многими  неизвестными, со сложным  и  вариативным  составом исходных данных и возможных  решений. Чтобы уверенно прогнозировать искомый результат,  принимать  безошибочные  научно обоснованные решения,  педагог должен профессионально  владеть методами педагогической деятельности.

     Педагогическим  процессом называется развивающееся  взаимодействие воспитателей и воспитуемых, направленное на достижение заданной цели и приводящее к заранее намеченному  изменению состояния, преобразованию свойств и качеств воспитуемых. Иными словами, педагогический процесс  – это процесс, в котором социальный опыт трансформируется в качества формируемого человека (личности). Данный процесс  представляет собой не механическое соединение процессов воспитания, обучения и развития, а новое качественное образование. Целостность, общность и  единство, – главные характеристики педагогического процесса.

     Психолого-педагогические методы играют очень важную роль в  работе с воспитуемыми, так как направлены на конкретную личность и, как правило, строго персонифицированы и индивидуальны.

     Главной их особенностью является обращение к внутреннему миру человека, его личности, интеллекту, чувствам, образам и поведению с тем, чтобы направить внутренний потенциал человека на решение конкретных задач. 

Методы, приемы, средства организации  и управления педагогическим процессом

     Под методами  осуществления  целостного педагогического процесса следует  понимать способы  профессионального  взаимодействия педагога  и учащихся с целью решения образовательно-воспитательных задач. Отражая двуединый характер педагогического процесса, методы являются одним из тех механизмов, которые  обеспечивают взаимодействие воспитателя  и воспитанников. Это взаимодействие строится не на паритетных началах,  а при ведущей и направляющей роли учителя,  который выступает  руководителем и организатором  педагогически целесообразной жизни  и деятельности учащихся.

     Метод осуществления педагогического  процесса расчленяется на  составляющие его элементы (части, детали), которые  называются методическими приемами.  По отношению к методу приемы носят  частный подчиненный характер.  Они не имеют самостоятельной  педагогической задачи,  а подчиняются  той задаче, которую преследует данный метод. Одни и те же методические приемы могут быть использованы в разных методах.  И наоборот, один и тот  же метод у разных учителей может  включать различные приемы.

     Методы  осуществления педагогического  процесса и методические приемы тесно связаны между собой, могут совершать взаимопереходы, заменять друг друга в конкретных педагогических ситуациях.  В одних обстоятельствах метод выступает как самостоятельный путь решения педагогической задачи,  в других - как прием, имеющий частное назначение.  Беседа, например, является одним из основных методов формирования сознания,  взглядов и убеждений. В то же время она может стать одним из основных методических приемов, используемых на различных этапах реализации метода приучения.

     Таким образом,  метод включает в себя ряд приемов, но сам он не является их простой суммой.  Приемы в то же  время  определяют своеобразие  методов работы учителя,  придают индивидуальность манере его педагогической деятельности.  Кроме того, используя разнообразные приемы, можно обойти или сгладить сложности динамичного учебно-воспитательного процесса.

     В современной  дидактике  все  многообразие методов обучения сведено в три  основные группы:

     1.Методы  организации учебно-познавательной  деятельности.  К  ним относятся  словесные, наглядные и практические, репродуктивные  и проблемно-поисковые,  индуктивные и дедуктивные методы  обучения.

     2.Методы  стимулирования и  мотивации   учебно-познавательной деятельности: познавательные игры, учебные дискуссии  и прочие.

     3.Методы  контроля (устный,  письменный, лабораторный) и самоконтроля в процессе  обучения.

     Средства  обучения взаимосвязаны со всеми компонентами дидактической системы. Для того чтобы быть задействованными в функционирующей дидактической системе средства обучения должны быть, прежде всего, взаимосвязаны с компонентами дидактического базиса, то есть с педагогом и его деятельностью, с учащимся и его деятельностью, с содержанием образования. Это реализуется посредством вовлечения компонентов педагогической коммуникации (педагогической надстройки), к которым, кроме средств обучения, относятся формы организации обучения, методы обучения и воспитания. Направленность функционирования дидактической системы задается целью и корректируется результатом, что позволяет назвать их системоориентирующими компонентами.

     С педагогической точки зрения взаимосвязи  средств обучения с остальными компонентами отличаются следующими характерными, наиболее значимыми, особенностями: а) для педагога средства обучения - инструмент педагогического труда, позволяющий усилить реализацию его функций; б) для учащихся средства обучения - средство познания и одно из средств реализации учебных функций; в) по отношению к содержанию образования средства обучения - способ передачи содержания и организации его усвоения; г) по отношению к методам учебно-воспитательного процесса и формам организации обучения средства обучения - способ их разнообразия и совершенствования, один из вариантов разработки и применения новых сочетаний компонентов педагогической коммуникации; д) по отношению к средствам обучения цель играет общую ориентирующую роль при их создании и применении, при этом средства обучения должны взаимосодействовать достижению результата, который, в свою очередь, может определятся с их помощью.

     Применение  каждого метода обучения обычно сопровождается приемами и средствами. При этом прием обучения выступает лишь элементом, составной частью метода обучения, а средствами обучения (педагогические средства) являются все те материалы, с помощью которых преподаватель  осуществляет обучающее воздействие (учебный процесс).

     Между различными методами существует  органическая  взаимосвязь и взаимопроникновение. Руководствуясь принципом оптимальности  при выборе методов,  педагогу необходимо исходить из того,  что  каждый метод  ориентирован на решение определенного круга педагогических задач,  но при этом косвенно способствует решению и других, но не в той мере, в какой эти другие задачи могут быть решены с помощью иных методов.  Отсюда вытекает необходимость оценки  возможностей каждого  метода,  знания  его сильных и слабых сторон и выбора на этой основе их оптимальных сочетаний.

     В практической деятельности учитель,  выбирая методы педагогической деятельности, обычно руководствуется целями воспитания и его содержанием. Исходя из конкретной педагогической задачи, учитель сам  решает,  какие методы взять себе на вооружение. Будет ли это показ  трудового умения,  положительный  пример или упражнение, зависит от многих факторов и условий,  и в каждом из них  педагог отдает предпочтение тому методу,  который считает наиболее приемлемым в данной ситуации.

     Метод сам по себе не может быть ни хорош,  ни плох. В основу педагогического  процесса кладутся не сами методы,  а их  система.

     Методы  педагогической деятельности, при помощи которых достигаются ожидаемые  результаты,  оставаясь  принципиально  одинаковыми, бесконечно варьируются  в зависимости от множества обстоятельств  и условий протекания педагогического  процесса.  Педагогическое мастерство приходит только к тому учителю, который  находит оптимальное соответствие методов закономерностям возрастного  и  индивидуального  развития учащихся.  Будучи очень гибким и тонким инструментом прикосновения к личности, метод  педагогической деятельности вместе с  тем всегда обращен к коллективу,  используется с учетом его динамики,  зрелости, организованности. На известном  уровне его развития наиболее продуктивным способом педагогического воздействия является решительное,  неукоснительное требование, но неуместными будут лекция или диспут.

     Таким образом,  выбор методов педагогической деятельности не есть произвольный акт.  Он подчиняется ряду закономерностей  и зависимостей,  среди которых  первостепенное значение имеют  цели  и конкретные  образовательно-воспитательные  задачи,  содержание  и принципы, уровень подготовленности класса и  его развитие как коллектива,  возрастные и индивидуальные особенности  учащихся,  особенности личности самого педагога. 
 

       
 

Заключение

     В процессе учебной деятельности учителю необходимо ориентироваться не на отдельные методы обучения, а на их систему, обеспечивая научно обоснованный выбор целей, отбор, содержания, средств организации деятельности учащихся, создание благоприятных условий и анализ учебного процесса.

     Целесообразно рассматривать каждый метод, принцип и их систему как рекомендации о воплощении в жизнь системы основных законов и стратегических целей, составляющих ядро современной концепции школьного образования (всестороннее гармоничное развитие личности, индивидуальности школьника, деятельностный и личностный подходы, единство обучения и воспитания, оптимизация учебного процесса).

     Учитель должен видеть противоположные стороны, сопряженные, взаимодействующие элементы педагогического процесса (овладение  знаниями и развитие, элементаризм и системность в знаниях, соотношение  абстрактного и конкретного) и умело  регулировать их взаимодействие, опираясь на законы и принципы обучения и добиваясь гармоничного педагогического процесса.

Информация о работе Методы, приемы, средства организации и управления педагогическим процессом